Мировое Древо как отражение единства жизни.
план-конспект урока по мхк (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по МХК в 7 классе.
«Мировое Древо как отражение единства мира».
Урок разработан учителем
русского языка, литературы и МХК
ГБОУ СКОШИ №31 г. Москва
Дворкиной А.В.
Цели: дать уч-ся понятие «Мировое Древо», как отражение единства мира;
рассказать о разнообразии Мирового Древа по представлению
народов мира:
развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных
способностей личности школьника, освоение им методов и способов
эстетического и художественного познания мира средствами
искусства;
воспитывать художественно-эстетический вкус; потребности
в освоении ценностей мировой культуры.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Введение в тему. Беседа «Мировое Древо как отражение единства мира».
Учитель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с понятием «Мировое Древо».
Язык искусства универсален, а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира. Для него не существует и временных барьеров. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле.
Одним из ключевых образов искусства выступает «Мировое Древо», воплотившее универсальную концепцию многих народов о пространстве Вселенной. Этот образ нашел свое отражение в произведениях устного народного творчества разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства (в живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного творчества).
Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии. (Слайд 2-4.)
Мировое древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «осью», воплощает стержневое начало его строения. Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол)и верхнюю (ветви). Верхняя часть дерева ассоциируется с небесным царством, средняя – с землей, а нижняя – с подземным царством. С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трёх природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трёх частей человеческого тела (голова, туловище, ноги). С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) – копытные: олени, лоси, коровы, лошади, а с нижней (корнями) – земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы. (Слайд 5-6.)
Символами, близкими Мировому Древу, у разных народов являются Мировая Гора (Меру, Куньлунь, Тайшань и т.п.), Мировой Столп (храм, колонна, крест, лестница и т.п.).
Сообщение уч-ся: В индийском эпосе "Махабхарате" Меру - это горная страна с вершинами до самого неба, где главная вершина именуется Мандара. "На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру. Рай великого бога Индры располагался на ее вершине. С этих гор ниспадают великие реки, текущие в золотых руслах. У подножия Меру - "обители богов находится Молочный океан, а перед великими горами Меру раскинулось песчаное море.
"Махабхарата" так описывает гору Меру: "Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода - день, полгода - ночь, одна ночь и один день вместе равны году. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Шветадвипа ("Светозарный Белый остров") . Эта страна описывается, как: "страна вечного счастья", "повсюду стада антилоп и стаи птиц", "племя не знает ни болезней, ни слабости возраста", "уйдя туда, вновь в этот мир не приходят", "на подступах у гор Меру лежит пустыня, область мрака, где грифы стерегут золото". Это - "Земля избранных", "Земля святых", "Земля блаженных". (Слайд 7.)
Сообщение уч-ся: В древнескандинавской космогонии рассказывается о знаменитом ясене Иггдрасиле, Древе Вселенной. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хеля, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Ётунхейму, царству великанов, и Мидгарду — земле, обители людей. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Вальгалле — высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как три сестры-пророчицы, владычицы судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью. Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей. (Слайд 8.)
Учитель: Еще один вариант Древа Жизни, египетский. Из Древа вырастает Женщина, возможно Исида, которая сама и является Древом. Она одаривает Дарами. В полном соответсвии с матриархальными убеждениями - есть только Мать Материя, Исида, она и порождает Жизнь. (Слайд 9.)
Учитель: Древо Бодхи – это Мировое Древо приверженцев буддизма.
Под этим деревом на Шакьямуни снизошло бодхи (просветление) и
Шакьямуни стал Буддой. Дерево Бодхи является одним из важнейших
символов буддизма. Термин «бодхи» - основа многих сложных слов, которые обозначают объекты, вблизи которых Будда достиг духовного просветления: «дерево бодхи», «сидение бодхи», «почва бодхи» и т.д. Все направления буддизма признают 7 основных характеристик бодхи («членов бодхи»): раздумчивость, мужественность, изучение дхармы, восторженность, сосредоточенность, спокойствие и невозмутимость.(Слайд 10.)
Сообщение уч-ся: Вселенная — йок каб (буквально: над землей) — представлялась древним майя в виде расположенных друг над другом миров. Прямо над землей находилось тринадцать небес, или тринадцать «небесных слоев», а под землей скрывались девять «подземных миров», составлявших преисподнюю.
В центре земли возвышалось «Первоначальное дерево». По четырем углам, строго соответствовавшим странам света, росли четыре «мировых дерева». На Востоке — красное, символизирующее цвет утренней зари. На Севере — белое; быть может, в памяти людей сохранился когда-то виденный их предками, пришедшими с севера, белый цвет снега? Черное дерево — цвет ночи — стояло на Западе, а на Юге росло желтое — оно символизировало цвет солнца.
В прохладной тени «Первоначального дерева» — оно было зеленым — разместился рай. Сюда попадали души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого тропического зноя и насладиться обильной пищей, покоем и весельем. (Слайд 11.)
Сообщение уч-ся: По представлениям нанайцев, живущих в низовьях Амура, именно на Мировом Древе нашёл первый шаман свои ритуальные предметы, необходимые для обрядовой практики.
У каждого якутского шамана было «своё» конкретное дерево в реальном мире, предназначенное лично ему духами. Это земное соответствие Мирового Древа. Обод бубна шаман вырезал только из своего дерева, но так, чтобы оно не погибло, поскольку и жизнь, и сила шамана тесно связаны с этим деревом. У кетского шамана в чуме обязательно стояло подобие Мирового Древа, оно же было и его собственным жертвенным деревом. Если его сломать, шаман умрёт или потеряет силу. У хантов рукоятка шаманского бубна понималась как символ Мирового Древа. (Слайд 12.)
Учитель: Есть карельская легенда о священном «Мировом Древе» - Ели, якобы посаженной северными волхвами ещё в XIV веке на острове Шуя (в настоящее время – остров Троица), что на Охте.
В середине XV века преподобным Кассианом Муезерским, прибывшим в этот район с Соловецкого монастыря, был основан, не сохранившийся до наших дней, мужской монастырь, а в1602 году возведена церковь Николая Чудотворца и сейчас находящаяся в прекрасном состоянии. До сих пор, соседствующие рядом, Православная церковь и огромное, до четырех метров в обхвате, языческое «Древо» представляют собой уникальную страницу историко-культурного прошлого Карелии. (Слайд 13.)
Свои представления о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев (1826-1871) в книге «Древо жизни» говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Это было наиболее почитаемое дерево. Сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан), среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила.
У славян оно занимает своеобразный центр священного пространства, составляя его своеобразную ось. В Древней Руси оно непременно изображалось с солнцем и месяцем по обе стороны от него. И наиболее архаических обрядах «ось» воспроизводилась воздвижением столба с колесом (солнцем) над ним, иногда добавлялось и изображение месяца.
Чаще всего священными считались старые деревья, с наростами, дуплами, выступающими из-под земли корнями или расщепленными стволами, а также имевшие два или три ствола, выросшие из одного корня. Между стволами таких деревьев пролезали больные, протаскивали больных детей в надежде на выздоровление. Об одном таком дереве сохранились сведения середины 16 века: «Было некогда в Пошехонском пределе (Ярославской губернии) при реках Ияре и Уломе… дерево, зовомое рябиною. Люди же, для получения здравия, сквозь оное дерево пронимали детей своих, иные же, совершенного возраста и сами пролазили и получали исцеление».
Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. В частности до сей поры до нас дошла традиция устанавливать на Новый Год ёлку. Сейчас никто не задумывается - зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки - именно образ Центра или Оси Мироздания. В каком-то смысле - это идол Священного Древа Мира. (Слайд 14 )
ИТАК:
Дерево Жизни или Мировое Дерево воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть Древом Познания, Древом Плодородия, Древом Желания, Древом Восхождения - с земли на небо, или в подземный мир. Дерево Жизни играет организующую роль в любой древней мифологической системе, являясь своего рода системой координат, в которую вписываются остальные компоненты или их символы. (Слайд 15.)
Читает ученик.
К.Бальмонт
Под старым дубом я сидел.
Кругом тепло, светло.
А старый дуб гудел и пел.
Я заглянул в дупло.
Там был пчелиный дикий рой.
Они жужжат, поют
Красавец леса вековой
Минутный дал приют.
Не также ль мы жужжим, поем
В пещерах мировых?
В дуплистом Небе, круговом.
Поем судьбе свой стих,
Но нас не слышит Игдразиль
Таинственных судеб.
Мы в мед сольем цветную пыль,
Но мед наш сложим в склеп.
И лишь в глубокий час ночей,
Когда так вещи сны,
Узор звездящихся ветвей
Нам светит с вышины.
Домашнее задание: параграф 2.2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО 6класс"Мировое древо"
Познакомить учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирование навыков: Графического изображения Применение на практике навыков изображения животных и растений. Совершенствовать с...
Мастер - класс "Свадебные куклы.Мировое древо"
В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол – мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях его называли Мировым древом. Рож...
Мировое Древо как отражение единства жизни.
7 класс МХК презентация урока...
Презентация и конспект урока по теме "Мировое древо"
здесь представлена методическая разработка к уроку изобразительного искусства по теме "Мировое древо"...
Методические разработки занятий на тему "Символы христианства"," Я в мире", " Очаг как отражение уклада жизни россиян"
Методические разработки для внеурочной деятельности учителя направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности....
Презентация к занятию по декоративно – прикладному искусству «Мировое древо»
Цель: Создание условий для понимания детьми целостной художественной картины мира мировозрения в народном – крестьянском – прикладном искусствеЗадачиОсознание древних корней...
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе "Мировое древо"
Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса общеобразовательной школы. Учащиеся изучат устройство мирового древа ( нижний, средний, верхний мир), образы мирового древа у различных н...