Проектный модуль по физике по теме "Плавание тел" в 7 классе.
проект по физике (7 класс)
Данный материал позволяет организовать проектную деятельность учащихся по физике в 7 классе при изучении темы "Плавание тел". Материал рассчитан на 5 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектный модуль по физике для 7 класса. Тема "Плавание тел" | 616.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный модуль
Проект по физике в 7 классе по теме «Всплывёт или утонет?»
Данный проект нацелен на изучение темы «Плавание тел».
2. Раздел учебной программы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
3. Количество учебных часов: 5.
4. Планируемые результаты модуля:
Предметные:
- владение экспериментальными методами исследования: условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды;
- владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы Архимеда, силы тяжести на основании использования законов физики.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: Связь нового материала с ранее изученным, понимание связи физики с другими науками (историей, литературой, армией, флотом, жизнью), выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
- Познавательные УУД: умение находить информацию в Интернет, периодической печати; умение выделять главное из материала большого объёма, формулировать познавательную цель работы.
Личностные: отрабатываются навыки проектной деятельности, навыки работы с компьютером, создание презентаций и буклета.
5. Предметное содержание модуля
Проектный модуль продолжает изучение темы «Архимедова сила», является частью раздела программы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». В ходе выполнения проекта учащиеся знакомятся с условиями плавания тел. На основе теории и эксперимента выясняются условия плавания судов, воздухоплавания, шаров, подводной лодки, возможностью плавания живых организмов.
При работе над проектом существенно расширяются знания учащихся по теме «Условия плавания тел», осуществляется межпредметная связь с биологией, литературой, историей. При работе над проектом учащиеся убеждаются в том, что физика тесно связана с жизнью и полученные на уроках знания имеют большое практическое применение.
6. Проблема проекта:
Мы все в детстве слышали и рассказывали стихотворение:
«Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
-Тихо, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.» А почему?
Если я брошу в речку камень, то он сразу утонет.
(Опыт с виноградиной и газированной водой – артезианский водолаз) Почему всплывает ягода?
7. Ожидаемый проектный продукт: отчёт о работе, буклет «Полезные советы», Презентации по разделам «Плавание судов», «Воздухоплавание» или учебный фильм «Условия плавания тел».
Учащиеся в своих группах выполняют работы:
- Теоретики – формулы выталкивающей силы, силы тяжести, изучение работы Архимеда «О плавающих телах» - (отчёт, сообщение)
- Исследователи – опыты с твёрдыми телами (свежесть яйца, плавание различных тел работа с таблицами плотностей) и жидкостями (вода, масло) - (презентация, отчёт)
- Моряки - изучают материал о плавании судов: особенности плавания судов, из истории. (презентация, кораблики из пластилина и фольги)
- Аэронавты- изучают материал о воздухоплавании - (отчёт, презентация, шарики с воздухом и гелием)
- Биологи - изучают материал об особенностях плавания рыб, китов и т.д.- (отчёт, презентация)
Помимо работы групп 1-2 человека оформляют общую презентацию или фильм и буклет «Плавание судов и воздухоплавание).
8. Организация деятельности в рамках модуля (см. таблицу №1)
Таблица №1
Описание деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов в проектном модуле
Фазы П\Д | Этапы П\Д | № уроков | Цели урока | Продукт урока | Средства (дидактические, материальные, технические) | Д\З | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
Проектирование | Актуализация Проблематизация Целеполагание | 1 | - Отработка умения решать дифференцированных комплексных задач на применение закона Архимеда, вычисление архимедовой силы; - формирование понятий «плавание тел», «условия плавания тел» | - определить проблему проекта: почему тела могут вести себя по-разному; - Определение задач проекта; - выявление способов решения проблемы; - выдвижение гипотезы исследования. | - Мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированн-ного подхода (для работы с ПК, подбора различной информации) | Решённые задачи на закон Архимеда. Теоретически обоснованая проблема исследования. Сформулированная цель проекта. Класс разделён на группы по интересам:
| Компьютер, м/м проектор. Карточки с задачами для вычисления Архимедовой силы; Презентация или плакат (с проблемой). Таблицы плотностей. Лист Интернет-ресурсов. Виноградина, вода, минеральная вода с газом (для проблемы) Лист ватмана для постановки цели и задач, маркеры. | Повторить темы «Плотность», «Сила тяжести», «Архимедова сила» §22, 26, 49. Начать подборку материалов по теме проекта из различных источников. |
Концептуализация Моделирование Планирование | 2 | - Формировать у учащихся способность объяснить физическое явление: плавание тел через лабораторную работу №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» и умение экспериментально исследовать зависимость плавания тел от силы тяжести и архимедовой силы. | - Самооценка своих потребностей в приобретении знаний по теме. - Пополнение опыта самостоятельного приобретения знаний через практическую работу. - Умение планировать деятельность в группе; распределение ролей. - Формировать умение находить решения проблем поискового характера. | - Умение работать в парах, развивать коммуникативные качества, формировать умение проводить мини-эксперимент, делать выводы. - Мотивация работы в группах для выполнения проекта. Уточнение и формулировка собственной задачи каждым учеником. | Отчёт по лабораторной работе. Лист самооценки. Планы работы групп. Повышенный уровень мотивации для выполнения проекта. | Лабораторное оборудование для лаб.работы, пробирки с песком. Листы самооценки (заготовка). Схема дневника проекта. Ватман и фломастеры на каждую группу для построения плана. Карточки с вопросами для групп. | § 50, Начать работу в дневнике проекта группы. Подбор материалов из Интернет и других источников каждой группой по вопросам:
| |
Реализация. Социализация (представление) | Реализация | 3 | - Проверить знания учащихся по теме в форме теста. - Использовать полученные знания о плавании тел в жидкости для объяснения плавания судов и воздухоплавания | - Выделение главного из большого объёма материала. Конструирование логической схемы выводов | - Продолжить формирование навыков самостоятельности в приобретении практических умений и получении новых знаний. - Обмен информацией между участниками группы. | Информация, полученная группами оформлена в виде отдельных слайдов презентаций. Плакат об условиях плавания тел. Оценка промежуточных результатов | Компьютеры, м/м проектор, принтер. Карточки с тестом по теме «Плавание тел» на 5 минут. Схемы, рисунки, слайды. | Поиск информации по групповым заданиям. Подбор картинок, материалов для презентации. Дополнение дневника проекта. |
4 | -Систематизация полученных данных об условиях плавания тел и применении этих знаний для объяснения взаимосвязи с практическим применением. -Решение качественных и расчётных задач по теме «Плавание тел» | - Создание запланированного проектного продукта в группах на основе самостоятельно полученной информации. Делать выводы и умозаключения на основе обсуждения в группе. - Обобщение всех выводов, полученных каждой группой и их обсуждение. | Самооценка работы в группе. - Умение экспериментально показать и доказать выполнение условий плавания тел в жизни. | Почти готовые презентации. Готовый буклет по теме «Плавание тел» Решённые качественные и расчётные задачи.Оценка. | Компьютеры, м/м проектор, принтер. Индивидуальные карточки с качественными задачами по теме дифференцированного характера. | Дополнение дневника проекта. Подготовка материалов к защите проектов. Повторить §50 Видеоролик. | ||
Социализация Оценка Рефлексия | 5 | Обобщение знаний о плавании тел. | - Оценка качества проектного продукта и рефлексия всеми участниками своих действий и действий товарищей. - Осмысление содержания проекта. - Оценка гипотезы проекта. Коррекция ошибок в дальнейшем. | Самоконтроль и оценка своей деятельности в результате работы над проектом. | Готовые презентации. Буклет. Дневник проекта. Оценка результатов | Компьютер, м/м проектор. | Доработка дневника проекта к сдаче с рефлексией каждого. | |
Оценка. Рефлексия. |
Приложения
Проблемные вопросы группам:
- Почему не тонут рыбы?
- Почему не тонет корабль?
- Как взлететь на воздушном шаре?
- Работа «Архимеда о плавающих телах» что объясняет?
- Как проверить свежесть яйца?
- Почему нельзя тушить горящий бензин водой?
Список Интернет-ресурсов http://www.diagram.com.ua/tests/fizika/index.shtml#3 опыты по физике http://uchifiziku.ru/category/mexanika/ учи физику http://class-fizika.spb.ru/index.php/opit/693-op-plav3 классная физика http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/2448-2013-03-02-20-53-23.html занимательные опыты по физике http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml опыты http://femto.com.ua/ физическая энциклопедия |
Задачи по теме «Архимедова сила)
- Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде 13 Н. Определите плотность фарфора. (Отв.2300 кг/м3 )
- Вес стеклянного изделия в воздухе равен 25 Н, а в воде 15 Н. Определите плотность стекла. (Отв.2500 кг/м3)
- С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800г, при его полном погружении в воду? (ρдер.=800 кг/м3) (Отв. 80 Н)
- Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 0,5 м3, находящийся в воде. (Отв. 5000 Н)
- Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н? (Отв. 20 Н)
- С какой силой выталкивается кусок парафина массой 900г при его полном погружении в воду? (ρпараф.= 900 кг/м3) (Отв.10 Н)
- С какой силой выталкивается кусок льда массой 18 кг при его полном погружении в воду? (ρльда= 900 кг/м3) (Отв. 200 Н)
- С какой силой выталкивается кусок льда массой 9 кг при его полном погружении в воду? (ρльда= 900 кг/м3) (Отв. 100 Н)
- Определите выталкивающую силу, действующую на брусок объемом 0,7 м3, находящийся в воде. (отв.7000 Н)
Условия плавания тел | ||||
Поведение тела | Соотношения между силами | Соотношения между плотностями | ||
Словесная запись | FT ? FA? | Словесная запись | ρТ ? ρж | |
Тело тонет, | Сила тяжести больше архимедовой силы. | FT > FA | Плотность тела больше плотности жидкости | ρТ > ρж |
Тело плавает, если... | Сила тяжести меньше архимедовой силы. | FT < FA | Плотность тела меньше плотности жидкости | ρТ < ρж |
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... | Сила тяжести равна архимедовой силе. | FT = FA | Плотность тела равна плотности жидкости | ρТ = ρж |
Лист самооценки
Лучше всего я понял | Я не очень хорошо понял: | Больше всего я хочу знать: | Мне для этого нужно: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модули по физике 10 класс
Для реализации блочно-модульной технологии весь материал курса физики 10 класса разбивается на модули: Кинематика, Динамика, Законы сохранения. Молекулярно-кинетическая теоория. Термодинамик. Электрод...
КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»
Повторительно-обобшаюший урок по теме: Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.Цель урока: 1) Закрепить усвоение учащимися изученного материала2)...
Проектный модуль рабочей программы по математике (ФГОС) 5 класс
Проектный модуль по математике для рабочей программы. Разработана по всем требованиям ФГОС....
Проектный модуль по английскому языку на тему: "Save endangered animals!" 5 класс
Данный материал содержит методическую разработку проектного модуля для обучающихся 5 классов, проходящих обучение по УМК "Английский в Фокусе" "Просвещение"...
Проектный модуль по информатике в 5 классе "В мире кодов"
Данный проектный модуль рассчитан на учащихся 5 класса по теме «В мире кодов», 6 часов. В начале проекта учащиеся познакомятся с основными понятиями раздела: «код», «кодирование» и «декодирование»; ра...
Первый урок к проектному модулю в 6 классе к УМК "Spotlight" Ваулина Ю.Е., Дули Дж. и др по теме "Русская национальная кухня в Нижнем Новгороде"
Первый урок по проектному модулю по теме "Русская национальная кухня" для учащихся 6 класса....
Методическая разработка: ПРОЕКТНЫЙ МОДУЛЬ В ПРОГРАММЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
В материале представлена рабочая программа модуля работы над проектами в рамках изучения технологии в 7 классе. Особенностью программы является то, что овладение учащимися обязательным минимумом содер...