Проектный модуль по физике по теме "Плавание тел" в 7 классе.
проект по физике (7 класс)

Новосёлова Валентина Павловна

Данный материал позволяет организовать проектную деятельность учащихся по физике в 7 классе при изучении темы "Плавание тел". Материал рассчитан на 5 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный модульPE03255_

Проект  по физике в 7 классе по теме «Всплывёт или утонет?»

Данный проект нацелен на изучение темы «Плавание тел».

2. Раздел учебной программы   «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

3. Количество учебных часов: 5.

4. Планируемые результаты модуля:

Предметные:

  • владение экспериментальными методами исследования: условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды;
  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы Архимеда, силы тяжести на основании использования законов физики.

Метапредметные:

- Регулятивные УУД:  Связь нового материала с ранее изученным, понимание связи физики с другими науками (историей, литературой, армией, флотом, жизнью), выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации,

- Познавательные УУД: умение находить информацию в Интернет, периодической печати; умение выделять главное из материала большого объёма, формулировать познавательную цель работы.

 

Личностные: отрабатываются навыки проектной деятельности, навыки работы с компьютером, создание презентаций и буклета.

5. Предметное содержание модуля 

Проектный модуль  продолжает изучение темы «Архимедова сила», является частью раздела программы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».  В ходе выполнения проекта учащиеся знакомятся  с условиями плавания тел. На основе теории и эксперимента  выясняются условия плавания судов, воздухоплавания, шаров, подводной лодки, возможностью плавания живых организмов.

При работе над проектом существенно расширяются знания учащихся по теме «Условия плавания тел», осуществляется межпредметная связь с биологией, литературой, историей. При работе над проектом учащиеся убеждаются в том, что физика тесно связана с жизнью и полученные на уроках знания имеют большое практическое применение.

6. Проблема проекта:

Мы все в детстве слышали и рассказывали стихотворение:

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

-Тихо, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.»  А почему?

Если я брошу в речку камень, то он сразу утонет.

(Опыт с виноградиной и газированной водой – артезианский водолаз) Почему всплывает ягода?

Виноградная подводная лодка http://www.tumencev.pp.ua/uploads/2011/09/uronila-tanya-machik.jpg

7. Ожидаемый проектный продукт: отчёт  о работе, буклет «Полезные советы»,  Презентации по разделам «Плавание судов», «Воздухоплавание» или   учебный фильм «Условия плавания тел».

Учащиеся в своих группах выполняют работы:

  • Теоретики – формулы выталкивающей силы, силы тяжести, изучение работы Архимеда «О плавающих телах» - (отчёт, сообщение)
  • Исследователи – опыты с твёрдыми телами (свежесть яйца, плавание различных тел работа с таблицами плотностей) и жидкостями (вода, масло) - (презентация, отчёт)
  • Моряки - изучают материал о плавании судов: особенности плавания судов, из истории. (презентация, кораблики из пластилина и фольги)
  • Аэронавты- изучают материал о воздухоплавании - (отчёт, презентация, шарики с воздухом и гелием)
  • Биологи - изучают материал об особенностях плавания рыб, китов и т.д.- (отчёт, презентация)

Помимо работы групп 1-2 человека оформляют общую презентацию или фильм и буклет «Плавание судов и воздухоплавание).

8. Организация деятельности в рамках модуля  (см. таблицу №1)

Таблица №1

Описание деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов  в проектном модуле

Фазы

П\Д

Этапы П\Д

№ уроков

 Цели урока

Продукт урока

Средства (дидактические, материальные, технические) 

Д\З

предметные

метапредметные

личностные

Проектирование

Актуализация

Проблематизация

Целеполагание

1

- Отработка умения решать дифференцированных комплексных  задач на применение закона Архимеда, вычисление архимедовой силы;

- формирование понятий «плавание тел», «условия плавания тел»

- определить проблему проекта: почему тела могут вести себя по-разному;

- Определение задач проекта;

- выявление способов решения проблемы;

- выдвижение гипотезы исследования.

- Мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированн-ного подхода (для работы с ПК, подбора различной информации)

Решённые задачи на закон Архимеда.

Теоретически обоснованая  проблема исследования.

Сформулированная цель проекта.

Класс разделён на группы по интересам:

  • Теоретики;
  • Исследователи;
  • Моряки;
  • Аэронавты;
  • Биологи

Компьютер, м/м проектор.

Карточки с задачами для вычисления Архимедовой силы;

Презентация или плакат (с проблемой).

Таблицы плотностей.

Лист Интернет-ресурсов.

Виноградина, вода, минеральная вода с газом (для проблемы)

Лист ватмана для постановки цели и задач, маркеры.

Повторить темы «Плотность», «Сила тяжести», «Архимедова сила»

§22, 26, 49.

Начать подборку материалов по теме проекта  из различных источников.

Концептуализация

Моделирование

Планирование

2

- Формировать у учащихся  способность объяснить физическое явление: плавание тел через лабораторную работу  №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» и умение экспериментально исследовать зависимость плавания тел от силы тяжести и архимедовой силы.

- Самооценка своих потребностей в приобретении знаний по теме.

- Пополнение опыта самостоятельного приобретения знаний через практическую работу.

- Умение планировать деятельность в группе; распределение ролей.

- Формировать умение находить решения проблем поискового характера.

- Умение работать в парах, развивать коммуникативные качества, формировать умение проводить мини-эксперимент, делать выводы.

- Мотивация работы в группах для выполнения проекта.

Уточнение и формулировка собственной задачи каждым учеником.

Отчёт по лабораторной работе.

Лист самооценки.

Планы работы групп.

Повышенный уровень мотивации для выполнения проекта.

Лабораторное оборудование для лаб.работы, пробирки с песком.

Листы самооценки (заготовка).

Схема дневника проекта.

Ватман и фломастеры на каждую группу для построения плана.

Карточки с вопросами для групп.

§ 50,

Начать работу в дневнике проекта группы.

Подбор материалов из Интернет и других источников каждой группой по вопросам:

  1. Почему не тонут рыбы?
  2. Почему не тонет корабль?
  3. Как взлететь на воздушном шаре?
  4. Работа «Архимеда о плавающих телах» что объясняет?
  5. Как проверить свежесть яйца?
  6. Почему нельзя тушить горящий бензин водой?

Реализация. Социализация (представление)

Реализация

3

- Проверить знания учащихся по теме в форме теста.

- Использовать полученные знания о плавании тел в жидкости  для объяснения плавания судов и воздухоплавания  

- Выделение главного из большого объёма материала. Конструирование логической схемы выводов

- Продолжить формирование навыков самостоятельности в  приобретении практических умений и получении новых знаний.

- Обмен информацией между участниками группы.

Информация, полученная группами оформлена в виде отдельных слайдов презентаций.

Плакат об условиях плавания тел. Оценка промежуточных результатов

Компьютеры, м/м проектор, принтер.

Карточки с тестом по теме «Плавание тел» на 5 минут.

Схемы, рисунки, слайды.

Поиск информации по групповым заданиям.

Подбор картинок, материалов для  презентации.

Дополнение дневника проекта.

4

-Систематизация полученных данных об условиях плавания тел и применении этих знаний для объяснения взаимосвязи с практическим применением.

-Решение качественных и расчётных  задач по теме «Плавание тел»

- Создание запланированного проектного продукта в группах на основе самостоятельно полученной информации. Делать выводы и умозаключения на основе обсуждения в группе.

- Обобщение всех выводов, полученных каждой группой и их обсуждение.

Самооценка работы в группе.

- Умение экспериментально показать и доказать выполнение условий плавания тел в жизни.  

Почти готовые презентации.

Готовый буклет по теме «Плавание тел»

Решённые качественные и расчётные задачи.Оценка.

Компьютеры, м/м проектор, принтер.

Индивидуальные карточки с качественными задачами по теме дифференцированного характера.

Дополнение дневника проекта.

Подготовка материалов к защите проектов.

Повторить §50

Видеоролик.

Социализация

Оценка

Рефлексия

5

Обобщение знаний о плавании тел.

- Оценка качества проектного продукта и рефлексия всеми участниками своих действий и действий товарищей.

- Осмысление содержания проекта.

- Оценка гипотезы проекта.

Коррекция ошибок в дальнейшем.

Самоконтроль и оценка своей деятельности в результате работы над проектом.

Готовые презентации.

Буклет.

Дневник проекта.

Оценка результатов

Компьютер, м/м проектор.

Доработка дневника проекта к сдаче  с рефлексией каждого.

Оценка. Рефлексия.

        

Приложения

Проблемные вопросы группам:

  1. Почему не тонут рыбы?
  2. Почему не тонет корабль?
  3. Как взлететь на воздушном шаре?
  4. Работа «Архимеда о плавающих телах» что объясняет?
  5. Как проверить свежесть яйца?
  6. Почему нельзя тушить горящий бензин водой?

        

Список Интернет-ресурсов

http://www.diagram.com.ua/tests/fizika/index.shtml#3   опыты по физике

http://uchifiziku.ru/category/mexanika/   учи физику

http://class-fizika.spb.ru/index.php/opit/693-op-plav3  классная физика

http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/2448-2013-03-02-20-53-23.html   занимательные опыты по физике

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml  опыты

http://femto.com.ua/  физическая энциклопедия

Задачи по теме «Архимедова сила)

  1. Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде 13 Н. Определите плотность фарфора.  (Отв.2300 кг/м3 )
  2. Вес стеклянного изделия в воздухе равен 25 Н, а в воде 15 Н. Определите плотность стекла. (Отв.2500 кг/м3)
  3. С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800г, при его полном погружении в воду?    (ρдер.=800 кг/м3) (Отв. 80 Н)
  4. Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 0,5 м3, находящийся в воде. (Отв. 5000 Н)
  5. Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н? (Отв. 20 Н)
  6. С какой силой выталкивается кусок парафина массой 900г при его полном погружении в воду? (ρпараф.= 900 кг/м3) (Отв.10 Н)
  7. С какой силой выталкивается кусок льда массой 18 кг при его полном погружении в воду? (ρльда= 900 кг/м3)   (Отв. 200 Н)
  8. С какой силой выталкивается кусок льда массой 9 кг   при его полном погружении в воду? (ρльда= 900 кг/м3)   (Отв. 100 Н)
  9. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок  объемом 0,7 м3, находящийся в воде. (отв.7000 Н)

Условия плавания тел

Поведение тела

Соотношения  между силами

Соотношения  между плотностями

Словесная запись

FT ? FA?

Словесная запись

ρТ  ?  ρж

Тело тонет,
если...

Сила тяжести больше архимедовой силы.

FT    > FA

Плотность тела больше плотности жидкости

ρТ >   ρж

Тело плавает, если...

Сила тяжести меньше архимедовой силы.

FT  < FA

Плотность тела меньше плотности жидкости

ρТ  <  ρж

Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если...

Сила тяжести равна архимедовой силе.

FT  = FA

Плотность тела равна плотности жидкости

ρТ  = ρж

Лист самооценки

Лучше всего я понял

Я не очень хорошо понял:

Больше всего я хочу знать:

Мне для этого нужно:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модули по физике 10 класс

Для реализации блочно-модульной технологии весь материал курса физики 10 класса разбивается на модули: Кинематика, Динамика, Законы сохранения. Молекулярно-кинетическая теоория. Термодинамик. Электрод...

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»

Повторительно-обобшаюший урок по теме: Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.Цель урока: 1) Закрепить усвоение учащимися изученного материала2)...

Проектный модуль рабочей программы по математике (ФГОС) 5 класс

Проектный модуль по математике для рабочей программы. Разработана по всем требованиям ФГОС....

Проектный модуль по английскому языку на тему: "Save endangered animals!" 5 класс

Данный материал содержит методическую разработку проектного модуля для обучающихся 5 классов, проходящих обучение по УМК "Английский в Фокусе" "Просвещение"...

Проектный модуль по информатике в 5 классе "В мире кодов"

Данный проектный модуль рассчитан на учащихся 5 класса по теме «В мире кодов», 6 часов. В начале проекта учащиеся познакомятся с основными понятиями раздела: «код», «кодирование» и «декодирование»; ра...

Первый урок к проектному модулю в 6 классе к УМК "Spotlight" Ваулина Ю.Е., Дули Дж. и др по теме "Русская национальная кухня в Нижнем Новгороде"

Первый урок по проектному модулю по теме "Русская национальная кухня" для учащихся 6 класса....

Методическая разработка: ПРОЕКТНЫЙ МОДУЛЬ В ПРОГРАММЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

В материале представлена рабочая программа модуля работы над проектами в рамках изучения технологии в 7 классе. Особенностью программы является то, что овладение учащимися обязательным минимумом содер...