Модули по физике 10 класс
учебно-методический материал по физике (10 класс) по теме
Для реализации блочно-модульной технологии весь материал курса физики 10 класса разбивается на модули: Кинематика, Динамика, Законы сохранения. Молекулярно-кинетическая теоория. Термодинамик. Электродинамика.Содержание каждого модуля включает основные знания.умения учащихся, виды работ, тем уроков, домашнее задание. В конце каждого модуля приведена критериальная таблица в баллах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_1_kinematika_tochki._10_klass.docx | 16.31 КБ |
modul_2.dinamika.docx | 17.16 КБ |
modul_4_osnovy_mkt.docx | 15.99 КБ |
modul_5_termodinamika._docx.docx | 15.71 КБ |
modul_6_elektrostatika.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль 1. КИНЕМАТИКА. §3-19. Уроки №1-10. 35 баллов (базовый уровень)
Основные понятия: кинематика, механическое движение, материальная точка, тело отсчета, система отсчета, путь, перемещение, радиус-вектор, равномерное движение, скорость, равноускоренное движение, ускорение, свободное падение, ускорение свободного падения, закон сложения скоростей.
ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ: уравнения прямолинейного равномерного движения, формула скорости равномерного движения, средняя скорость, формула мгновенной скорости равноускоренного движения, ускорение, перемещение при равноускоренном движении, уравнения прямолинейного равноускоренного движения, центростремительное ускорение, период, частота, угловая скорость, связь линейной скорости с периодом и частотой.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:
- Понимать сущность научного познания окружающего мира. Приводить примеры опытов, уметь объяснить их. Формулировать методы научного познания.
- Владеть векторным и координатным способом при решении задач. Применять закон движения тела в координатной и векторной форме.
- Понимать относительность механического движения.
- уметь описывать движение по графикам.
- Знать формулу определения средней скорости и уметь её рассчитывать
- Уметь решать задачи по теме.
- *Вычислять дальность, высоту полёта, угол при баллистическом движении
Темы уроков:
Урок №1. Что изучает физика. Методы познания мира. Наблюдения и опыт. Стр. 3-5. §1,§2
Урок №2. Механическое движение. Виды и его характеристики.§3,§7,8
Урок№3-4. Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного движения. Решение задач.§9,§10.
Урок №5-6. Скорость при неравномерном движении. Относительность движения.Прямолинейное равноускоренное движение. §11-16
*Графический способ нахождения перемещения. Графики зависимости координат тела и проекции скорости от времени. Мгновенное ускорение. Единица ускорения. Тангенциальное и нормальное ускорение. Направление ускорения. Скорость. Графики зависимости скорости и ускорения от времени
Урок №7-8. Свободное падение - частный случай РУПД. Решение задач.Лабораторная работа №1 "Измерение ускорения свободного падения"§17 -18
*Движение тела, брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту
Урок №9. Равномерное движение точки по окружности. Решение задач. Повторительно-обобщающий урок.§19. Стр. 49. Краткие итоги главы 1
Урок №10. Контрольная работа №1 "Кинематика материальной точки"
Задачи: из учебника Упр. 1 (1,2), Упр.2 (1,2), Упр.3 (2,4) Упр. 4 (2,3),
Задачник А.П. Рымкевича №23, 24, 34, 48,51, 57, 61,69, 74, 76
уровень | Теория, семинар | Лабораторная работа | Самостоятельная работа | Задачи | Контрольная работа | итого |
База | 9б | 3б | 3б | 10б | 10б | 35 |
Профиль | 5б | - | - | 10б | 8+7б | 30 |
Предварительный просмотр:
Модуль 2. ДИНАМИКА (8ч – базовый уровень/25ч - профильный уровень)
25 баллов – базовый уровень, 45 баллов – профильный уровень
Основные понятия: динамика, принцип причинности в механике, свободное тело, инерциальные и неинерциальные системы отсчета, материальная точка, инерция, законы Ньютона, сила, принцип суперпозиции сил, инерция, инертность, масса, свойство массы, единица массы, единица силы, сила тяжести, сила всемирного тяготения закон Всемирного тяготения, гравитационная постоянная,, деформация, виды деформации, сила упругости, закон Гука, сила трения, сила трения покоя, вес тела, невесомость, перегрузка.
ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ: 2 закон Ньютона, сила тяжести, закон Всемирного тяготения, закон Гука, сила трения, первая космическая скорость
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ:
- Что вызывает ускорение тел?
- Понимать смысл понятия «сила»
- Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направления.
- Уметь определять равнодействующую сил, приложенных к телу.
- Уметь объяснять опыты на рис. 3.9 и 3.10.
- Четыре типа сил.
- Применять законы Ньютона для решения задач на движение тел.
- * Уметь решать задачи на движение связанных тел и движение под действием сил, направленных под углом друг к другу.
- Понимать роль сил трения. Сила сопротивления при движении тел в жидкостях и газах.
- *Уметь решать задачи при нахождении тел в неинерциальных системах отсчёта.
Темы уроков (базовый уровень):
Урок №1. Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.§22,§24
Урок №2. Понятие силы как меры взаимодействия сил. 2 закон Ньютона.§25,26, 27
Урок№3.Третий закон Ньютона. Решение задач на законы Ньютона.§28,29
Урок №4.Принцип относительности Галилея.§30
Урок №5. Явление тяготения. Закон Всемирного тяготения. §32,33
Урок №6. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес тела. Невесомость и перегрузки.§34,35.
Урок №7. Сила упругости, сила трения - силы электромагнитной природы. Закон Гука. §36-38
Урок№8. Зачет по теме «Законы динамики. Силы в природе». Краткие итоги главы 4
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:
Базовый уровень: Задачи из учебника - Упр.6 (2,3,6); Упр.7(3);
Задачник А.П. Рымкевича №№147,170, 189,188
*Профиль:Упр.7(5, 9,12); Упр.8 (2,3,4, 10,13); Упр.9 (1, 2,);
задачник Парфентьева - № №148, 151, 154, 157, 161, 164, 169, 170, 172, 173
Уровень | Законы Ньютона | Закон Всемирного тяготения | Силы | Самост. работа | Задачи | Зачет | Творческая работа |
базовый | 3б | 2б | 2б | 3б | 8б | 7б | 5 б |
Уровень | Теория | Решение задач | Семинары | Зачет | Контрольная работа | Интеллектуальный продукт | |
профиль | 5б | 20б | 5б | 8б | 7б | 5 б |
Примерные темы творческих работ: Исаак Ньютон, Галилео Галилей, Силы в природе, Законы динамики, Законы Кеплера, Упругие и пластичные тела, Влияние перегрузок и невесомости на организм человека, Силы сопротивления при движении тела в жидкостях и газах, Вязкость жидкости, Неньютоновские жидкости и их аномальность.
Предварительный просмотр:
Модуль 4. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ. (12ч). 40 баллов – базовый уровень
Основные понятия: Макроскопическое тело. Тепловые явления. Тепловое движение молекул. МКТ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Кол-во вещества, один моль; масса одной молекулы, постоянная Авогадро. Относительная молекулярная масса, молярная масса. Диффузия. Броуновское движение. Идеальный газ. Тепловое равновесие. Температура. Абсолютная температура. Изопроцесс. Закон Бойля-Мариотта. Закон Гей-Люссака. Закон Шарля. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Критическая температура. Парциальное давление водяного пара. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ: Количество вещества. Число молекул, относительная атомная масса. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона, уравнение Клайперона). Закон Бойля-Мариотта. Закон Гей-Люссака. Закон Шарля. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:
- Формулировать положения МКТ. Приводить доказательства основных положений МКТ.
- Объяснять причину давления газа.
- Применять основное уравнение МКТ в объяснении давления газа.
- Уметь находить относительную молекулярную массу вещества по таблице Менделеева.
- Знать способы измерения температуры, различать шкалы, переводить единицы температуры из одной шкалы в другую.
- Уметь решать задачи на уравнение состояния идеального газа.
- Уметь интерпретировать графики для объяснения процессов, происходящих с газом.
- Определять влажность воздуха с помощью психрометра.
Темы уроков:
Урок №1-2. МКТ. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Экспериментальное доказательство основных положений теории. Масса молекул. Количество вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел
Тест §57-62, вопросы на стр. 161, 162. Пример решения задач на стр. 171. Упр. 11 (2,3,4, 5,6,7).
Урок №3. Масса молекул. Количество вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел
Урок №4 -5. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ. Самостоятельная работа. Тест. §63-65, вопросы на стр. 171. Упр. 11(9, 10,12).
Урок№6-7. Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. §66-68. Вопросы на стр. 177, 180. Упр. 12 (2, 4,5)
Урок №8. Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа.
Урок №9-10. Газовые законы. Тест. §70 -71, вопросы на стр. 194, примеры решения задач на стр. 195-196. Упр. 13 (1,3, 5)
Урок №11. Лабораторная работа №3 «Изучение изохорного процесса в газе».
Урок №12. Контрольная работа №3 «Молекулярная физика».
Посещение | Лабораторная работа | Тест №1 | Тест №2 | Тест №3 | Тест №4 | Задачи | Проект: Кондиционеры, сплит-системы, парогенераторы | Итого |
10б | 3б | 5 б | 5 б | 5б | 5б | 10б | 5б | 48 |
Предварительный просмотр:
Модуль 5. Взаимные превращения жидкостей и газов. Основы термодинамики (8ч). 35 баллов
Основные понятия: Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Критическая температура. Парциальное давление водяного пара. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Геометрический смысл работы.Теплообмен. Количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления; Первый закон термодинамики.
ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ: Абсолютная и относительная влажность воздуха. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты для нагревания, плавления, испарения, сгорания. Первый закон термодинамики.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ: Объяснять процесс испарения, конденсации, зависимость кипения от давления, зависимость давления насыщенного пара, Определять влажность воздуха с помощью психрометра.
Темы уроков:
Урок №1. Реальный газ. Воздух. Пар. Самостоятельная работа. §70-71; ответить на вопросы.
Урок №2. Влажность воздуха и ее измерение. Лабораторная работа №5 "Измерение влажности воздуха"§72; вопросы на стр. 200. Краткие итоги главы 11. Упр. 14 (2, 3,4)
Урок №3-4. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. д/з§75-77 отв. на вопросы после параграфов. Упр. 15(2, 4)
Урок №5. Первый закон термодинамики. Применение 1 закона термодинамики к изопроцессам. д/з§78, 79 (доработать таблицу)
Урок №6. Принципы действия теплового двигателя. КПД тепловых двигателей.
д/з§82; §82. стр. 235. Упр.15 (6,7, 8,10,11)
Урок№7. Конференция « Охрана окружающей среды».
Урок №8 Контрольная работа №4 "МКТ. Основы термодинамики"
Краткие итоги главы 13. стр. 237.
Уровень | Семинар | Лабораторная работа | Самостоятельные работы 3х3 | Задачи | Контрольная работа | Итого |
База | 4б | 2б | 9 б | 10б | 10 б | 35 |
Предварительный просмотр:
Модуль 6. Электростатика (8ч/12ч).
Базовый уровень - 30 баллов, профильный уровень – 25 баллов
Основные понятия: электрический заряд; два рода электрических зарядов и взаимодействие между ними; отличия частиц: протон, электрон и нейтрон; элементарный заряд, точечный заряд; формулировка закона сохранения заряда; закона Кулона; единица электрического заряда; электрическое поле; свойства электрического поля; напряженность электрического поля; единица измерения; направление вектора напряженности; принцип суперпозиции полей; силовые линии электрического поля и их свойства; *поле заряженного шара радиусом R (внутри шара и вне); что такое поток напряженности электрического поля; поверхностная плотность заряда; какие вещества называются проводниками? диэлектриками? Структура проводника, свободные электрические заряды. Проводник в электростатическом поле, разделение заряда проводника; явление электростатической индукции; диэлектрик в электростатическом поле, что такое электрический диполь; два вида диэлектриков: полярные и неполярные; поляризация диэлектриков; диэлектрическая проницаемость вещества; энергия распределения зарядов; какие поля называются потенциальными; энергия электрического поля; работа сил электростатического поля по перемещению заряда; понятие потенциальной энергии заряда в электростатическом поле; потенциал электрического поля в данной точке; единица измерения потенциала; разность потенциалов, единицы разности потенциалов; эквипотенциальная поверхность.
Знать законы и формулы: закон сохранения заряда, закона Кулона; формула напряженности, формула напряженности точечного заряда; *теорема Гаусса для точечного заряда (определение, формула); формула напряженности электрического поля равномерно заряженной бесконечной плоскости; формула напряженности поля заряженной сферы; формула напряженности равномерно заряженного шара; рассчитывать потенциал однородного поля (формула); потенциал поля точечного заряда (формула); потенциал металлического шара и сферы; потенциал поля системы зарядов.
Понимать: явление электризации: как тела приобретают электрический заряд; что значит наэлектризовать тело; смысл закона сохранения электрического заряда; физический смысл коэффициента пропорциональности; от чего зависит сила взаимодействия между заряженными телами (зарядами); что значит, частица находится в равновесии; отличия теории близкодействия от теории дальнодействия; принцип суперпозиции полей; график модуля напряженности поля в зависимости от расстояния до центра; явление электростатической индукции;
- что происходит с проводником и диэлектриком в электрическом поле; физический смысл единицы измерения потенциала; разности потенциалов.
Объяснять вред электризации, применение ее в технике, опыт Кулона.
Уметь:
- делать рисунок с указанием сил взаимодействия между частицами; производить вычисления со степенями; решать уравнение квадратное или пропорции; рассчитывать напряженность; выводить формулу напряженности точечного заряда; делать рисунок с указанием векторов напряженности; рассчитывать результирующий вектор напряженности (действия с векторами); выводить формулу потока напряженности точечного заряда; устанавливать связь между напряженностью и разностью потенциалов.
Уметь решать задачи:
- Упражнение 16 №1; № 2, № №678; 684; 685, 693, 695, 696 – Р
- Заряженная капля ртути с зарядом +3·10-8 Кл разлетается на две капли, одна из которых оказывается заряженной до заряда +4 ·10 -8 Кл. Каков заряд второй капли?
- Сколько электронов и в каком направлении переместилось при соприкосновении двух металлических шаров, если они имели заряды +3 ·10-9 Кл и – 1·10-8 Кл.
- С какой силой притягиваются два точечных заряда +2 ·10-9 Кл и – 5·10-9 Кл, находящиеся на расстоянии 0,3м? В керосине на том же расстоянии?
- Заряды в 100 и 200 нКл в дистиллированной воде (диэлектрическая проницаемость воды равна 81) отталкиваются с силой 0,002Н. на каком расстоянии они находятся?
- Две капли масла сливаются в одну. О слияния заряд первой был +3 ·10-9 Кл, а второй - – 2·10-9 Кл. каков заряд образовавшейся капли?
- Определить заряд в кулонах иона Со2+.
Урок №1 Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда (§86,87,88).Д.З. §86,87,88
Урок №2. Закон Кулона (§89,90). Д.З. §89,90 Задачи: №680(а -1 вариант; б-2 вариант); Упр.16 №5; № 687-Р
Урок №3 Решение задач на закон Кулона (§86 -90).Д.З. §89-90З адачи:686-Р;689-Р
Урок №4 Электрическое поле. Напряженность электрического поля (§1.8 – 1.10).Д.З. §1.8 – 1.10, упр.2 № 1,2,9
*Урок №5 Теорема Гаусса. (§1.11; 1.12).Д.З. §1.11 – 1.12, упр.2 № 11, 15.
Урок №6 Проводники и диэлектрики в электрическом поле. (§1.13-1.15 ).Д.З. §1.13 – 1.15,
*Урок №7-8. Потенциальность электростатического поля. (§1.17 – 1.19).Д.З. §1.17-1.19 Упр.3 (1,2)
*Урок №8. Решение задач на расчет работы сил электростатического поля. (§1.17 – 1.21).
Творческое задание: Проведите исследование происхождения терминов «электрическое поле» и «напряженность электрического поля»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучаем модуль в 6 классе
Предлагается разработка учебного модуля "Модуль рационального числа" по курсу математики 6 класса. Отличительные особенности модуля : очень сложное содержание, целенаправленное формирование...
Четыре дополнительных учебных модуля для 10 класса.
Каждый из учебных модулей посвящён отдельному вопросу математики и является самостоятельным....
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре и началам ( 4 модуля) (10-11 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Элективный курс по алгебре и началам анализа адресован учащимся 10-11 классов общеобразовательной школы. Курс является предметно-ориентированным и рассчитан на учащихся, им...
Проектный модуль по физике по теме "Плавание тел" в 7 классе.
Данный материал позволяет организовать проектную деятельность учащихся по физике в 7 классе при изучении темы "Плавание тел". Материал рассчитан на 5 часов....
Программа по технологии 5-8 класс .8 класс с модулем "Черчение". 5 класс с учетом ФГОС (девочки)
Программа по технологии 5-8 класс. 5 класс сучетом ФГОС8 класс с модулем "Черчение" 70 часов...
Планирование ФИЗИКА с модулем ОБЖ 7 класс. Андрюшечкин С.М.
Автор Андрюшечкин С.М. 7 классс. Календарно тематическое планирование по физике с модулем ОБЖ....
Методическая разработка. Примерная рабочая программа для 7-8 классов основного общего образования. предмет ТЕХНОЛОГИЯ Модуль «Основы чертежной графики» -7 класс Модуль «Черчение» - 8 класс
Программа ТЕХНОЛОГИЯ для 7-8 классов составлена из 2 модулейВ рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных ...