Урок по физике "Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Разработка включает в себя план урока и презентацию PowerPoint
Цели урока:
- Образовательные:
а) | закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных; |
б) | формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; |
в) | углубить знания учащихся в процессе формирования конструктивных умений учащихся; |
- Развивающие:
а) | усиление практической направленности обучения; |
б) | повышение познавательной активности учащихся в учебном процессе, логического мышления; |
в) | развитие интуиции воображения, смекалки, как элементов творческой деятельности. |
- Воспитательные:
а) | воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога; | ||||||||||||||||||||
б) | формирование навыков самоконтроля; | ||||||||||||||||||||
в) | воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и своих товарищей; | ||||||||||||||||||||
г) | эстетическое формирование личности учащегося; воспитание учащегося по критериям «научной» красоты. Цели урока:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fizike_soedinenie_provodnikov.zip | 398.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Решение задач по теме: «Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока».
Цели урока:
- Образовательные:
а) | закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных; |
б) | формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; |
в) | углубить знания учащихся в процессе формирования конструктивных умений учащихся; |
- Развивающие:
а) | усиление практической направленности обучения; |
б) | повышение познавательной активности учащихся в учебном процессе, логического мышления; |
в) | развитие интуиции воображения, смекалки, как элементов творческой деятельности. |
- Воспитательные:
а) | воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога; |
б) | формирование навыков самоконтроля; |
в) | воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и своих товарищей; |
г) | эстетическое формирование личности учащегося; воспитание учащегося по критериям «научной» красоты. |
Тип урока:
- по назначению – урок тренинга, повторения и обобщения навыков;
- по содержанию – урок применения полученных знаний на практике;
- по методам – творческий урок – практикум;
- по месту проведения – урок в кабинете физики.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, презентация по теме: «Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока».
План урока.
№ п/п | этапы урока | время (мин.) | Ход урока |
1. | Организационный этап. | 2 | Сообщение темы урока, формулирование целей урока и мотивация учебной деятельности. |
2. | Проверка домашнего задания и теоретического материала с применением презентации. | 8 | 2 учащихся у доски выполняют домашнее задание. Фронтальный опрос с остальными учащимися. |
3. | Совершенствование интеллектуальных и практических умений учащихся. | 7 | Один учащийся собирает на демонстрационном столе схему электрической цепи. Трое учащихся решают задачи, используя показания приборов. |
4. | Актуализация знаний полученных при изучении темы: «Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока». | 5 | Эстафетный метод решения задач. Один учащийся выполняет индивидуальную карточку. |
5. | Углубление знаний по теме: «Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока». | 7 | Решение сложной задачи у доски методом «цепочка». |
6. | Решение качественных и графических задач с применений презентаций. | 7 | Устные ответы учащихся на вопросы. |
7. | Контроль знаний и умений учащихся. | 7 | Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме тестирования с последующей проверкой по блок - схеме. |
8. | Подведение итогов, выставление оценок за урок. Домашнее задание. | 2 | Комментарий и сообщение учителя, запись домашнего задания на доске и в дневниках учащихся. |
Ход урока.
Слайд №1
Я мыслю, следовательно я существую Декарт - французский философ и математик. |
- Организационный этап.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих. Сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока и знакомит учащихся с планом урока. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Учитель создает условия для мотивации учебной деятельности.
Комментарий учителя | |
! | Ребята! Сегодня на уроке мы систематизируем полученные знания по данной теме и подготовимся к контрольной работе. |
- Проверка домашнего задания и теоретического материала с применением презентации.
! | Проверим домашнее задание. Что было задано на дом? Для проверки домашнего задания 2 учащихся выполняют задания у доски. В это время мы с вами проверим теоретический материал с применением презентации.
|
Контроль знаний учащихся с применением презентации «Вопрос – ответ» проходит в виде фронтального опроса.
Комментарий учителя | |
! | Применение презентации для контроля знаний и умений учащихся позволяют:
|
Учащиеся по необходимости задают вопросы учителю по домашнему заданию.
Слайд №2
Блиц – опрос. | ||
Задание 1. | Ответ 1. | |
Сила тока на участке цепи равна отношению напряжения на этом участке к его сопротивлению. | ||
Задание 2. | Ответ 2. | |
Задание 3. | Ответ 3. | |
Задание 4. | Ответ 4. | |
Чтобы найти работу тока на участке цепи надо напряжение на концах этого участка умножить на силу тока и на время, в течении которого совершалась работа. | ||
Задание 5. | Ответ 5. | |
Задание 6. | Ответ 6. | |
Мощность тока показывает, какую работу совершает ток за единицу времени. | ||
Задание 7. | Ответ 7. | |
Задание 8. | Ответ 8. | |
Задание 9. | Ответ 9. | |
Переходим к следующему этапу урока
3.Совершенствование интеллектуальных и практических умений учащихся.
Комментарий учителя | |
! | Один учащийся выходит к доске и на демонстрационном столе собирает электрическую цепь из приборов: источник тока, вольтметр, амперметр, лампочка. Весь класс в тетрадях строят схему электрической цепи. Учащийся определяет показания приборов. Трое учащихся выходят к доске и, используя показания приборов, решают задачи. Класс решает вместе с ними. Учащиеся комментируют решения своих задач. |
Слайд №3
Используя приборы, соберите электрическую цепь.
Задача № 1.
Используя показания приборов, рассчитайте какое количество теплоты, выделится в нити накала электрической лампочки за 1 минуту.
Задача № 2.
Какова мощность электрической лампочки.
Задача № 3.
Рассчитайте сопротивление электрической лампочки.
А сейчас проведем с вами эстафету
4. Актуализация знаний полученных при изучении темы: «Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока».
Комментарий учителя | |
! | Класс делится на 3 команды (по рядам), а каждая задача на 5 этапов. По команде учителя учащиеся, сидящие на первых партах, выполняют первый этап, записывают решения в маршрутных листах и передают его учащимся, сидящим на вторых партах, и т.д. Оценивается работа каждого. Команде выполнившей задание первой добавляется еще 1 балл. Проверка осуществляется с помощью проектора. Если учащиеся допустили ошибки, то этап эстафеты комментируется учащимися и учителем. Одновременно с эстафетой 1 учащийся у доски решает задачу. |
Слайд №4
Ученик решает задачу у доски и комментирует её решение.
Задача.
Имеется электрическая лампа, рассчитанная на ток мощностью 150 Ватт. Ежедневно лампа горит в течение 6 часов. Найдите работу тока за 30 дней и стоимость израсходованной за это время электроэнергии при тарифе 1,8 рублей за 1 кВт ч. (Учащийся комментирует задачу). 12 кабинетов
Вывод: Необходимо беречь электроэнергию.
Сейчас мы выполним все вместе более сложную расчетную задачу.
5. Углубление знаний по теме: «Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока».
Комментарий учителя | |
! | Всему классу предлагается решить сложную расчетную задачу. Выполнение задачи происходит по «цепочке». |
Слайд №5
Задача.
Определите мощность, потребляемую лампой Л4 (рис.), если сопротивление лампы Л1 равно 10 Ом, Л2 - 5 Ом, а Л3 - 2 Ом, Л4 - 5 Ом.
А теперь устно решим качественные и графические задачи.
6. Решение качественных и графических задач с применений презентаций.
Слайд №6
1. На рисунки изображены графики зависимости силы тока от приложенного напряжения для 3 проводников. Какой из проводников обладает большим сопротивлением?
При неизменном напряжении сила тока обратно пропорциональна сопротивлению: чем больше сопротивление участка цепи, тем меньше сила тока в нем.
2. Почему в качестве предохранителей в электрической цепи применяются проволоки из легкоплавких металлов.
Главной частью предохранителя является проволочка из легкоплавкого металла ( например свинца), толщина которой рассчитана на определенный ток (0,5 А, 1 А, 2 А и т.д.). Если сила тока по той или иной причине превысит допустимое значение, проволочка расплавится и цепь окажется разомкнутой.
3. Почему все электролампы и электрические приборы в квартирах соединены параллельно.
Большинство потребителей электроэнергии рассчитаны на напряжение сети 220 В. Поэтому все они должны включатся в сеть параллельно, ибо только в этом случае они окажутся под одним напряжением 220 В и будут продолжать работать при выключении одного из них.
- Как изменятся показания измерительных приборов при смещение ползунка
реостата вниз?
При смещения ползунка реостата вниз сопротивление увеличивается показание приборов уменьшатся.
5. Амперметр, включенный в цепь, состоящую из источника тока и электрической лампы, показывает некоторую силу тока. Как изменится показание амперметра, если в эту цепь включить еще одну лампу.
Увеличится, так как сопротивление этого участка уменьшится в 2 раза.
6. Два троллейбуса с одинаковыми электродвигателями движутся одновременно один с большей, другой с меньшей скоростью. У какого из них работа электрического тока больше, если считать, что сопротивление и время движения в обоих случаях одинаковы?
Работа электрического тока больше у двигателя, который развивает большую скорость. ; .
7. Контроль знаний и умений учащихся
Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме тестирования с последующей проверкой по блок – схеме и выходом на домашнее задание. Каждый учащийся имеет у себя текст теста в папке.
Комментарий учителя | |
! | Проведение тестов (с выбором ответа) – эффективный способ оперативного контроля знаний учащихся. Под тестами к курсу школьной физики понимается некоторая совокупность стандартизованных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов. Такая работа не занимает много времени на уроке, проверка также выполняется достаточно быстро. Такой вид тестов предполагает выбор ответа из целого ряда вариантов, из которых только один верный. В тестах такого вида предлагается 4 варианта ответов. При составлении ответов учитываются типичные ошибки учащихся, наиболее вероятные для данного задания. В основном в этих тестах проверяется готовность учащихся применять учебный материал для решения практических и теоретических задач. Кроме того, тест с выбором ответов связан с деятельностью в ситуации выбора приемлемого и отклонением неприемлемого, с чем встречается каждый человек. Таким образом, тесты способствуют развитию умственной деятельности (вообще) на физическом материале. |
Учитель предлагает учащимся при решении теста обвести кружком выбранный вариант ответа и выписать выбранный вариант ответа в бланк ответов. На выполнение работы отводится 7 минут. В конце тестирования ребята сдают листы с выполненным тестом учителю на проверку и выполняют проверку самостоятельно, сверяя свои результаты с бланком ответов, изображенным на экране. За каждое правильно выполненное задание в бланке ответов выносится 1 балл. В последнюю строку выносится суммарный балл. Проверка результатов тестирования проводится по блок – схеме с последующим выходом на домашнее задание.
Тест по теме «Соединения проводников. Работа и мощность тока». | |
Вариант 1. | |
Обязательная часть. | |
1. Когда удобнее применять закон Джоуля - Ленца, записано в форме. | |
Ответы: | |
а) при последовательном соединении; | |
б) при параллельном соединении; | |
в) при любом соединении; | |
г) при смешанном соединении. | |
2. Чтобы измерить напряжение на резисторе R1, вольтметр нужно подключить по схеме: | |
Ответы: | |
а) | |
б) | |
в) | |
г) | |
3. Три электрические лампочки мощностью 25 Вт, 50 Вт и 100 Вт, рассчитанные на напряжение 220 В, включают по одной в сеть 220 В. Наибольший ток будет: | Ответы: |
а) В 1 лампочке; | |
б) Во 2 лампочке; | |
в) В 3 лампочке; | |
г) Ток одинаков во всех лампочках. | |
4. Рассчитайте сопротивление электрической плитки, если она при силе тока 5 А за 30 мин. потребляет 1800 кДж. | |
Ответы: | |
а) 20 Ом; | |
б) 4 Ом; | |
в) 40 Ом; | |
г) 0,4 Ом. | |
Дополнительная часть. | |
5*. Определите общее сопротивление цепи, если R1 = 3 Ом, R2 = 6 Ом, R3 = 0,5 Ом, R4 = 0,5 Ом, R5 = 11,1 Ом. | |
Ответы: | |
а) 21,1 Ом; | |
б) 12 Ом; | |
в) 10 Ом; | |
г) 14 Ом. | |
Тест по теме «Соединения проводников. Работа и мощность тока». | |
Вариант 2. | |
Обязательная часть. | |
1. По какой из указанных формул можно рассчитать мощность тока? | |
Ответы: | |
а) | |
б) | |
в) Q = I2 R t | |
г) | |
2. Правильно включен для измерения тока в цепи амперметр в схеме: | |
Ответы: | |
а) б) в) г) | |
3. Спираль электроплитки укорачивают вдвое, но включают в сеть того же напряжения. Мощность плитки при этом: | Ответы: |
а) увеличивается в 4 раза; | |
б) увеличивается в 2 раза; | |
в) уменьшается в 4 раза; | |
г) уменьшается в 2 раза. | |
4. При напряжении 200 В в лампе в течение 2 минут выделяется 6 кДж энергии. Определите сопротивление нити лампы. | |
Ответы: | |
а) 80 Ом; | |
б) 800 Ом; | |
в) 0,8 Ом; | |
г) 200 Ом. | |
Дополнительная часть. | |
5*. Определите общее сопротивление цепи, если R1 = R2 = R3 = 9 Ом, R4 = 5 Ом, R5 = R6 = 6 Ом. | |
Ответы: | |
а) 15 Ом; | |
б) 20 Ом; | |
в) 11 Ом; | |
г) 21 Ом. |
Слайд №7
Задание 1. | |||||
Верный ответ | |||||
да | Вариант 1. | Вариант 2. | нет | ||
1 балл | б | г | Домашнее задание §49,53 | ||
Задание 2. | |||||
Верный ответ | |||||
да | Вариант 1. | Вариант 2. | нет | ||
1 балл | г | в | Домашнее задание §38,41 | ||
Задание 3. | |||||
Верный ответ | |||||
да | Вариант 1. | Вариант 2. | нет | ||
1 балл | в | б | Домашнее задание §51 | ||
Задание 4. | |||||
Верный ответ | |||||
да | Вариант 1. | Вариант 2. | нет | ||
1 балл | в | б | Домашнее задание §50,53, упр.№27 | ||
Задание 5. | |||||
Верный ответ | |||||
да | Вариант 1. | Вариант 2. | нет | ||
1 балл | б | в | Домашнее задание §48,49, упр.№ 23 5 | ||
БЛАНК ОТВЕТОВ УЧАЩЕГОСЯ | |||||
ФИ учащегося | |||||
Вариант | |||||
№ задания | Вариант ответа | баллы | домашнее задание | ||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
ИТОГО: |
8. Подведение итогов, выставление оценок за урок. Домашнее задание.
Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, достигнута ли цель урока. Учитель дает оценку работы учащихся на уроке и выставляет оценки в журнал.
Домашнее задание учащиеся получают в бланке ответов. Если учащиеся выполнили верно, все задания теста, то они освобождаются от выполнения домашнего задания. Домашнее задание для остальных учащихся содержит упражнения, непосредственно связанные с изучаемой темой; они, как правило, по трудности соответствуют основным задачам раздела классных упражнений; упражнения для систематического повторения ранее изученных разделов курса физики.
Электрический счетчик. кВт ч
С помощью какого прибора измеряют работу тока. Какая единица работы при этом используются.
Как находится работа электрического тока.
Напряжение на всех участках цепи одинаково, общая сила тока равна сумме сил токов на отдельных проводниках, а общее сопротивление двух проводников находится как отношение произведения их сопротивлений к их сумме.
Какие три закономерности справедливы для параллельного
соединения.
Сила тока везде одинакова, напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных участках, а общее сопротивление складывается из сопротивлений отдельных проводников.
Какие три закономерности справедливы для последовательного
соединения.
Что показывает мощность тока, и по какой формуле находится.
Сформулируйте Закон Ома для участка цепи.
Почему проводник, по которому идет ток, нагревается
Обусловлено взаимодействием носителей тока со встречными атомами или ионами вещества.
Сформулируйте закон Джоуля - Ленца.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения по нему тока.
Каково назначение предохранителей.
Автоматическое отключение электрической цепи, когда в ней начинает идти ток больше допустимого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по физике в 11 классе "Работа и мощность электрического тока. Действие тока на организм человека"
Данная разработка поможет учителю организовать интересный урок с заполнением структурной схемы по теме (теоретическая часть работы) и выполнением практической части исследовательской рабо...
Повторение и обобщение темы: «Последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока».
Продолжение формирования умений применять свойства последовательного и параллельного соединения проводников; применять закон Ома для расчета сопротивлений проводников; правильно изображать и читать сх...
Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"
Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...
Урок физики 8 класс "Работа и мощность электрического тока"
Урок физики 8 класс "Работа и мощность электрического тока"...
Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...
Методическая разработка урока по дисциплине «Физика» «Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока»
Цель образовательная: Сформировать у обучающихся понятия работы и мощности постоянного электрического тока, количества теплоты, выделившееся при прохождении электрического тока через...
План урока физики по теме "Работа и мощность электрического тока" 8 класс
Краткий конспект урока физики в 8 б классе по теме «Работа и мощность электрического тока» Учитель Гусева Александра АлександровнаТип урока: комбинированныйУчебная задача:...