Рабочая программа по физике 7-9
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Ирина Вячеславовна Рубашкина

Рабочая программа по физике 7-9

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rubashkina_rabochaya_programma_7-9.doc558 КБ

Предварительный просмотр:

   

 

Рабочая программа

по физике

7 - 9 классы

                                                                                     Составитель: учитель физики

                                                                                         Рубашкина И.В.

Мурманск

2014 – 2015


 

Пояснительная записка

  • Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
  • Реализация программы обеспечивается  УМК(включенным в Федеральный перечень):
  • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2008;
  • Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2008;
  • Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2008.
  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
  • Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008. – 192с.
  • Перышкин А.В. Сборник задач и вопросов по физике 7-9кл.-М. Экзамен;
  • Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы  по физике. 7-9 кл. – М.: Дрофа,2009 – 123с.

В программу  включена система оценивания по устным опросам теоретического материала, письменных контрольных работ, лабораторных работ, а также перечень допускаемых ошибок.

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.


Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием  информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


В результате изучения физики  7 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
  • уметь:
  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;


В результате изучения физики 8 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;


В результате изучения физики ученик 9 класса должен

        знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
  • смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
  • смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..

уметь: 

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
  • решать задачи на применение изученных законов.
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Распределение учебного времени , отведенного на изучение отдельных разделов курса

Основное содержание

7 класс

8 класс

9 класс

Всего по факту

Количество часов,
отведенных на изучение по примерной программе

Физика и физические методы изучения природы

6

6

6

Механические явления

52

13

65(8ч из резерва)

57

Тепловые явления

8

25

33

33

Электрические и магнитные явления

30

30

30

Электромагнитные колебания и волны

10

30

40

40

Квантовые явления

23

23

23

Итоговое повторение

2

3

2

7

Нормы контрольных и лабораторных работ по физике

параллель

Кол-во контрольных работ

Кол-во лабораторных работ

Кол-во лабораторных опытов

7 класс

5

10

9

8 класс

4

10

13

9 класс

4

6

2

итого

13

26

24


Основное содержание 7-9 класс

Физика и физические методы изучения природы (6 час)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.  Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.[1]

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.

Механические явления (65 час)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение.  Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. 

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.  

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.  Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты

Измерение скорости равномерного движения.

Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение плотности жидкости.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Сложение сил, направленных под углом.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Исследование условий равновесия рычага.

Нахождение центра тяжести плоского тела.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Измерение кинетической энергии тела.

Измерение изменения  потенциальной энергии  тела.

Измерение мощности.

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Тепловые явления (33 час)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Электрические и магнитные явления (30 час)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние.

Перенос электрического заряда с одного тела на другое.

Закон сохранения электрического заряда.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Электромагнитные колебания и волны (40 час)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.  Электрогенератор. 

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света.  Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 

Демонстрации

Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Устройство генератора постоянного тока.

Устройство генератора переменного тока.

Устройство трансформатора.

Передача электрической энергии.

Электромагнитные колебания.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Принципы радиосвязи.

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления электромагнитной индукции.

Изучение принципа действия трансформатора.

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Наблюдение явления дисперсии света.

Квантовые явления (23 час)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа.  

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции.  Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда.

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.


7 класс

Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 68 ч.

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

лабор.

опытов

Кол-во

контрольных

работ

1

Физика и физические методы изучения природы

6

2

2

2

Тепловые явления.

8

1

1

3

Механические явления

52

7

7

4

4

Повторение

2

5

Всего

68

10

9

5

Учебно-методический комплекс

п\п

Авторы,составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-7кл

2008

М. Дрофа

2.

А.В.Перышкин

Сборник задач по физике7-9кл.

2009

М.Экзамен

3.

А.Е.Марон,Е.А.Марон

Дидактические материалы-7 класс

2009

М. Дрофа

4.

Р.Д.Минькова,В.В.Иванова

Тетрадь для лабораторных работ по физике-7класс

2010

М.Экзамен

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира


Тематическое планирование учебного материала физика 7 класс

Предмет Физика  Класс(ы):   7                         Учитель:Рубашкина И.В.                                     Кол-во часов в нед.:    2 часа 

Тема

Кол. ч.

               Демонстрации,

                   Средства обучения.

Д/З

1

Физика и физические методы изучения природы

6

           

2

Тема урока

Тема урока

Тема урока

Вводный инструктаж по ОТ.

 Физика – наука о природе.

 Наблюдения и опыты.

1/1

Демонстрация примеров механических, электрических, тепловых, магнитных и световых явлений.

П. 1-3

З№ 2,7.

Физические величины . Физические приборы. л/о «Измерение длины».

2/2

Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы.

П. 4

З.№9,10

л/р№1

стр.159

Л/Р№1

«Определение цены деления

 измерительного прибора».

3/.3

Лабораторное оборудование.

П. 1-4 повт. З.№12,13

Погрешности измерений. Международная система единиц. л/о «Измерение температуры».

4/4

Лабораторное оборудование.

П.5

З.№30

л/р№4 стр.163

Л/Р№4

«Измерение объема тела».

5/5

Лабораторное оборудование.

З.№18

Физика и техника. Развитие представлений о материальном мире.

6/6

Тепловые явления.

 Первоначальные сведения

 о строении вещества.

8

Тема урока

Строение вещества.

 Молекулы.

7/1

Расширение твердых тел  жидкостей при нагревании, растворение краски в воде, модели атомов и молекул, таблицы.

П.7-8

З.№31,32

л/р№2

стр160

Л/Р№2

 « Измерение размеров

малых тел».

8/2

Лабораторное оборудование.

П.7-8 повтор.

З.№34

Тепловое движение. Броуновское движение.

9/3

Модель броуновского движения.

П.1стр.172

Диффузия  в газах,

 жидкостях и твердых телах.

10/4

Диффузия в жидкостях , газах,  твердых телах, модель броуновского движения.

П.9 зад.2(1)

З.№47,46,50.

Взаимное притяжение

 и отталкивание молекул.

11/5

Прилипание стеклянной пластинки к воде, свинцовых цилиндров, пластилина, неприлипание кусочков мела.

П.10 упр.2

(1,2)

Три состояния вещества.

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

12/6

Упругость воздуха, газ имеет обьем, жидкость принимает форму сосуда.

П.11-12 зад.3

Повторение и обобщение по теме «Первоночальные сведения о строении вещества».

13/7

П.1-12 повтор.

Зад.№3

Стр.29

Контрольная работа №1 «Строение вещества».

14/8

3

Механические явления .

52

       Взаимодействие тел.

21

Тема урока

Механическое движение.

Относительность движения.

15/1

Примеры механического движения, относительность дв-я.

П.13

З.№65,68,

69.

Равномерное и

неравномерное движение Скорость.

 л/о «Измерение скорости равномерного движения».

16/2

Равномерное и неравномерное прямолинейное дв-е, криволинейное неравномерное дв-е.

П.15 упр.4 № 1,4

Расчет пути и

времени движения.

Решение задач.

17/3

Сборники задач.

П.16 упр.5 № 2,4

Явление инерции.

 Решение задач.

18/4

Проявление инерции.

П. 17

З.№104,107,113

Взаимодействие тел.

19/5

Наблюдение за движением тележки со стальной пружиной и взаимодействием двух тележек.

П. 18

З.№115,119

Масса тела. Единицы массы.

20/6

Наблюдение за взаимодействием тележек с одинаковыми  и разными массами.

П.19-20 упр.6 № 1,3

л/р№3

стр161

Измерение массы.

Л/Р№3

 «Измерение массы тела

 на рычажных весах».

21/7

Лабораторное оборудование.

П.20

З.№124,126

Плотность вещества.

л/о «Измерение плотности жидкости».

22/8

Взвешивание тел одинакового объема, но разной массы.

П.21упр.7№1-2 л/р№5

стр164

Л/Р№5

«Определение плотности вещества  твердого тела».

23/9

Лабораторное оборудование.

П.21 упр.7 № 4,5

Расчет массы и объема

 тела по его плотности.

24/10

Сборники задач.

П.22

З.№142,143

Решение задач по теме «Механическое движение. Масса. Плотность».

25/11

Сборники задач.

П.13-22 Упр8(3,4)

Контрольная работа №2 «Механическое движение. Масса.

Плотность».

26/12

Контрольно-измерительные материалы.

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

27/13

Взаимодействие тел, падение тел, измерение силы динамометром.

П.23-24

Сила упругости. Закон Гука.

л/о «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

28/14

Виды деформации, действие пружины на игрушечный автомобиль, растяжение резинового шнура под действием груза, лабораторное оборудование.

П.25

Вес тела. Решение задач на расчет силы тяжести и силы упругости.

29/15

Наблюдение за проявлением силы тяжести и веса тела, невесомость.

П.26

З.№186,188,196

Единицы силы. Связь между силой тяжести

 и массой тела. л/о «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

30/16

П.27 упр.9 № 1,3

З.№218

Динамометр. Л/Р№6 «Градуирование пружины

 и измерение сил динамометром».

31/17

Измерение силы динамометром.

П.28 упр.10 № 1,3

Правило сложения сил. л/о«Сложение двух сил, направленных

 вдоль одной прямой».

32/18

Сложение двух сил, направленных по прямой в 1)одну2)противоположные стороны.

П.29 упр.11 № 2,3

З.№225,234

Сила трения. л/о «Исследование силы трения .Измерение коэффициента трения скольжения».

33/19

Различные виды трения, таблица, измерение силы трения.

П.30-31

З.№246,243

Сочинение о трение.

Обобщение по теме «Взаимодействие тел».

34/20

П.13-32

З.№251,214,237

 Контрольная работа № 3 «Сила.

Равнодействующая  сил».

силсила,,

35/21

Контрольно-измерительные материалы.

4

       

Давление твердых тел,

 жидкостей и газов.

19

Тема урока

Давление.

Способы изменения давления.

36/1

Наблюдение давления твердого тела.

Д-я способов увеличения или уменьшения давления.

П.33 упр.12 № 2,3

П.34 упр.13 зад.6

Давление газа.

37/2

Раздувание шарика под колоколом воздушного насоса, прогибание резинового дна в цилиндре.

П.35

З.№281,282

Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

38/3

Шар Паскаля , дымарь.

П.36 упр.14 № 2,4 зад.7

П.37-38

З.№316

Сообщающие сосуды.

39/4

Сообщающиеся сосуды, плакаты шлюзов.

П.39 упр.16 № 3,4 зад.9

Вес воздуха.

 Атмосферное давление.

40/5

Вес воздуха, поднятие жидкости за поршнем, фонтан в пустоте.

П.40-41 упр.17,18 зад.10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

41/6

Опыт Торричелли, магдебургские полушария, опыты демонстрирующие атмосферное давление.

П.42 упр.19 № 4 зад.11

Барометр-анероид.

 Атмосферное

 давление на различных высотах.

42/7

Барометр-анероид

П.43-44 упр.20,21 № 1,2

Решение задач по теме «Атмосферное давление. Барометры».

43/8

Сборники задач.

Упр.19 № 3,5

Манометры.

Поршневой жидкостной насос.

44/9

Измерение давления металлическим манометром, жидкостным манометром, работа поршневого насоса.

П.45 упр.21 № 4

П.46 упр.22 № 2

Гидравлический пресс.

45/10

Гидравлический пресс.

П.47 упр.23 №1

З.№292

Действие жидкости и газа

 на погруженное в них тело.

Архимедова сила.

46/11

Всплытие тел, погруженных в воду, уменьшение веса тела, погруженного в жидкость.

П.48,49 упр.24 №1, 2

Решение задач по теме

«Архимедова сила».

47/12

Сборники задач.

З.№351

л/р№7 стр.167

Л/Р№7

 «Определение

выталкивающей  силы».

48/13

Лабораторное оборудование.

П.49 упр.24 № 4 п.8

Плавание тел.

49/14

Демонстрация плавания тел, условия плавания тел.

П.50 упр.25 № 3-5

л/р №8стр.168

Л/Р№8 «Выяснение условий

 плавания тел».

50/15

Лабораторное оборудование.

П.48-50

Плавание судов. Воздухоплавание.

51/16

Плавание модели судна, мыльного пузыря.

П.51 упр.26 № 1,2

П.52упр27№2

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

52/17

Сборники задач.

П.33-52

З.№278,313

Обобщение  по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

53/18

Сборники задач.

З.№362,369

Контрольная работа № 4 «Давление твердых тел,

 жидкостей и газов».

54/19

Контрольно-измерительные материалы.

5

Работа и мощность. Энергия.

12

Механическая работа.

Единицы работы.

55/1

Измерение механической работы.

П.53 упр.28 № 3,4

Мощность. Единицы мощности.

56/2

Модель подъемного крана.

П.54 упр.29 № 3,6

Простые механизмы. Рычаг

. Равновесие сил на рычаге.

57/3

Рычаг, простые механизмы, плакаты,

П.55-56 зад.18/2

л/р№9

стр169

Момент силы. Л/Р№9 «Выяснение условия

равновесия рычага».

58/4

Лабораторное оборудование.

П.57

Рычаги в технике, быту, природе. Применение закона рычага к блоку.

59/5

П.58-59

«Золотое правило механики»

.Равенство работ при

 использовании механизмов.

л/о «Нахождение центра тяжести плоского тела».

60/6

П.60 упр.31 № 1,2,3 зад.19

л/р№10

стр170

КПД..Л/Р№10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

61/7

Лабораторное оборудование.

П.61Упр.31

Упр.31№3

Решение задач  по теме «Работа и мощность».

62/8

Сборники задач.

З.№408,416

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

63/9

П.62-63

Превращение энергии.

 Закон сохранения энергии.

64/10

П.64

Повторение и  обобщение темы «Работа и мощность».

65/11

Сборники задач.

П.53-64

З.№434,442

Контрольная работа №5 «Работа и мощность».

66/12

Контрольно-измерительные материалы.

Повторение

«Систематизация  физических величин»

67/1

Повторение

«Систематизация  физических величин»

68/2


График контрольных и лабораторных работ-7 класс

Физика и физические методы изучения природы

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

1 Определение цены деления измерительного прибора

4 Измерение объема тела

Тепловые явления

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

2 Измерение размеров малых тел

1 Строение вещества

Механические явления .

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

3 Измерение массы на рычажных весах

 

2 Механическое движение. Масса. Плотность

5 измерение плотности твердого тела

3 Сила. Равнодействующая сила

6 Градуирование пружины и измерение сил динамометром

 

7 Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

4 Давление твердых тел, жидкостей и газов

 

8 Выяснение условий плавания тела

9 Выяснение условий равновесия рычага

 

5 Работа. Мощность. Энергия

10 Определение КПД наклонной плоскости

 


8 класс

Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 68 ч.

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во лабораторных опытов

Кол-во

контрольных

работ

1

Тепловые явления

25

2

2

2

2

  Электромагнитные колебания и волны.

10

1

4

1

3

Электрические и магнитные  явления

30

7

7

1

4

Повторение

3

5

Всего

68

10

13

4

Учебно-методический комплекс

п\п

Авторы, составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-8кл

2008

М. Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2008

М.Просвещение

3.

А.Е Марон,Е.А.Марон

Дидактические материалы-8 класс

2009

М. Дрофа

4.

Р.Д. Минькова, В.В.Иванова

Тетрадь для лабораторных работ по физике-8класс

2010

М.Экзамен

5.

А.В. Перышкин

Сборник задач

2009

М. Экзамен

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.


Тематическое планирование учебного материала по физике 8 класс

Предмет Физика  Класс(ы):   8                         Учитель: Рубашкина И.В.                                     Кол-во  часов в нед:    2 час

Тема

Кол. ч.

Демонстрации,

Средства обучения.        

Домашнее задание

Тепловые  

   явления.

25

Тема урока

Вводный инструктаж по ОТ

Тепловое движение.

 Температура.

 Внутренняя энергия.

1/1

Принцип действия термометра.

П.1-2

Способы изменения

 внутренней энергии.

л/о «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

2/2

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередаче.

П.3 зад.1

Теплопроводность.

Виды теплопередачи.

3/3

Демонстрация теплопроводности различных материалов,

в/ф «Применение теплопроводности».

П.4 упр.1

Конвекция.

 Излучение.

4/4

Конвекция в жидкостях и газах, теплопередача путем излучения, в/ф «Излучение», «Конвекция в природе и технике».

П.5-6  упр.2,3

Особенности  различных

 способов теплопередачи.

5/5

Демонстрационные плакаты: термос,  водяное отопление, устройство теплоизоляционных материалов.

кроссворд

Количество теплоты.

 Единицы количества

 теплоты.

6/6

Справочная литература. Определение количества теплоты и выяснение величин ,от которых оно зависит.

П.7

Удельная теплоемкость.

7/7

Справочная литература.

П.8 упр.4 № 1

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.

8/8

Справочная литература, сборники задач.

П.9 упр.4 № 2,3

л/р№1стр169

Л/Р№1 « Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры».

9/9

Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии.

П.7-9 повтор.

Решение задач по теме «Количество теплоты».

10/10

Справочная литература.

  л/р№2стр170

Л/Р№2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

11/11

Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии.

П.9

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

12/12

Справочная литература.

П.10 упр.5

П.11 упр.6

Решение задач по теме «Тепловые явления».

13/13

Справочная литература, сборники задач.

Упр.5№3,упр.6№4

Контрольная работа№1 «Тепловые явления».

14/14

Контрольно-измерительные материалы.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание.

15/15

Д-я явления плавления и кристаллизации, кристаллы, модели кристаллических решеток,

в/ф «Агрегатные превращения».

П.12-13 упр.7 № 3-5

График плавления и отвердевания.

Удельная теплота плавления.

16/16

Справочная литература.

П.14-15 упр.8 № 1-3

Решение задач по теме «Плавление и отвердевание».

 

17/17

Справочная литература.

П.12-15

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

18/18

Д-я зависимости скорости испарения от рода жидкости, температуры и площади поверхности, понижения температуры жидкости при ее испарении. в/ф «Агрегатные

превр.».

П.16-17 упр.9 № 1-3

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

19/19

Постоянство температуры кипящей жидкости.

П.18,20 упр.10 № 3-5

Решение задач по теме «Удельная теплота парообразования».

20/20

Справочная литература, сборники задач.

П.18-20

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. л/о «Измерение влажности воздуха»

21/21

Д-я гигрометров и психрометров, справочная литература.

П.19

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

22/22

Д-я модели двигателя внутреннего сгорания

П.21-22

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

23/23

Д-я устройства паровой турбины.

П.23-24 в.3,4 с.57

Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества»

24/24

Справочная литература, сборники задач.

П.12-24

Контрольная работа№2 «Агрегатные состояния вещества».

25/25

Контрольно-измерительные материалы.


  Электромагнитные колебания и волны

10

Тема урока

Распространение света.

Свет – электромагнитная волна. л/о «Изучение явления распространения света».

26/1

Д-я прямолинейного распространения света, источники света, набор по оптике.

П.62 упр.29 № 1 зад.12

Отражение света. Законы отражения. л/о «Исследование зависимости угла отражения от угла падения».

27/2

Д-я отражения света, набор по оптике.

П.63 упр.30 № 1-3

Плоское зеркало. л/о «Изучение свойств изображения в плоском зеркале».

28/3

Плоское зеркало.

П.64 упр.31 № 4

Преломление света. Призма.  л/о «Исследование зависимости угла преломления от угла падения».

29/4

Д-я явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения, набор по оптике.

П.65 упр.32 №3

Линзы. Оптическая сила линзы.

30/5

Д-я хода лучей в собирающей и рассеивающей линзах.

П.66 упр.33 №1

Изображения, даваемые линзой.

31/6

Чертежные инструменты.

П.67 упр.34 № 1

л/р№10стр.176

Л/Р№10 «Получение изображений с помощью линзы».

32/7

Лабораторное оборудование: набор по оптике.

П.62-67

Решение задач на построение изображений в тонких линзах, применение формулы тонкой линзы.

33/8

Сборники задач.

Упр.34 № 3

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

34/9

Д-я принципа действия проекционного аппарата и фотоаппарата, модель глаза.

П. 5,6,7стр.183

Контрольная работа№3

«Электромагнитные колебания и волны».

35/10

Контрольно-измерительные материалы.

  Электрические и магнитные явления        

30

  Электрические явления.

25

Тема урока

Электризация тел.

Два рода зарядов. л/о «Наблюдение электрического взаимодействия тел».

36/1

Д-я электризации тел, существования двух видов электрических зарядов.

П.25-26

Электроскоп.

 Проводники и непроводники электричества.

37/2

Устройство электроскопа, перенос эл. заряда  с одного тела на другое, проводники и диэлектрики.

П.27

Электрическое поле.

38/3

Обнаружение электрического поля.

П.28

Делимость электрического заряда. Строение атома.

39/4

Д-я делимости электрического заряда,таблица «Строение атома».

П.29-30 упр.11

Объяснение электрических явлений.

40/5

Повторение некоторых опытов по электризации.

П.31 упр.12

Э/ток. Источники тока.

Электрическая цепь и ее составные части.

41/6

Д-я действия электрического тока, источников тока,

в/ф «Источники тока»,

д-я составления электрической цепи, лабораторное оборудование.

П.32 зад.6

П.33 упр.13 № 1

Э/ток в металлах. Действия э/тока. Направление тока.

42/7

Д-я действия электрического тока.

П.34-36

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр.

43/8

Д-я измерения силы тока амперметром, лабораторное оборудование.

П.37 упр.14

л/р№3стр.171

 Л/Р№3 «Сборка э/цепи и  измерение силы тока в ее различных участках».

44/9

Лабораторное оборудование: набор по электричеству.

П.38 упр.15

Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения.

45/10

Д-я измерения напряжения вольтметром, лабораторное оборудование.

П.39-41 упр.16 № 1

л/р№4стр.172

Сопротивление. Л/Р№4 «Измерение напряжения на различных участках цепи».

46/11

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, реостат, магазин сопротивлений.

П.43 упр.18 № 1,2

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. л/о «Исследование зависимости силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении».

47/12

Д-я закона Ома.

П.42,44 упр.19 № 2,4

Удельное сопротивление. л/о «Изучение зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала».

48/13

Д-я зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

П.45,46 упр.20 № 1,2

л/р№5стр.173

Реостаты. Л/Р№5 «Регулирование силы тока реостатом».

49/14

Реостат. лабораторное оборудование: набор по электричеству.

П.47 упр.21 № 1-3

л/р№6стр.174

Л/Р6«Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра».

50/15

Лабораторное оборудование: набор по электричеству.

П.47 упр.20 № 3

Последовательное соединение проводников. л/о «Изучение последовательного соединения проводников».

51/16

Д-я постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

П.48 упр.22 № 1

Параллельное соединение проводников. л/о «Изучение параллельного соединения проводников».

52/17

Д-я измерения силы тока в разветвленной электрической цепи.

П.49упр.23 № 2,3,5

Решение задач (на соединение проводников, закон Ома)

53/18

Сборники задач.

Упр.21 № 4

Работа э/тока.

Мощность э/тока.

54/19

Д-я светового, теплового и механического действий эл. тока.

Д-я зависимости мощности от напряжения и силы тока, в/ф «Работает эл.поле».

П.50 упр.24 № 1,2

П.51 упр.25 № 1,4

л/р№ 7стр.175

Л/Р№7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

55/20

Лабораторное оборудование: набор по электричеству.

П.52 упр.26

Нагревание проводников э/током. Закон Джоуля- Ленца.

56/21

Д-я теплового действия тока.

П.53 упр.27 № 1,4

Решение задач по теме «Закон Джоуля- Ленца».

57/22

Сборники задач.

П.53,54(читать)

Лампа накаливания. Электрические  нагревательные приборы.

Короткое замыкание.

58/23

Лампы, эл. нагревательные приборы, предохранители.

П.54 зад.7,8

П.55

Повторение материала по теме «Электрические явления». л/о «Изучение электрических свойств жидкостей».

59/24

Сборники задач.

П.42-54 повтор.

Контрольная работа№4

«Электрические явления».

60/25

Контрольно-измерительные материалы.

  Электромагнитные явления.

5

Тема урока

Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

 

поле прямого тока. Магнитные линии.

61/1

Д-я опыта Эрстеда, магнитного поля тока, картины магнитного поля тока.

П.56-57

Магнитное поле катушки с

током. Электромагнит.

Л/Р№8«Сборка электромагнита и испытание его действия».

током. Электромагниты. ,,Сборка электромагнита и испытание его действия,,

62/2

Катушка, электромагнит, лабораторное оборудование: набор по электричеству.

П.58 упр.28 № 1-3

Постоянные магниты. Магнитное поле магнитов. Магнитное поле Земли. л/о «Изучение взаимодействия постоянных магнитов».

63/3

Д-я взаимодействия постоянных магнитов, лабораторное оборудование: набор магнитов, железные опилки.

П.59-60

Действие магнитного поля на проводник с током. Л/Р№9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

64/4

Д-я действия магнитного поля на проводник с током, электродвигатель.

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, электродвигатель.

П.57 – 61 повт.

Обобщение по теме «Электромагнитные явления».

65/5

Задание 11

Повторение

«Систематизация физических законов и величин».

66/1

Повторение

«Систематизация физических законов и величин».

67/2

Повторение

«Систематизация физических законов и величин».

68/3


График контрольных и лабораторных работ-8 класс

Тепловые явления

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

1) Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

 

 1)Тепловые явления

 2 )       Измерение удельной теплоемкости твердого тела

2)Агрегатные состояния вещества

  Электромагнитные колебания и волны

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

10)Получение изображения при помощи линзы

3)  Электромагнитные колебания и волны

Электрические и магнитные явления        

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

3)Сборка эл. цепи и измерение силы тока

 

4)Электрические явления

4)Измерение напряжения на различных участках цепи

5)Регулирование силы тока реостатом

6)Измерение сопротивления с помощью вольтметра и амперметра

7)Измерение мощности эл. тока

8)Сборка электромагнита и испытание его действия

9)Изучение электрического двигателя


9 класс

.      Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 68 ч.

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

лабораторных

опытов

Кол-во

контрольных

работ

1

Электромагнитные колебания и волны.

30

1

1

2

2

Квантовые явления.

         23

2

1

3

Механические явления .

13

3

1

1

4

Повторение.

2

5

Всего

68

6

2

4

Учебно-методический комплекс

п\п

Авторы, составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-9кл

2008

М. Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2008

М.Просвещение

3.

А.Е. Марон, Е.А.Марон

Дидактические материалы-9 класс

2009

М. Дрофа

4.

Р.Д. Минькова, В.В.Иванова

Тетрадь для лабораторных работ по физике-9 класс

2010

М.Экзамен

5..

А.В. Перышкин

Сборник задач по физике7-9

2009

М. Экзамен

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.


График контрольных и лабораторных работ - 9 класс

Электромагнитные колебания и волны

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

1)Изучение явления электромагнитной индукции.

1)Электромагнитная индукция.

2)Электромагнитные колебания и волны.

Квантовые явления

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

2)Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

3) Квантовые явления.

3)Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Механические явления

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

4)Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

 

4)Механические явления.

5) Измерение ускорения свободного падения.

 

6)Исследование зависимости частоты и периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины.


Тематическое планирование учебного материала физика 9 класс

Предмет Физика  Класс(ы):   9                         Учитель: Рубашкина И.В.                                         Кол-во часов в нед.:    2 час

Тема

Кол. ч.

Демонстрации,

Средства обучения.

Дом. задание

                      Электромагнитные колебания и волны.

30

Тема урока

Вводный инструктаж по О.Т.

Электрическое поле .Магнитное поле. Свойства электрического и магнитного полей.

1

Д-я действия эл. поля на эл .заряд, действия магнитного поля на магнитную стрелку.

П.42упр.33,

Однородное и неоднородное магнитное поле

2

П.43упр.34

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

3

в/ф «Магнитное поле».

П.44 упр.35 №2,4,5

Индукция магнитного поля.

Магнитный поток.

4

в/ф «Магнитный поток».

П.46упр.37 №2

П.47упр.38

Действие магнитного поля на проводник с током. Правило  «левой руки». Сила Ампера.

5

Действие магнитного поля на проводник с током.

П.45 упр.36 №1-3

Действие магнитного поля на движущиеся электрические заряды. Сила Лоренца.

6

Д-я устройства электронно- лучевой трубки.

Конспект в тетради

Решение задач на определение направления и величины силы Ампера и силы Лоренца.

7

Справочная литература.

Р-840,844

Явление ЭМИ. Опыты Фарадея.

8

Получение индукционного тока,

в/ф «Явление ЭМИ».

П.48 упр.39

Л/Р№4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

9

Лабораторное оборудование.

№ 38 с.248

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

10

Д-я электромагнитной индукции и правила Ленца.

П.49упр.1,2

Самоиндукция.

11

Д-я самоиндукции.

П.50упр.41

Получение переменного тока.

12

в/ф «Генератор переменного тока».

П.51упр.42

Трансформатор.

13

П.51стр.177-178

Обобщение и повторение темы «Электромагнитная индукция».

14

П.42-51

К/Р № 1 «Электромагнитная индукция».

15

Семинар по теме «Производство электрической энергии. Экологические проблемы и перспективы развития».

16

Электромагнитное поле.

17

в/ф «Электромагнитное поле».

П.52упр 43

Электромагнитные волны и их свойства.

18

П.53упр.44(1,2,3)

Шкала электромагнитных волн.

19

Шкала электромагнитных волн

П.53

Конденсатор. Энергия электрического поля заряженного конденсатора.

20

Конденсаторы.

П.54упр 45(4,5)

Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

21

Д-я эл/м колебаний.

П.55упр.46

Принципы радиосвязи и телевидения.

22

Д-я принципов радиосвязи.

П.56упр.47

Свет- электромагнитная волна. Интерференция света.

23

Интерференция в тонких пленках.

П.57-58

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

24

Преломление света.

П.59упр.48(1,2)

Дисперсия .Цвета тел.

л/о «Наблюдение явления дисперсии».

25

Д-я дисперсии белого света при сложении света разных цветов, набор по оптике.

П.60упр.49(1,2)

Спектрограф и спектроскоп.

26

П.61упр.50

Типы оптических спектров. Спектральный анализ.

27

П.62-63

Семинар «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы».

28

в/ф «Электромагнитные излучения».

Повторение и обобщение темы «Электромагнитные колебания».

29

П.62-63

К/Р№2 «Электромагнитные колебания и волны».

30

Контрольно – измерительные материалы.

Квантовые явления.

23

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

31/1

Таблица «Альфа-, бета-и гамма- лучи».

в/ф «Открытие радиоактивности».

П.65

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

32/ 2

Модель опыта Резерфорда(таблица),

в/ф «Опыт Резерфорда».

П.66

Поглощение и испускание света атомами. Линейчатые спектры. л/о «Наблюдение линейчатых спектров излучения».

33/3

Лабораторное оборудование: источник света с линейчатым спектром, спектроскоп, набор спектральных трубок.

П.64

Радиоактивные превращения атомных ядер.

34/4

в/ф «Радиоактивные превращения».

П.67упр.51 №3-5

Экспериментальные методы исследования частиц.

35/5

1)Устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона

2)Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

П.68

Открытие протона, нейтрона.

36/6

П.69-70 упр. 52

л/р№6

стр.281

Л/Р№6 «Изучение треков заряженных частиц»

2

37/7

Лабораторное оборудование.

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы.

38/ 8

Наглядные пособия, справочная литература.

П.71упр.53

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы.

39/9

П.72-73 упр.54

Решение задач по расчету энергии связи атомных ядер.

40/10

Сборники задач.

Ядерные реакции.

41/11

Фото треков, таблица,

в/ф «Деление ядер урана».

П.74

Решение задач на составление уравнений ядерных реакций.

42/12

Цепная реакция.

43/13

в/ф «Цепная ядерная реакция».

П.75 л/р№5 стр.280

Л/Р№5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

3

44/14

Лабораторное оборудование.

Ядерный реактор.

45/15

Таблица «Устройство ядерного реактора».

П.76

Атомная энергетика.

46/16

П.77

Закон радиоактивного распада.

47/17

П.78

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

48/18

П.79

Дозиметрия. Семинар «Влияние радиоактивных излучений на живые организмы».

49/19

Применение радиоактивных изотопов в медицине, археологии, следственных экспериментах.

П.78

Экологические проблемы работы атомных электростанций. Чернобыльская АЭС.

50/20

Решение задач по теме «Квантовые явления».

51/21

Повторение и обобщение темы «Квантовые явления».

52/22

К/Р№3 «Квантовые явления».

53/23

Контрольно-измерительные материалы.

           


    МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

13

Тема урока

Тема урока

Тема урока

Механическое движение. Система отсчета.

Перемещение. Путь. Виды движения.

54/1

Определение координаты(пройд. пути, траектории, скорости)мат.точки в задан.системе отсчета,

Движение тележек(с капельницей, бум. лентой),

Определение координат движущегося шарика.

П.1 упр.1 № 2,5

П.2 упр.2

П.4 упр.4,

П.9 стр.34-35.

Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. График скорости.

55/2

Движение тележек, движение шарика, падение предмета

П.5 упр.5 № 2,3, П.6 упр.6 №1-3

л/р№1

стр.269

Л/Р№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

4

56/3

Лабораторное оборудование.

П.7-8(формулы)

 Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

57/4

Д-я направления скорости при равномерном движении по окружности.

П.18-19

Упр.18(1,2,5)

Явление инерции. Законы Ньютона.

58/5

Д-я явления инерции, законов Ньютона,

в/ф «Явление  инерции».

П.10 упр.10

П.11 упр.11 № 1,2,3.

П.12 упр.12(3)

Свободное падение тел. Невесомость.

59/6

Падение тел в воздухе и разреженном пространстве.

П.13 упр.13.

П.14 упр.14(1)

л/р№2

стр.274

Л/Р№2 «Измерение ускорения свободного падения»

5

60/7

Лабораторное оборудование.

П.13-14 №21,22 с.242

Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

61/8

Гравитационное взаимодействие,

в/ф «Закон Всемирного тяготения».

П.15 упр.15 №2,3

П.16,20,9стр 36-37

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Реактивное движение.

62/9

Закон сохранения импульса. Реактивное дв-е воздушного шарика, модель ракеты.

П.21-22 упр.20 №2 ,4 упр.21 №2

Механические колебания. Период колебаний  математического и пружинного маятника

63/10

Примеры колебательных движений(рис.48). Зависимость периода колебаний от:1)длины нити 2)массы груза и жесткости пружины.

П.24-28,л/р№3

стр.275

Л/Р№3 «Исследование периода и частоты математического маятника от его длины нити».

6

64/11

Лабораторное оборудование.

упр.24 № 2,3,5.

№34,35 с.246

Механические волны. Длина волны. Скорость волны. Звук.

65/12

Образование и распространение поперечных и продольных волн, Модели волн на волновой машине, Колеблющееся тело, как источник звука(линейка, камертон, звонок),

П.31-39

К/Р№3 «Механические явления».

66/13

Контрольно-измерительные материалы.

Повторение.

Систематизация физических законов и величин.

67/1

Повторение.

Систематизация физических законов и величин.

68/2


Типы уроков:

Название

Краткая характеристика

Урок изучения нового материала

Основная цель урока — изучение нового материала.  Формы такого урока могут быть самыми разнообразными: 1) лекция; 2) изложение нового материала в диалоговом режиме «учитель-ученик»; 3) самостоятельная работа учащихся с учебной литературой на уроке.

Комбинированный урок

Это наиболее распространенный тип урока Число элементов урока может быть различным. Например, изложение небольшой по объему части нового материала (10-20 мин), закрепление нового материала (5 мин), решение задач (5—20 мин), контроль знаний  (5-20 мин), или самостоятельная кратковременная работа (10-15 мин), возможен фронтальный  эксперимент  (5-15  мин). Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает урок многоцелевым и эффективным.

Урок

закрепления знаний

Основная цель урока — закрепление изученного материала. Формы такого урока могут быть весьма разнообразными: 1) урок решения задач; 2) фронтальный эксперимент; 3) урок-семинар; 4) урок-конференция; 5) просмотр учебных видеофильмов; 6) игровые уроки («суд над трением», «суд над инерцией») и т.д.

Урок контроля и оценивания знаний

Главная цель данного урока — всесторонний и объективный контроль и оценивание усвоенных учащимися знаний, умений и навыков.

Наиболее эффективные его формы: 1) разноуровневая контрольная работа; 2) тестовый контроль;  3) тематический зачет; 4) лабораторные работы.


4.Примерные нормы оценки знаний учащихся по физике

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  1. Обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий.
  2. Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
  3. Технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.
  4. При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.
  5. Умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами.
  6. Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу.
  7. Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

  1. Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправит самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.
  2. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

  1. Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
  2. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  3. Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  4. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

  1. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

  1. Не более одной грубой ошибки и одного недочета.
  2. Или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. Не более двух грубых ошибок.
  2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
  3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
  4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
  5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2 » ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

  Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков

              определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  1. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  2. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  3. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


[1] Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...