Методическая разработка урока "Электрический ток. Источники тока" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Методическая разработка комбинированного урока раскрывает основные научные положения темы, содержит методы обобщения знаний учащихся, показано практическое применение электрического тока и источников тока в жизни человека, расширяет кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektircheskiy_tok.rar | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка № 24» городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Методическая разработка урока
по физике 8 класс.
Тема: «Электрический ток. Источники тока»
Учитель физики: Бойцова Татьяна Викторовна
г. Салават
2015 г.
План - конспект урока по физике
Тема: Электрический ток. Источники тока. (слайд 1)
Эпиграф: Я мыслю, следовательно, существую.
Декарт. [1] (слайд 2)
Цель:
1) Раскрыть основные научные положения темы. Обобщить знания учащихся, показать практическое применение электрического тока и источников тока в жизни человека.
2) Развить умение логического мышления, полноты и аргументированности высказываний. Умение применять знания в новой ситуации.
3) Расширить кругозор учащихся по данной теме и привить интерес учащихся к изучению физики. (слайд 3)
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Доска классная, доска интерактивная, электрометр-2шт, переходник, батарейка-15шт, лампочки на 6,5 В – 15шт.
Ход урока:
- Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Садитесь.
Ребята мы каждый день пользуемся электроприборами, не представляем жизни без электрического освещения, сотовых и стационарных телефонов, компьютеров. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут электрические лампочки, прекращается движение трамваев то говорят, что в проводах исчез ток.
Что же такое электрический ток?
Что необходимо для его существования?
Какие физические явления лежат в основе работы источников тока?
Что может перемещаться в проводах, соединяющих электростанцию с потребителями электрической энергии?
Итак, цель нашего урока: Выяснить физическую природу происхождения электрического тока, условия существования электрического тока, устройство, принцип работы и виды источников тока.
Учитель: Открываем рабочие тетради записываем число и тему урока: «Электрический ток. Источники тока».
Но чтобы успешно справится с поставленной задачей необходимо повторить пройденный материал, который поможет в решении данных проблем.
- Актуализация знаний:
Повторение материала проведём в форме «Аукциона». Работа в парах.
Лот №1
Эбонитовая палочка.
Перечислите физические свойства тела.
- Это физическое тело. (слайд 4)
- Эбонит – это каучук с добавлением серы.
- При трении ее о мех или шерсть она электризуется.
- Наэлектризованная палочка способна зарядится отрицательно.
- При электризации электроны с меха переходят на палочку.
- Связь электронов с ядром слабее у меха, чем у палочки.
- Если наэлектризованной палочкой коснутся электроскопа. Он зарядится.
- Эбонит - диэлектрик т.е. он не проводит электрические заряды т.к. электроны прочно удерживаются в своих атомах и не могут двигаться в электрическом поле.
- Две заряженные палочки взаимно отталкиваются.
- Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги.
Лот №2
Схема строения атома изотопа гелия (дейтерия). (слайд 5)
- Ядро состоит из протонов и нейтронов. (слайд 6)
- Ядро имеет заряд положительный заряд.
- Электроны движутся вокруг ядра.
- Строение атома по планетарной модели Резерфорда.
- Атом в целом нейтрален т. к числу протонов в ядре равно числу электронов, вращающихся вокруг ядра.
- В состав атома гелия входит: p= 2, n=2, e=2.
Лот №3
Электрическая батарея. (слайд 7)
Вопрос учителя:
Что это такое?
Предполагаемый ответ ученика: «Батарейка. Она необходима для работы фонарика.»
Вопрос учителя:
В качестве чего ее используют?
Какие преобразования энергии происходят в батарее?
Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами введём понятие электрического тока.
3) Новый материал:
Слово «ток» означает движение или течение чего- то.
Электрическим зарядом обладают не только электроны и протоны, но и более крупные частицы вещества – ионы. Следовательно, в проводниках могут перемещаться различные заряженные частицы.
Электрическим током называют упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. [3] (слайд 8)
Вопрос: Ребята, а какие частицы могут двигаться по проводнику?
Ответ: Свободные электроны.
Условия существования электрического тока:
- Наличие свободных электронов
Вопрос: А за счет чего заряженные частицы движутся по проводнику?
- Наличие внешнего электрического поля для проводника.
Учитель:
Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
Источники бывают различных видов, но во всех совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.
Источник тока - это устройство, в котором происходит преобразование какого- либо вида энергии в электрическую энергию. (слайд 9)
Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока.
Опыт: а) К полюсам батареи (элемент питания) подсоедините низковольтную лампочку, с помощью зажимов.
Объяснение. (учащихся)
Лампочка загорелась т.к. электроны с положительного полюса перешли на отрицательный за счет электрического поля. За счет этого поля заряженные частицы, которые могут свободно перемещаться в этом проводнике придут в движение в направлении действия на них электрических сил.
б) Отсоедините лампочку от батареи гальванических элементов.
Объяснение. (учащихся)
Электрический ток прекращается если, электрическое поле. создающее движение зарядов, исчезнет.
Следовательно, для существования тока необходимы: источники тока.
Вопрос: Ребята, а превращение каких энергий мы с вами здесь наблюдаем?
(слайд 10) Гальванический элемент.
(слайд 11) История создания батарейки.
(слайд 12) Виды батарей.
(слайд 13) Аккумуляторы.
Гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумуляторы: в этих источниках происходит химическая реакция, и внутренняя энергия выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую.
Вернёмся к «Аукциону» Лот №3
(слайд 14) Задание: Перечислите свойства батареи.
1) Это источник тока.
2) В ней происходит химическая реакция, и внутренняя энергия выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую.
3) Имеет два полюса: положительный и отрицательный.
4) Используется в быту.
5) Удобна и безопасна в использовании.
Электрофорная машина. (слайд 15)
Демонстрация: Электрофорная машина подсоединяется к лампочке.
Вывод: в электрофорной машине в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической энергии в электрическую.
(слайд 16)
Термоэлемент: Две проволоки из различных металлов спаивают, а затем место спая нагревают. Внутренняя энергия при этом превращается в электрическую. (слайд16)
Фотоэлемент: При освещении некоторых веществ световая энергия непосредственно превращается в электрическую – это явление называется фотоэффект. На этом основано устройство и действие фотоэлементов. (слайд 17)
(видеофрагмент): Источники тока. [4]
Вывод: В источниках тока за счет сил неэлектрического происхождения происходит разделение заряженных частиц, в результате чего полюса источника оказываются заряженными разноименно.
На электростанциях электрический ток получают с помощью генераторов. (слайд18)
Применение:
Этот электрический ток используется в промышленности, на транспорте. В сельском хозяйстве.
4) Закрепление материала
Различные виды источников тока. (слайд 19)
Вопрос: Какие источники тока вы видите на слайде?
- (слайд 20, 21) Тестирование проводится при использовании интерактивная система тестирования, голосования и опроса «VOTUM».
Тест [2]
1. При прохождении электрического тока в проводниках перемещаются…
А.Только электроны.
В. Только протоны.
С. Только положительные ионы.
D.Различные заряженные частицы.
2. Чтобы получить электрический ток в проводнике заряженные частицы…
А. Создают электрические заряды.
В. Создают электрическое поле.
С.Разделяют электрические заряды.
D.Нет правильного ответа.
3. Под действием электрического поля заряженные частицы…
А.Перестают двигаться. С. Движутся в определенном порядке.
В.Движутся хаотично. D. Нет правильного ответа.
4. Какие превращения энергии происходят при зарядке аккумулятора?
А.Химическая энергия превращается в электрическую.
В.Электрическая энергия превращается в химическую.
С.Внутренняя энергия превращается в электрическую.
D.Световая энергия превращается в электрическую.
5. Какие превращения энергии происходят в термоеэлементе?
А. Механическая энергия превращается в электрическую.
В. Химическая энергия превращается в электрическую.
С. Внутренняя энергия превращается в электрическую.
D. Световая энергия превращается в электрическую.
6. Какие превращения энергии происходят в элекрофорной машине?
А. Внутренняя энергия превращается в электрическую.
В. Световая энергия превращается в электрическую.
С. Химическая энергия превращается в электрическую.
D. Механическая энергия превращается в электрическую
7. Какие превращения энергии происходят в фотоэлементах?
А. Внутренняя энергия превращается в электрическую.
В. Электрическая энергия превращается в химическую.
С. Механическая энергия превращается в электрическую.
D. Световая энергия превращается в электрическую.
8. Электрическое поле в проводнике создается и длительное время поддерживается…
А. Окружающими телами.
С. Источниками любого тока.
В.Источниками электрического тока.
D. Среди ответов нет правильного.
Оценка выставляется компьютером сразу же по окончанию теста.
5) Подведение итогов: Ребята, что нового сегодня на уроке вы узнали?
Ответы учеников:
Раскрыли основные научные положения темы;
Рассмотрели условия существования электрического тока;
Источники тока и их применение.
За работу на уроке получают оценку…
6) Домашнее задание: Параграф 32. ответить на вопросы после параграфа, задание 6. ( слайд 22)
7) Используемая литература (слайд 23)
1. moudrost.ru›avtor/rene-dekart.html
2. Е.Н.Кривопалова. Физика: Тесты.8 класс, М.: ООО «Издательство Астрель».
3. А.В. Перышкин. Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: 14-е изд., доп., - М.: Дрофа, 2011.
4. Собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Современный гуманитарный университет г. Москва.
8) Дополнительные сведения:
- Техническое оснащение – ноутбук, интерактивная доска, проектор, интерактивная система тестирования, голосования и опроса «VOTUM».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка "Витамины - как источник здоровья" Урок биологии в 8 классе
Разработка урока "Витамины - как источник здоровья" содержит информацию об истории открытии витаминов, их значения для полноценного функционирования организма. Материал содержит понятия авитаминоза, г...
Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе
Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...
Методическая разработка "Использование исторических источников для формирования читательской грамотности" 2021г.
На уроках истории мы работаем с текстами разного вида: сочинения историков или исторические источники, таблицы, исторические карты (схемы), иллюстрации. При работе с документами у учеников выраба...
Методическая разработка урока технологии в 5 классе "Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока"
Методическая разработка урока технологии в 5 классе с элементами деловой игры...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Источники духовной мудрости и нравственного здоровья»
Методическая разработка воспитательного мероприятия по духовно-нравственному развитию«Источники духовной мудрости и нравственного здоровья» (1 курс, СПО)В настоящее время «Обесп...