Методическая разработка урока "Электрический ток. Источники тока" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Бойцова Татьяна Викторовна

Методическая разработка комбинированного урока раскрывает основные научные положения темы, содержит методы обобщения знаний учащихся, показано  практическое применение электрического тока и источников тока в жизни человека, расширяет кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektircheskiy_tok.rar1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка    № 24»  городского округа  город Салават  Республики Башкортостан.

Методическая разработка урока

по физике 8 класс.

Тема: «Электрический ток. Источники тока»

Учитель физики: Бойцова Татьяна Викторовна

           

                                             

г. Салават

2015 г.

План - конспект урока по физике

Тема: Электрический ток. Источники тока.   (слайд 1)

Эпиграф: Я мыслю, следовательно, существую.       

                                                                                  Декарт. [1]   (слайд 2)                                                                         

Цель:

1) Раскрыть основные научные положения темы. Обобщить знания учащихся, показать практическое применение электрического тока и источников тока в жизни человека.

2) Развить умение логического мышления, полноты и аргументированности высказываний. Умение применять знания в новой ситуации.

3) Расширить кругозор учащихся по данной теме и привить интерес учащихся к изучению физики. (слайд 3)

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Доска классная, доска интерактивная, электрометр-2шт, переходник, батарейка-15шт, лампочки на 6,5 В – 15шт.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Садитесь.

Ребята мы каждый день пользуемся электроприборами, не представляем жизни без электрического освещения, сотовых и стационарных телефонов, компьютеров. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут электрические лампочки, прекращается движение трамваев то говорят, что в проводах исчез ток.

Что же такое электрический ток?

Что необходимо для его существования?

Какие физические явления лежат в основе работы источников тока?

Что может перемещаться в проводах, соединяющих электростанцию с потребителями электрической энергии?

 Итак, цель нашего урока: Выяснить физическую природу происхождения электрического тока, условия существования электрического тока, устройство, принцип работы и виды источников тока.

Учитель: Открываем рабочие тетради записываем число и тему урока: «Электрический ток. Источники тока».

Но чтобы успешно справится с поставленной задачей необходимо повторить пройденный материал, который поможет в решении данных проблем.

  1. Актуализация знаний:

Повторение материала проведём в форме «Аукциона». Работа в парах.

Лот №1

Эбонитовая палочка.

Перечислите физические свойства тела.

  1. Это физическое тело.                                          (слайд 4)
  2. Эбонит – это каучук с добавлением серы.
  3. При трении ее о мех или шерсть она электризуется.
  4. Наэлектризованная палочка способна зарядится отрицательно.
  5. При электризации электроны с меха переходят на палочку.
  6. Связь электронов с ядром слабее у меха, чем у палочки.
  7. Если наэлектризованной палочкой коснутся электроскопа. Он зарядится.
  8. Эбонит - диэлектрик т.е. он не проводит электрические заряды т.к. электроны прочно удерживаются в своих атомах и не могут двигаться в электрическом поле.
  9. Две заряженные палочки взаимно отталкиваются.
  10. Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги.

Лот №2

Схема строения атома изотопа гелия (дейтерия).   (слайд 5)

  1. Ядро состоит из протонов и нейтронов.                  (слайд 6)
  2. Ядро имеет заряд положительный заряд.
  3. Электроны движутся вокруг ядра.
  4. Строение атома по планетарной модели Резерфорда.
  5. Атом в целом нейтрален т. к числу протонов в ядре равно числу электронов, вращающихся вокруг ядра.
  6. В состав атома гелия входит: p= 2, n=2, e=2.

Лот №3

Электрическая батарея. (слайд 7)

Вопрос учителя:

Что это такое?

Предполагаемый ответ ученика: «Батарейка. Она необходима для работы фонарика.»

Вопрос учителя:

В качестве чего ее используют?

Какие преобразования энергии происходят в батарее?

Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами введём понятие электрического тока.

3)   Новый материал:

Слово «ток» означает движение или течение чего- то.

Электрическим зарядом обладают не только электроны и протоны, но и более крупные частицы вещества – ионы. Следовательно, в проводниках могут перемещаться различные заряженные частицы.

Электрическим током называют упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. [3] (слайд 8)

Вопрос: Ребята, а какие частицы могут двигаться по проводнику?

Ответ: Свободные электроны.

Условия существования электрического тока:

  1. Наличие свободных электронов

Вопрос: А за счет чего заряженные частицы движутся по проводнику?

  1. Наличие внешнего электрического поля для проводника.

Учитель:

Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле.  Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.

Источники бывают различных видов, но во всех совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.

Источник тока - это устройство, в котором происходит преобразование какого- либо вида энергии в электрическую энергию. (слайд 9)

Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока. 

Опыт: а) К полюсам батареи (элемент питания) подсоедините низковольтную лампочку, с помощью зажимов.

 Объяснение. (учащихся)

Лампочка загорелась т.к. электроны с положительного полюса перешли на отрицательный за счет электрического поля. За счет этого поля заряженные частицы, которые могут свободно перемещаться в этом проводнике придут в движение в направлении действия на них электрических сил.

б) Отсоедините лампочку от батареи гальванических элементов.

Объяснение. (учащихся)

Электрический ток прекращается если, электрическое поле. создающее движение зарядов, исчезнет.

Следовательно, для существования тока необходимы: источники тока.

Вопрос: Ребята, а превращение каких энергий мы с вами здесь наблюдаем?

 (слайд 10) Гальванический элемент.

 (слайд 11) История создания батарейки.

(слайд 12)   Виды батарей.

(слайд 13)   Аккумуляторы.

Гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумуляторы: в этих источниках происходит химическая реакция, и внутренняя   энергия выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую.

Вернёмся к «Аукциону» Лот №3

(слайд 14)   Задание: Перечислите свойства батареи.

1) Это источник тока.

2) В ней происходит химическая реакция, и внутренняя   энергия выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую.

3) Имеет два полюса: положительный и отрицательный.

4) Используется в быту.

5) Удобна и безопасна в использовании.

Электрофорная машина. (слайд 15)

Демонстрация: Электрофорная машина подсоединяется к лампочке.

Вывод: в электрофорной машине в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической энергии в электрическую.

(слайд 16)

Термоэлемент: Две проволоки из различных металлов спаивают, а затем место спая нагревают. Внутренняя энергия при этом превращается в электрическую. (слайд16)

Фотоэлемент: При освещении некоторых веществ световая энергия непосредственно превращается в электрическую – это явление называется фотоэффект. На этом основано устройство и действие фотоэлементов. (слайд 17)

(видеофрагмент): Источники тока. [4]  

Вывод: В источниках тока за счет сил неэлектрического происхождения происходит разделение заряженных частиц, в результате чего полюса источника оказываются заряженными разноименно.

На электростанциях электрический ток получают с помощью генераторов. (слайд18)

Применение:

 Этот электрический ток используется в промышленности, на транспорте. В сельском хозяйстве.

4) Закрепление материала

Различные виды источников тока. (слайд 19)

Вопрос: Какие источники тока вы видите на слайде?

  • (слайд 20, 21) Тестирование проводится при использовании интерактивная система тестирования, голосования и опроса «VOTUM».  

Тест [2]  

1. При прохождении электрического тока в проводниках перемещаются…

А.Только электроны.  

В. Только протоны.

С. Только положительные ионы.

D.Различные заряженные частицы.  

2. Чтобы получить электрический ток в проводнике заряженные частицы…

А. Создают электрические заряды.  

 В. Создают электрическое поле.

С.Разделяют электрические заряды.

D.Нет правильного ответа.

3. Под действием электрического поля заряженные частицы…

А.Перестают двигаться.   С. Движутся в определенном порядке.

В.Движутся хаотично.      D. Нет правильного ответа.

4. Какие превращения энергии происходят при зарядке аккумулятора?

А.Химическая энергия превращается в электрическую.

В.Электрическая энергия превращается в химическую.

С.Внутренняя энергия превращается в электрическую.

D.Световая энергия превращается в электрическую.

5. Какие превращения энергии происходят в термоеэлементе?

А. Механическая энергия превращается в электрическую.

В. Химическая энергия превращается в электрическую.

С. Внутренняя энергия превращается в электрическую.

D. Световая энергия превращается в электрическую.

6.   Какие превращения энергии происходят в элекрофорной машине?

А. Внутренняя энергия превращается в электрическую.

В. Световая энергия превращается в электрическую.

С. Химическая энергия превращается в электрическую.

D. Механическая энергия превращается в электрическую

7. Какие превращения энергии происходят в фотоэлементах?

А. Внутренняя энергия превращается в электрическую.

В. Электрическая энергия превращается в химическую.

С. Механическая энергия превращается в электрическую.

D. Световая энергия превращается в электрическую.

8. Электрическое поле в проводнике создается и длительное время поддерживается…

А. Окружающими телами.

С. Источниками любого тока.      

В.Источниками электрического тока.

 D. Среди ответов нет правильного.

Оценка выставляется  компьютером сразу же по окончанию теста.

5) Подведение итогов: Ребята, что нового сегодня на уроке вы узнали?

Ответы учеников:

Раскрыли основные научные   положения темы;

Рассмотрели условия существования электрического тока;

Источники тока и их   применение.

За работу на уроке получают оценку…

6) Домашнее задание: Параграф 32. ответить на вопросы после параграфа, задание 6. ( слайд 22)

7) Используемая литература (слайд 23)

1. moudrost.ruavtor/rene-dekart.html

2. Е.Н.Кривопалова. Физика: Тесты.8 класс, М.: ООО «Издательство Астрель».

3. А.В. Перышкин. Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: 14-е изд., доп., - М.: Дрофа, 2011.

4. Собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Современный гуманитарный университет г. Москва.

5. images.yandex.ru

8) Дополнительные сведения:

  • Техническое оснащение – ноутбук, интерактивная доска, проектор, интерактивная система тестирования, голосования и опроса «VOTUM».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка "Витамины - как источник здоровья" Урок биологии в 8 классе

Разработка урока "Витамины - как источник здоровья" содержит информацию об истории открытии витаминов, их значения для полноценного функционирования организма. Материал содержит понятия авитаминоза, г...

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка "Использование исторических источников для формирования читательской грамотности" 2021г.

На уроках истории мы работаем с текстами разного вида: сочинения историков или исторические источники, таблицы, исторические карты (схемы), иллюстрации. При работе с документами у учеников выраба...

Методическая разработка урока технологии в 5 классе "Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока"

Методическая разработка урока технологии в 5 классе с элементами деловой игры...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Источники духовной мудрости и нравственного здоровья»

Методическая разработка воспитательного мероприятия по духовно-нравственному развитию«Источники духовной мудрости и нравственного здоровья» (1 курс, СПО)В настоящее время «Обесп...