Методическая разработка "Витамины - как источник здоровья" Урок биологии в 8 классе
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Демина Татьяна Александровна

Разработка урока "Витамины - как источник здоровья" содержит информацию об истории открытии витаминов, их значения для полноценного функционирования организма. Материал содержит понятия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза, сведения о продуктах, богатых витаминами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка71.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

 

« Витамин - как источник здоровья»

                                                                         
                                                                         

                                                                                    Подготовила материал

                                                                                     учитель биологии

                                                                                     МАОУ СОШ № 3

                                                                         Демина Татьяна   Александровна
                                                 г.Курганинск, 2012г.

Тема урока: Витамины – источник здоровья.

Цель урока: привести в систему знания учеников о витаминах, полученные из курса биологии и повседневной жизни, побудить учащихся к выбору рационального питания с достаточным содержанием витаминов, для сохранения здоровья.

Задачи урока:

  1. Образовательные: дать понятие о витаминах как биологически активных органических соединениях; об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах; рассмотреть классификацию витаминов, их роль в обмене веществ и энергии в организме; способы практического использования витаминов.
  2. Воспитательные: формирование учащегося как творческой личности с положительными нравственными качествами.
  3. Развивающие: обучение работе с дополнительной литературой, умение сравнивать и анализировать данные, четко и ясно излагать мысли, выделяя главное, и выступать перед аудиторией.

Тип урока: урок – игра, интегрированный.

Оборудование:  мультимедийный проектор, диск с презентацией, поливитаминные синтетические препараты, овощи, фрукты, выставка литературы, таблица «витамины», рисунки витаминосодержащих растений, гербарий.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

3. Закрепление.

4.Итог.

5. Домашнее задание.

Ход урока

Учитель. Рада приветствовать вас, друзья! Сегодня у нас – необычный урок. Мы все сейчас будем принимать участие в знаменитом ток шоу «О самом главном». Речь пойдет о важных компонентах для здоровья человека, о витаминах.

Итак, дорогие учащиеся 8 класса, встречайте гостей программы!

Ведущие ток шоу «о самом главном»: ведущий - журналист – Кулинич Илья; врач реаниматолог – Черкашин Максим, а также, врач диетолог – Пономарева Татьяна, врач натуропат – Литвинова Екатерина, врач терапевт – Патрикова Наталья, фармацевт – Пацукова Яна, и конечно же зрители.

Ведущий - Журналист. Всем известно, что для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

В 1881 г. Русский врач Н.И.Лунин произвел опыты над дву4мя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н.И.Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась.

Но как объяснить результат такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные  искусственной пищей?

 Н.И. Лунин  решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витамины (от лат. «vitа  - жизнь, «amin  - содержащий азот).

Учитель. Итак, ребята, теперь вы знаете, что означает термин «витамины», запишите его в тетрадь: витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах.  Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т. е. обмену веществ.

Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Обратите внимание на схему, нарисованную на доске. (слайд №   )

        Витамины -                         Ферменты (катализаторы)        

                Обмен веществ                  Действие

Вспомните, что такое ферменты?

Какую роль они играют в обмене веществ?

Учащиеся. Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции,  протекают при участии биологических катализаторов, ферментов.

Врач терапевт – реаниматолог. Совершенно верно! Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращение питательных веществ в клетках, тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

 Витамины обозначаются латинскими буквами алфавита. Все витамины делятся на две большие группы – растворимые в воде (витамины группы В, С) и растворимые в жирах (А,Д,Е,К) и .Существуют заболевания человека связанные с витаминами. При длительном неполучении организмом какого – либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все – таки получает витамины, но недостаточно, то возникает заболевание называется гиповитаминозом. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с избытком какого – либо витамина, приводящее к интоксикации организма.

Рассмотрим причины и признаки авитаминоза. ( слайд №    )

Учитель. Чтобы более подробно познакомиться со значением важнейших витаминов для организма человека, вашему вниманию предлагается заслушать выступления наших гостей и на основе полученной информации прошу вас, в тетради начертить таблицу и по ходу урока, ее заполнить.

Название витамина

Функции

Симптомы авитаминоза

Суточная потребность

Источники витамина для организма

Врач терапевт – о «жизненно необходимых витаминах».

Хочется подробнее уделить внимание таким важным витаминам, как: А, Д, Е, В,С, РР, К.

Витамин А (РЕТИНОЛ)является витамином роста, принимает участие в окислительно  – восстановительных процессах, в обмене веществ, в синтезе некоторых гомонов. Авитаминоз данного витамина  приводит к заболеванию глаз, нередко это «куриная слепота». Содержится в животных жирах, особенно в рыбьем жире, сливочном масле, яичном желтке, молоке, им богаты овощи и фрукты. Суточная норма 3 -5 мг. (слайд №   )

Витамин Д (КАЛЬЦИФЕРОЛ)играет важную роль в обмене кальция и фосфора в организме. При авитаминозе Д возникает рахит. (слайд №  ). Особенно рахитом болеют дети в раннем возрасте. Наилучшим источником витамина Д является рыбий жир, яйца. Суточная норма 0,01 -0,02

Витамин Е (ТОКОФЕРОЛ)участвует в окислительно  – восстановительных процессах, в обмене белков, при мышечных сокращениях, в укреплении сосудистых стенок, при его отсутствии не происходит размножение. Антиоксидант. Содержится в животных и растительных продуктах. Его много в яичных желтках, печени, зародышах пшеницы.

Витамин С. При отсутствии в организме развивается цинга – заболевание, известное человеку с древних времен, характеризуется изъявлением слизистых оболочек, опухают. Кровоточат десны. (слайд №   ) Потребность этого витамина составляет – 50 мг в сутки. Его много содержится в цитрусовых, зелени, овощах, ягодах, хвои сосны, пихты.

Витамины группы В. В пищевых продуктах витамины группы В (В1 –ТИАМИН,В2 - РИБОФЛАМИН,В6 - ПИРИДОКСИН,В12,В15ПАНГАМОВАЯ КИСЛОТА) находятся чаще всего вместе. Витамины группы В выполняют множество разнообразных функций: участвуют в проведении нервного возбуждения, обеспечивают нормальную деятельность нервной системы, участвуют в обмене и синтезе аминокислот, регулируют обмен веществ, обеспечивают нормальное развитие эритроцитов, и др. Витаминами гр. В богаты: пивные дрожжи, пшеничные отруби, печень, сыр , молоко и др. синтезируются микрофлорой кишечника.

Витамин РР (НИКОТИНОВАЯ КИСЛОТА). Участвует в клеточном дыхании, в образовании гормонов, влияет на обмен веществ. При отсутствии никотиновой кислоты наблюдается авитаминоз – пеллагра. Суточная норма -  15 мг. РР богаты дрожжи, зерновые, орехи, печень, почки, сердце, молоко.  (слайд №    )

Витамин К (антигемморагический). Авитаминоз К заключается в понижении способности крови свертываться. Содержится в зеленых овощах, синтезируется микрофлорой кишечника.

Врач – диетолог. ( Организована выставка овощей, фруктов, продуктов животного происхождения, содержащих витамины). (Слайд №    )

Врач диетолог еще раз обращает внимание зрителей на продукты питания, содержащие различные витамины, а также раскрывает секреты о сохранности витаминов при длительном хранении и  кулинарной обработке. Делает анализ витаминных блюд, приготовленных заранее зрителями (проводится конкурс блюд).

Врач натуропат. Рассказывает о растениях, содержащих несколько ватаминов: шиповнике, крапиве двудольной, пастушьей сумке, калины, землянике, облепихи и др. (слайд №   ) При этом демонстрирует гербарий растений. Рисунки с изображением витаминосодержащих растений.

Ведущий – Журналист. Предлагаю рекламную паузу.

Фармацевт. Рассказывает о многообразии современных витаминных препаратах. ( слайд №   )Которые имеются в аптеках. Угощает витаминами всех присутствующих на уроке. (Организованна выставка витаминных препаратов).

Ведущий – Журналист. В заключении нашей программы я еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям.

Врач терапевт – реаниматолог. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте по больше овощей, фруктов, ягод. (слайд №   )

Учитель. Наш, надеюсь, интересный урок, подходит к завершению.  Мне бы хотелось, чтобы, вы, дорогие друзья, обсудили результаты таблицы и сформулировали выводы урока. И конечно же выполнить задания на закрепление изученного материала.

Учащиеся.

1.Витамины – это биологически активные вещества, действующие на организм в ничтожно малых количествах.

2. Они необходимы для нормального обмена веществ в организме, так как входят в состав почти всех ферментов, являющихся катализаторами – ускорителями процессов обмена веществ.

3.Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.

4. Авитаминоз – отсутствие того или иного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.

5. Гиповитаминоз – недостаток – того или иного витамина в организме, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем.

6. Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма.

Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Витаминное домино»

Бери –бери

Витамин Д

Рахит

Витамин А

Куринная слепота

Витамин С

Цинга

Витамин РР

Пеллагра

Витамин В12

Анемия (малокровие)

Витамин В1

2-3 мг/сут

Шиповник, черная смородина

Витамин С

Рыбий жир

Витамин  Д

1,5 – 2,5 мг/сут

Витамин А

15 мг/сут

Витамин РР

2-3 мг/сут

Витамин  В6

Зерна злаков, печень

Решим кроссворд «Чудесные витамины»

Решим задачу.

Для лечения простуды юный химик растворил белый кристаллический порошок аскорбиновой кислоты в стакане воды. Оцените массовую долю витамина С в приготовленном растворе. Масса воды в стакане составляет 120 г, масса порошка – 500 мг.

Домашнее задание.  38. Работа с терминами. Подготовить карточки – задания, на которых записаны признаки авитаминозов.

Литература используемая при подготовке урока.

  1. О.А.Пепеляева , И.В. Сунцова.  Поурочные разработка к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 – й (9 – й) класс. М.: ВАКО, 2005г.
  2. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1983г.
  3. А.А.Маркосян. Физиология. М.:  «Медицина», 1968г.
  4. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. 10 – й класс: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2003г.
  5. Журнал «Биология в школе» №8. М.: «Первое сентября», 2010г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по курсу биологии 8 класс"

Структура курса 8 класса складывается из трех частей.В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет ...

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые колебания"

Цель урока: изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений и знакомство с источниками и приемниками звука. Задачи:актуализировать и расши...

Биология 10 класс. Тема урока: Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генетические мутации. Лабораторная работа № 6 «Выявление источников мутагенов в окружающ

Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генетические мутации.  Лабораторная работа № 6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последс...

Методическая разработка обобщающих уроков по биологии 8 класс.

Разработка технологических карт к обобщающему уроку по биологии 8 класс "Гигиена дыхания" и "Опора и движение". Уроки разработаны так, чтобы учащиеся после изучения определенной си...

Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...

Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса

Задачи урока:- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;- овладение умением сопоставлять экспериме...