Методическая разработка "Использование исторических источников для формирования читательской грамотности" 2021г.
методическая разработка по истории (6 класс)
На уроках истории мы работаем с текстами разного вида: сочинения историков или исторические источники, таблицы, исторические карты (схемы), иллюстрации.
При работе с документами у учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopelnikova_nadezhda_vasilevna_zadaniechg_pr.docx | 593.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО Сопельникова Надежда Васильевна
Предмет: история
Вопросы и задания:
- Оцените текстовый потенциал вашего предмета.
На уроках истории мы работаем с текстами разного вида: сочинения историков или исторические источники, таблицы, исторические карты (схемы), иллюстрации.
При составлении заданий обязательно должны быть использованы такие тексты, которые являются специфическими при изучении истории, например, письменные исторические источники
Письменные исторические источники. Изучая письменные исторические источники, школьники не только пробуют осмыслять важнейшие вопросы исторического развития и приобретают опыт исследовательской деятельности, но и оттачивают навыки работы с информацией. Исторические события могут интерпретироваться с различных позиций, поэтому анализ исторической информации способствует выработке самостоятельного, критического мышления, дает возможность делать собственные выводы о сущности того или иного процесса, явления на основе знания исторических фактов.
При работе с документами у учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.
Так, выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.
Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — всё это позволяет интерпретировать текст.
Важно на уроках истории использование познавательного потенциала письменных исторических источников. Использовать их можно при изучении любой темы. Письменные исторические источники могут стать либо началом изучения темы, либо материалом для постановки учебной задачи, или важнейшим источником информации, основным текстом на уроке. Необходимо четко понимать, на каком этапе урока , и с какой целью использовать письменные исторические источники.
Например, при изучении темы по истории России в 6 классе «Правление Князя Владимира. Крещение Руси» связанной с принятием христианства, обучающиеся работают с фрагментом письменного исторического источника «Повесть временных лет». При работе с документом они извлекают информацию о том, как происходил выбор веры князем Владимиром, учатся понимать фактологическую информацию, оценивают полноту, достоверность информации указанной в документе на основе исторических знаний о времени введения христианского летоисчисления на Руси; обосновывают собственную позицию с помощью фактов.
В данном случае письменный исторический источник становится основным текстом для изучения темы.
2. Оцените потенциал вашего предмета с точки зрения формирования читательских умений
Письменные исторические источники. Какие группы читательских умений становятся наиболее востребованными при формировании общего умения – чтение текста - письменного исторического источника? Это, конечно, прежде всего, задания 1 группы читательских умений: выявлять и (находить) информацию, заданную в явном и/или разрозненном виде. А также деятельность учащихся, которую относят ко второй группе читательских умений:
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста на основе сопоставления вербальной и невербальной информации,
Формулирование выводов на основе сравнительного анализа и обобщения информации.
Предметные умения, связанные с работой с письменным историческим источником, соотносятся с читательскими умениями. Предметными умениями работы с письменным историческим источником во ФГОС являются:
использовать письменный исторический источник как источник информации об исторических событиях и процессах. Для этого:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и
различия.
3. Приведите пример использования не менее одного типа текста на вашем предмете.
Предмет: история России 6 класса\
Тема: Правление Князя Владимира. Крещение Руси
Прочитайте текст и выполните задания.
Из «Повести временных лет» …
Задание 1.
1.Какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром? Найдите подтверждение в тексте.
Ответ:
«Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех людей»
Решающее влияние на выбор веры Владимиром оказали аргументы бояр и старцев о невероятной красоте греческих храмов и служб принятие христианства княгиней Ольгой.
Читательское умение: находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста (1 группа читательских умений) Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) (2 группа читательских умений )
2. Некоторые ученые считают, что данный рассказ (о выборе князем веры) был вставлен в «Повесть временных лет» в более позднее время и что он является легендой. Какие слова в документе свидетельствуют, что он был написан на много лет позже описанных в нем событий? Какую цель мог преследовать составитель летописи, внеся свое добавление?
Ответ:
«В лето 986» -это дата от рождения христова. Такое летоисчисление было принято после крещения Руси в 988 году. Составитель преследует цель убедить читателей в достоверности документа
Читательское умение: понимать фактологическую информацию (2группа читательских умений) оценивать полноту, достоверность информации, обосновывать собственную позицию с помощью фактов. Выстраивать собственную систему аргументации.
Задание 2. Определите, какому фрагменту текста соответствует иллюстрация. Укажите, фрагмент текста. Назовите одно последствие, к которому привел исторический факт, в выбранном вами фрагменте.
Читательское умение: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
(2 группа читательских умений ) выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста.
Ответ: «В 987 году к Владимиру пришли люди разных вер: мусульмане- булгары, иудеи - хазары, западные христиане- посланники от папы римского и восточные христиане из Византии»
Последствия: принятие христианства, укрепление связей с Византией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории
Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической раб...
Учебно-методическое пособие"Технология формирования знаний об исторических персоналиях на основе исследования исторических источников"
Учебно-Методическое пособие по внеклассной работе в системе СПО...
Формирование информационной компетенции учащихся через организацию работы с письменными историческими источниками.
В статье рассматриваются основные принципы организации работы с историческими источниками...
Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.
Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...