Занимательные опыты для 7-8 классов.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Ахатова Сария Харисовна

Физический вечер для учащихся 7-8 классов. Опыты показывают старшеклассники и по опыту задают вопросы. Учащиеся 7-8 классов отвечают на  вопросы. Наиболее отличившиеся в объяснении получают призы – хорошие и отличные оценки по физике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnye_opyty.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Мамадышский муниципальный район

МБОУ «Нижнесуньская СОШ»

Физический вечер-конкурс для учащихся 7-8 классов:

Занимательные опыты.

        Ахатова С.Х. - учитель физики

                                                           первой квалификационной категории.

2014 год

 Цели мероприятия:

Образовательные: развивать познавательный интерес, интерес к физике;
Развивающие: развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, умение применять знания в новой ситуации;
Воспитательные: развивать внимание, наблюдательность, приучать детей к доброжелательному общению.

Ход физического вечера.

Ведущий: Добрый вечер, ребята! Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки по физике. Слово предоставляем учащимся 9 класса.

(Учащиеся 9 класса показывают опыты и задают вопрос, учащиеся 7-8 классов отвечают на вопросы.)

1 ученик 9 класса: Опыт 1 называется «Не замочив рук».

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

(Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой. Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.)

2 ученик 9 класса: Опыт 2 называется «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

(Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.)

3 ученик 9 класса: Опыт 3 называется «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

(Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой. Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом. При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.)

4 ученик 9 класса: Опыт 4 называется «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

(Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.  Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу.)

5 ученик 9 класса: Опыт 5 называется  «Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

(Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам. Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.)

6 ученик 9 класса: Опыт 6 с динамометрами.

Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра.

Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

( Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона))

7 ученик 9 класса: Опыт 7  с листами бумаги:

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист  падает быстрее?

(Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.  А вот в вакууме они падали бы одновременно.)

8 ученик 9 класса: Опыт 8 называется « Как быстро погаснет свеча?»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча?

(Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет. Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает. Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.)

9 ученик 9 класса: Опыт 9 называется «Несгораемая бумага».

Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

(Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.)

10 ученик 9 класса: Опыт 10 называется «Несгораемый платок».

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

(Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.)

11 ученик 9 класса: Опыт 11 называется «Несгораемая нитка».

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

(Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли. Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.)

12 ученик 9 класса: Опыт 12 называется «Вода кипит в бумажной кастрюле».

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе. Можно ли кипятить воду в этой кастрюле?

(Объяснение: Да, можно.  Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.)

Ведущий: Пока закипит вода, ответьте на  вопросы:

 1. Что растет вниз вершиной? (сосулька)

      2. В воде купался, а сухим остался. (Гусь, утка)

      3. Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

      4. С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет. (Пушинка)

      5. Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

7. Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

8. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

9. Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)

13 ученик 9 класса: Опыт 13 называется «Картофельные весы».

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.

Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины. Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?

(Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.)

Ведущий: И так сегодняшний вечер окончен, спасибо за активное участие! Подводим итог сегодняшнему вечеру. Слово предоставляем жюри конкурса.

Жюри подводит итог конкурсу, вручает призы.

Литература:

 1. Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977

 2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985

3. Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964.

4.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занимательные опыты по химии

Простые и занимательные химические опыты...

Занимательные опыты (внеклассное мероприятие по физике для средних классов)

Цели мероприятия: развивать познавательный интерес, интерес к физике;развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применят...

мастер класс по химии "Расстановка коэффициентов в уравнениях на занимательных опытах"

Химия интересная и увлекательная ! Занимательные опыты повышают интерес к изучаемым предметам и заставляют задуматься над необьяснимыми фактами....

Кружок "Занимательные опыты по физике" -9 класс

Программа кружка для 9 класса по физике...

Занимательные опыты и опыты со свечкой

Занимательные опыты и опыты со свечкой, педагог ОДОД учитель физики Качмашева Н.Д. гимназия №177, Санкт-Петербург (видео доступно на моем сайте - адрес в строке поиска на картинке)...

Внеурочной деятельности основного и среднего общего образования «Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» для 5-11 классов

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых ребят,...