Внеурочной деятельности основного и среднего общего образования «Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» для 5-11 классов
рабочая программа по физике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых ребят, поэтому создание программы «Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» является очень актуальным. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной естественнонаучной грамотности.
Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, научные программы. Каждую тему радиопередачи необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью).
Участие школьников в системе школьного радиовещания развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, умение применять знания по физике в повседневной жизни.
Чтобы стать диктором школьного радио мало иметь желание, необходимо обладать четкой и внятной речью. Здесь на помощь детям приходят знания учащихся о таком физическом явлении как звук. Масса интересных экспериментов призвана помочь обучающимся в решении данной проблемы.
Для трансляции радиопередачи по школьному радио, необходимо записать информацию, что бывает сложно в стенах школьного здания. Здесь пригодятся знания о шумоизоляции.
Ученик, участвующий в созданий радиопередачи, узнает как устроено радио, как идет процесс модуляции и демодуляции звука, как звук передается на расстояние.
Работа «Школьного радио» организована на сотрудничество со школьными музеями, школьным самоуправлением и администрацией школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» | «Согласовано» зам. директора по УВР |
| «Утверждаю» |
на заседании ШМО учителей | Пруцких Е. С. |
| директор МБОУ |
физики |
| «Хохольский лицей» | |
протокол № 1 |
| С.А.Ельчанинова | |
от «26 » августа 2022. | «31 » августа 2022г. |
| приказ № 283-ОД |
С.П. Акиньшина | ____________________ |
| от |
(подпись руководителя ШМО) | (подпись) |
| «31» августа 2022г. |
Внеурочной деятельности основного и среднего общего образования
«Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» для 5-11 классов
Разработала
учитель Акиньшина С. П., ВКК
Пояснительная записка
Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых ребят, поэтому создание программы «Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» является очень актуальным. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной естественнонаучной грамотности.
Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, научные программы. Каждую тему радиопередачи необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью).
Участие школьников в системе школьного радиовещания развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, умение применять знания по физике в повседневной жизни.
Чтобы стать диктором школьного радио мало иметь желание, необходимо обладать четкой и внятной речью. Здесь на помощь детям приходят знания учащихся о таком физическом явлении как звук. Масса интересных экспериментов призвана помочь обучающимся в решении данной проблемы.
Для трансляции радиопередачи по школьному радио, необходимо записать информацию, что бывает сложно в стенах школьного здания. Здесь пригодятся знания о шумоизоляции.
Ученик, участвующий в созданий радиопередачи, узнает как устроено радио, как идет процесс модуляции и демодуляции звука, как звук передается на расстояние.
Работа «Школьного радио» организована на сотрудничество со школьными музеями, школьным самоуправлением и администрацией школы.
Цели и задачи программы
Цель : организация работы школьного радио для приобретения способности использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Задачи:
- организовать работу школьного радио;
- привлечь учащихся к активной общественной работе в роли научного общества, изучающего работу школьного радио с точки зрения физических явлений;
- реализовать творческие способности детей посредством проведения опытов и экспериментов, призванных улучшить радиопередачи;
- научить детей владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- научить детей владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет для создания научных передач;
- научить детей самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Объём программы
70 часов в год из расчета 2 ч в неделю
Программа предназначена для занятий детей 5-11 класса.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты: освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; уважение к культурным и историческим памятникам; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях; готовности к самообразованию и самовоспитанию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; планировать пути достижения целей.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; основам коммуникативной рефлексии;
Познавательные:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета.
Содержание курса.
Модуль №1. « Назначение и структура школьного радио»
Кейс 1 «Знакомство»
Экскурсия в школьный радиоузел. Знакомство с устройством радиоузла (усилитель, микшерный пульт, микрофоны и т. д.). Организуется собрание, на котором распределятся обязанности ведущих рубрик, график проведения радиопередач, распределение тематических радиопередач на год, планируются проведение лабораторных и практических занятий по исследованию физических явлений, создаётся научное общество.
Кейс 2 «Распределение функционала»
Знакомство и распределение функционала участников научного общества школьного радио: ответственный за подготовку экспериментов; подбор интересной информации к различным физическим явлениям; разнообразие форм ведения радиоэфира, музыкальное сопровождение.
Модуль №2. «Подготовка радиопередачи»
Кейс 1 «Сбор информации»
Сбор и обработка информации к радиоэфиру; подготовка музыкального сопровождения передачи; сбор ответственных за рубрики.
Кейс 2 «Тематические радиопередачи»
работа школьных корреспондентов в подготовке тематических радиопередач; выпуск радиопередачи; рефлексия.
Кейс 3 «Информация».
Информацию для тематических радиопередач собирают корреспонденты от классов, узких специалистов школы (учителя физической культуры, социальные педагоги, психолог, классные руководители, администрация), обрабатывают и подготавливают передачу.
Модуль №3 «Научные радиопередачи»
Кейс 1 «Сбор информации. Выбор темы»
Сбор и обработка информации к радиоэфиру; проведение экспериментов, детальное изучение темы, подготовка музыкального сопровождения передачи; сбор ответственных за рубрики.
Кейс 2 « Создание текстового варианта научной передачи»
Обработка информации, полученной при проведении экспериментов, обобщение и создание текстового варианта для записи радиопередачи.
Кейс 3 «Запись научной передачи».
Запись и обработка радиопередачи.
Модуль №4 « Мастерство радиоведущего.»
Кейс 1 «Настроение ведущего - успех в эфире»
Умение владеть собой.
Кейс 2 « Культура речи радиоведущего».
Техника речи, изучение процесса голосо-образования у человека, способы улучшения техники речи с помощью знаний о звуке как о физическом явлении.
Модуль № 5. «Работа по улучшению качества радиопередачи»
Кейс 1 « Шумоизоляция»
Изучение информации и проведение практических работ по устранению лишних звуков в радиопередаче.
Материально-техническая база для реализации программы
- Класс (для теоретических занятий);
- Школьная радиорубка.
- Компьютер с программами
- доступ к сети Интернет и библиотечным фондам (во время самостоятельной подготовки).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочной деятельности основного и среднего общего образования
«Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» для 5-11 классов
Разработала:
учитель физики
Акиньшина С. П. (ВКК
2021-2022 год
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. Организационный сбор творческой группы. Экскурсия в школьный радиоузел | 1 | 1 неделя | |
2 | Распределение тематических радиопередач на год. План проведения лабораторных и практических занятий по исследованию физических явлений. Создание научного общества. | 3 | 1-2 неделя | |
3 | Распределение функционала участников научного общества школьного радио. Работа ответственного за подготовку экспериментов. Работа ответственного за подбор интересной информации к различным физическим явлениям. Работа ответственного за разнообразие форм ведения радиоэфира, музыкальное сопровождение | 4 | 3-4 неделя | |
4 | Работа по созданию первой научной передачи «Что такое звук?» Изучение информации, проведение экспериментов, обобщение. Запись и трансляция радиопередачи. | 3 | 5 -6 неделя | |
5 | Юные корреспонденты. Сбор материала к Дню учителя. Подготовка сценария радиопередачи «Поздравляем педагогов!» | 3 | 6-7 недели | |
6 | Круглый стол. Как работают корреспонденты? | 2 | 8 неделя | |
7 | Работа по созданию второй научной передачи «Шум и мы» Изучение информации, проведение замеров громкости звука на территории лицея, обобщение. Запись и трансляция радиопередачи. | 6 | 9-11 недели | |
8 | Здравствуй, здравствуй, Новый год! Из истории праздника. Поздравления. | 4 | 12-13 недели | |
9 | Работа корреспондентов по сбору материала на тему «Научные новости лицея». Обработка материала. Работа над созданием радиопередачи. Трансляция радиопередачи. | 10 | 14-18 недели | |
10 | День защитника Отечества. Запись поздравлений. | 2 | 19-20 недели | |
11 | Восьмое марта. Запись поздравлений. | 2 | 21-22 недели | |
12 | Готовимся к Дню науки. Интервьюирование. Обработка данных, создание радиопередачи, трансляция. | 4 | 23-24 недели | |
13 | Работа по созданию второй научной передачи «Музыка и рост растений в Зимнем саду лицея» Изучение информации, проведение замеров громкости звука на территории лицея, обобщение. Запись и трансляция радиопередачи. | 10 | 23-27 недели | |
14 | Поздравляем выпускников! Запись поздравлений. | 2 | 28-29 недели | |
15 | Неделя детской книги. Сбор материала, подготовка и проведение радиопередачи для начальной школы. Репортаж с места событий | 3 | 29-30 недели | |
16 | Работа по улучшению техники речи через изучение процесса голосо-образования у человека. Способы улучшения техники речи с помощью знаний о звуке как о физическом явлении. | 2 | 31-32 недели | |
17 | Неделя прав человека. Основные права человека | 2 | 34 неделя | |
18 | Противопожарная безопасность. (Единая служба спасения: звоните 01) | 2 | 35 неделя | |
19 | Итого | 70 |
Используемая литература:
- Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://standart.edu.ru/:(Дата обращения: 12.02.2014)
- Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/(Дата обращения: 12.02.2014)
- Шерель, А.А. Радиожурналистика [Текст] / A.A. Шерель. – М.: Дело, Издательство Московского университета, 2000. – 44 с.
- Гуревич, П.С. Советское радиовещание. Страницы истории [Текст] / П.С. Гуревич, В.Н. Ружников - М.: Искусство, 2004. – 18 с.
- Меньшикова, А.А. Радио – детям [Текст] / А. А. Меньшикова - М.: НМО ГКРТ, 2008. – 23 с.
- Марченко, Т.А., Радиотеатр. Страницы истории и некоторые проблемы [Текст] / Т. А. Марченко. - М.: Искусство, 2002. - 224 с.
- Каргаполов, В.В. Советская радиожурналистика 1945 - 70 гг. Детское и юношеское радиовещание [Электронный ресурс]: курсовая работа / В.В. Каргаполов; [А.: АГУ, 2011] – Режим доступа: http://www.vevivi.ru/ (Дата обращения: 14.03.2014)
- Летунов, Ю. А. Время. Люди. Микрофон [Текст] / М.: Искусство, 2010. – 16 с.
- Глейзер, М.C. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты. (1917–1986) [Текст] / М.С. Глейзер - М., 2005. – 122 с.
- Гальперин, Ю.М. Литературные вечера [Текст] / Ю.М. Гальперин. – М., 2006. - 53 с.
- Босоногое.ру - сайт о нашем счастливом советском детстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.bosonogoe.ru/blog/peredachi-na-radio/89.html (Дата обращения: 12.12.2013)
- Старое радио [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://control.audiopedia.su/ (Дата обращения: 20.12.2013)
- Заря молодёжи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazetazm.ru/?p=5408 (Дата обращения: 25.02.2014)
- Детское радио FM [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deti.fm/pochitaika/ (Дата обращения: 25.12.2013)
- Филимоновых, Е.Н. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах. [Текст] / Е.Н. Филимоновых. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. – 192с.
- Войскунский, А.Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. [Текст]/ А.Е.Войскунский - М.: ВНИИСИ, 2009. - 65-71с.
- Сидорова, М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / [Текст]/ М.Ю. Сидорова - М.: Алспект-Пресс, 2007. – 391 с.
- Микрофоны. Говорит школьный радиоузел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazetazm.ru/ (Дата обращения: 25.01.2014)
- Дробыш, Т.А. Организация школьного радиовещания: Сборник методических рекомендаций[Текст] / Т.А. Дробыш. – Витебск:ООВР, 2006. – 38с.
- Потемкина, Т. В., Соловьева, Н. Н. Русский язык и культура речи [Текст]/ Т. В. Потемкина. – М.: Гардарики, 2004. – 256с.
- Земская, Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. [Текст] / Е.А. Земская. - М.: Русский язык, 2011.- 457с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-495702-1412969155.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»
Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-685959-1444638125.jpg)
Методическая система. «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уровнях основного и среднего общего образования».
Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи....
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/06/picture-951309-1651800521.jpg)
Из опыта работы "Внеурочная деятельность как условие реализации требований ФГОС основного и среднего общего образования".
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного разви...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/08/picture-1302700-1610100918.jpg)
Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-865080-1481468499.jpg)
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/27/picture-1390673-1645979605.jpg)
«Педагогическая деятельность учителя химии в соответствии с ФГОС основного и среднего общего образования»
Цель моей педагогической деятельности - обеспечить развитие духовно-богатой, творческой, социально-компетентной личности со сформированными знаниями, универсальными учебными умениями, к...