Занимательные опыты (внеклассное мероприятие по физике для средних классов)
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Цели мероприятия: развивать познавательный интерес, интерес к физике;
развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания в новой ситуации;
приучать детей к доброжелательному общению
Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки по физике.
(учащиеся 9 класса показывают опыты, а учащиеся 7-8 классов объясняют)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnye_opyty.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные опыты
(внеклассное мероприятие по физике для средних классов)
Из опыта работы учителя
физики МОУ «СОШ №23»
Сипковой Л.В.
Цели мероприятия: развивать познавательный интерес, интерес к физике; Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки по физике. (учащиеся 9 класса показывают опыты, а учащиеся 7-8 классов объясняют) Опыт 1 «Не замочив рук» Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички. Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев? Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой. Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету. Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом» Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла. Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему? Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла. Опыт 3 «Волшебная вода» Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги. Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана? Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой. Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом. Опыт 4 «Тяжелая газета» Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр. Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить? Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается. Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу. Опыт 5 «Нервущаяся бумага» Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр. Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему? Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам. Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см. Опыт 6 Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает? Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона) Опыт 7 Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный) Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее? Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха. А вот в вакууме они падали бы одновременно. Опыт 8 « Как быстро погаснет свеча» Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички. Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча? Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет. Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает. Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде. Опыт 9 «Несгораемая бумага» Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка) Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит? Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается. Опыт 10 «Несгораемый платок» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему? Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань. Опыт 11 «Несгораемая нитка» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли. Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити. Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли. Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли. Опыт 12 «Вода кипит в бумажной кастрюле» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички. Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе. Можно ли закипятить воду в этой кастрюле? Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения. Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы: 1. Что растет вниз вершиной? (сосулька) 2. В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка) 3. Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.) 4. С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка) 5. Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь) Опыт 13 «Картофельные весы» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка. Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины. Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие? Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны. Опыт 14 «Загадочная картофелина» Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина. Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины. Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде. Литература: 1. Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977 2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985 3. Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"
Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...
Внеклассное мероприятие по физике для 7 класса "Познаем физику вместе"
Внеклассное мероприятие по физике в форме игры. Можно использовать для обобщения курса физики 7-го класса....
Презентация внеклассного мероприятия по физике для 7 класса - Блиц-турнир по физике и ОБЖ - Городской транспорт и экстремальные ситуации.
Презентация внеклассного мероприятия по физике для 7 класса - Блиц-турнир по физике и ОБЖ - Городской транспорт и экстремальные ситуации....
Игра-путешествие «Занимательная биология» Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.
Цели и задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в восьмом классе "Чаепитие и физика"
Вашему вниманию предлагается вариант проведения внеклассного мероприятия в восьмом классе по теме “ Тепловые явления ” из опыта работы автора....
ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ БОТАНИКИ. Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов.
ЦЕЛЬ: формирование познавательной активности, эстетического вкуса у учащихся; развитие интереса к изучаемому предмету, а т...
Разработка внеклассного мероприятия по физике в 8 классе: «Занимательна физика».
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная физика"Цели урока:повторить в игровой форме физические понятия,расширить кругозор учащихся,научить применять знания в новой ситуации,воспит...