Рабочие программы по физике 7 - 9 классы
рабочая программа по физике по теме

Гараева Надия Хафизовна

Рабочие программы по физике составлены на основе авторской программы  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа для 7 класса составлена на основе авторской программы  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

        Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

        Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М.-  М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
  2. Н.И.Павленко, К.П.Павленко. Тестовые задания по физике- М. «Школьная пресса»

         Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов  в год, 2 часа в неделю.

        Из них:

                контрольные работы – 6 часов;

                 лабораторные работы – 10 часов.

 


Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать:

•        смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;

  • смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: закона Паскаля;

        уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о  явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно,  математических символов, рисунков);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники.

Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.

 (70 часов)

Введение. (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.  

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы.  Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (25 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

 «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (1 ч)

Учебно-методический комплект и дополнительная литература

  1. Физика 7: учеб. для  общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2010
  2. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» / Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. – М.: Экзамен, 2012
  3. Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
  4. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты

Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе

  • В столбце «Типы урока»:
  • ОНМ – ознакомление с новым материалом
  • ЗИ – закрепление изученного
  • ПЗУ – применение знаний и умений
  • ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
  • ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
  • К – комбинированный урок

  • В столбце «Вид контроля, измерители» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
  • Т – тест
  • СП – самопроверка
  • ВП – взаимопроверка
  • СР – самостоятельная работа
  • РК – работа по карточкам
  • КР – контрольная работа
  • ПДЗ – проверка домашнего задания
  • УО – устный опрос
  • ФО – фронтальный опрос
  • ЛР – фронтальная лабораторная работа

Оборудование к лабораторным работам

Лабораторная работа № 1.

«Определение цены деления измерительного прибора»

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.

Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел».

Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.

Лабораторная работа № 3.

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.

Лабораторная работа № 4.

«Измерение объема тела».

Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.

Лабораторная работа № 5.

«Определение плотности твердого тела».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.

Лабораторная работа №6.

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов, штатив.

Лабораторная работа №7.

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Лабораторная работа №8.

«Выяснение условия плавания тел в жидкости»

Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.

Лабораторная работа №9.

«Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.

Лабораторная работа№10.

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив .

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

№ пункта, параграфа

Средства обучения, демонстрации

Требования к базовому уровню подготовки

Тип урока

Вид контроля, измерители

Сроки

по плану

фактич

Тема 1.  Введение (4 ч)

1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдение и опыты.

1-3

Демонстрация примеров механических, электрических, тепловых, магнитных и световых явлений

Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы

Знать/понимать смысл понятия «физическое явление»

Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной

ОНМ

УО

2

Измерения. Погрешности измерений.

4-5

ОНМ

Т

3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

ПЗУ

ЛР

4

Физика и техника.

6

ЗИ

ПДЗ

Тема 2.  Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

5

Молекулы.

7-8

Модели атомов и молекул, таблицы, лабораторное оборудование: набор тел малых размеров, измерительные линейки, иголки

Демонстрация диффузии в газах и жидкостях

Демонстрация сцепления свинцовых цилиндров

Демонстрация сжимаемости газов, сохранения объёма жидкости при изменении формы сосуда

Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула. Уметь использовать измерительные приборы для определения размеров тел, выражать результаты измерений в СИ

Уметь описывать и объяснять явление диффузии

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие», уметь приводить примеры практического использования взаимодействий

Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях

К

СП

6

Лабораторная работа №2                                    «Измерение размеров малых тел».

ПЗУ

ЛР

7

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

9

ОНМ

РК

8

Притяжение и отталкивание молекул.

10

ОНМ

Т

9

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

11-12

ОНМ

ВП

10

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения  о строении вещества».

1-12

Тема З. Взаимодействие тел (21ч).

11

Механическое движение.                                  Равномерное движение.

13-14

Демонстрация примеров механического движения

Демонстрация равномерного и неравномерного движения

Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме, сборники тестовых заданий

Демонстрация явления инерции (лабораторное оборудование: набор по механике)

Демонстрация зависимости инертности тел от массы (лабораторное оборудование: набор по механике, весы учебные с гирями)

Наглядные пособия, учебная литература, сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература; лабораторное оборудование: набор тел, цилиндры измерительные, учебные весы с гирями

Наглядные пособия, лабораторное оборудование: набор по механике

Демонстрация свободного падения тел, наглядные пособия, справочная литература

Демонстрация зависимости силы упругости от деформации пружины

Демонстрация невесомости и перегрузки, учебная литература

Демонстрация, наглядные пособия, справочная литература, лабораторное оборудование: набор по механике

Демонстрационные и лабораторные динамометры, лабораторное оборудование: набор пружин с различной жёсткостью, набор грузов

Демонстрация взаимодействия тел, сложение сил

Демонстрация силы трения скольжения, силы трения покоя

Контрольно-измерительные материалы по данной теме

Знать/понимать смысл величин «масса» и «плотность», уметь решать задачи на расчёт массы и объёма тела по его плотности; уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твёрдых тел

Знать/понимать смысл физической величины «сила»;

Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести»

Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять её

Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что вес тела – величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры

Понимать, что на одно и то же тело в разных точках Земли действует разная сила тяжести, и уметь объяснять данное различие; знать практическое применение зависимости силы тяжести от географического расположения

Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров; уметь градуировать шкалу измерительного прибора

Уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой

Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения

Уметь применять полученные знания при решении задач

ОНМ

ФО

12

Скорость

15

ОНМ

РК

13

Скорость.  Решение задач.

16

ОНМ

ЛР

14

Инерция. Решение задач.

17

ПЗУ

ЛР

15

Взаимодействие тел.

18

ОНМ

Т

16

Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.

19-20

ОНМ

УО

17

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

ОНМ

ЛР

18

Лабораторная работа №4 «Измерение объёма твёрдого тела».

ПЗУ

ЛР

19

Плотность вещества.

21

К

ВП

20

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».

К

ЛР

21

Плотность вещества.

22

ЗИ

СР, РК

22

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

ОНМ

УО

23

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

ОНМ

Т

24

Явление тяготения. Сила тяжести.

23-24

ОНМ

ПДЗ

25

Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука.

25

ОНМ

УО

26

Вес тела.

26

ОНМ

ЛР

27

Связь между силой тяжести и массой тела.

27

К

СП

28

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

28

ОНМ

ЛР

29

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих  по одной прямой.

29

ОНМ

СР

30

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.

30-31

ОНМ

ЛР

31

Подшипники. Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Сила. Равнодействующая сил».

32

ПКЗУ

КР

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (25 ч)

32

Давление.

33

Демонстрация зависимости давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры

Демонстрация явлений, объясняемых существованием давления в газах

Демонстрация закона Паскаля

Демонстрация сообщающихся сосудов, модели фонтана; наглядные пособия

Демонстрация обнаружения атмосферного давления, измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Демонстрация различных видов манометров

Демонстрация гидравлического пресса; наглядные пособия

Лабораторное оборудование: набор по механике, весы учебные с гирями, мензурки

Сборники познавательных и развивающих заданий по данной теме, лабораторное оборудование: набор по механике, весы учебные с гирями, мензурки

Демонстрация плавания тел из металла; модели судов, наглядные пособия, учебная литература

Сборники познавательных и развивающих заданий, наглядные пособия

Контрольно-измерительные материалы по данной теме

Знать/понимать смысл величины «давление»; понимать, для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление

Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое газами

Знать/понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами

Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов

Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления; уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления

Знать/понимать устройство и принципы действия манометров

Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются

Уметь вычислять архимедову силу

Уметь решать задачи по теме «Плавание тел. Архимедова сила», уметь описывать и объяснять явление плавания тел

Понимать принципы воздухоплавания и плавания судов

Уметь решать качественные и расчётные задачи на вычисление архимедовой силы, давления жидкости и условия плавания тел

Уметь применять полученные знания при решении задач

ОНМ

ФО

33

Давление твёрдых тел

34

ОНМ

ЛР

34

Давление газа.

35

ОНМ

УО

35

Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

36

ОНМ

СП

36

Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа  №3                       по теме «Давление. Закон Паскаля».

37

ОНМ

ФО

37

Давление в жидкости и газе.

38

ОНМ

УО

38

Решение задач.

37-38

ОНМ

ПДЗ

39

Сообщающиеся  сосуды. Шлюзы

39

40

Атмосферное давление.

40-41

ОНМ

СП

41

Опыт Торричелли.

42

К

УО

42

Барометр-анероид.                                             Изменение атмосферного давления с высотой.

43-44

ОНМ

ВП

43

Изменение атмосферного давления с высотой. Решение задач.

43-44

ОНМ

ФО

44

Манометр. Кратковременная к/р. №4 по теме «Давление в жидкости и газе».

45

ОНМ

ФО

45

Насос.

46

ОНМ

ПДЗ

46

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

47

ОНМ

ФО

47

Архимедова сила.

48

ПЗУ

ЛР

48

Архимедова сила.

49

ОНМ

ВП

49

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

ПЗУ

ЛР

50

Условия плавания тел

50

ОНМ

ВП

51

Решение задач (на определение архимедовой силы и  условия плавания тел).

ОНМ

РК

52

Лабораторная работа №8

«Выяснение условий плавания тела в жидкости».

К

Т, РК

53

Водный транспорт.

51

ОСЗ

Т, ВП

54

Воздухоплавание.

52

К

Т, РК

55

Повторение темы.

33-52

ОСЗ

Т, ВП

56

Контрольная работа №5

по теме «Давление твёрдых тел и газов».

ПКЗУ

КР

Тема 5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)

57

Работа силы, действующей по направлению движения тела.

53

Демонстрация механической работы

Дидактические материалы, наглядные пособия, справочная литература

Сборники познавательных и развивающих заданий по данной теме, сборники тестовых заданий, справочная литература

Демонстрация простых механизмов, рычага; учебная литература

Лабораторное оборудование: рычаг-линейка, набор грузов, динамометры лабораторные

Подвижные и неподвижные блоки, полиспасты

Лабораторное оборудование: наборы по механике

Демонстрация изменения энергии тела при совершении работы

Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую, различные виды маятников

Лабораторное оборудование: набор по изучению преобразования энергии, работы и мощности

Знать/понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механическую работу для простейших случаев

Знать/понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев

Уметь решать задачи на расчёт работы и мощности

Знать виды простых механизмов и их применение; знать формулу для вычисления момента силы

Уметь на практике определять условия равновесия рычага, понимать необходимость и границы применения рычагов

Знать/понимать смысл «золотого правила механики»; уметь объяснять, где и для чего применяются блоки

Знать/понимать смысл КПД,

уметь вычислять КПД простых механизмов

Знать/понимать физический смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления

Знать/понимать смысл закона сохранения механической энергии

Уметь вычислять работу, мощность и механическую энергию тел

ОНМ

ФО

58

Мощность.

54

ОНМ

СП

59

Простые механизмы. Условия  равновесия рычага.

55-56

ЗИ

СР, РК

60

Момент силы.

57

ОНМ

ЛР

61

Лабораторная работа. №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

58

ОНМ

ВП

62

Равновесие тела с закреплённой осью вращения. «Золотое правило» механики.

59-60

ПЗУ

СП

63

Решение задач

(на «золотое правило» механики).

59-60

ОНМ

ПДЗ

64

Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

61

К

ЛР

65

Решение задач

(на определение КПД простых механизмов).

ПЗУ

СП

66

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.

62-63

ОНМ

УО

67

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

64

ОНМ

ФО

68

Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

ЗИ

РК

69

Контрольная работа №6

по теме «Работа и мощность».

ПКЗУ

Т

70

Повторение курса физики 7 класса. Решение задач.



Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

        Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

         За основу взята авторская программа  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

        Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о тепловых, электрических, электромагнитных, световых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

        Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин.- М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
  2. Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике. 8 класс

Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70часов  в год, 2 часа в неделю.

        Из них:

                контрольные работы – 8 часов;

                фронтальные лабораторные работы – 7 часов.

        

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать:

•        смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, свет;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, сила тока, напряжение, сопротивление ;
  • смысл физических законов: законы отражения и преломления света;

        уметь

описывать и объяснять физические явления: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание ,парообразование, действие магнитного поля на проводник с током,  отражение, преломление  света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических,  электромагнитных и световых  явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Учебно-методический комплект и дополнительная литература

  1. Физика 8: учеб. для  общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2010
  2. Рабочая тетрадь по физике: 8 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 8 класс» / Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. – М.: Экзамен, 2012
  3. Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
  4. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты

Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе

  • В столбце «Типы урока»:
  • ОНМ – ознакомление с новым материалом
  • ЗИ – закрепление изученного
  • ПЗУ – применение знаний и умений
  • ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
  • ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
  • К – комбинированный урок

  • В столбце «Вид контроля, измерители» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
  • Т – тест
  • СП – самопроверка
  • ВП – взаимопроверка
  • СР – самостоятельная работа
  • РК – работа по карточкам
  • КР – контрольная работа
  • ПДЗ – проверка домашнего задания
  • УО – устный опрос
  • ФО – фронтальный опрос
  • ЛР – фронтальная лабораторная работа

Содержание программы учебного предмета.

 (70 часов)

Тепловые явления (14 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

 2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества. 11 часов

 Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения.  Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Электрические явления. 27 часов

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики  и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.  Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми  электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
  3. Измерение сопротивления  проводника при помощи амперметра и вольтметра
  4. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. 6 часов

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Световые явления 8 часов

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

  1. Получение изображений при помощи линзы.

Итоговое повторение 4 часа

Календарно-тематическое планирование 

 

№ урока

Тема урока

№ пункта, параграфа

Средства обучения, демонстрации

Требования к базовому уровню подготовки

Тип урока

Вид контроля, измерители

Сроки

по плану

фактич

Тема 1. Тепловые явления (12 часов)

1

Инструктаж по технике безопасности. Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения молекул.

1

Демонстрация принципа действия термометра

Лабораторное оборудование: набор по термодинамике, демонстрация изменения внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередаче

Демонстрация теплопроводности различных материалов

Демонстрация конвекции в жидкостях и газах и теплопроводности путём излучения, лабораторное оборудование

Демонстрационные плакаты: термос, водяное отопление, устройство теплоизоляционных материалов; сборники познавательных и развивающих заданий

Справочная литература

Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии

Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии

Справочная литература, сборники познавательных и развивающих заданий

Контрольно-измерительные материалы по данной теме

Знать/понимать смысл физических величин: температура, средняя скорость теплового движения; смысл понятия «тепловое равновесие»

Знать/понимать смысл физических величин: работа, внутренняя энергия

Уметь описывать и объяснять явление теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью

Уметь описывать и объяснять явления конвекции и излучения, приводить примеры излучения и конвективных движений воздуха и жидкости в природе и технике

Уметь определять, какими способами происходит теплопередача в разных случаях; объяснять/предлагать способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике

Знать/понимать смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоёмкость; уметь рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры

Уметь использовать измерительные приборы для расчёта количества теплоты, представлять результаты измерений в виде таблиц  и делать выводы

Уметь использовать измерительные приборы для расчёта удельной теплоёмкости, представлять результаты измерений в виде таблиц  и делать выводы

Знать/понимать, что такое топливо, знать виды топлива, уметь рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при его сгорании

Уметь применять полученные знания при решении задач

ОНМ

ВП

2

Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача.

2-3

ПЗУ

ЛР

3

Виды теплопередачи

4

ОНМ

УО

4

Виды теплопередачи

5-6

ОНМ

Т

5

Виды теплопередачи

ОНМ

СП

6

Количество теплоты.

7

К

ФО

7

   Удельная теплоемкость вещества

8

ПЗУ

ЛР

8

Удельная теплоемкость вещества

9

ПЗУ

ЛР

9

 Лабораторная работа №1«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

К

СП

10

Л/Р №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

ОНМ

СР

11

Удельная теплота сгорания топлива.

10-11

ПЗУ

ФО

12

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Кратковременная контрольная  работа №1 по теме «Тепловые явления»

§2* на стр. 181

ПКЗУ

ВП

Тема2 «Изменение агрегатных состояний вещества» (11ч.)

13

Плавление и отвердевание тел.

Температура плавления.

12-14

Демонстрация явления плавления и кристаллизации, набор веществ для исследования плавления и отвердевания; справочная литература, сборники тестовых заданий

Демонстрация зависимости скорости испарения от рода жидкости, температуры и площади поверхности; демонстрация понижения температуры жидкости при испарении; демонстрация зависимости температуры кипения от давления, постоянства температуры кипящей жидкости,

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Демонстрация гигрометров и психрометров

Демонстрация модели двигателя внутреннего сгорания

Демонстрация устройства паровой турбины, справочная литература

Контрольно-измерительные материалы по данной теме

Уметь описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации; уметь решать задачи на расчёт количества теплоты, построение графиков и объяснение графиков изменения температуры

Уметь описывать и объяснять явления испарения,  конденсации и кипения; знать/понимать понятие влажности воздуха

Уметь решать задачи по данной теме

Уметь определять влажность воздуха при помощи психрометра

Знать/понимать смысл понятий: двигатель, тепловой двигатель

Знать различные виды тепловых машин, уметь приводить примеры их практического использования; знать/понимать смысл коэффициента полезного действия и уметь вычислять его

Уметь применять полученные знания при решении задач

К

УО

14

Удельная теплота плавления

15

ПДЗ

15

Решение задач.                                            Кратковременная контрольная работа №2   по теме «Плавление и  кристаллизация  тел».

§3, стр. 183

СП

16

Испарение и конденсация.

16-17

К

ВП

17

Кипение. Температура кипения.

Зависимость температуры кипения от давления.

18

ПЗУ

ЛР

18

Удельная теплота парообразования. Решение задач по теме с использованием формул

20

ОНМ

УО

19

Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр.

19

К

ВП

20

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания

21-22

ОНМ

ФО

21

Паровая турбина. Холодильник.

23-24

ОНМ

СР

22

Экологические проблемы использования тепловых машин. Подготовка к контрольной работе

ЗИ

ВП

23

Контрольная работа № 3                                                                  по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

ПКЗУ

КР

Тема 3.  Электрические явления (27часов)

24

Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

25-26

Демонстрация электризации тел, существования двух видов электрических зарядов (набор по электростатике)

Демонстрация переноса электрического заряда с одного тела на другое, устройства и принципа действия электроскопа, проводников и диэлектриков

Демонстрация взаимодействия одноимённых и разноимённых зарядов

Демонстрация закона сохранения заряда

Демонстрация закона сохранения заряда

Демонстрация  источников тока; контрольно-измерительные материалы по данной теме

Демонстрация составления электрической цепи, действия электрического тока (набор по электричеству)

Демонстрация измерения силы тока амперметром (набор по электричеству, источники тока, амперметры)

Демонстрация измерения напряжения вольтметром (набор по электричеству, источники тока, вольтметры)

Демонстрация реостата и магазина сопротивлений, зависимости силы тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении

Демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления и напряжения

Демонстрация зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала (набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры, реостаты)

Демонстрация постоянства силы тока на разных участках неразветвлённой электрической цепи (набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры)

Демонстрация измерения силы тока в разветвлённой электрической цепи (набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры)

Сборники познавательных и развивающих заданий

Демонстрация светового, теплового и механического действий электрического тока, зависимости мощности от напряжения и силы тока

Набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры

Демонстрация теплового действия тока; сборники познавательных и развивающих заданий

Демонстрация плавкого предохранителя

Контрольно-измерительные материалы по данной теме

Знать/понимать смысл понятия «электрический заряд»

Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа

Уметь описывать взаимодействие электрических зарядов, знать/понимать смысл понятия «электрическое поле»

Знать/понимать строение атомов, уметь объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда

Знать/понимать строение атомов, уметь объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда

Знать/понимать смысл понятий: электрический ток, источники тока; уметь применять полученные знания при решении задач

Знать/понимать правила составления электрических цепей

Знать/понимать смысл величины «сила тока»; знать правила включения в цепь амперметра, уметь измерять силу тока в цепи

Знать/понимать смысл величины «напряжение»; знать правила включения в цепь вольтметра, уметь измерять напряжение  в цепи

Знать/понимать смысл явления электрического сопротивления

Знать/понимать, от каких величин зависит сила тока в цепи; знать закон Ома для участка цепи; уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи

Знать/понимать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала; уметь пользоваться реостатом для регулирования силы тока , уметь определять сопротивление проводника

Знать/понимать, что такое последовательное соединение проводников; знать, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при последовательном соединении проводников

Знать/понимать, что такое параллельное соединение проводников; знать, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников

Уметь решать задачи на применение законов последовательного и параллельного соединения проводников

Знать/понимать смысл величин: работа электрического тока, мощность электрического тока

Уметь использовать физические приборы для измерения работы и мощности электрического тока

Уметь описывать и объяснять тепловое действие тока; уметь решать задачи по данной теме

Уметь приводить примеры практического использования теплового действия электрического действия тока

Уметь применять полученные знания при решении задач на применение изученных физических законов

ОНМ

ФО

25

Проводники,  диэлектрики и полупроводники.

27

ОНМ

ВП

26

Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

28

ОНМ

УО

27

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов

29-30

ОНМ

ПДЗ

28

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов

31

ОНМ

СП

29

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы.  Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электризация тел. Строение атомов».

32

ПКЗУ

КР

30

Электрическая цепь. Электрический ток в металлах.

33-34

ОНМ

УО

31

Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.

35-36

ОНМ

ПДЗ

32

Сила тока.

37

ОНМ

СП

33

Амперметр. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока  в её различных участках».

38

ПЗУ

ЛР

34

Электрическое напряжение. Вольтметр.

39-41

ОНМ

ФО

35

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа№4  «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

43

ПЗУ

ЛР

36

Закон Ома для участка цепи

42,44

ОНМ

ФО

37

Удельное сопротивление.

45-46

К

УО

38

Реостаты

47

ПЗУ

ЛР

39

Лабораторная работа №5«Измерение сопротивления      проводника при помощи амперметра и вольтметра». 

Решение задач.

47

ПЗУ

ЛР

40

Последовательное соединение проводников

48

ОНМ

Т

41

Параллельное соединение проводников

49

ПКЗУ

КР

42

Решение задач (на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников).

42-49

К

СР, РК

43

Работа электрического тока.                    Кратковременная контрольная работа №5 по теме

«Электрический ток».

50

ПЗУ

ЛР

44

Мощность электрического тока

Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.

51-52

К

СП

45

Лабораторная работа №6 «Измерение мощности и работы тока   в электрической лампе»

50-52

ОНМ

ФО

46

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

53

ПЗУ

СП

47

Счетчик электрической энергии. Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока

53

ОНМ

УО

48

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы

54

К

ПДЗ

49

Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Повторение материала темы «Электрические явления»

55

К

Т

50

Контрольная работа № 6                                                    по теме «Электрические явления»

ПКЗУ

КР

Тема 4.  Электромагнитные явления (7часов)

51

Магнитное поле тока.

56-57

Демонстрация опыта Эрстеда, магнитного поля тока

Набор по электричеству: источники тока, катушки, компасы;

Демонстрация взаимодействия постоянных магнитов (набор прямых и дугообразных магнитов, железные опилки)

Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током, модель электрического двигателя, лабораторное оборудование

Контрольно-измерительные материалы по данной теме

Знать/понимать смысл понятия «магнитное поле»; понимать, что такое магнитные линии и каковы их особенности

Знать/понимать, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника; уметь объяснять устройство и принцип действия электромагнита

Уметь описывать и объяснять взаимодействие постоянных магнитов, знать о роли магнитного поля в возникновении и развитии жизни на Земле

Уметь описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, понимать устройство и принцип действия электродвигателя

Уметь применять полученные знания при решении задач на применение изученных физических законов

ОНМ

ФО

52

Электромагниты и их применение.      

58

К

СП

53

Постоянные магниты.

59

ПЗУ

ЛР

54

Магнитное поле Земли

60

К

ПДЗ

55

Действие магнитного поля на проводник с током.    

61

СП

56

Электродвигатель. Динамик и микрофон.

61

ПЗУ

ЛР

57

Контрольная работа №7 по теме «Электромагнитные явления».

ПКЗУ

КР

Тема 5. Световые явления (9часов)

58

Источники света. Прямолинейное распространение света.

62

Демонстрация шкалы электромагнитных колебаний

Демонстрация отражения света, зависимости угла отражения света от угла падения (набор по оптике)

Демонстрация явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения (набор по оптике)

Демонстрация хода лучей в собирающих и рассеивающих линзах, получения изображений с помощью линз

Набор по оптике

Контрольно-измерительные материалы по данной теме

Знать/понимать смысл понятий: свет, оптические явления, геометрическая оптика

Знать/понимать смысл отражения света, уметь строить отражённый луч; знать, как построением определяется расположение и вид изображения в плоском зеркале

Знать/понимать смысл закона преломления света, уметь троить преломлённый луч

Знать/понимать смысл понятий: фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы; уметь строить изображение в тонких линзах, различать действительные и мнимые величины

Уметь получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы; уметь измерять фокусное расстояние собирающей линзы

Уметь решать качественные, расчётные и графические задачи по теме «Световые явления»

ОНМ

УО

59

Отражение света. Закон отражения.

63

К

ФО

60

Плоское зеркало.

64

ПЗУ

ЛР

61

Преломление света.

65

К

СП

62

Линза. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы.

66

ОНМ

ЛР

63

Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

67

К

ВП

64

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

§4-6 стр. 184-188,

ОНМ

ПДЗ

65

Лабораторная работа №7«Получение изображения при помощи линзы»

ПЗУ

ЛР

66

Контрольная работа№8 по теме «Световые явления»

ПКЗУ

КР

Повторение (4ч)

67

Обобщающее повторение по теме «Тепловые явления»

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснений явлений природы и принципов работы технических устройств; использовать приобретённые знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач

ОСЗ

РК

68

Обобщающее повторение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

ВП

69

Обобщающее повторение по теме «Электрические и электромагнитные явления»

РК

70

Обобщающее повторение по теме «Световые явления»



Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

         За основу взята авторская программа  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

        Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

        Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

        

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-    М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
  2. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.

Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов  в год, 2 часа в неделю.

        

Из них:

                контрольные работы – 5 часов;

                фронтальные лабораторные работы – 6 часов.

        

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать:

•        смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;

        уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током,  электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Содержание программы

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

        Материальная точка. Система отсчета.

        Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

        Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

        Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

        Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

        Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

        Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.

2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

        Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

        Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

        Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

        Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.

3. Электромагнитное поле (17ч)

        Однородное и неоднородное магнитное поле.

        Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

        Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

        Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

        Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

        Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

        Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

        Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Строение атома и атомного ядра (11 ч)

        Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

        Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

        Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

        Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

        Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

        Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

        Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные  лабораторные работы        

  1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
  2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

 Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов (4 ч)

Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе

  • В столбце «Типы урока»:
  • ОНМ – ознакомление с новым материалом
  • ЗИ – закрепление изученного
  • ПЗУ – применение знаний и умений
  • ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
  • ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
  • К – комбинированный урок

  • В столбце «Вид контроля, измерители» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
  • Т – тест
  • СП – самопроверка
  • ВП – взаимопроверка
  • СР – самостоятельная работа
  • РК – работа по карточкам
  • КР – контрольная работа
  • ПДЗ – проверка домашнего задания
  • УО – устный опрос
  • ФО – фронтальный опрос
  • ЛР – фронтальная лабораторная работа

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

№ пункта, параграфа

Знания

Умения

Тип урока

Вид контроля, измерители

Сроки

по плану

фактич

Тема 1.  Законы взаимодействия  и движения тел. (26 ч)

1

Материальная точка. Система отсчета.

1

Правила техники безопасности в физкабинете.

Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение

Определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения

ОНМ

2

Скорость прямолинейного равномерного движения

3

Понятия: вектор, перемещение

Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости

Понятия проекция вектора

Формулы координаты тела

Формула, единицы ускорения

Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение

Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

Определять перемещение тела

Читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении

Решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении

Находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела

Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении

ОНМ

СП

3

Скорость прямолинейного равномерного движения

4

ЗИ

СР

4

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение.

5-6

ОНМ

ВП

5

Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение

7

ОСЗ

ПДЗ

6

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

8

ПЗУ

РК

7

Лабораторная работа №1 «Исследование, равноускоренного движения без начальной скорости»

К

ЛР

8

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

9

ОНМ

УО

9

Решение задач по теме «Перемещение ускорение»

ПЗУ

СР

10

Контрольная работа №1 «Перемещение. Ускорение».

ПКЗУ

КР

11

Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

10

Понятия: Инерциальные системы отсчета,

Первый закон Ньютона

Второй закон Ньютона

Формула  второго закона Ньютона,

Факты: физический смысл 1 Н

Третий закон Ньютона

Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений

Решать задачи на применение второго закона Ньютона

Применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений

Решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел

Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх

ОНМ

ФО

12

Второй закон Ньютона.

11

ОНМ

СП

13

Третий закон Ньютона.

12

ОНМ

СР

14

Свободное падение.

13

Понятие: свободное падение тел

Факты: особенности свободного падения тел

Формулы скорости и перемещения  при свободном падении тел

ОНМ

Т

15

Невесомость.

14

ЗИ

Т

16

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

ПЗУ

ЛР

17

Закон всемирного тяготения.

15

Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила

Закон всемирного тяготения

Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной

Формула ускорения свободного падения

Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли

Решать задачи на применение закона всемирного тяготения

Решать задачи на расчет ускорения свободного падения

ОНМ

СП

18

Закон всемирного тяготения.

16

ОСЗ

СР

19

Закон всемирного тяготения.

18, 19

ОСЗ

Т

20

Решение задач (на движение по окружности).

ПЗУ

РК

21

Искусственные спутники Земли.

20

ЗИ

СР

22

Импульс. Закон сохранения импульса

21

Понятия: импульс тела

Формула и единицы импульса тела

Закон сохранения импульса

Решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела

ОНМ

УО

23

Закон сохранения импульса. Решение задач

ОСЗ

РК

24

Реактивное движение. Ракеты.

22

Понятия: реактивное движение

Факты: устройство, принцип движения ракет

ОНМ

УО

25

Реактивное движение. Ракеты. Решение задач.

23

26

Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия  и движения тел».

ПКЗУ

КР

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук. (10 ч)

27

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.

24,25

Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний

Факты: особенности колебательного движения

Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний

Формулы периода и частоты колебаний

Определять, является ли система колебательной

Рассчитывать период и частоту колебаний

ОНМ

УО

28

Амплитуда, период, частота колебаний.

26

ОНМ

ПДЗ

29

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити».

Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний

Экспериментально определять период и частоту колебаний

К

ЛР

30

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

28-30

Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания

Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях

Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении

ОНМ

СР

31

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны.

31-32

Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна,

Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн

ОНМ

ПДЗ

32

Длина волны.  Связь длины волны со скоростью её  распространения и периодом (частотой)

33-34

Понятия: длина волны,

Формула связи периода и длины волны

Решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны

ОНМ

ПДЗ

33

Высота и тембр звука. Громкость звука.

35-36

Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон

Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона

Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны

ОНМ

СР

34

Звуковые волны. Скорость звука.

37-38

ОНМ

РК

35

Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

39-40

ОСЗ

Т

36

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»

ПКЗУ

КР

Тема 3. Электромагнитное поле.  (17 ч)

37

Неоднородное и однородное магнитное поле.

42-43

Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле

Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера

Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле

ОНМ

Т

38

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

44

Правила правой руки, буравчика

Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки

ОНМ

СР

39

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

45

Правила левой руки

Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле

ОНМ

УО

40

Индукция магнитного поля.

46

Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, одно-родное магнитное поле, неоднородное магнитное поле,

Формула и единицы магнитной индукции

Решать задачи на применение формулы магнитной индукции

ОНМ

ФО

41

Магнитный поток.

47

Понятие магнитный поток

Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура

Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке

ОНМ

СП

42

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

48

Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток

Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции

К

Т

43

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

49

ОСЗ

СР

44

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

49

ОСЗ

ЛР

45

Самоиндукция.

50

ОНМ

Т

46

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

51

Понятия: генератор переменного тока, переменный ток

Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока

Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле

Факты: отличия электростатического поля и вихревого поля

Читать графики переменного тока

ОНМ

СР

47

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость  распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

52-53

ОНМ

Т

48

Конденсатор.

54

ОНМ

Т

49

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

55-56

ОНМ

СР

50

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.

58-59

Факты: природа света

Рассчитывать характеристики электромагнитных волн

Рассчитывать период, частоту, длину электромагнитных волн

Читать графики переменного тока

Рассчитывать магнитную индукцию, силу, действующую на проводник в магнитном поле

ОНМ

РК

51

Дисперсия света. Типы оптических спектров.

60,62

Формулы магнитной индукции, связи скорости и длины электромагнитной волны

Правила буравчика, левой руки, правой руки

ОНМ

Т

52

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

64

 ОСЗ

ФО

53

Контрольная работа №4  по теме «Электромагнитное поле».

ПКЗУ

КР

Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.  (11 ч)

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

65

Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы

ОНМ

ВП

55

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

66

Факты: сущность планетарной модели атома

Описывать состав атома, схематически изображать строение атома

ОНМ

СР

56

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях

67

Законы сохранения заряда и массового числа

Правила смещения

Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов

ОНМ

Т

57

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной энергетике. Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

68

Факты: устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона

Понятия: массовое число, зарядовое число,

Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне

Понятия: дефект масс, энергия связи

Формулы дефекта масс, энергии связи

Факты: общие сведения о ядерных силах

Понятия: цепная реакция, критическая масса

Факты: механизм деления ядер урана Понятия: ядерный реактор, поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза

Факты: принцип действия ядерного реактора

Правила смещения, Формулы дефекта масс, энергии связи

Сущность планетарной модели атома, протонно-нейтронной модели ядра

Описывать состав ядра атома

Рассчитывать дефект масс, энергию связи

Рассчитывать энергию связи, дефект масс

Записывать ядерные реакции

Описывать состав атома

ОНМ

РК

58

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.

69-71

ОНМ

ПДЗ

59

Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

72-74

К

ЛР

60

Цепная реакция. Ядерная энергетика

75-76

ОНМ

УО

61

Экологические проблемы работы атомных электростанций.

77

К

СР

62

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

78

К

Т

63

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд. Подготовка к контрольной работе.

79

ПЗУ

СР

64

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

ПКЗУ

КР

Повторение по всему курсу (4 часа)

65

Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел. Решение задач

Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, импульса тела, первой космической скорости, уравнения свободного падения тел, законы Ньютона, закон сохранения импульса

Правила смещения,

Уравнения свободного падения, формулы скорости, перемещения при равноускоренном движении, законы Ньютона, формула магнитной индукции, связи периода и частоты колебаний, длины волны и периода

Правила буравчика, левой руки, правой руки

Формулы магнитной индукции, связи длины волны и скорости распространения

Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения, свободного падения, читать графики скорости ПРУД

Объяснять причины движения тел

Описывать состав атома, записывать реакции альфа- и бета- распада,

Читать графики колебательного движения

Рассчитывать характеристики свободного падения, РУД, частоту и период электромагни-тных волн

Объяснять причины движения тел

Рассчитывать длину волны, период и частоту электромаг-нитной волны

Определять направ-ление магнитной индукции, электри-ческого тока, скорости движения частицы

ПЗУ

Т

66

Повторение по теме «Механические колебания и волны. Звук».  Решение задач

ПЗУ

СР

67

Повторение по теме «Электромагнитное поле». Решение задач

ПЗУ

Т

68

Повторение по теме «Строение атома и атомного ядра». Решение задач

ПЗУ

Т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Предмет: физика       Класс: 8           Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 7.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2021/2022 учебный годПредмет физикаКласс 7Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышк...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 8.

Предмет физикаКласс 8Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.М.: Просвещение, 2015г. Учебник «Физик...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2020/2021 учебный год Предмет физика Класс 9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2020/2021 учебный годПредмет физикаКласс 9Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...