Физическая игра «Что? Где? Когда?»
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Смирнова Светлана Георгиевна

В игре принимают участие знатоки- любители и лучшие знатоки физики. Число участников команды от 5 до 10. Выбирается ведущий, который проводит игру. Проводится предварительная подготовка. Подбираются вопросы, репетируются песни. Если знатоки затрудняются, принимается помощь зала, таким образом, в игру вовлекаются все игроки и зрители. На обдумывание каждого ответа отводится 1 минута.

Цель: сформировать устойчивую мотивацию в познавательной деятельности учащихся;

Задачи : активизация познавательной деятельности учащихся посредством внеклассной игровой деятельности; формирование логического мышления у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_gde_kogda_11.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая игра «Что? Где? Когда?»

                                            Подготовила и провела

                                          учитель физики МОУ

                                       «Луховский лицей»

                              Смирнова С.Г.

В игре принимают участие знатоки- любители и лучшие знатоки физики. Число участников команды от 5 до 10. Выбирается ведущий, который проводит игру. Проводится предварительная подготовка. Подбираются вопросы, репетируются песни. Если знатоки затрудняются, принимается помощь зала, таким образом, в игру вовлекаются все игроки и зрители. На обдумывание каждого ответа отводится 1 минута.

Цель: сформировать устойчивую мотивацию в познавательной деятельности учащихся;

Задачи: активизация познавательной деятельности учащихся посредством внеклассной игровой деятельности; формирование логического мышления у учащихся.

Раунд 1. Внимание, черный ящик! Ведущий зачитывает отрывок

Смотрю — и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды, и алмазы,
И аметисты, и жемчуг,
И перламутр — все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье —
И новое в глазах явленье!

Внимание, вопрос: что в черном ящике? На чем основано действие того,  что находится в черном ящике?

Ответ: калейдоскоп. Действие основано на явлении отражения света.

Раунд 2. Ведущий. Если я скажу вам: “Сейчас вы сядете на стул так, что не сможете встать, хотя и не будете привязаны”, вы примете это, конечно, за шутку. Тем не менее такое положение есть. Вопрос: продемонстрируйте это положение и объясните наблюдаемое

Ответ: В таком положении невозможно подняться со стула. Либо придется подвинуть ноги под стул, либо наклонить спину для того, что бы под центром тяжести была опора. В этом состоит условие  равновесия тела.

Раунд 3. Ведущий. Почему водоемы не промерзают до дна?

Ответ: у воды в отличие от всех других жидкостей плотность с понижением темпера туры не увеличивается постоянно.  До +4 0 С увеличивается, при t = +4 0 С  плотность воды максимальна, при дальнейшем увеличении температуры начинает убывать. На дне водоема, как самая тяжелая, находится вода при  +4 0 С, поэтому водоемы не промерзают до дна и подводный мир в любую зиму выживает

 Музыкальная пауза. Поющие подготовленные учащиеся исполняют песню под фонограмму  «-» на мотив песни «Не валяй дурака…»

Не валяй дурака на физике,

А старательно все изучай.

Без упрямства, без лени, без хитрости

Ты поглубже в законы вникай!

Научись выводить все формулы,

Силы к этому ты приложи.

Интерес прояви и терпение-

Догадайся, реши, докажи!

Результат сам собой не явится,

 КПД свой повысить сумей!

И уж если нам физика нравится-

Мы вовек не расстанемся с ней!

Раунд 4. Ведущий.  Внимание, черный ящик!

В этом черном ящике находится заменитель футбольного мяча

Что в черном ящике?

Ответ: консервная банка.  Доп вопрос: для чего на крышке банки делаются гофры?

 Ответ: для того, чтобы крышка могла свободно прогибаться при изменении температуры и банка не треснула

Раунд 5.Ведущий. Можно ли верно взвесить на неверных весах? Если можно, то предложите способ

Ответ. Поместим предмет, подлежащий взвешиванию, на одну чашку весов, а на другую насыплем песок или дробь до тех пор, пока весы не придут в равновесие. Затем, сняв с чашки взвешиваемый предмет (песок не трогаем), положим  на нее гири до тех пор, пока весы снова не уравновесятся. Ясно, что теперь вес гирь равен весу замененного ими предмета.

Раунд 6. Ведущий. Перед вами гальванометр, 2 медных провода, гвоздь , картофелина. Какое устройство можно собрать из предложенных вам предметов? Какое значение имеют подобные устройства в нашей жизни и кто первым сконструировал подобное устройство?

Ответ. Знатоки собирают источник тока гальванический элемент. Впервые сконструировал А. Вольта  (портрет на экране)

Музыкальная пауза.

Зрители делятся на 2 команды. Каждая из команд поет по 1 строке из песен о движении. Выигрывает команда,  закончившая последней.

Раунд 7. Внимание, черный ящик!

 В черном ящике находится аппарат для моментальной съемки. Что в черном ящике? (вопрос-шутка)

Ответ: в черном ящике зеркало.

Ведущий:

у нас неудачных снимков нет,

Работа наша всюду славится,

у нас что ни портрет-

 красавец или красавица!

 Перечислите свойства изображения в плоском зеркале.

Ответ: мнимое, повернутое или зеркальное (левое стало правым и наоборот), равное по размерам предмету. Находится за зеркалом на таком же расстоянии, на каком сам предмет перед зеркалом

 Раунд 8. «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!»-сказал однажды Архимед. Уважаемые знатоки, за одну минуту  математически  покажите, смог ли бы Архимед поднять Землю. Масса Земли 6*10 24 кг.

Ответ По условию равновесия рычага L1|L2= F1|F2. Если человек приложит силу 1000 Н,  плечо силы тяжести, действующей на Землю, взять 1000м, то

L2=6*10 25 Н *1000м /1000 Н=6*10 25 м!!!

Расстояние от Земли до Солнца 150млн км. Получается , Архимеду пришлось бы приложить свою силу к плечу, длина которого в 10 14 раз больше расстояния от Земли до Солнца!

Раунд 9. Ведущий.Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода? Ответ пояснить

Ответ: Кипяток, т.к. он превращается в пар быстрее, чем холодная вода, причём образующийся вокруг горящего тела водяной пар прекращает доступ кислорода к нему.

В заключение мероприятия исполняется песня на музыку А. Пахмутовой

В школьном зале становится тихо,

Уж закончен физический бал.

Загадали загадки мы лихо,

Победил тот, кто все отгадал.

Где тут сказка, а где тут намеки-

Догадайся, реши, докажи.

Разберемся потом на уроке,

Ты, учитель, чуть-чуть подскажи.

Расстаемся, друзья,

А в душе осталась школа.

Будем дружбу беречь.

До свиданья, до новых встреч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая игра "Наряди ёлку"

Игра для учащихся 7 класса. Можно проводить как урок повторения материала, а можно как внеклассное мероприятие в конце 2 четверти....

Физическая игра

Пример внеклассного мероприятия в виде игры, с использованием материала по физике...

Интеллектуальная физическая игра "Что? Где? Когда?"

Игра для учащихся 10-х классов в стиле известной телеигры "Что? Где? Когда?"В игре используются занимательные задачи и вопросы по физике школьного курса. Часть вопросов - на эрудицию, находчивость, см...

физическая игра "Звездный час"

когда то игра "Звездный час" транслировалась по первому каналу. Я решила взять за основу правила данной игры, только заменить все вопросы на вопросы связанные с физикой....

Физическая игра "Интеллектуальный ринг" для 5- класса

Интеллектуальная игра по занимательной физике для учащихся 5 классаВнеклассное мероприятие по физике: ЦЕЛИ:•стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, привить инт...

Методическая разработка по физике (7 класс). Физическая игра «Путешествие в страну физических величин»

Данная игра проводится для повышения интереса учащихся к изучению предмета физика, для развития познавательной активности, используя возрастной интерес к играм. Является инструментом контроля усвоения...