Физическая игра
классный час по физике (11 класс) по теме
Пример внеклассного мероприятия в виде игры, с использованием материала по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
План-сценарий проведения физической игры
Наиболее интересное:
Автоматизация производства
Ремонт автомобилей
Страны мира
Психология
Логистика
Цель: Способствовать развитию интереса к физике через игру.
I. Вступление
Ведущий рассказывает, что такое черный ящик и каково его назначение. (В ящике упрятан конкретный прибор, предмет и надо раскрыть тайну ящика путем наводящих вопросов.). Информирует о порядке проведения вечера и призывает ребят при обдумывании любого вопроса, опыта следовать совету Козьмы Пруткова "Смотри в корень!".
II. Разминка
Ведущий по очереди предлагает ребятам загадки на тему "Физика вокруг нас" и к каждой загадке ставят физический вопрос.
Примеры загадок и вопросов к ним.
1. Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света)
Вопрос: Какого цвета белый свет?
Ответ: Белый свет сложный, состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
2. Горя не знаем, а горько плачем. Что это? (Облака)
Вопрос: Что больше: облако или его тень?
Ответ: Облако отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени, высота которого из-за значительных размеров облака велика. Поэтому тень облака на земле мало отличается по размерам от самого облака.
3. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Лед)
Вопрос: Когда лед может быть нагревателем
Ответ: Когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры.
4. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)
Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?
Ответ: Нужно наклонять ее под разными углами по направлению к Солнцу.
5. Заревел медведь на все горы, на все моря. Что это такое? (Гром)
Вопрос: На улице гроза, идет сильный дождь. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию?
Ответ: Раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света 300000 км/с, а звука в воздухе при нормальных условиях и 20°С-340м/с.
6. Что идет не двигаясь с места? (Время)
Вопрос: Всегда ли время идет с одинаковой скоростью?
Ответ: Нет; его ход зависит от скорости движения системы отсчета.
III. Раскрытие тайн "черных ящиков"
Ведущий (обращаясь к ребятам). Назовите будильник времен Александра Македонского.
После нескольких ответов наконец кто-то говорит "Петух". Этот ответ и был задуман. Ассистенты вносят "черный ящик". Ведущий раскрывает ящик и, к удивлению учащихся, подает отгадавшему петуха, склеенного из твердой бумаги, красиво разрисованного. А к его лапке привязана бирочка со словами: "Не дразнить, клюется!"
Предлагаю такое задание: назовите первый экипаж человека. (Ребята дают самые различные ответы.)
Ассистенты вносят "черный ящик" - второй. Раскрывают его и вынимают... игрушку — детскую коляску. Ведущий вновь обращается к ребятам, задавая вопросы: Какие силы возникают в рессорах детской коляски и каково устройство рессор, их назначение?
Ответ: возникают силы упругости. Рессоры состоят из упругих пружин. При езде по плохой дороге сохраняют плавность хода -движения в результате своей деформации.
Ведущий: Продолжаем раскрывать тайны черных ящиков. Вопрос к залу: Заменитель футбольного мяча. Что это?
Выслушав ответы (надувной шар, картофелина, бумажная коробка и другие), он извлекает из "черного ящика консервную банку.
Ведущий (обращается к отгадавшему): На крышке и днище банки выштампованы концентрические окружности - гофры. Каково их назначение?
Ответ: гофры дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться при попадании, например, в теплое помещение, при этом содержимое банки может расширяться за счет ее выгибания. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов.
Ведущий. Вопрос: Когда футболист почувствует сильнее удар мяча: когда бежит навстречу мячу, когда бежит от мяча или когда стоит неподвижно?
Ответ: когда бежит навстречу мячу, так как в этом случае скорость мяча относительно человека в сумме больше, чем его скорость относительно земли.
Еще вопрос: Почему мяч подпрыгивает, когда им ударяют о землю, а камень нет?
Ведущий: А теперь физическая пауза «Очумелые ручки» (Ставятся занимательные физические опыты с объяснением их сути.)
Ведущий: Продолжаем раскрывать тайны черных ящиков . (Задает очередной вопрос залу.) Гром и молния и днем и ночью в любую дождливую погоду. Что это?
После того, как выслушаны различные ответы, ассистент выносит 4-й "черный ящик". Осторожно открывает его, и ведущий извлекает оттуда черную кошку. Живую! На лапке ее бирочка со словами: "Погладь меня в темной комнате, пожалуйста!". Гасят в зале свет, и "просьба" кошки выполняется.
Ведущий (обращается в зал с вопросом): Почему слышно потрескивание - "гром" и наблюдается свечение - "молния"?
1. Какие виды молний бывают?(Линейная, четочная, шаровая, черная)
2. Почему при вспышке молнии колеса повозки и ноги бегущей лошади кажутся застывшими на месте? (Стробоскопический эффект, длительность разряда 0,01 с)
3. Почему молния раскалывает деревья?(Высокое давление в канале молнии)
4. Почему говорят, что молния может находить зарытые под землей клады? (В металлических предметах накапливается заряд, противоположный заряду тучи).
5. Почему у альпинистов существует правило: ночуешь высоко в горах, все металлические предметы собери и положи отдельно подальше от лагеря? (В горах происходит сильная электризация воздуха и металлических предметов).
Ведущий: Вопрос: В этом ящике - "думающая" машина. Что это за машина?
После нескольких ответов ведущий раскрывает ящик, достает микрокалькулятор. Он вручается отгадавшему и правильно рассказавшему хотя бы в общих чертах об устройстве и принципе действия ЭВМ.
Ведущий: Давайте проведем игру на перетягивание каната. Цель : дать физическое обоснование игре на перетягивание каната.
Чтобы игра имела познавательное значение, ведущий должен сначала вместе с присутствующими вспомнить формулировку III закона Ньютона, а затем предложить командам ответить на следующий вопрос: если по законам физики на обе команды со стороны каната действуют одинаковые по модулю силы, которые направлены в противоположные стороны, то команды тоже действуют на канат с одинаковым по модулю и противоположными по направлению силами. Почему же все-таки одна из команд перетягивает канат и выигрывает?
Ответ: Команды действуют друг на друга через канат с равными по модулю и противоположно направленными силами. Команды стоят на полу, упираясь в его шероховатую поверхность и отталкивая землю назад. По III закону Ньютона земля действует на каждую команду с такой же по модулю, но противоположно направленной силой. Таким образом, взаимодействие команд через канат и взаимодействие каждой команды с землей обеспечивают перетягивание каната той командой, которая оказывается сильнее, т е сильнее опирается о землю.
Затем проводится состязание на перетягивание каната. Это состязание надо оценить двумя баллами: один - за полный и правильный ответ, другой - за победу в ловкости и силе.
Ведущий: И наконец - изюминка нашего вечера!
Вызывает желающего распаковать 6-й "черный ящик" Учащийся сначала вынимает один, потом второй ящик, из 2-го - третий и т д. В последнем - тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка (ребята из зала этого не видят). Ведущий предлагает ученику посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу, предупреждая, чтобы он не говорил залу, что увидел. Затем подходят по очереди другие ребята. Когда поток желающих иссякнет, из ящика извлекают тарелку с изюминкой и показывают всему залу.
Ведущий (поясняет): Это и есть изюминка нашего вечера. Большего мы вам не обещали. Чем богаты, тем и рады. Есть один маленький вопрос: Куда "исчезла" энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки?
Ответ: пошла на испарение влаги и биологические процессы.
Заключение. Ведущий, обращаясь к залу: "Мы раскрыли с вами тайны только шести "черных ящиков". Надеемся, что это стало для вас интересным походом в мир природы и физики. Мы ждем предложений и вопросов для еще одной "встречи" с черными ящиками. Всего вам доброго!"
Итоги вечера и Недели физики. Слово председателя жюри, вручение призов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическая игра "Наряди ёлку"
Игра для учащихся 7 класса. Можно проводить как урок повторения материала, а можно как внеклассное мероприятие в конце 2 четверти....
Интеллектуальная физическая игра "Что? Где? Когда?"
Игра для учащихся 10-х классов в стиле известной телеигры "Что? Где? Когда?"В игре используются занимательные задачи и вопросы по физике школьного курса. Часть вопросов - на эрудицию, находчивость, см...
физическая игра "Звездный час"
когда то игра "Звездный час" транслировалась по первому каналу. Я решила взять за основу правила данной игры, только заменить все вопросы на вопросы связанные с физикой....
Физическая игра «Что? Где? Когда?»
В игре принимают участие знатоки- любители и лучшие знатоки физики. Число участников команды от 5 до 10. Выбирается ведущий, который проводит игру. Проводится предварительная подготовка. Подбираются в...
Физическая игра "Интеллектуальный ринг" для 5- класса
Интеллектуальная игра по занимательной физике для учащихся 5 классаВнеклассное мероприятие по физике: ЦЕЛИ:•стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, привить инт...
Методическая разработка по физике (7 класс). Физическая игра «Путешествие в страну физических величин»
Данная игра проводится для повышения интереса учащихся к изучению предмета физика, для развития познавательной активности, используя возрастной интерес к играм. Является инструментом контроля усвоения...