Методическая разработка по физике (7 класс). Физическая игра «Путешествие в страну физических величин»
методическая разработка по физике (7 класс)
Данная игра проводится для повышения интереса учащихся к изучению предмета физика, для развития познавательной активности, используя возрастной интерес к играм. Является инструментом контроля усвоения знаний по ранее пройденным темам «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел». Учит ребят работать в команде, формирует умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Физическая игра «Путешествие в страну физических величин»
7 класс
Цель проведения игры:
- развитие интереса учащихся к предмету, используя возрастной интерес к игре;
- контроль усвоения знаний по пройденным ранее темам;
- формирование умений учащихся применять эти знания в нестандартных ситуациях;
развитие познавательной активности, целеустремленности, чувства коллективизма.
Оснащение:
- карта с маршрутом (оформляется на доске или листе ватмана);
- листы с заданиями для каждой команды;
- чистые листы для выполнения заданий;
- вопросы кроссвордов с сеткой на отдельных листах для каждой команды;
- изображение кораблей, на которых команды отправляются в плавание.
Данная физическая игра проста в организации. Она сочетает элементы неожиданности, опирается на пройденный материал по физике, заставляет учащихся думать.
Проводится после изучения тем: «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел». Число играющих команд соответствует числу играющих классов в параллели (хотя может быть каким угодно). Подготовительную работу выполняют старшеклассники под руководством учителя, они же составляют жюри.
Об игре учащимся сообщается за неделю. Они должны сформировать команду из 8 человек, придумать название, девиз, эмблему и повторить пройденное.
Игра состоит из шести этапов:
- Посадка на корабли (10 мин.)
- Представление играющих команд (10 мин.)
- Знакомство с экипажами играющих команд (10 мин.)
- Остров Молекула (15 мин.)
- Остров Движение (15 мин.)
- SOS (15 мин.)
В заключение подводятся итоги и сообщаются результаты.
Из города Санкт- Петербурга по Физическому океану отправляются в плавание 3 корабля. Первым на остров приплывет тот, кто лучше знает физику.
Все конкурсы в этом плавании будет оценивать независимое жюри учеников старших классов. Это жюри будет следить за тем, какая команда справляется с заданием первая и оценивать правильность выполнения задания.
Правила игры:
Вас ожидает 6 этапов с разными заданиями. За каждый правильный ответ в задании вы получите 1 балл, если ответ не верный, то это не приносит ни одного балла. Первая выполнившая задание команда получает 3 балла, вторая – 2 балла, третья – 1 балл.
Но помните, вы должны доброжелательно относиться друг к другу как внутри команды, так и к командам соперников. За недоброжелательное отношение жюри будет снимать баллы.
1 этап: посадка на корабль.
На корабль попадет только тот, кто правильно выполнит первое задание - решит кроссворд.
Каждая команда получает лист с вопросами и сеткой кроссворда (см. приложение).
На выполнение этого задания дается 10 мин. После листы собираются жюри и оцениваются.
Задание выполнено, команды сели на корабли и вроде можно отправляться в путь. Но какой корабль без названия?
2 этап: Представление играющих команд.
Это задание дается командам заранее. Они должны придумать название корабля, девиз, эмблему. Корабли изображают сдвинутые друг к другу парты, во главе которых укреплены листы с изображением кораблей. На этих листах команды пишут свои названия и девиз (см. приложение). Домашнее задание также оценивается жюри.
На кораблях ребят встречают капитаны и их команды:
- Капитан Физическое явление;
- Капитан Агрегатное состояние;
- Капитан Взаимодействие;
а так же явление, скорость, молекула, атом, плотность, тело, инерция, наблюдение, масса, диффузия, траектория, движение, эксперимент, относительность, отталкивание.
Казалось бы, очень просто познакомиться с такими командами, но здесь то и начинается путаница. Матросы всех кораблей перемешались.
3 этап: знакомство с экипажами кораблей.
Ребята! Помогите!!! Наведите порядок среди моряков. Укажите, какие из них должны плыть, на каком корабле. Напишите формулы, которые их связывают.
Ученикам выдаются листы с заданиями. На выполнение дается 10 мин. (см. приложение).
Одновременно болельщики получают свое задание – решают очень сложный кроссворд. Каждое угаданное слово принесет команде дополнительный балл.
Наконец, порядок наведен. Можно сниматься с якоря и отправляться в путь.
Прошло некоторое время и после долгого, трудного плавания, голодные, измученные, без запасов воды и еды, моряки на горизонте заметили остров. Это остров Молекула. Чтобы пополнить запасы, капитаны отправляют наши команды на берег.
4 этап: остров Молекула.
Но…Чтобы пополнить запасы кораблей провиантом и водой вам придется выполнить задания местных жителей.
№1. Вычеркните неверные утверждения.
- Все вещества состоят из молекул.
- Молекулы одного вещества различны.
- Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
- Между молекулами есть промежутки.
- Молекулы твердого тела неподвижны и образуют кристаллическую решетку.
- При нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.
- При нагревании тела увеличивается расстояние между молекулами.
- При нагревании вещества молекулы двигаются медленнее.
- Молекулы одного вещества проникают в молекулы другого вещества.
- Молекулы одного вещества проникают в межмолекулярное пространство другого вещества.
- Диффузия происходит только в газах.
№2. Дайте ответ на вопрос.
- Почему, разломив карандаш, мы не можем соединить их части так, чтобы предмет вновь стал целым?
- Почему для разделения смоченных водой листов бумаги требуется более значительное усилие, чем при перелистывании сухих страниц книги?
- Как вы думаете, на чем основано применение клея?
Задание выполнено, и нагруженные корабли отправляются в дальнейший путь. На горизонте уже виден следующий остров. Вдруг все потемнело, ветер усилился. Из-за грохота морских волн ничего не слышно и не видно. Помощи ждать не приходится. В Физическом океане мы одни. Штормовой ветер несет наши корабли прямо на острые скалы следующего острова – острова Движение. Спасти нас может только правильное решение задач.
5 этап: остров Движение.
Учитываться будет не только правильное решение, но и правильное оформление, перевод единиц, рисунок к задаче.
- Мотоциклист за время, равное 2 ч., проехал путь 90 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие 3 ч. Он двигался со скоростью 50 км\ч.?
- Некоторый участок пути один велосипедист проехал за время, равное 10 с , двигаясь со скоростью 4 м\с , а другой велосипедист этот же участок пути проехал за время, равное 8 с. Какова средняя скорость другого велосипедиста на данном участке пути?
- Теплоход по течению двигался со скоростью 15 км\ч, а против течения – со скоростью 10 км\ч. С какой средней скоростью теплоход прошел весь путь туда и обратно, если расстояние между двумя пристанями равно 8 км?
Решение задач оценивается жюри.
Благодаря вашему уму и сообразительности скалы острова Движения мы почти благополучно миновали. Но в одном из кораблей появилась небольшая пробоина. Корабль начал тонуть. Чтобы спасти корабль необходимо избавиться от лишнего груза в трюмах.
6 этап: SOS.
№1. Какова масса жидкостей?
- Одного литра ацетона;
- Одного литра меда;
- Одного литра ртути.
При решении можно пользоваться таблицами плотностей.
№2. Решите задачи на плотность.
- Чугунный шар имеет массу 800 г. при его объеме 125 см .Сплошной или полый шар? Как это можно выяснить?
- Оргстекло имеет длину – 3 м, высоту – 150 см, толщину – 5 мм. Какова масса этого стекла?
- В бидон налили 5 литров молока. Насколько увеличилась масса бидона?
Пока жюри подводит итоги игры, командам предлагается последнее задание. Напишите как можно больше физических терминов.
Подведение итогов: игроки команды, занявшей первое место, получают по пять баллов, которые они могут использовать в течение года при ответах, прибавляя по одному баллу к своим оценкам, кроме контрольных работ. Второе место – четыре балла, третье – три балла.
Предварительный просмотр:
Команда 7 «а» _______________________________________
Команда 7 «б» _______________________________________
Команда 7 «в» _________________________________
Помогите!!! Помогите!!! Наведите порядок среди моряков. Укажите, какие из них должны, плыть на каком корабле. А также напишите формулы, которые их связывают.
Явление, скорость, молекула, атом, плотность, тело, инерция, наблюдение, масса, диффузия, траектория, движение, эксперимент, относительность, отталкивание.
Капитаны:
Физическое явление Агрегатное состояние Взаимодействие
Формулы:
Команда__________________________________
Чтобы пополнить запасы кораблей провиантом и водой вам придется выполнить задания местных жителей.
№1. Вычеркните неверные утверждения.
- Все вещества состоят из молекул.
- Молекулы одного вещества различны.
- Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
- Между молекулами есть промежутки.
- Молекулы твердого тела неподвижны и образуют кристаллическую решетку.
- При нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.
- При нагревании тела увеличивается расстояние между молекулами.
- При нагревании вещества молекулы двигаются медленнее.
- Молекулы одного вещества проникают в молекулы другого вещества.
- Молекулы одного вещества проникают в межмолекулярное пространство другого вещества.
- Диффузия происходит только в газах.
№2. Дайте ответ на вопрос.
- Почему, разломив карандаш, мы не можем соединить их части так, чтобы предмет вновь стал целым?
Команда__________________________________
Чтобы пополнить запасы кораблей провиантом и водой вам придется выполнить задания местных жителей.
№1. Вычеркните неверные утверждения.
- Все вещества состоят из молекул.
- Молекулы одного вещества различны.
- Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
- Между молекулами есть промежутки.
- Молекулы твердого тела неподвижны и образуют кристаллическую решетку.
- При нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.
- При нагревании тела увеличивается расстояние между молекулами.
- При нагревании вещества молекулы двигаются медленнее.
- Молекулы одного вещества проникают в молекулы другого вещества.
- Молекулы одного вещества проникают в межмолекулярное пространство другого вещества.
- Диффузия происходит только в газах.
№2. Дайте ответ на вопрос.
- Почему для разделения смоченных водой листов бумаги требуется более значительное усилие, чем при перелистывании сухих страниц книги?
Команда__________________________________
Чтобы пополнить запасы кораблей провиантом и водой вам придется выполнить задания местных жителей.
№1. Вычеркните неверные утверждения.
- Все вещества состоят из молекул.
- Молекулы одного вещества различны.
- Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
- Между молекулами есть промежутки.
- Молекулы твердого тела неподвижны и образуют кристаллическую решетку.
- При нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.
- При нагревании тела увеличивается расстояние между молекулами.
- При нагревании вещества молекулы двигаются медленнее.
- Молекулы одного вещества проникают в молекулы другого вещества.
- Молекулы одного вещества проникают в межмолекулярное пространство другого вещества.
- Диффузия происходит только в газах.
№2. Дайте ответ на вопрос.
- Как вы думаете, на чем основано применение клея?
Команда__________________________________
Остров Движение.
Решите задачу. Учитываться будет не только правильное решение, но и правильное оформление, перевод единиц, рисунок к задаче.
- Мотоциклист за время, равное 2 ч., проехал путь 90 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие 3 ч. Он двигался со скоростью 50 км\ч.?
Команда__________________________________
Остров Движение.
Решите задачу. Учитываться будет не только правильное решение, но и правильное оформление, перевод единиц, рисунок к задаче.
- Некоторый участок пути один велосипедист проехал за время, равное 10 с , двигаясь со скоростью 4 м\с , а другой велосипедист этот же участок пути проехал за время, равное 8 с. Какова средняя скорость другого велосипедиста на данном участке пути?
Команда__________________________________
Остров Движение.
Решите задачу. Учитываться будет не только правильное решение, но и правильное оформление, перевод единиц, рисунок к задаче.
- Теплоход по течению двигался со скоростью 15 км\ч, а против течения – со скоростью 10 км\ч. С какой средней скоростью теплоход прошел весь путь туда и обратно, если расстояние между двумя пристанями равно 8 км?
Команда__________________________________
SOS
Благодаря вашему уму и сообразительности скалы острова Движения мы почти благополучно миновали. Но в одном из кораблей появилась небольшая пробоина. Корабль начал тонуть. Чтобы спасти корабль необходимо избавиться от лишнего груза в трюмах.
При решении можно пользоваться таблицами плотностей.
№1. Какова масса жидкости?
- Одного литра ацетона.
№2. Решите задачу на плотность.
- Чугунный шар имеет массу 800 г. при его объеме 125 см³ Сплошной или полый шар? Как это можно выяснить?
Команда__________________________________
SOS
Благодаря вашему уму и сообразительности скалы острова Движения мы почти благополучно миновали. Но в одном из кораблей появилась небольшая пробоина. Корабль начал тонуть. Чтобы спасти корабль необходимо избавиться от лишнего груза в трюмах.
При решении можно пользоваться таблицами плотностей.
№1. Какова масса жидкости?
- Одного литра меда.
№2. Решите задачу на плотность.
- Оргстекло имеет длину – 3 м, высоту – 150 см, толщину – 5 мм. Какова масса этого стекла?
Команда__________________________________
SOS
Благодаря вашему уму и сообразительности скалы острова Движения мы почти благополучно миновали. Но в одном из кораблей появилась небольшая пробоина. Корабль начал тонуть. Чтобы спасти корабль необходимо избавиться от лишнего груза в трюмах.
При решении можно пользоваться таблицами плотностей.
№1. Какова масса жидкости?
- Одного литра ртути.
№2. Решите задачу на плотность.
- В бидон налили 5 литров молока. Насколько увеличилась масса бидона?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 6 классе по географии"Путешествие на воздушном шаре"
В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмо...
Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"
Пояснительная записка Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...
Моя методическая разработка. Урок для 7 класса(углубленный уровень) "Америка - далекая страна".
Данный урок создан с использованием ТРКМ....
Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Путешествие" с мультимедийной презентацией ( УМК "Шаги 4" И.Л. Бим)
Данный материал содержит разработку урока и мультимедийную презентацию...
Методическая разработка урока для 10 класса на тему «Путешествие с Жюлем Верном»
Предлагаемый материал поможет спланировать методически сбалансированный и интересный урок по теме "Путешествие"....
Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: Игра-конкурс «Сигма +Веди = ?» (внеурочное мероприятие)
Игра-конкурс «Сигма +Веди = ?» (внеурочное мероприятие)...
Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»
Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...