Методическая разработка по физике (7 класс). Физическая игра «Путешествие в страну физических величин»
методическая разработка по физике (7 класс)

Кузнецова Наталья Анатольевна

Данная игра проводится для повышения интереса учащихся к изучению предмета физика, для развития познавательной активности, используя возрастной интерес к играм. Является инструментом контроля усвоения знаний по ранее пройденным темам «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел». Учит ребят работать в команде, формирует умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическая игра «Путешествие в страну физических величин»

7 класс

Цель проведения игры:

     - развитие интереса учащихся к предмету, используя возрастной интерес к игре;

     - контроль усвоения знаний по пройденным ранее темам;

     - формирование умений учащихся применять эти знания в нестандартных ситуациях;

        развитие познавательной активности, целеустремленности, чувства коллективизма.

Оснащение:

     - карта с маршрутом (оформляется на доске или листе ватмана);

     - листы с заданиями для каждой команды;

     - чистые листы для выполнения заданий;

     - вопросы кроссвордов с сеткой на отдельных листах для каждой команды;

     - изображение кораблей, на которых команды отправляются в плавание.

     Данная физическая игра проста в организации. Она сочетает элементы неожиданности, опирается на пройденный материал по физике, заставляет учащихся думать.

     Проводится после изучения тем: «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел». Число играющих команд соответствует числу играющих классов в параллели (хотя может быть каким угодно). Подготовительную работу выполняют старшеклассники под руководством учителя, они же составляют жюри.

     Об игре учащимся сообщается за неделю. Они должны сформировать команду из 8 человек, придумать название, девиз, эмблему и повторить пройденное.

Игра состоит из шести этапов:

  1. Посадка на корабли (10 мин.)
  2. Представление играющих команд (10 мин.)
  3. Знакомство с экипажами играющих команд (10 мин.)
  4. Остров Молекула (15 мин.)
  5. Остров Движение (15 мин.)
  6. SOS (15 мин.)

     В заключение подводятся итоги и сообщаются результаты.

Из города Санкт- Петербурга по Физическому океану отправляются в плавание 3 корабля. Первым на остров приплывет тот, кто лучше знает физику.

Все конкурсы в этом плавании будет оценивать независимое жюри учеников старших классов. Это жюри будет следить за тем, какая команда справляется с заданием первая и оценивать правильность выполнения задания.

Правила игры:

Вас ожидает 6 этапов с разными заданиями. За каждый правильный ответ в задании вы получите 1 балл, если ответ не верный, то это не приносит ни одного балла. Первая выполнившая задание команда получает 3 балла, вторая – 2 балла, третья – 1 балл.

Но помните, вы должны доброжелательно относиться друг к другу как внутри команды, так и к командам соперников. За недоброжелательное отношение жюри будет снимать баллы.

1 этап: посадка на корабль.

На корабль попадет только тот, кто правильно выполнит первое задание - решит кроссворд.

Каждая команда получает лист с вопросами и сеткой кроссворда (см. приложение).

На выполнение этого задания дается 10 мин. После листы собираются жюри и оцениваются.

Задание выполнено, команды сели на корабли и вроде можно отправляться в путь. Но какой корабль без названия?

2 этап: Представление играющих команд.

Это задание дается командам заранее. Они должны придумать название корабля, девиз, эмблему. Корабли изображают сдвинутые друг к другу парты, во главе которых укреплены листы с изображением кораблей. На этих листах команды пишут свои названия и девиз (см. приложение). Домашнее задание также оценивается жюри.

На кораблях ребят встречают капитаны и их команды:

  1. Капитан Физическое явление;
  2. Капитан Агрегатное состояние;
  3. Капитан Взаимодействие;

а так же явление, скорость, молекула, атом, плотность, тело, инерция, наблюдение, масса, диффузия, траектория, движение, эксперимент, относительность, отталкивание.

Казалось бы, очень просто познакомиться с такими командами, но здесь то и начинается путаница. Матросы всех кораблей перемешались.

3 этап: знакомство с экипажами кораблей.

Ребята! Помогите!!! Наведите порядок среди моряков. Укажите, какие из них должны плыть, на каком корабле. Напишите формулы, которые их связывают.

Ученикам выдаются листы с заданиями. На выполнение дается 10 мин. (см. приложение).

Одновременно болельщики получают свое задание – решают очень сложный кроссворд. Каждое угаданное слово принесет команде дополнительный балл.

Наконец, порядок наведен. Можно сниматься с якоря и отправляться в путь.

Прошло некоторое время и после долгого, трудного плавания, голодные, измученные, без запасов воды и еды, моряки на горизонте заметили остров. Это остров Молекула. Чтобы пополнить запасы, капитаны отправляют наши команды на берег.

4 этап: остров Молекула.

Но…Чтобы пополнить запасы кораблей провиантом и водой вам придется выполнить задания местных жителей.

№1. Вычеркните неверные утверждения.

  1. Все вещества состоят из молекул.
  2. Молекулы одного вещества различны.
  3. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
  4. Между молекулами есть промежутки.
  5. Молекулы твердого тела неподвижны и образуют кристаллическую решетку.
  6. При нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.
  7. При нагревании тела увеличивается расстояние между молекулами.
  8. При нагревании вещества молекулы двигаются медленнее.
  9. Молекулы одного вещества проникают в молекулы другого вещества.
  10. Молекулы одного вещества проникают в межмолекулярное пространство другого вещества.
  11. Диффузия происходит только в газах.

№2. Дайте ответ на вопрос.

  1. Почему, разломив карандаш, мы не можем соединить их части так, чтобы предмет вновь стал целым?
  2. Почему для разделения смоченных водой листов бумаги требуется более значительное усилие, чем при перелистывании сухих страниц книги?
  3. Как вы думаете, на чем основано применение клея?

Задание выполнено, и нагруженные корабли отправляются в дальнейший путь. На горизонте уже виден следующий остров. Вдруг все потемнело, ветер усилился. Из-за грохота морских волн ничего не слышно и не видно. Помощи ждать не приходится. В Физическом океане мы одни. Штормовой ветер несет наши корабли прямо на острые скалы следующего острова – острова Движение. Спасти нас может только правильное решение задач.

5 этап: остров Движение.

 Учитываться будет не только правильное решение, но и правильное оформление, перевод единиц, рисунок к задаче.

  1. Мотоциклист за время, равное 2 ч., проехал путь 90 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие 3 ч. Он двигался со скоростью 50 км\ч.?
  2. Некоторый участок пути один велосипедист проехал за время, равное 10 с , двигаясь со скоростью 4 м\с , а другой велосипедист этот же участок пути проехал за время, равное 8 с. Какова средняя скорость другого велосипедиста на данном участке пути?
  3. Теплоход по течению двигался со скоростью 15 км\ч, а против течения – со скоростью 10 км\ч. С какой средней скоростью теплоход прошел весь путь туда и обратно, если расстояние между двумя пристанями равно 8 км?

Решение задач оценивается жюри.

Благодаря вашему уму и сообразительности скалы острова Движения мы почти благополучно миновали. Но в одном из кораблей появилась небольшая пробоина. Корабль начал тонуть. Чтобы спасти корабль необходимо избавиться от лишнего груза в трюмах.

6 этап: SOS.

№1. Какова масса жидкостей?

  1. Одного литра ацетона;
  2. Одного литра меда;
  3. Одного литра ртути.

При решении можно пользоваться таблицами плотностей.

№2. Решите задачи на плотность.

  1. Чугунный шар имеет массу 800 г. при его объеме 125 см  .Сплошной или полый шар? Как это можно выяснить?
  2. Оргстекло имеет длину – 3 м, высоту – 150 см, толщину – 5 мм. Какова масса этого стекла?
  3. В бидон налили 5 литров молока. Насколько увеличилась масса бидона?

Пока жюри подводит итоги игры, командам предлагается последнее задание. Напишите как можно больше физических терминов.

Подведение итогов: игроки команды, занявшей первое место, получают по пять баллов, которые они могут использовать в течение года при ответах, прибавляя по одному баллу к своим оценкам, кроме контрольных работ. Второе место – четыре балла, третье – три балла.



Предварительный просмотр:

Команда 7 «а» _______________________________________

Команда 7 «б» _______________________________________

Команда 7 «в» _________________________________

Помогите!!! Помогите!!! Наведите порядок среди моряков. Укажите, какие из них должны, плыть на каком корабле. А также напишите формулы, которые их связывают.

Явление, скорость, молекула, атом, плотность, тело, инерция, наблюдение, масса, диффузия, траектория, движение, эксперимент, относительность, отталкивание.

Капитаны:

Физическое явление         Агрегатное состояние         Взаимодействие

Формулы:

Команда__________________________________

Чтобы пополнить запасы кораблей провиантом и водой вам придется выполнить задания местных жителей.

№1. Вычеркните неверные утверждения.

  1. Все вещества состоят из молекул.
  2. Молекулы одного вещества различны.
  3. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
  4. Между молекулами есть промежутки.
  5. Молекулы твердого тела неподвижны и образуют кристаллическую решетку.
  6. При нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.
  7. При нагревании тела увеличивается расстояние между молекулами.
  8. При нагревании вещества молекулы двигаются медленнее.
  9. Молекулы одного вещества проникают в молекулы другого вещества.
  10. Молекулы одного вещества проникают в межмолекулярное пространство другого вещества.
  11. Диффузия происходит только в газах.

№2. Дайте ответ на вопрос.

  1. Почему, разломив карандаш, мы не можем соединить их части так, чтобы предмет вновь стал целым?

Команда__________________________________

Чтобы пополнить запасы кораблей провиантом и водой вам придется выполнить задания местных жителей.

№1. Вычеркните неверные утверждения.

  1. Все вещества состоят из молекул.
  2. Молекулы одного вещества различны.
  3. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
  4. Между молекулами есть промежутки.
  5. Молекулы твердого тела неподвижны и образуют кристаллическую решетку.
  6. При нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.
  7. При нагревании тела увеличивается расстояние между молекулами.
  8. При нагревании вещества молекулы двигаются медленнее.
  9. Молекулы одного вещества проникают в молекулы другого вещества.
  10. Молекулы одного вещества проникают в межмолекулярное пространство другого вещества.
  11. Диффузия происходит только в газах.

№2. Дайте ответ на вопрос.

  1. Почему для разделения смоченных водой листов бумаги требуется более значительное усилие, чем при перелистывании сухих страниц книги?

Команда__________________________________

Чтобы пополнить запасы кораблей провиантом и водой вам придется выполнить задания местных жителей.

№1. Вычеркните неверные утверждения.

  1. Все вещества состоят из молекул.
  2. Молекулы одного вещества различны.
  3. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
  4. Между молекулами есть промежутки.
  5. Молекулы твердого тела неподвижны и образуют кристаллическую решетку.
  6. При нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.
  7. При нагревании тела увеличивается расстояние между молекулами.
  8. При нагревании вещества молекулы двигаются медленнее.
  9. Молекулы одного вещества проникают в молекулы другого вещества.
  10. Молекулы одного вещества проникают в межмолекулярное пространство другого вещества.
  11. Диффузия происходит только в газах.

№2. Дайте ответ на вопрос.

  1. Как вы думаете, на чем основано применение клея?

Команда__________________________________

Остров   Движение.

Решите задачу. Учитываться будет не только правильное решение, но и правильное оформление, перевод единиц, рисунок к задаче.

  1. Мотоциклист за время, равное 2 ч., проехал путь 90 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие 3 ч. Он двигался со скоростью 50 км\ч.?

Команда__________________________________

Остров   Движение.

Решите задачу. Учитываться будет не только правильное решение, но и правильное оформление, перевод единиц, рисунок к задаче.

  1. Некоторый участок пути один велосипедист проехал за время, равное 10 с , двигаясь со скоростью 4 м\с , а другой велосипедист этот же участок пути проехал за время, равное 8 с. Какова средняя скорость другого велосипедиста на данном участке пути?

Команда__________________________________

Остров   Движение.

Решите задачу. Учитываться будет не только правильное решение, но и правильное оформление, перевод единиц, рисунок к задаче.

  1. Теплоход по течению двигался со скоростью 15 км\ч, а против течения – со скоростью 10 км\ч. С какой средней скоростью теплоход прошел весь путь туда и обратно, если расстояние между двумя пристанями равно 8 км?

Команда__________________________________

SOS

Благодаря вашему уму и сообразительности скалы острова Движения мы почти благополучно миновали. Но в одном из кораблей появилась небольшая пробоина. Корабль начал тонуть. Чтобы спасти корабль необходимо избавиться от лишнего груза в трюмах.

При решении можно пользоваться таблицами плотностей.

№1. Какова масса жидкости?

  1. Одного литра ацетона.

№2. Решите задачу на плотность.

  1. Чугунный шар имеет массу 800 г. при его объеме 125 см³  Сплошной или полый шар? Как это можно выяснить?

Команда__________________________________

SOS

Благодаря вашему уму и сообразительности скалы острова Движения мы почти благополучно миновали. Но в одном из кораблей появилась небольшая пробоина. Корабль начал тонуть. Чтобы спасти корабль необходимо избавиться от лишнего груза в трюмах.

При решении можно пользоваться таблицами плотностей.

№1. Какова масса жидкости?

  1. Одного литра меда.

№2. Решите задачу на плотность.

  1. Оргстекло имеет длину – 3 м, высоту – 150 см, толщину – 5 мм. Какова масса этого стекла?

Команда__________________________________

SOS

Благодаря вашему уму и сообразительности скалы острова Движения мы почти благополучно миновали. Но в одном из кораблей появилась небольшая пробоина. Корабль начал тонуть. Чтобы спасти корабль необходимо избавиться от лишнего груза в трюмах.

При решении можно пользоваться таблицами плотностей.

№1. Какова масса жидкости?

  1. Одного литра ртути.

№2. Решите задачу на плотность.

  1. В бидон налили 5 литров молока. Насколько увеличилась масса бидона?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 6 классе по географии"Путешествие на воздушном шаре"

    В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмо...

Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"

Пояснительная записка  Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...

Методическая разработка урока для 10 класса на тему «Путешествие с Жюлем Верном»

Предлагаемый материал поможет спланировать методически сбалансированный и интересный урок по теме "Путешествие"....

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...