Развитие творческих способностей учащихся в условиях сельской школы
статья по физике на тему

В статье описаны особенности развития творческих способностей учащихся  в условиях сельской школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся  в условиях сельской школы.

«Мозг хорошо устроенный, ценится выше,

чем мозг, хорошо наполненный»

М. Монтень

        В настоящее время существует потребность общества в образованных, самостоятельных, активных людях, способных развивать и совершенствовать науку и технику. В этой связи уже на этапе школьного образования необходимо обучать детей исследовательской и проектной деятельности, развивающей творческие способности ребенка. В рамках предмета физики  можно успешно внедрять элементы такой деятельности, ставя перед учениками познавательную задачу, которая выведет их за пределы имеющихся у них знаний и повысит мотивацию обучения. Выполнение долговременных, трудоемких творческих заданий потребует от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Для ученика появится возможность максимально раскрыть  свой творческий потенциал. Эта деятельность позволит проявить себя, приложить свои знания, попробовать свои силы, показать публично достигнутый результат. Работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учеником, когда результатом этой деятельности станет найденный способ решения проблемы, который имеет практический характер ,будет интересен и важен для самого открывателя. Работа над проектом поможет учителю вместе с детьми переживать вдохновение творчества. Важным воспитывающим фактором станет самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением проекта. Это позволит и в повседневной жизни проявлять ученику ответственное отношение к построению и выполнению спланированного.

Презентация- не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Необходимо приучить учеников разрекламировать свою работу.

Хочу остановиться на особенностях  обучения детей в сельской школе. Работая в сельской школе, ежедневно наблюдаешь, как дети учатся познавать окружающий мир. Окружающая жизнь-это своего рода лаборатория, в которой происходит процесс познания, самообучение в процессе деятельности. Сельскохозяйственное окружение с малых лет учит сельских детей наблюдать, выяснять сущность и причины возникновения различных явлений создает условия  для расширения кругозора. Общение с природой развивает в сельских детях пытливость, формирует интеллект, включает ребят в практическую деятельность по познанию окружающего мира. Сельские дети  интересуются прежде всего не теорией, а практической направленностью учебы, с большим удовольствием занимаются конструированием, моделированием, изобретательством, проявляют чувство ответственности и стремление довести дело до конца.

Приведу пример. Учеником 8 класса была выполнена работа по теме          « Размораживание водонапорной башни при помощи ионного нагревателя». Мальчик, идя из школы домой, увидел замерзшую водонапорную башню и людей, пытавшихся разморозить ее при помощи костра. Он заинтересовался проблемой и вместе с учителем принял решение провести исследование по этой теме и предложить альтернативный способ размораживания башни. К счастью, интернет пришел теперь и в сельские школы. Ученик изучил конструкцию и применение башни Рожновского,  их распространенность на территории России, способы размораживания таких башень и проблемы,  возникающие при этом, придумал, как использовать для данной цели ионный нагреватель, применяемый на подводных лодках, для этого доработал конструкцию, сделал тепловой и экономический расчет, доказав эффективность своего изобретения, презентовал свой проект на турнире юных физиков в институте инженерных технологий , за что был премирован фильтром для очистки воды.

На этом примере прослеживается весь путь ученика от ощущения первой радости открытия до желания углубленно изучать физику и выбрать профессию, связанную с физикой и информатикой. А еще доказывает тот факт, что ребят необходимо обучать основам исследовательской и проектной деятельности, что позволит каждому выявить некоторые из своих дарований, а учителю использовать мощное средство для формирования познавательной самостоятельности школьников, надо только создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития творческих способностей учащихся в русскоязычной школе.

Основные направления обучения, виды работ, обучение стихосложению....

Развитие творческих способностей как условие эффективного формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников.

С целью помочь учителям и родителям организовать творческую деятельность младших школьников, развить творческие способности, предлагаются общедоступные тесты для определения с...

Развитие творческих способностей у воспитанников коррекционной школы

Развитие творческих способностей , способы стимулирования творческого потенциала у воспитанников с нарушениями умственного развития....

Проект: «Развитие творческих способностей у учащихся коррекционной школы - интерната».

Описание материала: предлагаю вам проект «Развитие творческих способностей у учащихся  коррекционной школы - интерната». Данный проект  разработан с использованием здоровьесберегающих технол...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"

Данный опыт обобщен на заседании  МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...