Приемы развития творческих способностей учащихся в русскоязычной школе.
методическая разработка по теме
Основные направления обучения, виды работ, обучение стихосложению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы развития творческих способностей учащихся в русскоязычной школе
«Не зная языка, который белее драгоценного камня, свежее росы, чист как материнское молоко, невозможно понять и объять прошлое, сегодняшнее и будущее страны. Нет будущего у народа ,забывшего свой язык.Поэтому нам надо беречь свой язык как святое наследие». Я полностью соглашаюсь с этим высказыванием Р.Давлеткулова, потому что сохраняя язык, культуру, обычаи народа, можно сохранить нацию. Учителя башкирского языка и литературы вносят неоценимый вклад в воспитание духа, национального самосознания башкирским детям, проживапющим за пределами республики Башкортостан. Когда все предметы изучаются на русском языке, общение происходит тоже на русском, как же воспитывать в детях положительное отношение к изучению языка. научить видеть его красоту во всех смыслах. И учитель организовывает учебно- воспитательную работу в процессе поиска ответов на эти вопросы.
Сегодня школа требует от учителя современного подхода к обучению, это и внеурочная работа, различные конкурсы по предмету, олимпиады.
По башкирскому языку и литературе каждый год проводятся олимпиады всех этапов: школьные, районные, областные и межрегиональные, где учащиеся нашей школы ежегодно становятся победителями и призерами и областных, и межрегиональных этапов олимпиад.
Каждый зтап олимпиады состоит из двух туров. Второй тур олимпиады проверяет развитие творческих способностей учащихся.И я уроки башкирского языка и литературы направила на реализацию этих целей. Организовала литературный кружок «Радуга» для учащихся 5-9 классов. В кружке дети учатся писать сочинения, эссе, сочинять стихи, сказки. Дети приходять с разными способностями: среднего уровня, с нераскрывшимися способностями дети. Основная цель работы кружка: развитие мыслительной деятельности и формирование творческого сознания учащихся. Работа ведется дифференцированно.
Основные направления:
-Воспитание личности, преисполненной национальным духом, способной творить.
-Воспитание уважения к языку,обучение литературному произношению, выразительному чтению.
-Раскрытие и развитие творчески способных детей.
Предлагаю следующие виды работ:
1.Для обогащения словарного запаса, понимания языка, для передачи мысли в устном и письменном видах на каждом занятии провожу словарную работу:
-изучение правописания слов,
-наблюдение над происхождением слов
-тренировка по применению слов в устной речи
-объяснение значения слов
На конкретную тему дается работа по сбору нужных слов.Учащиеся подбирают знакомые слова, работают со словарем. Таким образом, для проведения беседы по данной теме учащиеся уже вооружаются опорными словами, словосочетаниями. Эта работа активизирует трудоспособность детей, в них рождается интерес к слову,чувство умения отличить тонкости языка.
2.Дописание сказки
«Почему у ежика платье с иголками?», «Почему сова летает только ночью?», «Куда исчезла капля?» и т. д.
3.Написание сна.
При написании сна дети начинают работать увлеченно, даже если сами сочиняют сон. Эта работа способствует развитию фантазии у детей.
4.Сочинения- повествования. Сначала проводится подготовительная работа. К данной теме подбираются ответы на вопросы:
Что ? Кто?
Что делает?
Какой?(какая? ..)
5.Предложения дополнить эпитетами, сравнениями.
6.Сбор материалов народного творчества и изготовление книжечек. Дети переписывают у бабушек мунажаты (нравоучения),частушки,свадебн района.ые песни(плач) и др. Сбор материалов народного творчества также считается важным звеном в данной работе. Учащиеся плоды своего труда видят в музеях школы, района. У детей развивается самостоятельность,интерес к изучению истории народа.
7.Изучение родословной.
Изучение древа жизни для учащихся не считается новым видом работ. Все же составление его требует от учащихся ответственности. Ученик ищет, работает со взрослыми в тесном контакте. Этот вид работы также приводит к развитию интереса к истории, рождает в детях чувство гордости по отношению к своим предкам, вынуждает задуматься о своем будущем и будущем своего народа, в какой-то степени помогает понять смысл жизни, даже сближает отношения между родственниками.
8.Участие в ежегодном конкурсе « Старые фотографии рассказывают»
Этот конкурс проводится на районном уровне каждый год. Цель конкурса- раскрытие содержания фотографии, запечатленной до 60-х годов. Это очень увлекательная работа. Дети сравнивают изображения старых фотографий с современной жизнью, анализируют. Эта работа является толчком для детей по написанию научно- исследовательской работы.
9.Обучение стихосложению по разным формам.
-Подбор рифмованных слов
-Дополнение недостающих слов
Сочинение стихотворения по последнему слову
-Работа с инверсией
-Работа по развитию навыков выразительного чтения
С каждым годом растет число кружковцев, развивается мастерство по стихосложению. Стихи детей нашей школы вошли в сборники «Капелька», «Жемчуг», «Мы сами бапшкиры», выпущенные областным издательством. Также лучшие стихи нашли свое отражение в районной газете «Аргужа». Кружковцы активно участвуют в ежегодном районном конкурсе «Поэтическое перо» и занимают призовые места
Нет приема сильнее чем зажигание творческого увлечения в детях при развитии интереса к башкирскому языку, литературе.Участие в школьном литературном кружке, печатание в газетах стихов, рассказов собственного сочинения- это большой стимул для маленького творца. Конечно не все учащиеся станут поэтами, писателями, но ребенок, пропустивший через свое сердце святой огонь творческого увлечения, никогда не останется равнодушным к своему языку. Такой ребенок будет стремиться поглубже изучать свой язык, научится с уважением смотреть на творчество великих поэтов и писателей, родивших прекрасные шедевры литературы.
Таким образом, будут рождаться и расти личности среди башкир, проживающих за пределами республики Башкортостан, в частности в Аргаяшском районе Челябинской области, изучающие свой язык и литературу в школах, активно участвующие в разных конкурсах и олимпиадах, знающие свою родословную, хранящие в себе истоки народного творчества, знающие историю своего народа.
Я надеюсь, что они будут зажигаться и сверкать как звезды на хизненом пространстве народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Обобщение опыта работы....
"методы и приемы развития творческих способностей учащихся по технологии"
В статье расказывается о методах и приемах развития творческих способностей учащихся и активизации познавательной и творческой активности....
Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
В данной работе представлены приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка....
Графические способы изображения информации как ведущие приемы ТРКМ для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы в 5-11 классах.
Из опыта работы по разработке и применению приемов и техник технологии РКМЧ на уроках литературы в 5-11 классах....
Мастер-класс «Методические приемы развития творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».
Цель: Раскрыть возможности творческого развития учащихся на уроках математики через различные методические приемы....
Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»
Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. Эту ос...
презентация к уроку нетрадиционные приемы развития творческих способностей учащихся
где детвора, там игра...