Развитие творческих способностей как условие эффективного формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников.
методическая разработка по теме
С целью помочь учителям и родителям организовать творческую деятельность младших школьников, развить творческие способности, предлагаются общедоступные тесты для определения способностей учащихся, разноплановые творческие задания для выполнения ребёнком индивидуально( под руководством родителей, учителя), в группах, в классном коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivaciya_ml.shkolnikov.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей как условие
эффективного формирования учебно-познавательной
мотивации младших школьников.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. И проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Одним из возможных вариантов решения проблемы является построение учебной деятельности с опорой на основы мотивации, влияющей не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности.
Мотивация обучения как процесс изменения состояний и отношений личности ребёнка основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие его действовать, совершать поступки. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. Внешние мотивы исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других: познание нового, неизвестного, проявление творчества в процессе учения. Истинный источник мотивации школьника находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.
Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.
Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребёнка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре
приходит учение. Зачастую в школе ребёнку отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е пассивная роль ученика, которого взрослые всему научат –
только прилежно выполняй все указания учителя и родителей. В результате ребёнок может успешно действовать по заданному алгоритму, образцу. И неудивительно, что у части детей в этот период интерес к учению пропадает, превращение ребёнка из субъекта деятельности (в процессе игры) в объект (в процессе учения), отрицательно сказывается на развитии личности, индивидуальной мотивационно - потребностной сферы. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него познавательных функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать, искренний интерес к своей деятельности объективно относиться к успехам и неудачам учеников.
Одним из важнейших приёмов создания положительной мотивации учения является опора на творчество учащихся, их способности. И первоочередной задачей здесь является диагностика и развитие этих способностей. Определение творческих способностей посредством различных тестов, опросников, наблюдения, анализа работ ребёнка и других методик, широко известны и доступны и родителям, и учителям. Например, следующие тестовые методики: тест Дж. Гилфорда (модифицированный Е. Туник), анкета Ф. Татла и Л.Беккера, тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной), методика оценки общей одаренности А.И. Савенкова, опросник Е.С.Беловой, методика изучения специальных (лингвистических) способностей: исследование языкового анализа В.В. Гришина, П.В.Лушина и др.
Вопрос же развития творческих способностей для многих является сложным. Обучение творчеству – возможно ли это? Развивать ребёнка в творческом отношении – это значит, ставить перед ним творческие задачи.
Если мы хотим развивать творческий потенциал учащегося, следует как можно чаще предлагать ему задания, связанные с самостоятельным приобретением новых знаний. Создавая таким образом проблемную
ситуацию и помогая ребёнку в поиске решения, мы имитируем реальный творческий процесс, относящийся к методам исследовательского, или проблемного обучения. Творческое мышление обычно проявляется в нескольких видах деятельности. Из этого следуют следующие рекомендации по развитию творческих способностей:
- Обязательно заниматься разными видами творческой деятельности, формируя разнообразные умения и навыки.
- В каждом виде деятельности, в каждом деле стремиться к успеху.
Развитие творчества подразумевает работу как минимум в трёх направлениях: развитие наглядно-образного мышления, наглядно-действенного, словесно-логического.
Как отобрать задания, направленные на развитие творчества? Какие задания являются творческими? Ошибочно многие преподаватели полагают, что только задания типа: «придумай сказку», «сочини песенку», нарисуй необычную картину» являются творческими. Чтобы выполнить такую работу, в полной мере проявляя собственное творчество, ребёнок должен пройти большой путь познания мира и себя, научиться оформлять свои находки.
Первый этап творческого поиска – задания, построенные на способности ребенка к самостоятельной постановке вопросов, корнями уходящей в детскую любознательность. Следует обратить внимание на то, что все представленные задания – различны по уровню сложности , они должны использоваться с учётом возрастных особенностей детей. Чем младше ребёнок, тем более наглядно должна быть представлена проблемная ситуация.
Игра «Парадокс». Ребенку предлагаются парадоксальные, абсурдные картинки. На изображении не хватает каких-либо значимых деталей, или они заменены на неподходящие. Задача ребёнка определить это, задавая вопросы.
« Отгадай предмет». Условие: можно задавать любые вопросы, кроме прямого: «Что это?». Обратите внимание ребёнка на то, что перебор конкретных предметов или вопросы о несущественных признаках мало приближают к решению проблемы. Отмечайте удачные вопросы, меняйтесь ролями.
«Пропущенная информация». В небольшом повествовании упущены некоторые факты, события. Ребёнок задаёт вопросы, пытаясь восстановить полную картину событий.
«Незнакомый предмет». Демонстрация незнакомого предмета. Ребёнок удовлетворяет свое любопытство посредством целой серии вопросов о нём.
«Невидимая картина». Один из участников демонстрирует чистый лист бумаги, предварительно придумав образ картины. Другие задают различные вопросы, пытаясь определить сюжет, детали этой картины. Основная задача – воссоздание целостной картины другими участниками.
Следующий этап творческого поиска – выдвижение предположений, гипотез, их проверка. Успешность зависит от умения сравнивать, анализировать информацию, делать обобщения, строить простые умозаключения.
Упражнение «Найди лишний предмет». В ряде предметов ( иллюстраций), ребёнок (группа учеников), должны определить сходства и отличия, и найти лишний предмет в представленной группе.
«Продолжи ряд». Ребёнку необходимо либо дополнить представленный ряд предметов или картинок реальными предметами (картинками), отобранными на основе сходства, либо воображаемыми, называя их.
«Подбери картинку к слову». Для упражнения понадобятся 8 картинок с изображением предметов, связанных по смыслу со словами. Последовательно называются слова и предлагается подобрать к каждому слову картинку, сходную с ним по смыслу. После этого картинки закрываются и вновь зачитываются слова. Участникам предлагается вспомнить, какую картинку они подобрали к каждому слову.
«Выражение мысли другими словами». Берётся несложная фраза. На начальном этапе предлагаются несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами, при этом ни одно слово из начального предложения не должно повторяться. В дальнейшем учащиеся самостоятельно формируют подобные предложения.
«Домино». Каждому из участников раздали карты с изображением предметов, явлений, людей и животных. Изображение должно быть видно
только самому игроку. Первый участник кладёт одну из своих карт картинкой вверх и начинает повествование, включающее в себя образ этой картинки. Следующий участник выкладывает свою карточку и продолжает повествование, затрагивая тему своей картинки. Кто дольше всех продержится?
«Не может быть!» Участник предлагает ряд предметов, либо явлений, фактов, не существующих в действительности. Другие участники пытаются доказать, что подобное уже существует. Выигрывает то, кто предложит 3- 5 несуществующих фактов, на которые группа прореагирует : «Не может быть!»
«Групповая картина». Участники по порядку описывают картину, добавляя собственные детали изображения.
«Заблудившийся рассказчик». Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает развивать её, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону, запутывая повествование. Затем передаётся слово другому, который должен «распутать» рассказ, двигаясь от конца к началу.
Для развития гибкости и оригинальности мышления можно применять задания, аналогичные тестовым на творческое мышление (П. Торренс, Дж.Гилфорд):
«Необычное использование». Предлагаются обычные предметы, необходимо придумать как можно больше необычных способов их использования.
«Дорисовывание незаконченных линий», часто дети сами называют подобные задания «Кляксированием» или «Каляками».Учащиеся проводят любые произвольные линии, после пытаются увидеть в них предметы, явления и заканчивают рисунок. Подобное задание возможно проводить на основе клякс, различных пятен.
«Чудеса техники». Предлагается ситуация посещения воображаемой выставки несуществующих технических новинок. Участники описывают данные предметы, «рекламируют» их качества, достоинства.
«Антивремя». Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Необходимо раскрыть её, описывая события в обратном порядке.
«Перечень возможных причин»: Описывается какая-нибудь необычная ситуация (придумывают сами ученики). Надо как можно
быстрей назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений.
Необходимо постоянно активизировать мозг, выполняя нетипичные
задания. Например, когда Микеланджело расписывал плафоны Синкстинской капеллы, он делал это попеременно то правой, рукой, то левой. Задействуя обе руки, он давал работу всему мозгу в целом.
Активизация обеих сторон тела способствует взаимодействию обоих полушарий. Задание: Нарисовать рисунок сначала правой( левой), потом левой(правой) рукой.
Представленные задания в основном рассчитаны на работу в группах, индивидуальную работу. Учителя, стремящиеся развивать творческие способности своих учеников, организуют творческую деятельность учащихся и непосредственно в процессе уроков. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные задания. Обязательным условием творческой деятельности на уроке является благоприятный психологический климат. Существует ряд специальных приёмов, направленных на создание атмосферы доброжелательности и доверия на уроке. Прием «снятия страха» заключается в декларировании учителем права для каждого ребёнка быть «глупым». Подчёркивается, что лучше высказать свои предположения по поводу решения проблемы, даже неверные, чем промолчать, боясь показаться смешным и глупым. Перед выполнением творческого задания можно напомнить, что всегда можно исправить допущенные ошибки, творчество не терпит жёстких рамок.
«Тихий опрос». Этот приём используется по отношению к неуверенным в своих силах ученикам( «на ушко»). Следует заметить, что длительность использования этого приёма ограничена; развиваясь, ребёнок становится более уверенным в себе, и необходимость в приёме автоматически отпадает.
Приёмы «авансирование», «персональная исключительность» эффективны в сочетании друг с другом. Учитель указывает на те особенности ученика или класса, которые обеспечат успех в деятельности.
Приёмы «эмоционального поглаживания», «словесной поддержки», «скрытой педагогической инструкции» способствуют созданию у учащихся мысленного образа предстоящей деятельности и пути её выполнения.
Творческие задания в начальной школе возможно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, в рамках предметов «окружающий мир», «изобразительное искусство», «художественная культура родного края» и т.д.
Примеры заданий:
С. Аксаков так описывает осень: "... Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса..."
- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какими красками вы нарисуете небо, облака, старые и молодые деревья, землю, лес в целом.
Ученикам предлагается продолжить рассказ: "Шел я однажды зимой по лесу. Вдруг вижу на снегу целую кучу сосновых шишек. Посмотрел я на дерево и так удивился..."
«Путаница». Предложения двух текстов перепутались. Определите, какие предложения относятся к первому тексту («За грибами» Л.Толстого), а какие ко второму (сказка «Лиса»). Расположите предложения в нежной последовательности. Один текст запишите.
«Стихотворчество». Подбор рифм к слогам, словам. Усложение заданий по мере развития учащихся. Стихотворение помогает самовыражению детей, потребность в котором велика в начальных классах.
«Сочинение сказок». На заданную тему, ассоциативный ряд, свободную тему. Сначала простейшие сказки-«почемучки» (например, «Почему у снегиря грудка красная?»), затем более серьёзные работы (например, сочинение сказки от имени героя).
Все приведенные примеры заданий способствовуют познавательной активности учащихся, стимулируют раскрытие творческого потенциала. Систематическое выполнение подобных заданий способствует повышению качества усвоения программного материала, что является целью любого учителя, и формирует стойкую положительную мотивацию к учению. Учение и обучение становится взаимоприятным как для ученика, так и для учителя, так как в процессе развития детей развивается и сам учитель, ученики будят в нём художника, творца. Подлинно творческий человек постоянно мотивирован на достижение успеха. И это установка и для ученика, и для учителя.
Использованная литература:
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей /Е.С.Белова. - М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2004. -144с.
- Богоявленская Д.Б Психология творческих способностей: Учебное пособие /Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002.-320с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети /Ю.З. Гильбух. - М.: Знание, 1991.-92с.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: Пособие для учителя /С.Д. Дерябо. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 222с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. – СПб.: «Питер», 2000. – 368с.
- Методические рекомендации: Мотивация как основа учебной деятельности/Под редакцией В. Н. Роженцевой- Норильск 2002.
- Научный журнал: вопросы психологии/Под редакцией Е. В. Щедрина- М, 2001.
- Немов Р.С. Практическая психология: Пособие для учащихся. – М.: Гуманитарное издательский центр ВЛАДОС, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников через внеклассные мероприятия
Видеть в каждом ученике личность, помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, раскрыл свои способно...
Развитие творческих способностей младших школьников через метод проектов
На начальной ступени обучения одной из главных задач педагога является развитие творческих способностей ребенка. Этому в полной мере способствует уроки трудового обучения. Основная цель образова...
Выявление и развитие творческих способностей младших школьников
Данный материал поможет подобрать материал для развития творческих способностей младших школьников....
Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят, что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...
Обеспечение условий для саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе. Масляева Е.В.
Помогут учителю оздать условия для саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе...
Развитие творческих способностей в условиях группы продленного дня
Развитие творческих способностей...
Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня
В статье рассматриваются подходы к развитию творческих способностей младших школьников в условиях внеурочной деятельности .Описаны методы и приемы ,которые способствуют развитию воображения ,креативно...