Повторительно - обобщающий урок по теме "Движение и взаимодействие тел" - "Учимся играя!"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Повторение учебного материала по теме проводится в форме игры-путешествия по определённому маршруту. На каждой станции учеников поджидают задания. Это - проверка знаний основных понятий и формул, умений привлекать знания по теме для объяснения физических явлений, жизненных ситуаций, решать экспериментальные задачи. По ходу урока используется учебная презентация, помогающая в путешествии учителю и детям. Урок очень понравился детям неординарным содержанием и формами работы на нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_igraya_konspekt.doc | 71 КБ |
uchimsya_-_igraya.pptx | 720.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа №30»
Повторительно – обобщающий урок по теме:
«Движение и взаимодействие тел»
Методическая разработка учителя физики,
Шаталовой Светланы Николаевны
2013 – 2014 учебный год.
Цель урока:
Повторить и систематизировать изученный материал по теме «Движение и взаимодействие тел»
Задачи урока:
- формировать практические навыки работы с физическим оборудованием;
- развивать логическое мышление в ходе решения качественных и экспериментальных задач, умение применять полученные знания на практике;
- способствовать развитию познавательного интереса к изучению и объяснению физических явлений.
Средства и дидактические материалы:
Карта путешествия, карточки - задания с формулами, весы с разновесами, линейки ученические, линейки деревянные для фронтальных опытов, кусочки пластилина, полосы наждачной бумаги, динамометры, бруски деревянные, наборы грузов, физические тела равной формы и объёма, но разной массы, учебная презентация.
П л а н у р о к а:
1.Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы урока, девиза, формы учебного занятия и его целей.
Учитель объявляет путешествие на поезде - экспрессе «Знание-сила». Говорит о том, что те ребята, которые едут на нём, работают под девизом: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Хотите и вы, ребята, прокатиться на этом поезде?
2. Путешествие.
Старт игры – станция «ФИЗИКА»
Пока поезд приближается к первой станции, необходимо ответить на вопрос:
«Каким физическим термином можно заменить слова «Маршрут движения поезда, отмеченный на нашей карте?» (траектория).
Станция «УЗНАВАЙКА»
Каждому учащемуся выдаются карточки с формулами, где вместо одной из величин стоит знак вопроса. Необходимо заполнить все пустые квадратики, а затем провести взаимопроверку.
Станция «Музыкальная».
Прослушав фрагменты песен, учащиеся должны ответить на вопросы.
а) …Голубой вагон бежит, качается.
Скорый поезд набирает ход.
Ах, зачем же этот день кончается?
Пусть бы он тянулся целый год!
- О каком виде движения поётся в этой песне? Дать определение равномерного и неравномерного движения. Найти и прокомментировать формулы, относящиеся к равномерному движению (1,4,7)
б) Такого снегопада, такого снегопада
Давно не помнят здешние места.
А снег не знал и падал,
А снег не знал и падал,
Земля была прекрасна, прекрасна и чиста.
- Почему падает снег? Дайте определение силы тяжести. Куда направлена эта сила? В каких единицах измеряется? Под каким номером записана формула для расчёта силы тяжести? (3)
в) Зима раскрыла снежные объятья,
И до весны всё дремлет тут.
Только ёлки в треугольных платьях,
Только ёлки в треугольных платьях
Мне навстречу все бегут, бегут, бегут…
- Разве ёлки могут бежать? О каком физическом явлении здесь говорится? (относительность движения)
г) Трудно было человеку 10 тысяч лет назад.
Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад.
Он не знал велосипеда и не верил в чудеса,
Потому что не изведал всех достоинств колеса…
- Зачем человек изобрёл колесо? Как направлена сила трения?
Станция «Народная мудрость»
Объяснить , с точки зрения физики, следующие пословицы:
- Баба с возу – кобыле легче.
- Не подмажешь – не поедешь.
- Пошло дело как по маслу.
- Что кругло – легко катится.
Непредвиденная остановка! Необходимо исправить ошибку.
Повторяются понятия вес и масса тела.
Учитель демонстрирует две самодельные демонстрационные банки из-под кофе. На одной написано вес 100г, а на другой - масса 100г. На какой этикетке допущена ошибка?
Станция «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ»
1. Определение плотности пластилина. При помощи весов и линейки учащимся предлагается определить плотность пластилина. Проверяется знание формулы 2 и единиц измерения плотности, а также умение учащихся измерять массу тела с помощью весов. Ещё они должны сообразить , как измерить объём пластилина, т.е. вылепить кубик и измерить длину ребра или скатать шар и с помощью бумаги, карандаша и линейки измерить его радиус, а затем воспользоваться формулой для определения объёма шара.
2. Сравнение сил трения скольжения по ровной и шероховатой поверхностям.
Повторяются природа силы трения, закрепляется умение учащихся пользоваться динамометром, анализировать результаты опыта. Решаются качественные задачи «Почему полозья детских санок делают очень гладкими?», «Зачем в гололедицу тротуары и проезжую часть посыпают песком?»
Станция «СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ»
Анализ ситуаций:
1.Вовочка утверждает, что Маша «тяжелее» его. Оказавшись на катке, они воспользовались только рулеткой для решения мучавшей их проблемы. Как им это удалось? (Оттолкнулись, а затем измерили расстояния, на которые они разъехались). Проверяется и отрабатывается понятие инертности тел.
2.Вовочка, сильно ударившись боком об угол парты, заявил: «Ну и врезал я парте!» Что вы по этому поводу думаете? Прав ли мальчик с физической точки зрения? (взаимодействие тел)
3.Вам с детства твердили: «Нельзя перебегать дорогу перед близко идущей машиной!» Почему? (инерция).
Запомните! Ни одно тело не может остановиться мгновенно. И для остановки автомобиля тоже требуется несколько секунд. Кстати, при скорости 60 км/ч за одну секунду машина проезжает 17 м, т.е. больше, чем длина вашей классной комнаты. Помните об этом и не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!
4.О том, что на борту космического корабля обычно царит невесомость, знают все. А вот Вовочка утверждает, что он в состоянии невесомости бывает по сто раз в день. Ну и обманщик, правда?
(В момент прыжка наши ноги не касаются никакой опоры, значит, на какое – то мгновение мы оказываемся в состоянии невесомости.)
5.А теперь я вам расскажу интересный случай нашей истории.
18 августа 1851г. император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть торжественность события, приказал первую версту железнодорожного пути покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако поезд буксовал на месте и не мог ехать. Как вы думаете, что не учёл Клейнмихель?
(Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающем трение.).
- А что же было дальше?
Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы.
- Зачем? (Для увеличения силы трения). А что такое верста? (1км.70м.)
Станция «Эрудит»
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
- И в завершении сегодняшнего урока я могу сказать о вас, что
Эти Ребята Умеют Думать И Толковать. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз участников путешествия: «Мы , играя, проверяем что умеем и что знаем!»
Станция «Физика»
Станция «Узнавай-ка»
Станция «Музыкальная»
1 . Баба с возу – кобыле легче. 2. Не подмажешь – не поедешь . 3. Пошло дело как по маслу. 4. Что круглое – легко катится Станция «Народная мудрость»
Непредвиденная остановка! Масса 100 г Вес 100 г
1.Выберите необходимое оборудование на ваших столах и с помощью него определите плотность пластилина. 2. Измерьте и сравните силы трения, возникающие при движении бруска по гладкой и шероховатой поверхности Станция «Экспериментальная»
1 . Вовочка утверждает, что Машенька «тяжелее» его. Оказавшись на катке, они воспользовались только рулеткой для решения мучавшей их проблемы. Как им это удалось? 2 . Вовочка, больно ударившись боком об угол парты, заявил : «Ну и врезал я сегодня парте!» Что вы по этому поводу думаете? Прав ли мальчик с физической точки зрения? 3. Вам с детства твердили: «Нельзя перебегать дорогу перед близко идущей машиной!» Почему? 4. О том, что на борту космического корабля обычно царит невесомость, знают все. А вот Вовочка утверждает, что он в состоянии невесомости бывает по сто раз в день. Ну и обманщик , правда? Станция «Сообразительная»
Станция «Конечная» Всем! Всем! Всем! Спасибо за урок! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по теме "Движение и взаимодействие тел" (7 класс)
Данную презентацию можно использовать при повторении темы "Движение и взаимодействие тел" в 7 классе, а также во внеурочной деятельности....
Повторительно-обобщающий урок по теме "Движение и взаимодействие тел"
Конспект урока с дидактическими материалами...
Урок-игра "Самый умный" по теме "Смутное время" (повторительно-обобщающий урок)
Урок для учащихся 7 класса представлен в виде игры "брейн-ринг". Помогает учащимся в процессе игры повторить учебный материал по теме "Смутное время в России"....
«Взаимодействие тел» (повторительно-обобщающий урок по теме)
На повторительно-обобщающем уроке по теме «Взаимодействие тел» в 7 классе используется групповая технология для решения задач по физике. Учащимся предлагаются расчетные, экспериментальные задачи и кро...
Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме «Движение и взаимодействие тел»
Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме «Движение и взаимодействие тел»...
«Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»
Методическая разработка урока физики с применением кейс-метода в 7 классе....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...