«Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»
методическая разработка по физике (7 класс)
Методическая разработка урока физики с применением кейс-метода в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malaskina_n_fizika_moy_luchshiy_urok_.docx | 720.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Егоркинская средняя общеобразовательная школа»
Шумерлинского района Чувашской Республики
Методическая разработка урока физики с применением кейс-метода
Тема «Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»
7 класс
Учитель физики: Маласкина Надежда Егоровна
МБОУ «Егоркинская СОШ» Шумерлинского района
Егоркино 2020
Пояснительная записка к уроку
Предмет физика
Программа по физике автора А.В.Пёрышкина «Физика» 7 класс. Учебник: Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа.
Тема урока «Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»
Длительность: 45 мин.
Формирование нового человека XXI века, возможно только в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Данное утверждение и определяет актуальность применения кейс-технологии в практике школьного образования.
Метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. (https://ru.wikipedia.org/)
Этапы кейс метода
- Представление конкретных жизненных ситуаций;
- Осмысление ситуаций, не имеющих однозначного решения;
- Актуализация комплекса знаний для решения проблемы;
- Выработка моделей действий для разрешения ситуаций.
Работа ученика с кейсом
- 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
- 2 этап — выделение основной проблемы (проблем);
- 3 этап — анализ принятия того или иного решения;
- 4 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия учителя
- создание кейса или использование уже имеющегося;
- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
- работа с кейсом;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
- оценивание учащихся.
Источники кейсов
- Реальная жизнь
- Интернет
Цель урока:
повторение основных понятий, изученных в курсе физики за 1 полугодие в 7 классе
Задачи урока:
1. Отработка умений и навыков учащихся анализировать предложенный материал и делать собственный вывод.
2. Совершенствование умений и навыков учащихся по представлению полученного результата, обоснованию собственной точки зрения по разрешаемой проблеме.
3.Развитие умений и навыков участвовать в дискуссии.
Технические и дидактические средства:
компьютеры с выходом в интернет, компьютер, с программой NXT, проектор, экран. весы, гири, линейка, шоколадная обёртка,, туалетная бумага, робот Minstorms NXT, презентация к уроку.
Раздаточные материалы: кейсы.
Межпредметные связи: физика, информатика, окружающий мир
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-закрепление и систематизация понятий «Сила», «Механическое движение», «Программирование» -умение составлять план эксперимента, решать задачи и делать вывод. | Познавательные: - умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; - умение вести наблюдение; - умение прогнозировать ситуацию. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известными правилами; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. | -проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; - проявление творческого отношения к процессу обучения; - готовность к равноправному сотрудничеству; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений |
Ход урока:
I. Орг. момент
Учитель: Ребята! Мы с вами закончили изучение главы 2 «Взаимодействие тел» Цель урока – проверить ваши знания, посмотреть, как вы сможете их использовать в обыденной жизни.
Ученики записывают тему и цель урока в тетрадях
Учитель: Смею ди я утверждать, что «Знание физики помогает нам делать жизнь комфортнее, правильно использовать физические явления и процессы, предотвращать их вредное воздействие на организм, предупреждать возникновение несчастных случаев.»
Ученики: предлагают свои мнения по поводу этого х утверждения
Учитель: сегодня наш урок пройдет в кругу нескольких групп «экспертов». Эти эксперты будут из вашего класса, прошу вас, разделится на 3 группы.
Ученики: учащиеся слушают учителя. Класс разбит на 3 группы, и каждая группа садится за отдельный стол.
Методическое обоснование: используется словесный метод для подготовки класса к работе. Учитель знакомит группы с правилами урока, формирует ответственное отношение к успешному решению проблем.
II. Работа с кейсами
Учитель: уважаемые, эксперты! Перед вами лежат кейсы, каждый кейс посвящен реальным событиям. Вам сегодня предстоит решить проблемы, основываясь на ваши знания по физике.
Методическое обоснование: Кейсы распределены таким образом, которые соответствуют уровням знания каждой группы.
Группа А: получает кейс под номером №1:
Кейс 1
Превратить туалетную бумагу в модель для изучения понятия «Сила»
Что произойдёт с туалетной бумагой, если к кончику приложить силу?
Варианты ответов:
- Начнёт движение назад
- Покатится вперёд
- Останется на месте
Задания:
1. Проделать эксперимент с туалетной бумагой.
2. Объяснить результаты эксперимента (С пояснением, рисунком))
3. Сделать выводы.
Ответ:
Начнёт движение назад | Покатится вперёд | Останется на месте |
Вывод: Отчего зависит результат действия силы?
1. Величины
2. Направления
3. От точки приложения
4. От продолжительности воздействия
Группа Б: получает кейс под номером №2:
Кейс 2
Задание
1.Определить какой из роботов движется? Почему?
2. Запрограммировать робота, удовлетворяющий этим условиям.
3. Показать действующего робота.
4. Объяснить эксперимент.
Ответ;
1 сл.
2сл
3 сл
Объяснение: зависимость скорости движения робота от настройки Мощность.
На робота, движущийся по горизонтальному и прямому участку дороги, действуют следующие силы:
- тяговая сила
- сила сопротивления воздуха
- сила трения
Группа В: получает кейс под номером 3:
Кейс 3
ЧТО ТАКОЕ АЛЮМИНИЙ (https://aluminiumleader.ru/about_aluminium/what_is_aluminum/)
Лёгкий, прочный, стойкий к коррозии и функциональный – именно это сочетание качеств сделало алюминий главным конструкционным материалом нашего времени. Алюминий есть в домах, в которых мы живем, автомобилях, поездах и самолетах, на которых мы преодолеваем расстояния, в мобильных телефонах и компьютерах, на полках холодильников и в современных интерьерах. А ведь еще 200 лет назад об этом металле мало что было известно.
Алюминий имеет редкое сочетание ценных свойств. Это один из самых легких металлов в природе: он почти в три раза легче железа, но при этом прочен, чрезвычайно пластичен и не подвержен коррозии, так как его поверхность всегда покрыта тончайшей, но очень прочной оксидной пленкой.
Он поддается прокатке, волочению, штамповке. Алюминий не горит, не требует специальной окраски и не токсичен в отличие от пластика.
Сегодня существование строительной, автомобильной, авиационной, космической, электротехнической, энергетической, пищевой и других отраслей промышленности невозможно без алюминия. Более того, именно этот металл стал символом прогресса – все новейшие электронные устройства, средства передвижения изготавливаются из алюминия.
- Порассуждайте, ещё какими свойствами должен обладать алюминий, т.к. из них делают шоколадные обёртки?
- Определить толщину шоколадной обёртки, используя необходимое оборудование: весы, гири, линейка, шоколадная обёртка.
- Предложить свой вариант решения определения толщины шоколадной обёртки.
Ответ:
Свойства. Полностью безопасна для здоровья человека, не имеет никаких посторонних запахов и вкусов, держит форму, не пропускает свет, сохраняет температуру (шоколад не тает), предназначена для длительного хранения, подходит под печать, имеет "драгоценный" блеск (https://argosint.ru/folga-upakovka-konfet-shokolada/)
Толщину алюминиевой фольги можно рассчитать по формуле h = . Так как объем можно определить по формуле V= , то формула для расчёта примет вид h=, где m – масса фольги, p – плотность алюминия, S-площадь фольги.
Массу фольги определяют с помощью весов, а площадь вычисляют, предварительно измерив длину и ширину обёртки.
Рефлексия: «Лист самооценки»
Итак, на протяжения урока мы активно работали над своими проблемами и некоторые из вас нашли правильные решения. Отсюда мы понимаем, что физика оказывается нужна не только ученым — она нужна всем. Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, он начинает понимать мир, в котором живет.
Только зная физику, можно проектировать и строить дома, заводы, машины, электростанции. Чтобы создавать радиоприемники, автомобили, космические аппараты, гаджеты, даже просто одежду и продукты питания, надо знать физику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Урок по теме "Взаимодействие. Масса"
Урок по теме с использованием элементов исследовательской деятельности....
Методическая разработка урока по теме "Взаимодействие неаллельных генов"
Урок составлен с использованием образовательной технологии Web-квест. Методические материалы включают план урока, сопровождающую презентацию и ссылку на разработанный Интернет-ресурс....
самоанализ урока по теме :" Взаимодействие тел"
При подготовке к аттестации я писала самоанализы нескольких уроков , вот один из них....
Итоговый урок по теме "Взаимодействие тел"
Итоговый урок по теме "Взаимодействие тел" в 7 классе по физике....
Конспект урока по теме "Взаимодействие природы и общества"
Конспект урока по обществознанию по теме "Взаимодействие природы и общества" для 8 класса по учебнику А.И Кравченко с презентацией....
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...