Надпредметная программа «Формирование проектно- исследовательской компетенции при обучении физики 7 класса»
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся сегодня, является неотъемлемой частью образования, одним из направлений его модернизации. Исследовательская деятельность связана с решением обучающимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Проектная деятельность представляет собой совместную творческую деятельность группы обучающихся, имеющую общую цель и согласованные методы, направленные на достижение общего результата.
Цель:
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке физики для формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_rabochey_programme_po_fizike_7_klassa.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к рабочей программе по физике 7 класса Утверждаю
к учебнику А.В. Перышкина Директор МКОУ ВСОШ
____________Т.Н.Фидипенко
Надпредметная программа
«Формирование проектно- исследовательской компетенции при обучении физики 7 класса»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус:
Примерная программа надпредметного образования по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Общая характеристика программы
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся сегодня, является неотъемлемой частью образования, одним из направлений его модернизации. Исследовательская деятельность связана с решением обучающимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Проектная деятельность представляет собой совместную творческую деятельность группы обучающихся, имеющую общую цель и согласованные методы, направленные на достижение общего результата.
Цель:
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке физики для формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся.
Задачи:
1.Формировать исследовательские компетенции, а именно:
-умение определить проблему, цель
-умение выдвинуть гипотезу
-умение осуществить подбор методов исследования
-умение осуществить сбор необходимой информации , используя различные ресурсы, в том числе ресурсы сети Интернет
-умение осуществить анализ, синтез, обобщение материала
-умение обосновать собственные выводы, провести рефлексию
2.Формировать проектные компетенции:
-умение выработать идею, концепцию проекта
-умение обосновать актуальность выбранной темы
-умение определить цели и задачи проекта
-умение предвидеть результат
-умение найти доступные ресурсы для выполнения проекта
-умение составить план деятельности по созданию проекта
-умение организовать деятельность по созданию проекта
-умение распределять роли в группе и эффективно выполнять свою роль
-умение презентовать результаты, продукт проекта
-умение провести рефлексию сильных и слабых сторон деятельности
Надпредметная программа по физике обеспечивается системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
3) Принцип психологической комфортности – предполагает создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
4) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
5) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Достижение главных целей надпредметного образования осуществляется изучением физики с использованием фронтального эксперимента и домашних экспериментальных заданий.
Рабочей программой по физике 7 класса предусмотрено 10 лабораторных работ, этого недостаточно для формирования исследовательской компетенции обучающихся. Реализация данной программы создаёт ситуации востребованности общеучебных умений для эффективного решения учащимися реальных познавательных проблем, развивает, закрепляет эти умения в режиме деятельности. Кроме того, у обучающихся расширяется сфера познания за рамками учебного процесса
Ожидаемые результаты.
В результате учащийся должен приобрести:
1. Исследовательские компетенции (проектно-исследовательские умения, связанные с наблюдением, измерением, поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой естественно-научной информации.)
2. Коммуникативные компетенции (работать в команде, взаимодействовать с другими людьми, вести дискуссию, защищать свою точку зрения и пр.)
3. Ценностно-смысловые компетенции
(ставить цели деятельности, планировать ее этапы, прогнозировать результаты).
4. Когнитивные (мыслительные) компетенции: (умение обобщать, анализировать, систематизировать )
Методические ресурсы для проведения проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Наличие в школе медиакласса, оборудованного современными медиасредствами, компьютерами, подключёнными к сети Интернет, позволяет обучающимся быстро и самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её и использовать для создания мини-проекта.
Наличие в школе необходимого лабораторного оборудования, соответсвуещего требованиям Стандарта образования.
Организация учебного процесса
Работа над формированием проектно-исследовательских компетенций проводится в рамках традиционных занятий, в канве обычного урока. Это предупреждает перегрузку обучающихся. Работа над развитием компетенций происходит поэтапно. Работа над каждым мини-проектом занимает 1 – 2 недели.
Календарно-тематическое планирование:
Таблица 1
№ урока по КТП | Название фронтальных лабораторных работ, домашних лабораторных заданий (ДЛР), мини - проектов | Вид деятельности учащихся (на уровне УУД) | Планируемые результаты | Средства достижения | |
Личностные | Метапредметные (УУД) | ||||
Тема 1. Введение в физику – 4 часа | |||||
4. | Ф/р «Определение цены деления физических приборов: секундомера, амперметра, вольтметра» Мини – проект « Составление паспорта физического прибора» | Работа в парах Работа в группах | Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность. Планирование деятельности совместно с другими учащимися. Находить доступные ресурсы для выполнения проекта | Практическое усвоение методов познания, используемых в различных областях знания Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий | Табло коэффициент участия, рефлексивные табло. Организационно-деятельностная схема, рефлексивные табло. |
Тема 2.Первоначальные сведения о строении вещества - 6 часов | |||||
3. 4. | Ф/р «Диффузия в газе и жидкости»
ДЛР «Как впитывает влагу различные ткани» Мини – проект « Диффузия в природе и быту» | Работа в парах Индивидуальная работа | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; применения правил делового сотрудничества; Формирование познавательных, интеллектуальных и творческих способностей Формирование убежденности в возможности познания природы; самостоятельности приобретения новых знаний | Формирование умения наблюдать, выдвигать гипотезы, представлять полученную информацию в устной форме Формирование умения наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы Формирование использования различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации | Рефлексивные табло Рефлексивные табло Организационно-деятельностная схема, рефлексивные табло. |
Тема 3. Взаимодействие тел – 21час | |||||
4. 11. 15. | Ф/р «Наблюдение явления инерции» Мини- проект «Занимательные опыты по инерции» ДЛР «Определение плотности мороженого» Ф/р «Зависимость силы упругости от удлинения пружины» Мини- проект «Вред и польза трения» | Работа в парах Работа в группах Индивидуальная работа Работа в парах Работа в группах | Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества. Самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений Формирование практической значимости физики; самостоятельности приобретения новых знаний Формировать умение: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; применения правил делового сотрудничества; Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Формирование умения наблюдать, выдвигать гипотезы, представлять полученную информацию в устной форме Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности Формирование умения наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; Формирование использования различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации | рефлексивные табло. Организационно-деятельностная схема, рефлексивные табло. рефлексивные табло. Организационно-деятельностная схема, рефлексивные табло. |
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов – 25 часов
| |||||
1. 3. 9. 19. | Ф/р «Исследование давления» ДЛР «Определение зависимости давления газа от температуры» Мини – проект «Давление в живой природе» ДЛР «Вычисление силы с которой атмосфера давит на поверхность стола» Ф/р «Сравнение плотности тела с плотностью жидкости. (Измерение плотности вещества на основе анализа сил, действующих на погружённое в жидкость тело.)
Мини – проект «Плавание судов» | Работа в парах Индивидуальная Работа Работа в группах Индивидуальная работа Работа в парах Работа в группах | Исследовательские компетенции. Компетенции Формирование практической значимости физики; самостоятельности приобретения новых знаний Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Формирование практической значимости физики; самостоятельности приобретения новых знаний Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества Формирование практической значимости физики; самостоятельности приобретения новых знаний | умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; | рефлексивные табло. Рефлексивные Табло Организационно-деятельностная схема, рефлексивные табло. рефлексивные табло. рефлексивные табло. Организационно-деятельностная схема, рефлексивные табло. |
Тема 5. Работа и мощность. Энергия – 12 часов | |||||
2. | ДЛР «Вычисление работы, совершаемой ученика при подъеме с первого на второй этаж школы или дома» Мини – проект «Рычаги в быту, природе и технике.» | Индивидуальная Работа в группах | Формирование практической значимости физики; самостоятельности приобретения новых знаний Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Формирование умения наблюдать, проводить эксперимент, Проводить вычисления, делать выводы Формирование использования различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, | Рефлексивные табло Организационно-деятельностная схема, рефлексивные табло. |
Использованная литература:
1.Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой. – 2012. – № 4. – С. 33-45.
2. Воронцов А.Б. Учебная деятельность. М., 2008.
3. Лазарев. В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб. «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».– М., с.50–51.
4. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография.. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
5. Петерсон Л.Г., Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М., 2009.
6.Преподавание физики, развивающее ученика под редакцией Э.М. Браверман – М. Ассоциация учителей физики, 2003.
7. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ: Книга для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1990.
8. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1974.
9. Буров В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения математике"
Обобщение опыта работы...
Формирование проектно-исследовательских компетенций средствами учебных предметов физика и информатика.
Выступление на научно-практической конференции...
Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории
Описание педагогического опыта по теме: "Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории".Конкурсное задание "Методический семинар" конкурса "Учитель года"....
Методическая разработка «Исследовательская и проектная деятельность при обучении физике как эффективный инструмент реализации ФГОС в условиях цифровой образовательной среды»
Проектная деятельность формирует способность учащихся планировать собственную работу, а учебные исследования наполняют процесс обучения личностным смыслом. Поэтому, для эффективного освоения норм иссл...
Выступление на заседании МО учителей естественного профиля на тему "Формирование проектно-исследовательской компетенции на уроках физики»
Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообр...
Рабочая программа ВУД «Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников» 11 класс
Введеиие. Что такое проект? Учебный проект старшеклассника – это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной как правило самим учеником в виде ряда задач, ...