формирование проектно-исследовательской компетентности на уроках физики
проект по физике на тему

Окрикова Винера Камильевна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф. И. О. участников рабочей группы Окрикова В.К. учитель физики, МБОУ «Больше- Машляковская cредняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского МР РТ

Слайд 2

Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь (Конфуций) Цель обучения – научить обходиться без учителя. Учитель, подготовь ученика, у которого сможешь научиться сам. ( Э.Хаббард )

Слайд 3

Цели: Создание методической системы работы учителя в условиях введения ФГОС на примере формирования проектно-исследовательской компетенции на уроках физики; Найти наиболее эффективный подход к решению проблемы формирования проектно-исследовательской компетенции на уроках физики. Задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы проанализировать состояние проблемы; определить понятие «компетенция»; определить отличия исследовательского метода от метода проектов; определить понятие «проектно-исследовательская компетенция»; выявить объективные условия использования проектно-исследовательской технологий при обучении физике. определить воспитательную ценность проектно-исследовательской деятельности (учебно-воспитательные характеристики). 2. Провести оценку уровня готовности обучающихся на различных этапах изучения предмета. 3. Разработать приемы и методы преподавания физики, ориентированные на становление проектно-исследовательских компетенций обучающихся. 4. Выявить эффективность разработанных приемов и методов как средства становления проектно-исследовательской компетентности обучающихся средней школы.

Слайд 4

-научить учащихся: Ставить цель; Составлять план исследований; Подбирать необходимые приборы и материалы; Собирать необходимые установки; Проводить исследования и формулировать выводы. -ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки: Теоретическое предвидение - разработка рабочей гипотезы - наблюдения - эксперимент - анализ экспериментальных фактов и выводы из них - проверка выводов на практике. Важно!

Слайд 5

Исследовательская деятельность организуется на любом этапе обучения физике: При изучении физической теории; При решении задач; При проведении демонстрационного эксперимента; При выполнении лабораторных работ. Исследования в рассказах; Исследования практических вопросов; Исследования с помощью самодельных приборов; Исследования дома и на улице; Проектная исследовательская деятельность учащихся.

Слайд 6

Широкое распространение получает компетентностный подход к образованию КОМПЕТЕНЦИЯ - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. (Толковый словарь Ушакова) КОМПЕТЕНЦИЯ - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.(Толковый словарь Ожегова). Компетенция в системе общего образования это совокупность взаимосвязанных качеств личности, отражающих заданные требования к образовательной подготовке выпускников, а компетентность –обладание человеком соответствующей компетенцией. Формирование компетентности реализуется через организацию деятельности учащихся Деятельность учащихся наиболее эффективна, если у учащихся есть интерес (мотивация ) Интерес у детей можно вызвать, например, через проблемную ситуацию Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности, креативности и др.

Слайд 7

Отличие исследовательской деятельности от проектной. Исследование - поиск истины или неизвестного , а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Слайд 8

Функции проектно-исследовательской деятельности Познавательная Рефлексивная Развивающая Воспитывающая Исследовательская Содержание проектно-исследовательской деятельности Замысел деятельности Планирование деятельности Подготовка и проведение исследования Оформление и проверка результатов Защита результатов

Слайд 9

Результаты проектно-исследовательской деятельности - умение выдвигать и обосновать гипотезы; - умение планировать деятельность; - умение формулировать цель; - умение осознавать и анализировать информацию; - умение выполнять эксперимент; - умение представление результаты эксперимента. - умение осуществлять рефлексию. Расширение и углубление предметных знаний Знания о структуре проектной и исследовательской деятельности Проектно-исследовательская компетенция

Слайд 10

Этап работы над проектом Критерии, соответствующие этапам Характеристика критерия Подготовительный этап Актуальность Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий Планирование работы Осведомленность Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом Исследовательская деятельность Научность Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими Самостоятельность Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия Результаты или выводы Значимость Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения Системность Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы Структурированность Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта Интегративность Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы Креативность (творчество) Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности Представление готового продукта Презентабельность (публичное представление) Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта Коммуникативность Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности Апробация Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта Оценка процесса и результатов работы Рефлексивность Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?

Слайд 11

Классификация проекта Вид проекта Количество дополнительных баллов По продолжительности Среднесрочный Долгосрочный 1 2 По способу преобладающей деятельности Исследовательский Практико-ориентированный Реферативный Описательный 3 2 1 1 По количеству участников Индивидуальный Парный Групповой 1 1 2 По предметносодержательной области Монопроект Межпредметный в смежных областях Межпредметный в разных областях 1 2 3 По характеру контактов Внутришкольный Межшкольный Международный 1 2 4 С учетом координации С открытой координацией 1 Апробация Продолжение исследований по данной тематике Возможностьпрактического применения Уже применяется 1 1 3 Особое мнение эксперта (с учетом системности) - 1–2 Максимальное количество дополнительных баллов 20

Слайд 12

Оценка Содержание Дизайн Выступление 5 Используется фактическая информация. Работа включает проблему, цели исследования, ход исследования, выводы и предложения, которые чётко и логично сформулированы. Идеи полностью описаны и раскрыты. Есть ссылка на источники информации. Работа выполнена творчески. Соблюдается единый стиль оформления. Есть иллюстрации в виде фотографий, графиков, видеозаписей. Уместно используются возможности компьютерной анимации. Используются короткие фразы. Выступление логично выстроено. Представление информации подго товлено , манера изложения мате риала удерживает внимание аудитории. Речь четкая, используется терминология по теме. 4 Используется фактичес кая информация. Работа включает проблему, цели исследования, ход исследования, выводы и предложения, которые сформулированы не совсем ясно и понятно. Идеи описаны почти полностью. Есть ссылка на источники информации. Работа выполнена творчески. Единый стиль в некоторых местах не поддерживается. Изложение резуль татов иллюстриру ется некоторыми примерами. Анимационные эффекты излишне привлекают аудиторию Представление относительно интересно, присутст вуют логические переходы, манера изложения материа ла удерживает внимание аудитории. Терминология не всегда верно интерпретируется. 3 Информация – по боль шей части фактическая. Блок: проблему- цели исследования- ход исследования,-выводы представлены не полностью. Идеи – описаны не полностью. Есть ссылка на источники информации Работа включает минимум иллюстрационного материала. Цвет фона и текста не сочетаются. Стиль презентации отвлекает от самой презентации Выступление не всегда логично, привлекает внимание аудитории большую часть времени. Термины по теме используются редко. 2 Информация не носит фактического характера. Работа не включает проблему, цели исследования, ход исследования Идеи носят фрагментарный характер. Выводы отсутствуют или умозаключения не относятся к тематике исследовательской работы. Работа полностью не завершена. Злоупотребление анимационными эффектами. Типы шрифтов различны. Иллюстрационного материала недостаточно или излишне много. Изложение материала раскрывается нелогично, внимание аудитории отсутствует, термины по теме не используются

Слайд 13

УМЕНИЯ КРИТЕРИИ, УРОВНИ А Баллы Б Баллы В Баллы 1.Формулировать цель. Использует готовую цель предложенную учителем. 2 Может сформулировать цель с помощью учителя или других учеников. 4 Формулирует цель самостоятельно. 6 2.Планировать деятельность. Планирует проектную деятельность совместно с учителем. 2 Планирует проектную деятельность совместно с другими учениками. 4 Планирует исследовательскую деятельность самостоятельно или с другими учащимися. 6 3.Осуществлять сбор и анализ информации. Пользуется только информацией учебника 2 Пользуется знаниями, приобретенными из учебника самостоятельно и другими источниками по рекомендации учителя. 4 Пользуется знаниями, приобретенными из различных источников (включая Интернет), вы ходящие за рамки программы. 6 4.Выдвигать и обосновывать гипотезу. Не умеет 2 Умеет с помощью учителя или с помощью других учеников 4 Умеет самостоятельно. 6 5.Выполнять эксперимент. Выполняет эксперимент по предложенному плану, используя известные приборы. 2 Выполняет эксперимент по совместно разработанному плану с учителем, самостоятельно конструирует установку. 4 Самостоятельно планирует и самостоятельно выполняет эксперимент. 6

Слайд 14

Экспериментальная методика формирования проектно-исследовательской компетенции при организации последовательной проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к хорошему уровню усвоения физического материала, мотивирует школьников на проектно-исследовательскую деятельность и формирует проектно-исследовательскую компетенцию.

Слайд 15

Ожидаемые результаты В результате учащийся должен приобрести: Проектно-следовательские умения, связанные с наблюдением, измерением, поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой естественно-научной информации. Коммуникативные умения (работать в команде, взаимодействовать с другими людьми, вести дискуссию, защищать свою точку зрения) Организационные и проекционные умения (ставить цели деятельности, планировать ее этапы, прогнозировать результаты). Быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

Слайд 16

Литература Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 180 с. Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.П. Сергеевой. – М.: АПКиППРО , 2006. – 116 с. Пахомова И.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Народное образование. - №7. – 2000. Вестник ТГПУ.2012.5(120) З.А.Скрипко , Н.Д.Артемова , В.Г.Тютерев Формирование универсальных учебных действий в процессе преподавания физики. Альникова Т. В. Организация проектно-исследовательской деятельности при обучении физике // Вестник ТГПУ. Вып . 6 (57) серия: естественные и точные науки. – Издательство ТГПУ, 2006. – С. 172-174. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М. 2002г. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии понимания, помощь, противодействие, конфликт. М. Просвещение, 2000г. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. / Под редакцией А.П. Тряпицыной . 2005г. Хуторская А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителей. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г.

Слайд 17

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование социального опыта через формирование ключевых компетентностей на уроках физики

Представлена система преподавания физики в старших классах, нацеленная на формирование у выпускника ключевых компетентностей....

Как организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики

Рекомендации для учителя и учащихся по вопросу организации, планирования и осуществления проектной деятельности на уроках физике и во внеурочной деятельности.Приведены примеры такой деятельности....

Надпредметная программа «Формирование проектно- исследовательской компетенции при обучении физики 7 класса»

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся сегодня,  является неотъемлемой частью образования, одним из направлений его модернизации. Исследовательская деятельность связана с решением...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Выступление на заседании МО учителей естественного профиля на тему "Формирование проектно-исследовательской компетенции на уроках физики»

        Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообр...