Формирование проектно-исследовательских компетенций средствами учебных предметов физика и информатика.
статья на тему
Выступление на научно-практической конференции
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на XX научно-практической конференции
Учителя физики и информатики Татариновой Т.М.
2010-2011 уч.год
Русский мыслитель Д.И. Писарев в работе "Наша университетская наука" в 1863 г. писал о системе образования того времени: "Различные предметы не связываются в общий цикл знаний, не поддерживают друг друга, а стоят каждый сам по себе, стараясь вытеснить своего соседа… Каждый предмет бывает то победителем, то побежденным, история их бесконечных раздоров составляет историю умственной жизни каждого гимназиста; мозг ученика - вечное поле сражения, а пора экзаменов - время самых истребительных войн между отдельными предметами".
Не правда ли, эта ситуация сродни современной системе образования. На протяжении не одного десятка лет ученые и педагоги ищут новые технологии, методы и формы обучения и воспитания. Конечно, никто не требует отмены традиционных уроков как основной формы обучения и воспитания учащихся. Но классно-урочная система не позволяет сформировать в молодых людях качества, столь необходимые для успешной самореализации в обществе.
Развитие учащихся, а не только передача определённых знаний и навыков, является приоритетным направлением реформирования российского образования и главной задачей нас, школьных учителей.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Современная теория и практика преподавания предлагает большой арсенал активных форм обучения: уроки-проекты, лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы, деловые игры, тренинги и т.д., которые позволяют включить в образовательный процесс оригинальные, нестандартные приемы, повышающие интерес к знаниям, развивающие детей с учетом их возраста и способностей.
Для того, чтобы освоить новые образовательные методики я прошла очное обучение по программе Intel “Обучение для будущего”, дистанционные курсы «Активные методы обучения» на факультете «Реформа образования» образовательного портала «Мой университет», и, конечно же постоянный творческий поиск и самообразование.
Цель своей деятельности я определила как формирование проектно-исследовательских компетенций, так как предметы, которые я преподаю - физика и информатика – позволяют обучить школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы.
Напомню, что метод проектов - технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы. Проектная деятельность дает возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объемно», с позиций разных дисциплин. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Самым сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, “происходит подъем воображения и глубокое его преображение”.
В процессе проектно-исследовательской деятельности предполагаю формирование следующих ключевых образовательных компетенций учащихся (по А.В. Хуторскому):
ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования.
При организации проектно-исследовательской деятельности используются положительные эффекты проектного и исследовательского методов. С одной стороны, с помощью метода проектов, возможно формировать у учащихся такие компетенции как: коммуникативная – ученик стремится быть понятым; социальная – ученику нравится работать в группе, занимая определенное положение в ней; предметная – проявление интереса и способностей в физике. С другой стороны, с помощью исследовательского метода возможно формировать такие компетенции как: исследовательская – уметь наблюдать, измерять, проводить эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные рассуждения и модели; информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации; компетенции личностного самосовершенствования – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию.
На основании вышесказанного можно выделить основной результат проектно-исследовательской деятельности – это формирование проектно-исследовательской компетенции.
Проектно-исследовательская компетенция - это совокупность знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений:
- решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез
- ставить цель деятельности
- планировать деятельность
- осуществлять сбор и анализ необходимой информации
- выполнять эксперимент
- представлять результаты исследования
наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Организация проектно-исследовательской работы строится по схеме – от простого к сложному. Формировать исследовательское мышление нужно поэтапно, сначала включая только элементы поисковой деятельности, создавая проблемные ситуации для решения небольшой конкретной задачи, переходя в дальнейшем к сложным исследовательским межпредметным и надпредметным проектам.
Примером этого могут служить задачи, которые решали семиклассники на уроках физики:
- Работа реферативного плана
«Звук. Инфразвук. Ультразвук» «Давление в природе и технике»
- Работа обобщающего плана
«Силы в природе» - составление обобщающей сравнительной таблицы
- Работа сравнительного типа
«Сравните равномерное и равноускоренное движение. Что между ними общего? В чём различие этих явлений?»
- Поиск аргументов для доказательства факта
«Докажите, почему в яркий солнечный день нельзя поливать растения в саду»
- Работа описательного плана
«История фотоаппарата»
- Работа исследовательского типа
«Определите число горошинок в литровой банке» «Определите число конфет в 1 килограмме»
Большие возможности для формирования исследовательских компетентностей даёт выполнение лабораторных работ, причем не те, с готовыми планами, которые включены в программу в учебнике, а творческие, предполагающие самостоятельную исследовательскую работу либо задания на изготовление нестандартного оборудования, которые я предлагаю выполнить после выполнения работы по описанию.
- Определить скорости своего движения на 60-метровой дистанции на уроке физкультуры.
- Измерить плотности жидкости и сыпучего тела.
- Определить вместимость маленького сосуда.
- Изучить свойства изображения в плоском зеркале.
Живой интерес вызывают у учащихся задания на поиск и объяснение физических явлений в стихах, рассказах, загадках и пословицах, красочное их представление, составление кроссвордов и ребусов, кластеров и синквейнов, физических задач.
От исследовательских заданий мы движемся к мини-проектам:
- Кто как кусается?
- Шила в мешке не утаишь.
- Скоро ли начнется дождь?
- Легко ли жить без трения?
- Физика в сказках.
Презентация результатов исследования перед одноклассниками даёт учащимся хорошую практику демонстрации своих знаний, умений, способностей, позволяет обрести опыт публичных выступлений.
Поэтапное формирование проектно-исследовательских навыков даёт нужный результат:
- Хороший уровень усвоения физического материала.
- Мотивация школьников на исследовательскую деятельность.
- Сформированные исследовательские умения.
Результативность проведенной работы: учащиеся уверенно чувствуют себя, хотят принимать участие в олимпиадах, конкурсах и занимают призовые места.
Все школьники, принявшие участие в заочной Обнинской олимпиаде «Познание и творчество» под моим руководством – стали лауреатами (5учащихся), из них Шатилова Елена (7 класс) – дипломант 2 степени.
Гревцов Иван (7 класс) – занял 3 место в городской предметной олимпиаде по физике.
Команды лицея, принявшие участие в конкурсе «Информашка», в составе младших школьников и учащихся 5-7 классов, заняли 2 место.
Тремаскин Дмитрий (7 класс) занял 1 место в областном конкурсе мультимедийных презентаций «Молодежный проект «Оренбуржье космическое»», организованном Оренбургским региональным отделением партии «Единая Россия» и Региональным центром образования.
Дякин Александр и Плотвинов Владимир (7 класс) заняли 3 призовое место в IX конкурсе исследовательских работ, представляя проект «Компьютерные игры: польза или вред?»
Иликаева Диана (3 класс) заняла 1 место в конкурсе компьютерных рисунков на тему «Свет далеких планет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Надпредметная программа «Формирование проектно- исследовательской компетенции при обучении физики 7 класса»
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся сегодня, является неотъемлемой частью образования, одним из направлений его модернизации. Исследовательская деятельность связана с решением...
Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся
В презентации кратко представлена структура работы по формированию проектно-исследовательских компетенций обучающихся...
Методическая система. «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уровнях основного и среднего общего образования».
Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи....
Статья в журнале "Отечественная и зарубежная педагогика", №2(38), т.2, 2017 г. "Формирование метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Русский язык»"
В статье рассматривается обучение педагогов деятельности по идентификации и конструированию заданий, позволяющих формировать не только предметные, но и метапредметные результаты освоения основных обра...
Формирование правового самосознания обучающихся средствами учебного предмета «Обществознание»
Формирование у несовершеннолетних способности выбирать правильную линию поведения в различных жизненных ситуациях немыслимо без правового воспитания, то есть без разъяснения содержания и назначения за...
Статья. «Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся при обучении предметам естественнонаучного цикла на историко-научном подходе»
Статья о применении историко-научного содержания в пректно-исследовательской деятельности учащихся...
Статья «Проектно-исследовательская технология как средство формировании ключевых компетенций у обучающихся”.
В статье рассматриваются ключевые компетенции учеников, отличия проектной деятельности от исследовательской, этапы проектно-исследовательской деятельности. В презентации представлены сервисы, которые ...