Рабочая программа по физике 9
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Логвиненко Ольга Викторовна

Программа составлена на основе авторской программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fizike_9.docx57.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

Физика

9 б класс

Кол-во часов в год  – 68 ,

Кол-во часов в неделю - 2 ч

                

 

Учитель: Арутюнян О.В.

2014-2015

Содержание.

I. Пояснительная записка.

 

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  1. Общие цели образования с учетом спецификации учебного предмета.

  1. Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

  1. Основные знания и умения учащихся к концу 8 класса

II. Содержание учебного предмета «ФИЗИКА».

2.1 Содержание и структура курса «Физика» для 9 класса

2.2. Планируемые результаты изучения   предмета  «Физика» в 9 классе.

2.3. Система оценки планируемых результатов.

III. Описание  материально-технического обеспечения  образовательного процесса и литература.

  I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по Физике

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

1. Настоящая рабочая программа разработана на основе  авторской программы Физика.  7-9 классы. Авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Эта программа включена в сборник Программ для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. 7-11 кл», М.: Дрофа, 2010 Составители В.А. Коровин, В.А. Орлов. 

2. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс - 2-е издание. М.: Просвещение, 2010 (стандарты второго поколения).

3. Примерная программа основного общего образования  по физике. 7-9 классы (включена в сборник Программ для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. 7-11 кл», М.: Дрофа, 2010 Составители В.А. Коровин, В.А. Орлов.)

4. «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089).

5. Закон РФ «Об образовании».

 Состав УМК для 9-х классов:

1. Физика 9 класс. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.:Дрофа, 2009

2. Задачник А.П. Рымкевич – М.: Дрофа  - 2011

3. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс к учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М.  Громцева О.И.  Издательство Экзамен, Москва 2010.

4. Опорные конспекты и разноуровневые задания. Физика 9 класс. Марон А.Е. Санкт-Петербург, 2007

5. Тесты по физике. 9 класс к учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М. - Громцева О.И. Издательство Экзамен. Москва 2014

6.Физика. 9 класс. Дидактические материалы. Марон А.Е., Марон Е.А. Дрофа. Москва 2005.

Учебник Физика 9 класс. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник  включает весь необходимый теоретический материал для изучения  физики в 9 классе общеобразовательных учреждений. Учебник отличается простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса  посвящены той или иной  фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают  не только закрепить пройденный теоретический  материал, но и научиться применять законы физики на практике. При определении последовательности  и глубины изложения  материала в учебнике учитывались традиции школы, необходимость соблюдения внутрипредметных  связей  и соответствия между объективной сложностью  каждого конкретного  вопроса  и возможностью его восприятия  учащимися данного возраста.

   1.2. Общие цели образования с учетом спецификации учебного предмета.

Целями изучения физики в 9  классе являются [2]:

– развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

– понимание смысла основных научных понятий и законов физики и взаимосвязи между ними;

– формирование представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

– знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

– приобретение учащимися знаний о строении вещества, механических, тепловых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

– формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

– овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

– пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

1.3. Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений  Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю [3].

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №1 для изучения физики отводится 2 ч в неделю. Рабочая программа по физике для 9 класса рассчитана на 68     часов

1.4. Основные знания и умения выпускников к концу 9 класса (требования к уровню подготовки)

Учащиеся должны знать/понимать [3]

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение

Смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила давления, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная  теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона,  всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи,  Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

Уметь

Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостям и газам, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел,  взаимодействие электрических зарядов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света и дисперсию света.

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.

Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

Решать задачи на применение изученных физических законов

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),  ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе  использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА».

Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изучению, но не включаются  в Требования к уровню подготовки учащихся и не выносятся на итоговый контроль[1].

2.1 Содержание и структура курса «Физика» для 9 класса.

1. Законы взаимодействия и движения тел (26ч)

Материальная точка. Система отчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

 Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая  системы мира.

Инерциальная система отчета. Первый, второй, третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение 

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
  2. Измерение ускорения свободного падения.

  1. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр, громкость звука. Звуковой резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

3. Электромагнитное поле (17 ч).

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции

Переменный ток. Генератор переменного тока Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

5.Изучение явления электромагнитной индукции.

 6.Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

4. Строение атома и атомного ядра (11ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма – излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел  при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно – нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы.

7. Изучение деления ядра атома урана по  фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Структура курса «Физика» для 9 класса.


п/п

 Название темы

Всего часов

Из них

Лаборат. работы

Контр. работы

1

Законы взаимодействия и движения тел 

26

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

10

2

1

3

Электромагнитное поле

17

2

1

4

Строение атома и атомного ядра

11

3

5

Повторение

4

 

Итого

68

9

4

2.2. Планируемые результаты изучения   предмета  «Физика» в 9 классе.

 Личностными результатами обучения физике в  основной школе являются [2]:

– сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

– готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

– формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

– формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

– умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;

– умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

– умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

– формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

– развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

– коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в  9 классе основной школы, на которых основываются общие результаты, являются:

– понимание и способность объяснять такие физические явления как: свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел,  процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектров излучения;

– умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую и потенциальную энергии, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

– владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела,  силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и  силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебания маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре,  силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины,  площади поперечного сечения  и материала, угла отражения от угла падения света.

– понимание смысла основных физических законов и умение применять их  на  практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

– понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании;

– овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

– умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

2.3. Система оценки планируемых результатов.

Уровни успешности

5 - балльная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» (или 0)  ниже нормы, неудовлетворительно

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»  норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«4»  хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+»  близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный (необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5 и 5»  превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

III. Описание  материально-технического обеспечения  образовательного процесса и литература.

  1. Межпредметная цифровая лаборатория SensorLab
  2. Учебно-методический комплекс «Живая физика»
  3. Компьютер
  4. Проектор
  5. Принтер
  6. Smart Board-интерактивная доска

       Школьный кабинет физики [2]  оснащен полным комплектом  демонстрационного и лабораторного оборудования  в соответствии с перечнем  учебного  оборудования  по Физике для основной школы.

Система демонстрационных опытов  при изучении физики  предполагает использование, как классических аналоговых  измерительных приборов, так и современных цифровых  средств измерений.

Кабинет физики имеет  специальную смежную комнату  - лаборантскую  для хранения демонстрационного оборудования  и подготовки опытов.

Кабинет физике оснащен  компьютером,  проектором, принтером, интерактивной доской Smart Board, современными датчиками (учебно-лабораторное оборудование)  и программным обеспечением SensorLab. Демонстрационный экспериментальный комплект превосходно решает все образовательные задачи, поставленные перед преподавателем

1. Физика 9 класс. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.:Дрофа, 2009

2. Задачник А.П. Рымкевич – М.: Дрофа  - 2011

3. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс к учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М.  Громцева О.И.  Издательство Экзамен, Москва 2010.

4. Опорные конспекты и разноуровневые задания. Физика 9 класс. Марон А.Е. Санкт-Петербург, 2007

5. Тесты по физике. 9 класс к учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М. - Громцева О.И. Издательство Экзамен. Москва 2014

6.Физика. 9 класс. Дидактические материалы. Марон А.Е., Марон Е.А. Дрофа. Москва 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...