Рабочая программа по физике 8
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Логвиненко Ольга Викторовна

Программа составлена на основе авторской программы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fizike_8.docx53.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

Физика

8 б класс

Кол-во часов в год  –  86 ч ,

Кол-во часов в неделю - 2,5 ч

                

 

Учитель: Арутюнян О.В.

2013-2014 учебный год

Содержание.

I. Пояснительная записка.

Стр.

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

3

  1. Общие цели образования с учетом спецификации учебного предмета.

4

  1. Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

5

  1. Основные знания и умения учащихся к концу 8 класса

5

II. Содержание учебного предмета «ФИЗИКА».

2.1 Содержание и структура курса «Физика» для 8 класса

7

2.2. Планируемые результаты изучения   предмета  «Физика» в 8 классе.

9

2.3. Система оценки планируемых результатов.

12

III. Описание  материально-технического обеспечения  образовательного процесса и литература.

13

  I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по Физике

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

1. Настоящая рабочая программа разработана на основе  авторской программы Физика.  7-9 классы. Авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Эта программа включена в сборник Программ для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. 7-11 кл», М.: Дрофа, 2010 Составители В.А. Коровин, В.А. Орлов. 

2. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс - 2-е издание. М.: Просвещение, 2010 (стандарты второго поколения).

3. Примерная программа основного общего образования  по физике. 7-9 классы (включена в сборник Программ для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. 7-11 кл», М.: Дрофа, 2010 Составители В.А. Коровин, В.А. Орлов.)

4. «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089).

5. Закон РФ «Об образовании».

 Состав УМК для 8-х классов:

1. Физика 8 класс. А.В. Перышкин – М.:Дрофа, 2013

2. Сборник задач по физике  В.И. Лукашик – М.: Просвещение  - 2006

3. Дидактические материалы. Физика 8 класс. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Москва. Дрофа 2013.

4. Домашняя работа по физике за 7-9 классы. Ф.Ф. Тихонин, С.А. Шабунин. Издательство «Экзамен»,  Москва 2012 г.

5. Физика 8. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина Физика 8 класс. Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина. Дрофа. Москва, 2005.

6. Физика 8. Е.А. Марон.  Опорные конспекты и разноуровневые задания к учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В. Перышкин. Санкт – Петербург, 2009.

7. О.И. Громцева.  Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс». Издательство «Экзамен» Москва 2013

8. Рабочая тетрадь по физике 8 класс. В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева

К учебнику А. В. Перышкина «Физика 8 класс». Издательство «Экзамен» Москва 2012.

Учебник Физика 8 класс. А.В. Перышкин включает весь необходимый теоретический материал для изучения  физики в 8 классе общеобразовательных учреждений. Учебник отличается простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса  посвящены той или иной  фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают  не только закрепить пройденный теоретический  материал, но и научиться применять законы физики на практике. При определении последовательности  и глубины изложения  материала в учебнике учитывались традиции школы, необходимость соблюдения внутрипредметных  связей  и соответствия между объективной сложностью  каждого конкретного  вопроса  и возможностью его восприятия  учащимися данного возраста.

   1.2. Общие цели образования с учетом спецификации учебного предмета.

Целями изучения физики в 8  классе являются [2]:

– развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

– понимание смысла основных научных понятий и законов физики и взаимосвязи между ними;

– формирование представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

– знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

– приобретение учащимися знаний о строении вещества, механических, тепловых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

– формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

– овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

– пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

1.3. Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений  Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю [3].

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №1 для изучения физики отводится 2,5 ч в неделю. Рабочая программа по физике для 8 класса рассчитана на 86     часов

1.4. Основные знания и умения учащихся к концу 8 класса

Учащиеся должны знать/понимать [3]

Смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро

Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная  теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

Смысл физических законов: закон сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи,  Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

Уметь

Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел,  взаимодействие электрических зарядов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света.

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.

Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

Решать задачи на применение изученных физических законов

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),  ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе  использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА».

Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изучению, но не включаются  в Требования к уровню подготовки учащихся и не выносятся на итоговый контроль[1].

2.1 Содержание и структура курса «Физика» для 8 класса.

1. Тепловые явления (14ч)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: Работа и теплопередача. Виды  теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
  1. Изменение агрегатных состояний вещества  (22 ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальная лабораторная работа.

4. Измерение относительной влажности воздуха.

3. Электрические явления (31 ч).

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность  электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание.  Плавкие предохранители.

Фронтальные лабораторные работы

5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7. Регулирование силы тока реостатом.

8. исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

9. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления (7 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальные лабораторные работы

10. Сборка электромагнита и испытание его действия.

11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

5. Световые явления (9 ч)

Источник света. Прямолинейное распространение света.

Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные лабораторные работы.

12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений

Структура курса «Физика» для 8 класса.


п/п

 Название темы

Всего часов

Из них

Лаборат. работы

Контр. работы

1

Тепловые явления

14

3

1

2

Изменение агрегатных состояний вещества

22

1

1

3

Электрические явления

31

5

1

4

Электромагнитные явления

7

2

1

5

Световые явления

9

3

 

Повторение

3

Итого

86

14

4

2.2. Планируемые результаты изучения   предмета  «Физика» в 8 классе.

 Личностными результатами обучения физике в 8 классе являются [2]:

– сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

– готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

– формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

– формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

– умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;

– умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

– умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

– формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

– развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

– коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в  8 классе основной школы, на которых основываются общие результаты, являются:

– понимание и способность объяснять такие физические явления как: процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;

– умения измерять температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества , удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

– владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины,  площади поперечного сечения  и материала, угла отражения от угла падения света.

– понимание смысла основных физических законов и умение применять их  на  практике:  закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

– понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании;

– овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

– умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

2.3. Система оценки планируемых результатов.

Уровни успешности

5 - балльная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» (или 0)  ниже нормы, неудовлетворительно

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»  норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«4»  хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+»  близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный (необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5 и 5»  превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

III. Описание  материально-технического обеспечения  образовательного процесса и литература.

1. Физика 8 класс. А.В. Перышкин – М.:Дрофа, 2013

2. Сборник задач по физике  В.И. Лукашик – М.: Просвещение  - 2006

3. Дидактические материалы. Физика 8 класс. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Москва. Дрофа 2013.

4. Домашняя работа по физике за 7-9 классы. Ф.Ф. Тихонин, С.А. Шабунин. Издательство «Экзамен»,  Москва 2012 г.

5. Физика 8. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина Физика 8 класс. Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина. Дрофа. Москва, 2005.

6. Физика 8. Е.А. Марон.  Опорные конспекты и разноуровневые задания к учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В. Перышкин. Санкт – Петербург, 2009.

7. О.И. Громцева.  Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс». Издательство «Экзамен» Москва 2013

8. Рабочая тетрадь по физике 8 класс. В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева

К учебнику А. В. Перышкина «Физика 8 класс». Издательство «Экзамен» Москва 2012.

       Школьный кабинет физики [2]  оснащен полным комплектом  демонстрационного и лабораторного оборудования  в соответствии с перечнем  учебного  оборудования  по Физике для основной школы.

Система демонстрационных опытов  при изучении физики  предполагает использование, как классических аналоговых  измерительных приборов, так и современных цифровых  средств измерений.

Кабинет физики имеет  специальную смежную комнату  - лаборантскую  для хранения демонстрационного оборудования  и подготовки опытов.

Кабинет физике оснащен  компьютером,  проектором, принтером, интерактивной доской Smart Board, современными датчиками (учебно-лабораторное оборудование)  и программным обеспечением SensorLab. Демонстрационный экспериментальный комплект превосходно решает все образовательные задачи, поставленные перед преподавателем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...