Рабочая программа по физике 9 кл
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Физика: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_9kl_14-15_god.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Улановская основная общеобразовательная школа»
Утверждена приказом № от «___»_________2014г. Директор __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
для учащихся 9 класса
Количество часов -68 часов
Количество часов в неделю - 2час
Учебник:
Физика: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2013
Составитель: Цыганкова И.А. учитель физики |
Принята на заседании РМО Протокол № _________ от «___» __________2014г. Руководитель РМО ______ | Принята педагогическим советом Протокол № __________ от «___» ___________2014г |
с. Улановка
2014
Содержание:
Пояснительная записка ………………………………………………………………….. 3
Календарно-тематическое планирование………………………………………………..5
Перечень ключевых слов …................ …………………………………………………. 9
Список литературы …………………………………………………………………… .10
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.[1], авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина[2], федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.[3]
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включена лабораторная работа: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины».
Считаю необходимым также внести тему «Математический маятник», так как данный материал необходим при подготовке к итоговой аттестации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Распределение письменных работ по курсу
Раздел программы | Кол-во часов раздела | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
Законы движения и взаимодействия тел | 24 | 2 | 2 |
Механические колебания и волны. Звук. | 11 | 2 | 1 |
Электромагнитное поле | 17 | 2 | 1 |
Строение атома и атомного ядра | 11 | 3 | 1 |
Итоговое повторение | 5 | 0 | 1 |
ИТОГО: | 68 | 9 | 6 |
Календарно-тематическое планирование физики 9 кл.
№ п/п | № урока в разделе | Наименование раздела и тем урока | Количество часов | Контроль | Дата проведения | ||
всего | теория | практика | |||||
Законы взаимодействия и движения тел | 24 | ||||||
1 | 1.1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета | 1 | 1 | физический диктант, устный опрос, фронтальная работа | ||
2 | 1.2 | Перемещение | 1 | 1 | |||
3 | 1.3 | Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении | 1 | 1 | |||
4 | 1.4 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | 1 | |||
5 | 1.5 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости | 1 | 1 | |||
6 | 1.6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 | 1 | |||
7 | 1.7 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | 1 | |||
8 | 1.8 | Решение задач по теме «Основы кинематики» | 1 | 1 | |||
9 | 1.9 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» | 1 | 1 | |||
10 | 1.10 | Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 | 1 | |||
11 | 1.11 | Второй закон Ньютона | 1 | 1 | |||
12 | 1.12 | Третий закон Ньютона | 1 | 1 | |||
13 | 1.13 | Свободное падение тел | 1 | 1 | |||
14 | 1.14 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | 1 | 1 | |||
15 | 1.15 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения» | 1 | 1 | |||
16 | 1.16 | Закон всемирного тяготения | 1 | 1 | |||
17 | 1.17 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел | 1 | 1 | |||
18 | 1.18 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 | 1 | |||
19 | 1.19 | Искусственные спутники Земли | 1 | 1 | |||
20 | 1.20 | Импульс тела. Закон сохранения импульса | 1 | 1 | |||
21 | 1.21 | Реактивное движение. Ракеты | 1 | 1 | |||
22 | 1.22 | Закон сохранения механической энергии | 1 | 1 | |||
23 | 1.23 | Решение задач по теме «Основы динамики» | 1 | 1 | |||
24 | 1.24 | Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики» | 1 | 1 | |||
итого в разделе: | 24 | 22 | 2 | ||||
Механические колебания и волны. Звук | 11 | ||||||
25 | 2.1 | Колебательное движение. Колебательные системы. | 1 | 1 | устный опрос, фронтальная работа | ||
26 | 2.2 | Величины, характеризующие колебательное движение | 1 | 1 | |||
27 | 2.3 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» | 1 | 1 | |||
28 | 2.4 | Математический маятник. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» | 1 | 1 | |||
29 | 2.5 | Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания | 1 | 1 | |||
30 | 2.6 | Механические волны. Продольные и поперечные волны | 1 | 1 | |||
31 | 2.7 | Длина и скорость распространения волны | 1 | 1 | |||
32 | 2.8 | Источники звука. Звуковые колебания. | 1 | ||||
33 | 2.9 | Распространение звука. Скорость звука | 1 | ||||
34 | 2.10 | Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук» | 1 | ||||
35 | 2.11 | Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук» | 1 | ||||
итого в разделе: | 11 | 9 | 2 | ||||
Электромагнитное поле | 17 | ||||||
36 | 3.1 | Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле | 1 | 1 | групповая работа, фронтальная работа, устный опрос | ||
37 | 3.2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 | 1 | |||
38 | 3.3 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. | 1 | 1 | |||
39 | 3.4 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток | 1 | 1 | |||
40 | 3.5 | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца | 1 | 1 | |||
41 | 3.6 | Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | 1 | |||
42 | 3.7 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор | 1 | 1 | |||
43 | 3.8 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 | 1 | |||
44 | 3.9 | Конденсатор. | 1 | 1 | |||
45 | 3.10 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний | 1 | 1 | |||
46 | 3.11 | Принципы радиосвязи и телевидения | 1 | 1 | |||
47 | 3.12 | Электромагнитная природа света. | 1 | 1 | |||
48 | 3.13 | Преломление света. | 1 | 1 | |||
49 | 3.14 | Дисперсия света. | 1 | 1 | |||
50 | 3.15 | Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 1 | 1 | |||
51 | 3.16 | Решение задач по теме «Электромагнитные явления» | 1 | 1 | |||
52 | 3.17 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» | 1 | 1 | |||
итого в разделе: | 17 | 15 | 2 | ||||
Строение атома и атомного ядра | 11 | фронтальная работа, устный опрос | |||||
53 | 4.1 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов | 1 | 1 | |||
54 | 4.2 | Модели атомов. Опыт Резерфорда | 1 | 1 | |||
55 | 4.3 | Радиоактивные превращения атомных ядер | 1 | 1 | |||
56 | 4.4 | Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра | 1 | 1 | |||
57 | 4.5 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | 1 | 1 | |||
58 | 4.6 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» | 1 | 1 | |||
59 | 4.7 | Ядерный реактор. Атомная энергетика | 1 | 1 | |||
60 | 4.8 | Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 | 1 | |||
61 | 4.9 | Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | 1 | 1 | |||
62 | 4.10 | Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика» | 1 | 1 | |||
63 | 4.11 | Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика» | 1 | 1 | |||
итого в разделе: | 11 | 8 | 3 | ||||
Итоговое повторение | 5 | ||||||
64 | 5.1 | Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики» | 1 | 1 | тестирование | ||
65 | 5.2 | Повторение материала по теме «Механические колебания и волны» | 1 | 1 | |||
66 | 5.3 | Повторение материала по теме «Механические колебания и волны» | 1 | 1 | |||
67 | 5.4 | Повторение материала по теме «Электромагнитные явления» | 1 | 1 | |||
68 | 5.5 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |||
итого в разделе: | 5 | 5 | |||||
итого в курсе: | 68 | 59 | 9 |
Перечень ключевых слов.
Альфа-, бета-, гамма-излучения.
Амплитуда, период, частота колебаний.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Высота, тембр и громкость звука.
Генератор переменного тока.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Деление ядер урана.
Дисперсия света.
Дисперсия света.
Длина волны.
Дозиметрия.
Закон всемирного тяготения.
Закон радиоактивного распада.
Закон сохранения импульса.
Затухающие колебания.
Звуковые волны.
Звуковые колебания.
Изотопы.
Импульс.
Индукция магнитного поля.
Инерциальная система отсчета.
Искусственные спутники Земли.
Источники энергии Солнца и звезд.
Колебательная система.
Колебательное движение.
Колебательный контур.
Конденсатор.
Магнитное поле.
Магнитный поток.
Материальная точка.
Мгновенная скорость.
Механические волны.
Механические колебания.
Направление индукционного тока.
Направление тока
Направление линий магнитного поля.
Невесомость.
Обнаружение магнитного поля.
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Опыты Резерфорда.
Опыты Фарадея.
Относительность механического движения.
Первый, второй и третий законы Ньютона.
Передача электрической энергии на расстояние.
Переменный ток.
Перемещение.
Период полураспада.
Поглощение и испускание света атомами.
Показатель преломления.
Получение электромагнитных колебаний.
Правила смещения.
Правило буравчика.
Правило левой руки.
Правило Ленца.
Превращение энергии при колебательном движении.
Преломление света.
Преобразования энергии в электрогенераторах.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Продольные и поперечные волны.
Происхождение линейчатых спектров.
Протонно-нейтронная модель ядра.
Пружинный, нитяной, математический маятники.
Прямолинейное равноускоренное движение.
Равноускоренное движение.
Радиоактивность
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Реактивное движение.
Резонанс.
Свободное падение.
Свободные и вынужденные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Система отсчета.
Скорость волны.
Скорость звука.
Скорость прямолинейного равномерного движения.
Скорость электромагнитных волн.
Термоядерная реакция.
Типы оптических спектров.
Трансформатор.
Ускорение.
Цепная реакция.
Экологические проблемы АЭС.
Электромагнитная индукция.
Электромагнитная природа света.
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны.
Электромагнитные колебания.
Энергия заряженного конденсатора.
Энергия связи частиц в ядре.
Эхо.
Явление самоиндукции.
Ядерная модель атома.
Ядерная энергетика.
Список литературы
Литература для учителя
- Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
- Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.
- Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
- Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
- Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
- Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
- Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.
- Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.
Литература для обучающихся
- Физика: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2013
- Рабочая тетрадь по физике. 9 класс: к учебнику Перышкина А.В. - Минькова Р.Д. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012. - 144 с.
[1] Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 334 с.
[2] Там же.
[3] Сборник нормативных документов. Физика. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...