Рабочая программа по физике 7 кл
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Цыганкова Инна Анатольевна

Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_7kl_14-15_god.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Улановская основная общеобразовательная школа»

Утверждена

Приказом № от «___»_________2014г. Директор __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

для учащихся 7 класса

Количество часов -68 часов

Количество часов в неделю - 2час

Учебник:

Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин, – М.: Дрофа, 2012

Составитель:

Цыганкова И.А.

учитель физики

 

Принята на

заседании  РМО

Протокол № _________

от «___» __________2014г.

Руководитель РМО ______

Принята

педагогическим советом

Протокол № __________              

от «___» ___________2014г

с. Улановка

2014


        Содержание:        

Пояснительная записка ………………………………………………………………….. 3

Календарно-тематическое планирование………………………………………………..6

Перечень ключевых слов …................ …………………………………………………. 10

Список литературы    …………………………………………………………………… .11

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год). Учебная программа рассчитана согласно базисному плану школы на 2 часа в неделю, 68 час в год.

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени … давления» в курс включены две лабораторные работы: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности», «Измерение давления твердого тела на опору». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления» включены две лабораторные работы: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой  темы и всего курса в целом.

7 класс (68 ч)

Тема

Кол-во часов

Кол-во

контр.работ

Кол-во

лабор

работ

1

Физика и физические методы изучения природы

4

1

2

 Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

3

Взаимодействие тел

21

2

7

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

20

2

3

5

Работа и мощность. Энергия.

12

1

2

6

Итоговое повторение

5

1

Итого

68

6

14

7 кл

Фронтальные лабораторные работы

1

Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности

2

Измерение размеров малых тел

3

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

4

Измерение массы тела на рычажных весах

5

Измерение объёма твёрдого тела

6

Измерение плотности твёрдого тела

7

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины.

8

Определение центра тяжести плоской пластины

9

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

10

Измерение давления твёрдого тела на опору

11

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

12

Выяснение условий плавания тела в жидкости

13

Выяснение условия равновесия рычага

14

Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости

Календарно-тематическое планирование физики 7 кл.

п/п

№ урока в разделе

Наименование раздела и тем

Количество часов

Контроль

Дата проведения

всего

теория

практика

Физика и физические методы изучения природы

4

1

1.1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика.

1

1

устный опрос, индивидуальная работа по карточкам

2

1.2

Физические термины. Наблюдения и опыты.

1

1

3

1.3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

1

1

4

1.4

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» Физика и техника

1

1

итого в разделе:

4

3

1

Первоначальные сведения о строении вещества

6

5

2.1

Строение вещества. Молекулы.

1

1

устный опрос, индивидуальная работа

6

2.2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

1

7

2.3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

1

8

2.4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

1

9

2.5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

1

1

10

2.6

Контрольная работа по теме «Строение вещества»

1

итого в разделе:

6

5

1

Взаимодействие тел      

21

11

3.1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

1

1

физический диктант,

устный опрос, самостоятельная работа

12

3.2

Скорость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

1

13

3.3

Расчет пути и времени движения.

1

1

14

3.4

Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

1

1

15

3.5

Контрольная работа  по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

1

1

16

3.6

Инерция

1

1

17

3.7

Взаимодействие тел. Масса тел.

1

1

18

3.8

Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

1

19

3.9

Понятие объема. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела».

1

1

20

3.10

Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела».

1

1

21

3.11

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

1

22

3.12

Сила.

1

1

23

3.13

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

1

24

3.14

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

1

1

25

3.15

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

1

26

3.16

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная  работа №7 «Исследование зависимости силу упругости от удлинения пружины»

1

1

27

3.17

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

1

1

28

3.18

Центр тяжести тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

1

1

29

3.19

Сила трения. Трение покоя. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

1

1

30

3.20

Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

1

1

31

3.21

Контрольная работа  по теме «Взаимодействие тел».

1

1

итого в разделе:

21

16

7

Давление твердых тел, жидкостей и газов  

20

32

4.1

Давление.

1

1

33

4.2

Способы увеличения и уменьшения давления. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

1

1

34

4.3

Давление газа.

1

1

35

4.4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

1

36

4.5

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

1

устный опрос, физический диктант, самостоятельная работа

37

4.6

Сообщающиеся сосуды.

1

1

38

4.7

Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

1

39

4.8

Контрольная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

1

40

4.9

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

1

41

4.10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.

1

1

42

4.11

Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

1

1

43

4.12

Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

1

44

4.13

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

1

45

4.14

Архимедова сила

1

1

46

4.15

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

1

47

4.16

Плавание тел. Плавание судов.

1

1

48

4.17

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

49

4.18

Воздухоплавание.

1

1

50

4.19

Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1

1

51

4.20

Контрольная работа  по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

1

итого в разделе:

20

17

3

Работа,  мощность, энергия.    

12

52

5.1

Механическая работа.

1

1

устный опрос, физический диктант, самостоятельная работа

53

5.2

Мощность.

1

1

54

5.3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге.

1

1

55

5.4

Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту.

1

1

56

5.5

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага».

1

1

57

5.6

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики»

1

1

58

5.7

КПД.

1

1

59

5.8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

1

60

5.9

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

1

1

61

5.10

Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

1

1

62

5.11

Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия».

1

1

63

5.12

Контрольная работа  по теме «Работа, мощность, энергия»

1

1

итого в разделе:

12

10

2

Итоговое повторение    

5

64

6.1

Повторение материала по теме «Взаимодействие тел»

1

1

индивидуальная работа по карточкам

65

6.2

Повторение материала по теме «Взаимодействие тел»

1

1

66

6.3

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

1

67

6.4

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

1

68

6.5

Итоговая контрольная работа

1

1

итого в разделе:

5

5

итого в курсе:

68

54

14

Перечень ключевых слов.

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Барометр-анероид

Вес тела

Взаимодействие тел.

Взаимодействие частиц вещества.

Виды равновесия тел

Воздухоплавание.

Гидравлический пресс

Гидравлический тормоз.

Графическое изображение силы

Давление

Давление в жидкости и газе

Давление газа

Давление твердых тел

Динамометр

Диффузия

Закон Архимеда

Закон Гука

Закон Паскаля

«Золотое правило» механики

Кинетическая энергия движущегося тела

Коэффициент полезного действия.

Манометр

Масса тела

Международная система единиц.

Методы измерения давления

Методы измерения силы

Механическая работа

Механическое движение

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

Молекулярно-кинетическая теория

Момент силы

Мощность

Наблюдение

Насос.

Неравномерное движение

Опыт

Опыт Торричелли

Относительность движения

Относительность механического движения.

Плавание тел

Плотность вещества

Погрешности измерений

Подшипники

Потенциальная энергия тел

Превращение энергии

Простые механизмы

Простые механизмы.

Прямолинейное равномерное движение

Путь

Работа силы

Равновесие тела

свойства вещества

Сила трения

Сила трения.

Сила тяжести

Сила упругости

Сила.

Скорость равномерного прямолинейного движения

Сложение сил

Сообщающиеся сосуды

Строение вещества

Траектория

Трение скольжения, качения, покоя

Условие плавания тел

Условия равновесия рычага

Физика

Физические величины и их измерение.

Физические приборы

физические явления

Центр тяжести тела.

Шлюзы

Энергия

Явление инерции

Явление тяготения

Список литературы

Литература для учителя

  1. Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. ил.
  2. Кривченко И. В. Сборник задач и вопросов по физике 7 класс. – Курск, 1999
  3. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
  4. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл. / сост.В.А. Коровин, В.А. Орлов. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010. – 334с.
  6. А. В.  Перышкин.. Сборник задач по  физике : к учебникам А. В.  Перышкина  и др. «Физика7кл», (М.- Дрофа) М._ Астрель, Владимир: ВКТ, 2011.
  7. А. В. Чеботарёва Дидактические карточки – задания по  физике :  7   класс : к учебнику А. В.  Перышкина »  Физика   7  кл.»М. Экзамен,2010
  8. А. В. Чеботарёва Тесты по  физике .7класск учебнику  А.В.  Перышкина »  Физика   7  кл.»М. Экзамен,2011
  9. Л. А. Кирик. Физика-7. Методические материалы. М. Илекса,2003
  10. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Литература для обучающихся

  1. Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин,. – М.: Дрофа, 2012
  2. Рабочая тетрадь по физике. 7 класс: к учебнику Перышкина А.В. - Минькова Р.Д. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012. - 144 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...