урок по физике в 7 классе
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Арефина Елена Петровна

Формирование знаний о простых механизмах, об условии равновесия рычага средствами информационных и коммуникационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prostye_mekhanizmy._rychag.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                               ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Арефина Елена Петровна

Место работы                

МБОУ Новодроковская СОШ

Должность

Учитель физики

Предмет

Физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Урок №3 Простые механизмы. Рычаг

Базовый учебник

Перышкин А.В.

Простые механизмы. Рычаг

Цель:  создание условия для формирования знаний о простых механизмах, об условии равновесия рычага средствами информационных и коммуникационных технологий

Задачи:

- обучающие

  • Создать условия для успешного создания и усвоения знаний о простых механизмах, об условиях равновесия рычага посредством решения познавательных задач урока
  • Обеспечить присвоение знания в ходе выполнения интерактивных заданий.
  • Продолжить формирование экспериментальных умений

-развивающие

  • Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать, сравнивать, классифицировать, находить причинно-следственные связи через практическую деятельность.
  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала путём включения в урок интерактивных заданий, экспериментальной деятельности.

-воспитательные

  • Способствовать формированию мотивации учащихся к изучению физики, через активизацию субъектной позиции ученика, через использование информационно-коммуникационных технологий и применения деятельностного подхода.
  • Содействовать осознанию научной картины мира.

   Тип урока:     урок изучения новых знаний.

   Методы и формы работы учащихся:  индивидуальная, парная, фронтальная,  частично-поисковый

Необходимое техническое оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, лаб. рычаг на штативе, набор грузов, линейка.

         План урока:

1.Организационный момент

2. Создание проблемной ситуации.

3.Изучение нового материала.

4. Первичная проверка  и закрепление новых знаний.

5. Итоги урока.

6.   Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

- Когда-то Архимед воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю». Я же прошу вашего внимания, и, очень надеюсь, что вы поймёте, как Архимед хотел это сделать

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Учащиеся настроены на урок

1

2

Создание проблемной ситуации

С древних времен для облегчения своего труда человек   использует различные механизмы (греч. "механэ" – машина, орудие). Без  специальных приспособлений  невозможно было построить такие грандиозные сооружения древности. Я думаю, что вы тоже знаете знаменитые великие сооружения древности, которые были построены без современной техники. Какие? Конечно же, это знаменитые египетские пирамиды. Три тысячи лет назад в Древнем Египте передвигали и поднимали на большую высоту тяжёлые каменные плиты. Как это происходило?

Просмотр, наблюдение

Выдвигается гипотеза, Идет обсуждение ситуации, предлагаются различные версии

Ресурс 1,2

5

3

Изучение нового материала

Человек – существо разумное. Именно разум всегда давал ему возможность создавать приспособления, делавшие его сильнее или быстрее зверя, жить в условиях, в которых он без этих вещей не мог бы выжить. Эти приспособления служили для преобразования силы, то есть с их помощью можно было получить выигрыш в силе. Что это значит? Идёте вы по дороге. Впереди огромный камень. Обойти его нельзя. Надо сдвинуть с дороги. Что сделаете?

Используя палку, и прикладывая к ней силу, меньшую, чем вес камня, мы получаем силу в несколько раз больше приложенной. Таким образом, мы используем простой механизм. В данном случае – рычаг.

Итак, тема урока: «Простые механизмы. Рычаг»

Основная цель урока – выяснить, что такое простые механизмы и более подробно познакомиться с одним из них – рычагом. Познакомиться с условием равновесия рычага.

Просмотр, наблюдение. Отвечают на вопросы.

Учащиеся делают записи в тетради.

Приводят примеры простых механизмов, встречающихся в жизни.

Формулируют цели урока

Ресурс 2(2,3)*

16

Демонстрация рычагов 1-го и 2-го рода.

Вводит  понятие рычага, плечо силы, момент силы

Просмотр, наблюдают, анализируют опыты. Учащиеся высказывают свои предположения.

Работа с учебником.

Ресурс 3,4

- На  ваших столах находятся приборы (штатив, рычаг, грузики) установить рычаг в равновесии. Определите условия равновесия рычага, если по обе стороны действуют разные силы.

Инструкция: 1) к рычагу по обе стороны от точки

опоры подвешивайте различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии. Действующие на рычаг силы равны весам этих грузов.

 2) Ответить на вопрос «При каких условиях рычаг находится в равновесии?» 

Вывод правила, полученного в результате опыта:

 Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.

Это правило можно записать так:

F1/ F2 =  4/2

Учитель: Правило равновесия рычага было  установлено Архимедом

Выдвигают гипотезы.

Самостоятельное лабораторное исследование

На столах учащихся находятся приборы (штатив, рычаг, грузики) установить рычаг в равновесии.

Учащиеся комментируют результаты своих экспериментов

лаб. рычага

Демонстрация использования рычагов в различных устройствах

Просмотр, наблюдают,

Делают выводы

Ресурс 2(10),5*

4

Закрепление полученных знаний c помощью интерактивных игровых моделей

Наблюдение за деятельностью обучающихся, корректирование при необходимости выступлений обучающихся

Просмотр, наблюдение, анализ действий, рефлексия (работа с интерактивной моделями «Игра «Равновесие рычага»»)

Работают в парах, ответы записывают в тетрадь

Ресурс 6,7

8

5

Решение задач

Наблюдение за деятельностью обучающихся, корректирование при необходимости решений обучающихся

Индивидуальная работа с самопроверкой

Ресурс 9,10

7

6

Подведение итогов работы.

Учитель предлагает учащимся сказать о полезности изученного материала и определить уровень достижения цели, проанализировав результаты своей работы.
Что сегодня на уроке: самое трудное; самое важное; самое интересное.

Учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы

Рефлексия учащихся.

Выражают своё отношение к уроку одним из следующих рисунков

http://festival.1september.ru/articles/596108/img1.gif

5

7

Домашнее задание

Сообщение и запись домашнего задания, комментарии по его выполнению.

Запись домашнего задания в дневник.

Для одаренных детей решит задачи № 6,7 из следующего ЭОР

   Ресурс   11

3

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Строительство пирамиды»

Веб-страница

иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5c993c1e-e24a-43fd-b611-079985bee6b8/view/

2

«Подъём камня»

Флеш-анимация

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5267-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/ 

3

«Рычаги 1-го и 2-го рода»

Флеш-анимация

анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5267-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/ 

4

«Равновесие рычага. Момент силы»

Флеш-анимация

анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5267-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/

5

«Тормоз. Педали»

Флеш-рисунок

иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5267-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/

6

«Безмен»

Веб-страница

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b557ad0-98a5-4ec9-9c84-47eb03c6e6d5/Bezmen19-20.htm

7

«Игра «Равновесие рычага»»

Флеш-анимация

модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a1049b73-6bc9-4313-badd-6e4480f78272/view/

8

Задача «Рычаг 1»

Веб-страница

Интерактивная модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/246d4dad-84bb-4a1f-9982-00761861fc27/62.swf

9

Задача «Рычаг2»

Веб-страница

Интерактивная модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/246d4dad-84bb-4a1f-9982-00761861fc27/62.swf

10

Задача на применение простых механизмов

           тест

        задачи

http://fcior.edu.ru/card/2932/prostye-mehanizmy-i-ih-primenenie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.

Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

Урок-путешествие по книге Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес". Урок по физике. 7 класс.

Урок по физике является обобщающим для учеников 7 класса по темам "Механическое движение" и "Плотность". Урок выстроен в виде путешествия вместе с Алисой по стране чудес....