Программа кружка "Физика в игрушках"
методическая разработка по физике на тему
Кружок по предназначен для учащихся 6,7,8 классов начавших изучение физики, а также для тех, кто интересуется возможностями «ежедневного» приложения знаний по физике. В рамках этого курса рассматриваются некоторые физические явления, проводятся интересные опыты. Учащимся предлагается построить игрушку принципы работы которой основан на данном физическим явлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Яковская средняя общеобразовательная школа
Программа кружка
«Физика в игрушках»
6-7-8 классы
Учитель физики:
Шишулина Н. В.
стаж работы 32 лет
2013 год
Яковское
Кружок по предназначен для учащихся 6,7,8 классов начавших изучение физики, а также для тех, кто интересуется возможностями «ежедневного» приложения знаний по физике. В рамках этого курса рассматриваются некоторые физические явления, проводятся интересные опыты. Учащимся предлагается построить игрушку принципы работы которой основан на данном физическим явлении.
Курс прошел апробацию в МБОУ Яковская СОШ
Пояснительная записка.
Разработка данной программы вызвана острой потребностью популяризации физики как учебного предмета среди современной молодежи. В настоящее время во всем мире наблюдается снижение интереса к физике, как к ключевой науке о природе.
В подобных условиях необходимо изменить устоявшуюся систему спецкурсов, включая в нее варианты более привлекательного, легкого характера, ориентированные на самую широкую детскую аудиторию.
В предлагаемом варианте программы, начиная с самого первого года изучения физики, и даже с шестого класса, реализуется возможность непрерывного пропедевтического действия на всех без исключения учащихся с целью дальнейшей профориентации в области точных наук.
Основная его идея заключается в соединении достаточно серьезной физики и … игры, игрушек, занимающих ребенка с самых первых лет его жизни.
Игрушка — это первое, что берет в руки маленький человек, стремясь постичь окружающий его мир. Поэтому она должна быть увлекательной и несложной. С другой стороны, чтобы удивить, нужно быть привлекательнее и интереснее всего окружающего, привычного.
«Соединить» эти два противоречивых начала в одном предмете под силу только серьезному человеку, для которого игрушка — уже не игрушка, а объект достаточно серьезных исследований.
Разбираясь в принципах работы игрушек, можно лучше понять и одну из самых серьезных наук — физику, которая коренным образом изменила быт человека за последние несколько десятков лет.
Чрезвычайно важно, пользуясь школьным курсом физики, попробовать «раскусить» секреты их работы, усовершенствовать или придумать что-нибудь новое.
В силу разных причин человеку некогда задуматься о том, что игрушки устроены и действуют также «по законам физики», следовательно, мы можем не только понять и объяснить принцип действия той или иной игрушки, но и самостоятельно предложить интересные варианты новых игрушек.
Данный курс по выбору ставит перед собой следующие задачи:
- Доступными средствами заинтересовать учащихся 6-7-8 классов в изучении точных наук в целом и физики в частности;
- Помочь учащимся в усвоении материала обязательного уровня посредством простых и наглядных демонстраций, не входящих в обязательный перечень программы основного школьного курса;
- Показать возможности практического приложения знаний и умений обязательной школьной программы по физике в повседневной жизни.
- Привлечь учащихся младших классов к проведению самостоятельной исследовательской работы по доступным их понимаю темам
Структура курса не совсем соответствует структуре преподавания предмета "Физика" .
Данный курс не нацелен на усвоение учениками школьного курса физики. Теоретический материал должен излагаться скорее в ознакомительном плане. Ребят больше знакомят с практическим применением физических явлений. И в тоже время не надо забывать напоминать детям, что более подробно они изучат это на уроках физики. Это вызывает дополнительный интерес учеников к предмету.
Основной метод работы при проведении курса можно сформулировать следующим образом: «демонстрация физического явления секрет
объяснение
физические основы действия
возможные варианты применения
конструирование игрушки».
На занятиях кружка учащиеся активно участвуют в обсуждении принципов действия игрушек. Ведь с самого рождения человек считает себя «специалистом» по игрушкам, что придает занятиям раскованный и увлекательный характер.
ЦЕЛИ программы
- Образовательная:
– развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
- выдвигать гипотезы и строить модели;
- на практике использовать физические знания.
- Просветительская:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- расширение кругозора учащихся.
- Воспитательная:
– воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;
- необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
Основное место занимает самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная и групповая, рефлексия.
Курс «Физика в игрушках» подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.
Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.
Ожидаемые результаты обучения:
- Формирование конкретных практических умений и навыков на основе знакомства с законами физики.
- Показать значение физики в окружающем мире.
- Повышение познавательного интереса к предмету на занятиях кружка.
- Помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением предмета физики, показать, что физика – наука, которая поможет познать окружающий мир.
Тематическое планирование кружка «Физика в игрушках»
№п/п | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
Свойства жидкостей | Всего 5 часов | ||
1 | Вязкость жидкостей. Преломление света | 1 | |
2,3 | Изготовление поделки «Аквариум» «Приложение №1» | 2 | |
4,5 | Изготовление поделки «Снегопад» «Приложение №2» | 2 | |
Магниты | Всего 7 часов | ||
6 | Свойства магнита | 1 | |
7,8 | Изготовление поделки «Горнолыжник» » «Приложение №3» | 2 | |
9,10 | Изготовление поделки «Пчела над цветком» » «Приложение №4» | 2 | |
11,12 | Изготовление поделки «Лягушка – попрыгушка» «Приложение №5» | 2 | |
Электрические цепи | Всего 7 часов | ||
13 | Батарейки и электрические цепи | 1 | |
14 | Изготовление патрона «Приложение №6» | 1 | |
15-19 | Изготовление поделки «Клоун – жонглер» « Приложение №7» | 4 | |
20 | Изготовление поделки «Карманный фонарик» «Приложение №8» | 1 | |
Электромагниты | Всего 11 | ||
22 | Электромагниты и их применение | 1 | |
23 | Изготовление электромагнита «Приложение №9» | 1 | |
24-29 | Изготовление поделки « Подъёмный кран» | 6 | |
30-33 | Работа над проектом собственной игрушки | 3 | |
34 | Выставка работ. Подведение итогов | 1 |
Литература:
- Блудов А.В «Беседы по физике»
- Гальперштейн Л.Я. (перевод с английского) « Игрушки забавные и ужасные», Москва «РОСМЭН» 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.
Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие...
программа кружка "Мягкая игрушка"
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек. Она рассчитана на 1 год обу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-357550-1387213050.jpg)
Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка".
Мягкая игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия : шитье, вышивка, аппликация. Целью программы является развитие худо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-555194-1419324966.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская текстильной игрушки»
Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа знакомит ребенка с многообразием текстильных игрушек разных стран. Включает в себя творческое развитие ребенка, освоение им навыков шитья, развитие м...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569804-1421855095.jpg)
Рабочая программа "Традиционная глиняная игрушка".
Занятие программы предполагает использование русских народных игрушек,роспись по ней....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-538649-1547047260.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Моя любимая игрушка"
Дополнительная общеобразовательная программа "Моя любимая игрушка" художественной направленности, предназначена для детей 11-14 лет. Обучаясь по данной программе воспитанники учатся изготавливать мягк...