Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка".
рабочая программа (5 класс) по теме

Александрова Ирина Алексеевна

Мягкая игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия : шитье, вышивка, аппликация.

 Целью программы является развитие художественно - творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

г. Вышнего – Волочка Тверской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/Богданова В.И./  ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________200___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/Потёмичева А./   ФИО

«___»____________200___г.

«Утверждено»

Директор ГСОУ шкалы-интерната

____________/Рудаковский И.В./                              ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Мягкая  игрушка»

Составитель: учитель  трудового обучения

Александрова  Ирина Алексеевна

2013-2014 учебный год

1.Пояснительная записка.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Мягкая игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия : шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Целью программы является развитие художественно - творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.

Задачи программы
   Обучающие:
 изучение мастерства ручного шитья, овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки, изучение технологических процессов шитья игрушки, изучения приемов шитья на швейной машинке.
   Развивающие:
 знакомство детей с различными видами декоративно - прикладного искусства;  знакомство  с русским народным творчеством;  развитие  художественного вкуса и творческого потенциала.

Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, формирование самостоятельности.

Дети видят результат своей деятельности, что позволяет юным мастерицам не утратить интерес к своей работе и заверить ее на творческой "нотке". Работа в кружке основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней детей, на совместном продуктивном сотрудничестве.

На занятии используются различные методы обучения (словесный, наглядно-образный, практические). Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, предлагаются наглядные пособия (рисунки, фотографии, поделки, книги по рукоделию  и пр.).  Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности ребёнка, обогащают словарный запас. Прежде чем начать обучение простейшим приёмам шитья, необходимо отработать с детьми тренировочные упражнения, направленные на развитие зрительно- двигательной координации и мелкой моторики кисти. Особое внимание на занятиях уделяется правилам безопасной работы с инструментами и оборудованием.

Данная программа составлена для учащихся младшего школьного возраста

(1-4 классы). Занятия проводятся с группой учащихся в 6 человек,  продолжительность занятий по 2 часа 1 раз в неделю с перерывом между занятиями 10 мину.
Младшим школьникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки, с минимальным количеством деталей. В первый год обучения дети получают элементарное образование по мастерству рукоделия.
   Для старших - предлагаются более сложные поделки. На втором  и третьем году обучения происходит углубление и расширение знаний и возможностей.  Дети, хорошо усвоившие технические приемы ручной и машинной работы по изготовлению мягкой игрушки, постепенно начинают самостоятельно создавать различные поделки. 
  Теоретический материал преподается параллельно с формированием практических навыков у детей. Программа даёт возможность учителю определять количество времени на изготовление  изделий, исходя из способностей трудовой группы и учитывая  интересы учащихся к определённому виду работ. При выполнении коллективных заданий, работая над изделием в совместной творческой группе учитель – ученик,  ученик – ученик - позволяет ускорить работу и улучшить её качество, способствует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, воспитывает чувства взаимопомощи.

Многие работы учащихся демонстрируются на выставке в швейной мастерской,  школьных выставках.

Занятия проходят в специально оборудованном помещении, которое отвечает санитарно- гигиеническим требованиям.

2.Требования к усвоению учебной программы.

    Учащиеся должны знать: 

● правила  Т/б с ручными инструментами, при работе с электроутюгом;

● названия инструментов и приспособлений для работы;

● способы раскроя материалов;

● ручные строчки и швы;

● процесс изготовления поделок.

    Учащиеся должны уметь:

● соблюдать правила ТБ

● обводить шаблоны по контуру на ткани;

● работать с мелом,  иглой, ножницами;

● раскраивать, шить и оформлять модель;

● художественно конструировать игрушку (дизайн)

3. Календарно - тематическое планирование  кружка « Мягкая игрушка».

Тема  занятия

Виды работ

Кол-во  

часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Ручные стежки и строчки.

Вышивка по контуру «Мишка»

Вышивка по контуру « Зайка».

Аппликация из готовых форм. Открытка  к празднику.

Объёмная игрушка « Малина»

Объёмная игрушка   « Яблоко».

Объёмная игрушка «Котята».

                                                                                                                             Вводное занятие. Трикотажные  ткани.

Конструирование игрушек по одной основе.

Игрушка « Гусеница» .

Изготовление новогодней игрушки « Колокольчик».

Изготовление новогодней игрушки « Сердечко».

Изготовление новогодней открытки.

Оформление выставки работ учащихся.

                                                                                                                                 Вводное занятие.  Отделочные материалы.

Поделки из ниток. Снежинки.

Поделки из ниток «Бабочка».

Поделки из ниток «Птичка».

        

Аппликация из готовых форм. Открытка к празднику весны.

Настенное панно «Цветок».

Тряпичная кукла.

Одежда для куклы (юбка, блузка, жилет).

           

                                                                                                       

 Игрушки- сувениры.

Подставка под карандаши.

Изготовление футляра.

Оформление выставки работ учащихся.

                                                                                                                                     

Беседа, демонстрация образцов

Выполнение строчек на образце.

Перевод рисунка по шаблону. Выполнение отделочных строчек.

Выполнение отделочных строчек.

Раскрой деталей. Соединение деталей клеем.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей. Оформление изделия.

Подготовка тканей.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей. Оформление изделия.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей. Оформление изделия.

Раскрой деталей. Соединение деталей клеем.

Подготовка тканей.

Зарисовка в альбоме.

Изготовление каркаса.

Оформление изделия.

Изготовление каркаса.

Оформление изделия

Раскрой деталей. Соединение деталей клеем.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей. Оформление изделия.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей.

Оформление изделия.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей.  

 Беседа. Подбор тканей.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей. Оформление изделия.

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

4

8

Итого за год: 68ч.

03.09

10.09

17.09

24.09

01.10

08.10

15.10

22.10

29.10

12.11

19.11

26.11

03.12

10.12

17.12

24.12

14.01

21.01

28.01

04.02

11.02

18.02

25.02

04.03

11.03

18.03

01.04

08.04

15.04

22.04

29.04

06.05

13.05

20.05

27.05

4.  Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие (6ч.)

Теоретические сведения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Демонстрация  лучших изделий учащихся. Просмотр иллюстраций журнала, книг по рукоделию.

Тема 2. Вышивка по контуру (6ч.).

Теоретические сведения.  Инструменты и приспособления.  Материалы для работы. Ручные стежки и строчки. Последовательность выполнения прямых и отделочных строчек.

Практические работы. Перевод рисунка на ткань по трафарету. Выбор ниток для работы.. Выполнение ручных строчек,  закрепление нитки в строчке.

Изделие. Вышивка по контуру (мишка, зайка, рыбка, цветок, ёжик, яблоко, кот).

Тема 3. Аппликация из готовых форм (12ч.).

Теоретические сведения. Материалы, инструменты для работы. Правила работы с ножницами. Организация рабочего места при работе с клеем.

Практические работы. Приёмы складывания бумаги.  Подбор цвета и формы деталей. Резание ткани по прямым линиям, закруглённым контурам. Тематическая композиция в различных вариантах. Соединение деталей клеем.

Изделие. Тематическая открытка к празднику.

Тема 4 . Объёмная игрушка (20ч.).

Теоретические сведения. Трикотажные ткани. Конструирование игрушек по одной основе. Анализ образцов. Детали кроя. Правила т/б с ножницами, иглой. Правила соединения деталей.

Практические работы. Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.

Изделие. Объёмная игрушка (малина, яблоко, котята, гусеница).  Новогодняя игрушка (колокольчик, сердечко, ёлочка).

Тема 5. Поделки из ниток (8ч.).

Теоретические сведения. Виды ниток.  Материалы – картон. Отделочные материалы : пуговицы, ленты. Каркас для игрушки. Организация рабочего места.

Практические работы. Зарисовка  образцов в альбоме. Обводка шаблона. Подбор материала : ниток, тесьмы, лент, пуговиц. Соединение материалов с основой каркаса. Оформление изделия.

Изделие.  Поделки из ниток (снежинка, птичка, бабочка, цветок).

Тема. 6  Тряпичная кукла (8ч.)

Теоретические сведения. Виды тряпичных кукол. Детали кроя. Материалы для набивки. Техника выполнения ручной строчки «назад иголку». Одежда для куклы. Название одежды. Правила раскроя парных деталей.

Практические работы.  Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Набивка деталей наполнителем.  Оформление игрушки.

Изделие. Тряпичная кукла. Одежда для куклы (юбка, блузка, жилет).

Тема 7. Игрушки-сувениры (8ч.). Оформление выставки работ учащихся.

Теоретические сведения. Назначение сувенира.  Сувениры из подручных материалов (пластиковые стаканчики). Детали кроя. Ручные стежки : петельные. Через край.

Практические работы.  Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.

Изделие.  Подставка под карандаши, футляр-пенал. Чехол для телефона.

Словарь. Гладильная доска(стол для утюжки),  инструменты. ножницы, булавки. угольник, линейка, сантиметровая лента, напёрсток,

нитки, катушка, мулине,

лицевая (изнанка) сторона, долевая (поперечная) нить, кромка, ткань с рисунком, гладкокрашеная,

швея, изделие, стежок, строчка, шов,  размер, срез, вырезать, отрезать, вдеть, узелок, бахрома,  отделочные строчки, вышивка, «вперёд иголку» (смёточный), «назад иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный шов,

Электрический утюг, розетка, вилка,  шнур, подошва,  гладить, ожог.

Материалы, инструменты и оборудование для работы.

- ткани: ситец, фланель, драп, трикотаж; мех, кожа;

- цветная бумага, бархатная бумага, картон;

- катушечные нитки, пряжа, мулине;

- тесьма, ленты, кружево, пуговицы;

- ножницы, иглы. Булавки;

- линейка, угольник. Сантиметровая лента;

- пяльцы, крючок;

- швейный мел, карандаш, цветные карандаши;

- швейные машины, электроутюг;

- клей карандаш, клей ПВА.

        5.Литература.

1.Лашкова С.М. – твоя любимая игрушка, вып.  №2, №3 , Тверь 1995г.

2. Максимова М., Кузьмина М. – Вышивка, Лоскутики, Москва «ЭКСМ»2003г.

3. Молотобарова О. С. – Игрушки-сувениры, Москва « Просвещение»  1990г.

4. Нагель О.И. -  Лоскутное шитьё, Москва,  Школа-Пресс 200г.

5. Перевертень Г,И. – Самоделки из текстильных материалов, Москва» Просвещение»1990г.

6. Столярова А. – Игрушки-подушки, культура и традиции 2004 г.

7. Журналы «Лола» одежда для кукол №28. 31, 36

8 Малышева А,Н. – Работа с тканью

9. Шик Г.И. – Подарки, альбом самоделок

10.Журналы «Школа и производство»

11. Харди Э. – Весёлые поделки, Москва «Махаон»2012г.

3. Календарно - тематическое планирование  кружка « Мягкая игрушка».

Тема  занятия

Виды работ

Кол-во  

часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Ручные стежки и строчки.

Вышивка по контуру «Цветок»

Вышивка по контуру « Ёжик».

Аппликация из готовых форм. Открытка  к празднику.

Объёмная игрушка « Мухомор»

Объёмная игрушка «Мышка

 норушка».

                                                                                                                             Вводное занятие. Трикотажные  ткани.

Конструирование игрушек по одной основе.

Игрушка « Весёлые клоуны» .

Изготовление новогодней игрушки « Снеговик».

Изготовление новогодней игрушки « Змейка».

Изготовление новогодней открытки.

Оформление выставки работ учащихся.

                                                                                                                                 Вводное занятие.  Отделочные материалы.

Поделки из ниток. Шар желаний.

Поделки из ниток «Петушок».

        

Аппликация из готовых форм. Открытка к празднику весны.

Настенное панно «Паровозик».

Тряпичная кукла.

Одежда для куклы (юбка, блузка, жилет).

           

                                                                                                       

 Игрушки- сувениры.

Корзиночка с цыплёнком.

Резинка для волос. Ожерелье.

Оформление выставки работ учащихся.

                                                                                                                                     

Беседа, демонстрация образцов

Выполнение строчек на образце.

Перевод рисунка по шаблону. Выполнение отделочных строчек.

Выполнение отделочных строчек.

Раскрой деталей. Соединение деталей клеем.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей. Оформление изделия.

Подготовка тканей.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей. Оформление изделия.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей. Оформление изделия.

Раскрой деталей. Соединение деталей клеем.

Подготовка тканей.

Зарисовка в альбоме.

Изготовление каркаса.

Подготовка основы, ниток.

Соединение. Оформление изделия.

Раскрой деталей. Соединение деталей клеем.

Оформление изделия.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей. Оформление изделия.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей.

Оформление изделия.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей.  

 Беседа. Подбор тканей.

Раскрой деталей по шаблону.

Соединение деталей. Оформление изделия.

2

2

2

2

2

4

4

2

2

4

2

2

2

2

4

6

4

4

4

4

4

4

Итого за год: 68ч.

04.09

11.09

18.09

25.09

02.10

09.10

16.10

23.10

30.10

13.11

20.11

27.11

04.12

11.12

18.12

25.12

15.01

22.01

29.01

05.02

12.02

19.02

26.02

05.03

12.03

19.03

02.04

09.04

16.04

23.04

07.05

14.05

21.05

28.05

4.  Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие (6ч.)

Теоретические сведения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Демонстрация  лучших изделий учащихся. Просмотр иллюстраций журнала, книг по рукоделию.

Тема 2. Вышивка по контуру (6ч.).

Теоретические сведения.  Инструменты и приспособления.  Материалы для работы. Ручные стежки и строчки. Последовательность выполнения прямых и отделочных строчек.

Практические работы. Перевод рисунка на ткань по трафарету. Выбор ниток для работы.. Выполнение ручных строчек,  закрепление нитки в строчке.

Изделие. Вышивка по контуру (мишка, зайка, рыбка, цветок, ёжик, яблоко, кот).

Тема 3. Аппликация из готовых форм (12ч.).

Теоретические сведения. Материалы, инструменты для работы. Правила работы с ножницами. Организация рабочего места при работе с клеем.

Практические работы. Приёмы складывания бумаги.  Подбор цвета и формы деталей. Резание ткани по прямым линиям, закруглённым контурам. Тематическая композиция в различных вариантах. Соединение деталей клеем.

Изделие. Тематическая открытка к празднику ( к дню учителя, новогодняя, праздник весны).

Тема 4 . Объёмная игрушка (20ч.).

Теоретические сведения. Трикотажные ткани. Конструирование игрушек по одной основе. Анализ образцов. Детали кроя. Правила т/б с ножницами, иглой. Правила соединения деталей.

Практические работы. Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.

Изделие. Объёмная игрушка (малина, яблоко, котята, гусеница, мухомор, мышка норушка).  Новогодняя игрушка (колокольчик, сердечко, ёлочка, снеговик, змейка).

Тема 5. Поделки из ниток (8ч.).

Теоретические сведения. Виды ниток.  Материалы – картон. Отделочные материалы : пуговицы, ленты. Каркас для игрушки. Организация рабочего места.

Практические работы. Зарисовка  образцов в альбоме. Обводка шаблона. Подбор материала : ниток, тесьмы, лент, пуговиц. Соединение материалов с основой каркаса. Оформление изделия.

Изделие.  Поделки из ниток (снежинка, птичка, бабочка, цветок. петушок).

Тема. 6  Тряпичная кукла (8ч.)

Теоретические сведения. Виды тряпичных кукол. Детали кроя. Материалы для набивки. Техника выполнения ручной строчки «назад иголку». Одежда для куклы. Название одежды. Правила раскроя парных деталей.

Практические работы.  Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Набивка деталей наполнителем.  Оформление игрушки.

Изделие. Тряпичная кукла. Одежда для куклы (юбка, блузка, жилет).

Тема 7. Игрушки-сувениры (8ч.). Оформление выставки работ учащихся.

Теоретические сведения. Назначение сувенира.  Сувениры из подручных материалов (пластиковые стаканчики). Детали кроя. Ручные стежки : петельные. Через край.

Практические работы.  Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.

Изделие.  Подставка под карандаши, футляр-пенал. Чехол для телефона. Заколка для волос. Ожерелье.

Словарь. Гладильная доска(стол для утюжки),  инструменты. ножницы, булавки. угольник, линейка, сантиметровая лента, напёрсток,

нитки, катушка, мулине,

лицевая (изнанка) сторона, долевая (поперечная) нить, кромка, ткань с рисунком, гладкокрашеная,

швея, изделие, стежок, строчка, шов,  размер, срез, вырезать, отрезать, вдеть, узелок, бахрома,  отделочные строчки, вышивка, «вперёд иголку» (смёточный), «назад иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный шов,

Электрический утюг, розетка, вилка,  шнур, подошва,  гладить, ожог.

Материалы, инструменты и оборудование для работы.

- ткани: ситец, фланель, драп, трикотаж; мех, кожа;

- цветная бумага, бархатная бумага, картон;

- катушечные нитки, пряжа, мулине;

- тесьма, ленты, кружево, пуговицы;

- ножницы, иглы. Булавки;

- линейка, угольник. Сантиметровая лента;

- пяльцы, крючок;

- швейный мел, карандаш, цветные карандаши;

- швейные машины, электроутюг;

- клей карандаш, клей ПВА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.

Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мягкая игрушка".

Программа внеклассных занятий "Мягкая игрушка"расчитана на учащихся 8 классов.Выполнение практических работ-прекрасное средство развития творчества, умственных способностей,эстетического вкуса и конст...

рабочая программа детского творческого объединения "Глиняная игрушка" на 2014-2015 год

Обучение детей по данной программе углубляет эстетические, трудовые и политехнические знания воспитанников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению и развити...

Рабочая программа "Традиционная глиняная игрушка".

Занятие программы предполагает использование русских народных игрушек,роспись по ней....

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» (изготовление игрушки "Зайчик")

Мягкие игрушки любят все, только некоторые стесняются в этом признаться. Детские психологи утверждают, что у каждого ребенка старше трех лет обязательно должны быть собственные мягкие игрушки, причем,...

Рабочая программа кружка "Весь мир в игрушке"

Рабочая программа кружка "Весь мир в игрушке" для 6 класса художественно-эстетической направленности.Декоративно-прикладное искусство - лепка игрушек....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мягкая игрушка» 6-7 класс

Данная программа представляет собой разработанный  курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек....