Программа "Познаю себя"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Курс для 7 класса рассчитан на 17ч. Занятия проводятся после изучения конкретных тем базового курса физики 7 класса. Изучение характеристик человеческого тела и физических законов, которым они подчиняется вызывает интерес учащихся 7 классов и способствует развитию мотивации к изучению курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_poznayu_sebya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса по физике «Познаю себя» составлена учителем физики Джалеповой М.Ш. на основе авторских программ курса физики 7 класса, авторы программы А.В.Перышкин, Е.М.Гутник и Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кабалов.
Программа предусматривает углубленное изучение базового курса применительно к физическим параметрам, характеризующих самих обучающихся. Курс направлен на развитие интереса у обучающихся к физике – нового для них предмета. Учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности.
Цели курса:
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющего исследовать явления природы, и физические законы, которым подчиняется тело человека;
- интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
- показать учащимся универсальный характер знаний, получаемых в курсе физики, их практическое применение при изучении процессов жизнедеятельности человека;
- ознакомить учащихся с физическими методами исследования: наблюдение, эксперимент, теоретический анализ;
- развить экспериментальные умения: измерять объем, площадь, массу, время, скорость, работу, мощность;
- развивать навыки исследовательской деятельности учащихся
Изучение характеристик человеческого тела и физических законов, которым они подчиняется вызывает интерес учащихся 7 классов и способствует развитию мотивации к изучению курса. Для выполнения предложенных работ не требуется сложного лабораторного оборудования.
Содержание курса позволяет школьникам с разным уровнем подготовки по физике активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя, т.к. основано на применении жизненного опыта учащихся, наблюдении за окружающей действительностью и результатах их собственных экспериментов. При выполнении практических работ учащимся предлагаются задания разного уровня сложности.
Занятия курса предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.
Выполнение персональных опытов, выбора способов и использование оборудования вызывают необходимость дополнительных сведений, что стимулирует учащихся к приобретению знаний через чтение книг, журналов, использования интернета и консультаций у учителя, родителей. Выполняя задания, ученики приобщаются к соблюдению правил эксплуатации различного рода приборов и инструментов, всевозможных механизмов. Тематика экспериментальных заданий связана с текстом учебника, по которому изучается физика.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью тетради «Познаю себя». В этой тетради учащиеся записывают план проведения и результаты своих наблюдений, экспериментов, которые они проводят как в классе, так и дома. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Итогом работы является создание и защита индивидуальных проектов “Познаю себя”
Содержание программы:
Занятие 1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса. Что такое проект. Составление плана работы.
На первом занятии с учащимися проводится инструктаж по правилам поведения в кабинете физики, при проведении экспериментальных заданий. Учащиеся знакомятся с оборудование кабинета физики и в частности с лаборантской. Так же они знакомятся с содержанием курса, с его особенностями и отличиями от обычных уроков физики. Заводится тетрадь «Познаю себя».
Занятие 2. Лекция «Физические параметры человека»
Лекция сопровождается информационным материалом: цифрами, характеризующими механические, тепловые, электрические, оптические параметры человека. Эти цифры имеют свой язык, умеют говорить о различных характеристиках человеческого организма. Их назначение — помочь лучше усвоить, конкретизировать и расширить знания по физике. Они могут стать помощниками при решении различных практических вопросов и задач, которые могут возникнуть на уроке и дома, могут оказаться полезными при подготовке сообщений или рефератов, презентации и т.д.
Занятие 3. Тема «Физические величины. Измерительные приборы»
Изложение дополнительного материала «Старые единицы измерения длины»
Практическая работа: измерение сажени, косой сажени, локоти, пяди, дюйма, вершка.
Обсуждение вопросов: 1. Каким недостатком обладают эти единицы длины?
2. Зачем нужны эталоны единиц физических величин?
Оформление индивидуальных измерений в тетради.
Занятие 4. Тема «Физические величины. Измерительные приборы»
Практическая работа: измерение роста, массы, температуры своего тела, продолжительность самого большого вдоха ученика.
Обсуждение вопросов: 1. Как измерить пульс человека?
2. Варианты измерения средней длины шага.
Решение этих вопросов на практике. Оформление индивидуальных измерений в тетради
Занятие 5. Тема «Измерение размеров малых тел»
Практическая работа: определение толщины человеческого волоса.
Вычисление времени, необходимое ученику чтобы съесть пуд соли.
Оформление индивидуальных измерений в тетради.
Занятие 6. Тема «Механическое движение. Перемещение и скорость»
Практическая работа: определения расстояния между объектами в школьном дворе, определение средней скорости ученика при ходьбе и беге.
Обсуждение вопроса: Сколько приблизительно шагов вам надо сделать, чтобы пройти 1 км?
Оформление индивидуальных измерений в тетради
Домашнее задание: определение расстояния и времени движения от школы до дома. Принести воздушный шарик.
Занятие 7. Тема «Объем тела»
Практическая работа: определение объема выдыхаемого воздуха с помощью воздушного шарика.
1 способ: с помощью формулы объема шара.
2 способ: с помощью вытесненной воды шариком из ведра.
Оформление индивидуальных измерений в тетради
Домашнее задание: определение объема тела в ванне в присутствии родителей.
Занятие 8. Тема «Плотность тела»
Вычисление плотности тела по массе и объему тела.
Обсуждение вопроса: Почему плотность человеческого тела меньше плотности воды?
Оформление индивидуальных измерений в тетради
Занятие 9. Тема «Сила»
Практическая работа: определение силы давления кисти рук с помощью силометра.
Вычисление силы тяжести, действующей на тело и веса с помощью формул.
Оформление индивидуальных измерений в тетради
Занятие 10. Тема «Давление тела, оказываемое на пол»
Практическая работа: Определение площади опоры
1 способ: с помощью весов, картона и ножниц
2 способ: с помощью миллиметровой бумаги.
Вычисление давления, производимого учеником на пол.
Оформление индивидуальных измерений в тетради
Обсуждение вопроса: 1. Почему на диване человеку лежать мягче, чем на доске?
2. Как спасти утопающего, чтобы самому не оказаться в проруби?
Занятие 11. Тема «Сила Архимеда. Плавание. Воздухоплавание»
Вычисление силы Архимеда, действующей на человека в воде.
Вычисление объема воздушного шара, способного поднять ученика.
Обсуждение вопросов: 1. Что необходимо сделать человеку чтобы длительное время оставаться на поверхности воды?
2. Почему в морской воде легче плавать, чем на речке?
Оформление индивидуальных измерений в тетради
Занятие 12. Тема «Сила атмосферного давления»
Практическая работа: Определение площади поверхности тела.
1 способ: с помощью специальных формул, исходя из роста и веса человека (используемых в медицине)
2 способ: рассмотреть человеческое тело как упрощенную модель, состоящую из цилиндрического туловища, двух цилиндрических рук, двух цилиндрической формы ног и шарообразной головы
Оформление индивидуальных измерений в тетради
Занятие 13. Тема «Работа и мощность»
Практическая работа: определение работы и мощности ученика при подъеме по лестнице на 3 этаж школы.
Оформление индивидуальных измерений в тетради
Занятие 14. Разработка проектов.
Обсуждение результатов исследования. Учащиеся должны представить результаты исследований физических параметров своего тела. Провести анализ результатов. Выбор понравившейся темы и формы для защиты проекта.
Занятия 15 – 16. Защита проектов
Занятие 17. Заключительное: Обсуждение работы курса: что понравилось, вызвало интерес. Пожелания на будущее
Рекомендуемая литература:
1. Перышкин А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., «Дрофа», 2013
2. Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М., «Мнемозина», 2014
3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7- 9 классов общеобразовательных учреждений. М., 2007
4. Л.Э. Генденштейн. Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат Физика 7 класс: задачник для общеобразовательных организаций. М., «Мнемозина», 2014
5. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7- 9классы./сост. Ю.В.Щербакова. М.Глобус.2008
6. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1995.
7. Дик Ю. И., Кабардин О. Ф. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. М.: Просвещение, 1993.
8. М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? Москва. Первое сентября. 2012
9. Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч)
10. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 7-8 класс.
11. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. Ru
12. Интернет- ресурсы:
● http://works.tarefer.ru «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством физического эксперимента» А.В.Фомин.
● http://www.erono.ru «Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся»
● http://rrcbalakovo.ucoz.ru «Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Познаю себя и других".
Мной разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе "Познаю себя и других"....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПОЗНАЙ СЕБЯ» (основы психологических знаний)
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания.С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека....
Воспитательная программа "Познай себя"
Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний. Направлена на развитие основ личност...
Программа "Познай себя" для учащихся 7-8 лет в рамках ведения ФГОС
Данная программа разработана для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий в рамках ведения ФГОС....
Дополнительная образовательная программа «Познай себя» (для детей 15-17 лет)
Данная учебно-познавательная программа направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценностного отношения к нему, развитие умений поддерж...
Программа "Познай себя" 6 класс
Внеурочная деятельность по ФГОС 6а класс...
Методическая разработка. Образовательная программа "Познай себя" для воспитанников 12-17 лет.
Образовательная программа...