Инновационный образовательный проект: «Курс подготовки к ЕГЭ по физике»
Руководитель проекта: Шульц Наталья Викторовна учитель физики МОБУСОШ №3 г. Новокубанска
2013г.-2015г.
Инновационный образовательный проект «Курс подготовки к ЕГЭ по физике»
Аннотация Данная тема актуальна, так как в условиях проведения итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена вполне понятно стремление учителей, как можно лучше подготовить школьников к данной форме контроля. Однако не следует забывать, что наиболее эффективная подготовка осуществляется не в процессе «натаскивания» обучающихся при решении заданий ЕГЭ прошлых лет, а в систематической работе, направленной на достижение всего спектра задач школьного курса физики. На уровне школы значимость проекта состоит в том, что составленное учителем и обучающимися пособие может быть использовано как дидактическое при подготовке к сдаче ЕГЭ по физике. Проект позволяет создать в школе образовательную и воспитательную среду, способствующую развитию самостоятельной деятельности. Учителя физики, пользуясь пособием, смогут в кратчайшее время выявить пробелы в знаниях обучающихся и отработать те задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно перед экзаменом. Преимущество проекта состоит в том, что осуществляется в рамках урока и консультаций во внеурочное время.
Введение
Учебный проект «Курс подготовки к ЕГЭ по физике» проводится в рамках образовательной области «Физика». Объект: элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ (кодификатор). Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект: · физика. Проект рассчитан на обучающихся 10-11-х классов. Состав участников: учитель-предметник, обучающиеся 10-11 класса, выбравшие физику для сдачи экзамена в форме ЕГЭ на итоговой аттестации. Сроки реализации: 2013/2014 -2014/2015 учебные года. Тема проекта: «Курс подготовки к ЕГЭ по физике» Тип проекта: по доминирующей деятельности: практико-ориентированный, · по форме работы: урочно - внеурочный; по профилю знаний – монопроект; по уровню контактов – внутренний; по количеству участников – групповой; по продолжительности – долгосрочный; по характеру контактов – внутриклассный. Цели проекта: - практическая – оформление методического пособия;
- педагогическая – создание условий для совершенствования знаний, умений и навыков, развития логического и критического мышления обучающихся в процессе подготовки к итоговой аттестации.
Задачи проекта. · Практические: – подобрать, изучить, отработать материал согласно кодификатора; - оформить методическое пособие; - проанализировать результаты своей работы через опрос обучающихся, об информации, представленной в пособии и его оформлении. Педагогические: - изучить материал по темам; - углубить, укрепить знания, умения и навыки обучающихся; - составить представление о структуре вариантов экзаменационной работы по числу, разнообразию форм, уровням сложности заданий; - выявить пробелы в знаниях обучающихся. Развивающая – развитие умений анализировать информацию, выделять главное, развитие практических навыков при оформлении сводных таблиц. Воспитательная – воспитание коммуникативных качеств при работе в группе. Вопросы проекта: «Как в кратчайшее время подготовиться к ЕГЭ по физике?» «Как организовать самостоятельную деятельность обучающихся?» Прогнозируемый результат: в ходе выполнения учебного проекта обучающиеся получат пособие для подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по физике,· прочные знания, умения, навыки по физике. Результаты. В ходе выполнения учебного проекта были выполнены следующие виды работы: · - отбор требований к умениям и способам деятельности, которые должен освоить выпускник; · -отработка пробелов в знаниях; · -обработка подобранной информации в виде сводных таблиц: «Краткий курс физики», « Основные законы и формулы»; · -разработка алгоритмов решения задач по физики части С; -подбор советов выпускникам по тактике выполнения тестирования; · -подбор справочного материала; -проведение входного и тренировочного контроля; -проведение инструкций по выполнению вариантов экзаменационных работ; -проведение интервью опроса целесообразности выполненного проекта; · проведение анализа собранных данных; · -сбор рекомендаций по отдельным темам курса физики; · -сбор информации (литература учебных изданий, электронные ресурсы официальных сайтов ФИПИ и ЕГЭ и др.); · -сбор рекомендаций по совершенствованию методики преподавания физики; -составление приложения (ответы к материалам, решения части В и С). Метод проекта целесообразно применить, так как существует для учителя и выпускников проблема, предполагается значимый результат (практический, жизненный). Этапы работы над проектом «Курс подготовки к ЕГЭ по физике» № п/п | Наименование этапа | Деятельность | Время |
| Подготовительный | Формируем проблему; формируем тему проекта; · разрабатываем основополагающий вопрос; выдвигаем гипотезу. | октябрь- декабрь (2013г.) |
| Основной· | Определяем формы представления результатов; ставим цель проекта; планируем ход организации деятельности; проводим самостоятельную работу. | январь(2014г.) –апрель(2015г.) |
| Заключительный | Оформляем результаты работы; даем самооценку и самоанализ. | май 2015г. |
План реализации проекта № п/п | Этапы | Содержание |
| Формируем проблему | Какой материал отобрать для составления пособия «Подготовка к сдаче ЕГЭ по физике»? Какие подобрать методические рекомендации, советы, требования? Как организовать результативную подготовку к ЕГЭ? Какие физические законы, формулы, понятия и определения нужно повторить для успешной сдачи ЕГЭ? (согласно кодификатору) Какой справочный материал потребуется для решения части А, В, С? |
| Формируем тему проекта | «Курс подготовки к сдаче ЕГЭ по физике» |
| Разрабатываем основополагающий вопрос | «Как представить отобранную информацию?» «Как организовать самостоятельную деятельность обучающихся?» |
| Выдвигаем гипотезу | Использование методического пособия в образовательном процессе влияет на повышения качества подготовки выпускников к итоговой аттестации. |
| Определяем формы представления результатов | Выбираем форму представления результатов (сводные таблицы, результаты тестирования). |
| Ставим цель проекта | Практическая – оформление методического пособия по подготовке к ЕГЭ; Педагогическая – создание условий для совершенствования знаний, умений и навыков, развития логического и критического мышления обучающихся в процессе подготовки к итоговой аттестации. |
| Планируем ход организации деятельности | Социологическое исследование (опрос, анкетирование). Личный взгляд на проблему. Сбор информации. Обработка информации. Подбор советов, рекомендаций, справочного материала. Отбор требований к умениям и способам деятельности обучающихся. Разработка алгоритмов решения задач части 2. Решение входного теста. Выявление пробелов в знаниях. Целенаправленное повторение материала. Обобщение, систематизация материала по темам. Обработка информации. Представление информации. Решение заданий части 1. Решение тестов «Тематические задания». Выявление пробелов в знаниях. Решение тренировочных вариантов. Разбор и решение части 1 и 2. |
| Проводим самостоятельную работу | Поиск информации (литература учебных изданий, электронные ресурсы официальных сайтов ФИПИ и ЕГЭ и др.). Интервью, опрос. |
| Оформляем результаты
| Методическое пособие по подготовке к ЕГЭ (тесты, мини-контрольные). Опорные конспекты по основным понятиям, законам и формулам. Краткий курс физики в виде таблиц. Методический комплекс «Алгоритмы решения задач по физике». |
| Методическое обеспечение | 1.«Тесты Физика» Учебно-методическое пособие 8 класс, Е.Н. Кривопалова, М., «Астрель», 2002 год. 2. Буряк В.К. «Самостоятельная работа учащихся , М: Просвещение, 1984г.-64с. 3. Громцева О.И.Физика. Типовые тестовые задания. –М.; Экзамен. 2009. 4. Единый государственный экзамен 2011. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. - М.: Интеллект – Центр, 2011. – 256 с. 5. Касаткина И.Л. Готовимся к ЕГЭ, сборник тестов для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по физике под ред. Шкиль Т.В. – Ростов-на-Дону. Феникс. 2004. 6. Монастырский Л.М., Богатин А.С. Физика ЕГЭ-2009, Тематические тесты базовый и повышенный уровни. Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону;Легион.2012. 7. Москалев А.Н., Никулова Г.А. Физика Готовимся к единому государственному экзамену.- М.; Дрофа 2004. 8. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 7-9, М., «Просвещение» 2005 год. 9. Орлов В.А., Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен 2008 Физика. Учебно–тренировочные материалы для подготовки учащихся. –М.; Интелект-Центр,2007. 10.Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач. Под. Ред. В.А. Макарова, М.В. Семенова, А.А. Якуты; ФИПИ. - М.: Интеллект – Центр, 2010. – 368 с. 11. Терновая Л.Н., Бурцева Е.Н., Пивень В.А.; под ред. Касьянова В.А. Физика. Элективный курс. Подготовка к ЕГЭ. –М.; Экзамен.2007. |
| Оценка результатов | Проведение интервью, опроса для оценки достижения поставленных задач и намеченных результатов в ходе выполнения проекта, проведение итогового тестирования, результаты экзамена. |
|