Элективный курс по теме: "Подготовка к ГИА по физике"
элективный курс по физике (9 класс) по теме
курс расчитан на подготовку к ГИА по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_fizike.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.
Новизна
Эта программа рассчитана на дельнейшее совершенствование уже усвоенных ими знаний, на формирование углубленных навыков и умений при решении физических задач. И служит подготовкой воспитанников к ГИА.
Актуальность
Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно.
Педагогическая целесообразность
Кружок «Методы решения задач» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия кружка углубляют и расширяют знания воспитанников, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету. Курс рассчитан на 92 часов.
Цель
Сообщить воспитанникам определенную сумму знаний, развивать
их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на
практике.
Задачи
-создание условий для формирования и развития у школьников:
- интереса к изучению предмета физики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания на
практике;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений
работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
- Особенности возрастной программы
В этом возрасте воспитанники стремятся к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлектируя на них.
- Возраст детей 15-16 лет
- Срок реализации 1 год
- Количество детей в группе 12 воспитанников
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Год обучения | Кол-во занятий в неделю | Время одного занятия | Педагог. нагрузка | Количество часов в год |
1 | 2 | 1ч 30мин | 3 ч | 90 |
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны уметь и знать
анализировать физическое явление
проговаривать вслух решение
анализировать полученный ответ
классифицировать предложенную задачу
составление простейших задачи
последовательно выполнять и проговаривать этапы
решения задачи средней трудности
решать комбинированные задачи
владеть различными методами решения задач:
аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.
Владеть методами самоконтроля и самооценки
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | ||
I. КИНЕМАТИКА (17 ч) | ||||
1 | Механическое движение. Основная задача механики. Решение задач на нахождение координат тела в любой момент времени. Решение задач из ГИА. | 3 | 2 | 5 |
2 | Равномерное движение. Скорость. Решение задач на определение средней скорости движения тела. Решение задач из ГИА. | 2 | 2 | 4 |
3 | Неравномерное движение. Ускорение. Решение задач на определение тормозного пути автомобиля. Решение задач из ГИА. | 2 | 2 | 4 |
4 | Решение задач на равномерное и неравномерное движение тел по окружности. Решение задач из ГИА. Итоговый тест (1 час) | 2 | 2 | 4 |
II. ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (15 ч) | ||||
5 | Давление твердых тел. Решение задач на вычисление давления твердых тел в промышленности. Решение задач из ГИА. | 2 | 1 | 3 |
6 | Давление жидкостей. Давление газов. Атмосферное давление. Решение задач на расчет давления жидкостей и газов в морских глубинах и в авиации. Решение задач из ГИА. | 2 | 2 | 4 |
7 | Плавание тел. Воздухоплавание. Решение задач на вычисление силы Архимеда . Решение задач из ГИА. Итоговый тест (1 час) | 4 | 4 | 8 |
III. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (18 ч) | ||||
8 | Внутренняя энергия. Количество теплоты. Сгорание топлива. Решение задач на расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тел. Решение задач из ГИА. | 3 | 3 | 6 |
9 | Плавление и кристаллизация. Испарение и кипение . Относительная и абсолютная влажность воздуха. Решение задач на расчет относительной влажности воздуха. Решение задач из ГИА. | 3 | 3 | 6 |
10 | Тепловые двигатели. Решение задач на расчет КПД тепловых двигателей . Решение задач из ГИА. Итоговый тест (1 час) | 2 | 4 | 6 |
IV. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА(20 ч) | ||||
11 | Закон Ома для участка цепи. Решение задач на закон Ома для участка цепи. Решение задач из ГИА. | 3 | 2 | 5 |
12 | Соединение проводников. Решение задач на виды соединения проводников. Решение задач из ГИА. | 3 | 2 | 5 |
13 | Работа и мощность электрического тока. Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока. Решение задач из ГИА. | 2 | 3 | 5 |
14 | Закон Джоуля – Ленца. Решение задач на расчет количества теплоты, выделяющегося при работе электрического тока, и расчет стоимости потребляемой энергии. Решение задач из ГИА. Итоговый тест (1 час) | 2 | 3 | 5 |
V. ОПТИКА (20 ч) | ||||
15 | Закон отражения света. Решение задач на закон отражения света в быту и технике. Решение задач из ГИА. | 3 | 4 | 7 |
16 | Закон преломления света. Решение задач на закон преломления света в быту и технике. Решение задач из ГИА. | 3 | 4 | 7 |
17 | Линзы. Глаз. Зрение. Очки. Решения задач на построение в тонких линзах. Решение задач из ГИА. | 3 | 3 | 6 |
18 | Годовой тест за весь курс | 0 | 2 | 2 |
III. CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Механика (кинематика). ( 17 часов)
Механическое движение. Основная задача механики. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Ускорение. Применение законов механики в расследовании дорожно - транспортного происшествия.
2.Давление жидкостей и газов. (15 часов)
Давление твердых тел. Давление жидкостей. Давление газов. Атмосферное давление. Плавание тел. Воздухоплавание. Расчет силы Архимеда в Военно- морском флоте.
3.Молекулярная физика. ( 18 часов)
Внутренняя энергия. Количество теплоты. Сгорание топлива. Плавление и кристаллизация. Испарение и кипение . Относительная и абсолютная влажность воздуха. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Расчет КПД Краснодарской ТЭЦ.
4. Электродинамика. (20 часов)
Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Расчет стоимости электрической энергии, потребляемой человеком. Физиологическое действие тока.
5. Оптика. (20 часов)
Закон отражения света. Закон преломления света. Линзы. Глаз. Зрение. Очки. Применение законов оптики в быту и технике.
6. Годовой тест за весь курс (2 часа)
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
№ | ТЕМА | ФОР- МЫ ЗАНЯТИЙ | ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБР-ГО ПРОЦЕССА | ДИДАК-ИЙ МАТЕРИАЛ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ | ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ |
1 | Кинема-тика | Лекция, семинар, беседа, тестирование, дом. работа | Объяснительно-иллюстративный, эвристический, словесные и наглядные, практические методы, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. | Тематические тестовые задания, тетради с тематическими тестами, сборники заданий и упражнений, пособия для учителя, проводить различные демонстрации | Тесты, презентации, сообщения, рефераты,про-екты, кластеры |
2 | Давле-ние жидкос-тей и газов | Лекция, семинар, беседа, тестирование, дом. работа | Объяснительно-иллюстративный, эвристический, словесные и наглядные, практические методы, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. | Тематические тестовые задания, тетради с тематическими тестами, сборники заданий и упражнений, пособия для учителя, проводить различные демонстрации | Тесты, презентации, сообщения, рефераты,про-екты, кластеры |
3 | Молекулярная физика | Лекция, семинар, беседа, тестирование, дом. работа | Объяснительно-иллюстративный, эвристический, словесные и наглядные, практические методы, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. | Тематические тестовые задания, тетради с тематическими тестами, сборники заданий и упражнений, пособия для учителя, проводить различные демонстрации | Тесты, презентации, сообщения, рефераты,про-екты, кластеры |
4 | Электродинамика | Лекция, семинар, беседа, тестирование, дом. работа | Объяснительно-иллюстративный, эвристический, словесные и наглядные, практические методы, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. | Тематические тестовые задания, тетради с тематическими тестами, сборники заданий и упражнений, пособия для учителя, проводить различные демонстрации | Тесты, презентации, сообщения, рефераты,про-екты, кластеры |
5 | Оптика | Лекция, семинар, беседа, тестирование, дом. работа | Объяснительно-иллюстративный, эвристический, словесные и наглядные, практические методы, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. | Тематические тестовые задания, тетради с тематическими тестами, сборники заданий и упражнений, пособия для учителя, проводить различные демонстрации | Тесты, презентации, сообщения, рефераты,про-екты, кластеры |
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА :
- Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Физика/ ФИПИ автор составитель: М.Ю. Демидова – М.: Эксмо, 2008.
- ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: Астрель, 2009.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2009/ ФИПИ авторы составители: Демидова М.Ю., Важеевская Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
- ЕГЭ-2007: Физика. Сборник заданий/ Г.Г. Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов, М.: Просвещение, Эксмо 2007.
- Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2006
- Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2006
- Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2007
- Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 4. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2007
- Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 5. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2007
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Физика/ ФИПИ авторы составители: А. В. Берков, В.А. Грибов- М.: Астрель, 2009.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7 –9 класс) /Орлов В.А., Татур А.О. – М.: Интеллект-Центр, 2006
- Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика / О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.
- Физика: Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.Ю.Закурдаева, Е.Е.Камзеева. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2007. (Практикум по подготовке к ЕГЭ)
- Физика: Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Ю.Закурдаева, Е.Е.Камзеева. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2007. (Практикум по подготовке к ЕГЭ).
- Физика: Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Ю.Закурдаева, Е.Е.Камзеева. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2007. (Практикум по подготовке к ЕГЭ).
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2009/ ФИПИ авторы составители: Демидова М.Ю., Важеевская Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
- Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Физика/ ФИПИ автор составитель: М.Ю. Демидова – М.: Эксмо, 2008.
- ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: Астрель, 2009.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2009/ ФИПИ авторы составители: Демидова М.Ю., Важеевская Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7 –9 класс) /Орлов В.А., Татур А.О. – М.: Интеллект-Центр, 2006
- Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика / О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.
- Физика: Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.Ю.Закурдаева, Е.Е.Камзеева. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2007. (Практикум по подготовке к ЕГЭ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»
Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....
Программа элективного курса по профориентации "Школа инженерной культуры" (для физико-математического класса) класса)
Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор...
Рабочая программа элективного курса "Метод аналогий для решения задач по физике"
Программа предназначена для учащихся 11 классов и расчитана на 17 часов....
внеклассное мероприятие "Элективные курсы как средство достижения повышенного уровня изучения физики"
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов по теме "Элективные курсы как средство достижения повышенного уровня изучения физики"...
Программа элективного курса «Методы и приёмы решения задач по физике»
Программа элективного курса «Методы и приёмы решения задач по физике»...
Программа элективного курса «Методы и приёмы решения задач по физике»
Программа элективного курса «Методы и приёмы решения задач по физике»...
«Методы решения задач по физике» Программа элективного курса для учащихся 10 -11 классов по физике базового уровня 68ч.
Программа элективного курса для учащихся 10 -11 классов по физике «Методы решения задач по физике» 68ч. ...