Учитель готовит учащихся к восприятию нового материала.
Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное. А сколько еще интересного и не исследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам.
Вы все готовы приступить к работе, к новым открытиям готовы. Нас ждет интересная работа. А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры?
Ученики приводят примеры на заданный вопрос, учитель продолжает беседу. На слайде № 3 появляется незаконченное предложение: «Работа это…..»
Некоторым ученикам было дано задание - найти значение термина «работа» в словаре, в сети Интернет.
Используя сеть Интернет, сайт www. Wikipedia.org - найти значение термина «работа». Работая с толковым словарём русского языка Владимира Ивановича Даля, словарём русского языка Сергея Ивановича Ожегова выписать значение термина «работа» .
Ученик цитирует значение термина «работа» из толкового словаря русского языка Владимира Ивановича Даля: - работа - труд, занятие, дело, упражненье, деланье; - черная работа - работа, где не нужно знанье и уменье; - срочная работа - работа, которую нужно окончить в срок;
Второй ученик цитирует значение термина «работа» из словаря русского язык Сергея Ивановича Ожегова: - работа – нахождение в действии: процесс превращения одного вида энергии в другой; - работа – занятие, труд , деятельность. Физическая работа. Умственная работа. Ответственная работа. Увлекательная работа. Работа с детьми. Работа среди населения; - работа – производственная деятельность по созданию, обработке чего – нибудь.
Третий ученик цитирует понятие термина «работа» из сети интернет, используя сайт www. Wikipedia.org: - работа – деятельность человека, направленная на создание ценностей, либо на удовлетворение потребностей других людей; - работа – место, где работник осуществляет трудовую деятельность; - работа – то, что может быть сделано, изготовлено, произведение какого – либо труду, готовая продукция; Учитель выражает свою благодарность ученикам, подготовившим данный материал.
Учитель обращается к ученикам: - ребята, есть пословицы и поговорки: связанные со словом «работа». Назовите эти пословицы.
Ученики приводят примеры поговорок и пословиц. На экране демонстрируется слайд № 4. - Работа мастера боится.
- Есть работа, есть и хлеб.
- В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Эти пословицы возникли в повседневной жизни людей разных профессий, разного уровня жизни.
Учитель продолжает: - В обыденной жизни слово «работа» означает всякий полезный труд рабочего, учёного, инженера, врача, учителя, ваш труд ребята. Например, лазить по деревьям, читать книгу, писать упражнение, решать задачи, копать огород и т.д.
Учитель задаёт ученикам проблемный вопрос: - Ребята, вопрос был один – «Что такое работа?» А сколько мнений? Почему так получилось? Может быть, мы чего-то не знаем о работе? Раньше работой называли лишь труд человека, но с точки зрения науки – «Физика», под этим стали понимать еще и определенную физическую величину. Значит, нам это нужно узнать! Будем строить здание под названием ЗНАНИЕ, которые надеюсь, вам пригодятся в жизни, в вашей будущей работе, по выбранной профессии. На слайде № 5 демонстрируются цели урока для учащихся. Учитель проговаривает цели для учащихся : - сегодня на уроке мы узнаем: - что такое механическая работа
- как рассчитать механическую работу;
- единицы измерения механической работы;
- когда механическая работа положительная, когда отрицательная и когда равна нулю;
- научиться применять полученные знания при решении поставленных задач.
Учитель предоставляет возможность ученикам самостоятельно сформулировать тему данного урока. Ученики высказывают свои предложения.
Учитель предлагает записать тему урока в тетрадь. Тема нашего урока – «Механическая работа», на экране появляется слайд № 6 презентации с темой данного урока.
Учитель приступает к непосредственному изложению нового материала:
В обыденной жизни под словом «работа» мы понимаем всякий полезный труд. Но в физике понятие работы несколько иное. В физике работа это физическая величина и ее можно измерить или рассчитать по формуле. Сегодня мы с вами изучаем механическую работу. Вот несколько примеров механической работы:
Учитель демонстрируя на экране слайд № 7 приводит примеры совершения механической работы различными телами: - Санки движутся под действием силы мускул. - Подъёмная сила действует на воздушный шар. - При взлёте сила давления сгорающих газов перемещает ракету. - Поезд движется под действием силы тяги.
Учитель приводит первый пример из жизни учеников и задаёт вопрос: Вы занимаетесь на уроке физической культуры. В каком случае вы совершаете большую механическую работу: при беге на расстояние 100 метров или при беге на расстояние 200 метров? Ученики дают свои варианты ответов.
На экране, на слайде № 8 демонстрируется правильный ответ: «Чем больше расстояние пройдено, тем большая работа совершается».
Учитель приводит второй пример из жизни учеников и задаёт вопрос: Вы катаете на санках вашего приятеля, потом на эти санки сел второй ваш приятель. В каком случае вам придётся приложить большую силу, в первом или во втором случае: когда на санках сидит один приятель или два?
Ученики дают свои варианты ответов.
На экране, на слайде № 9 демонстрируется правильный ответ: «Чем больше сила, которая приложена к движущемуся телу, тем большая совершается работа»
Учитель задаёт вопрос с целью обобщения данного материала: - От каких величин зависит работа?
Ученики отвечают и получают одобрение учителя.
Учитель предлагает открыть учебник, параграф 31, найти определение механической работы и записать определение в тетрадь: - «Механическая работа – физическая величина, прямо пропорциональная силе, действующей на тело, и пути, пройденному им в направлении действия силы»
На экране демонстрируется слайд № 10, на котором изображена формула для расчета механической работы. Ученикам предлагается записать формулу и обозначение физических величин в тетрадь: - Работа обозначается буквой А, сила - F, путь - S. - Формула работы : А = F S.
Учитель вводит новую единицу измерения для новой физической величины, демонстрируя слайд № 11, где изображён английский учёный Джеймс Джоуль, в честь которого была названа единица измерения механической работы - 1 Дж.
На слайде № 12 - информация о понятии «работа» в 1 Дж. Здесь показаны единицы измерения механической работы в системе СИ и системе СГС.
Учитель просит учеников проговорить и записать эту информацию в тетрадь: - «За единицу работы – 1 Дж принимают работу, совершенную силой в 1Н на расстоянии 1 м. 1 кДж = 1000 Дж 1 МДж = 1000 кДж = 1000000 Дж 1 мДж = 0,001Дж 1Н * 1м = 1 Дж (Джоуль)
Учитель демонстрирует как можно рассчитать силу и расстояние в процессе совершения работы: F=A/S; S=A/F. Ученики записывают информацию со слайда № 13 в тетрадь.
Учитель просит учеников проговорить формулу для расчёта пути и силы, зная физическую величину «механическая работа».
Учитель разбирает с учениками пример, изображённый на слайде № 14: - Толкаем тяжелый груз, прикладываем силу, груз не двигается. Совершается работа или нет ?
Учитель предлагает: - Рассмотреть формулу для расчёта работы с точки зрения математики (если один из множителей равен нулю, то и произведение тоже равно нулю).
Учитель разбирает с учениками пример, изображённый на слайде № 15: - Представим себе случай, когда тело движется и без участия сил. Например, после выключения двигателя ракеты, летящей в открытом космосе, ракета продолжает движение по инерции. Совершается работа или нет?
Учитель предлагает: - Рассмотреть формулу для расчёта работы с точки зрения математики (если один из множителей равен нулю, то и произведение тоже равно нулю).
Учитель разбирает с учениками пример, изображённый на слайде № 16: - Работа не совершается, если направление движения тела перпендикулярно по отношению к направлению действия силы.
Учитель обращается к классу: - «Ребята, работа может быть как положительной, так и отрицательной». Учитель и ученики работают с информацией представленной на слайде № 17: - Если сила и направление движения совпадают, то А>0, работа положительная! А= Fт·s.
- Если сила и направление перемещения противоположны, то А<0, работа отрицательная! А= - Fт ·S.
|