Рабочая программа -физика- 8 класс
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
с углубленным изучением отдельных предметов
Принято педагогическим советом Утверждаю
Протокол № Директор МБОУ СОШ № 10
от августа 2014г. __________ .
Приказ №____
от августа 2014г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Физика»
для обучающихся 8 классов
Учитель: Черепкова Я.Ю.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка ( 8 класс )
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества , ее влиянием на темпы развития научно- технического прогресса.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего
образования направлено на:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они
подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений ; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Также целями изучения курса являются выработка компетенций:
1. общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
В задачи обучения физике входят :
- Развитие мышления уч-ся , формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания , наблюдать и объяснять физические явления
- Овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методов физических наук; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии
- Усвоение школьниками идеи единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлении и законов
- Формирование познавательного интереса к физике и технике , развитие творческих способностей , осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии
Цели
Нормативно – правовая база рабочих программ:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Учебный план МБОУ СОШ№10 на 2014-2015 уч.год
Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин « Физика 7-9» ,2009г
Примерная программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина « Физика 7-9» , 2009г в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения по 2 учебных часа в неделю ( 70 часов в году)
Обоснованностью выбора примерной программы для разработки Рабочей программы является то, что эта программа содержит темы, содержание которых дидактически переработаны и адаптированы к возрасту и уровню математической подготовки учащихся, их жизненному опыту и способности восприятия.
Изменения в рабочей программе : Тема «Тепловые явления» изучаем за 22часа ( в программе 25ч), «Электрические явления» - 23ч ( в программе 27ч). Эти часы добавлены к повторению.
Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит 208 часов ( 2 часа в неделю) для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования . В том числе в 7, 8, 9 кл по 68-70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики являются :
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно- научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины , следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно- коммуникативная деятельность :
- владение монологической и диалоговой речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности : постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №10, согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 8 классе на ступени основного общего образования отводится 70 ч из расчета 2 ч в неделю.
Из них:
Лабораторных работ - 7
Контрольных работ - 7
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- индивидуально-групповые,
- фронтальные.
Методы:
- Проблемного обучения ( проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
- Организации учебно-познавательной деятельности (словесные , наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
- Стимулирования и мотивации ( стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
- Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
- Самостоятельной познавательной деятельности ( подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
- Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
- Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
- Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
- Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
- Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
- Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
- Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
- Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
- Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Технологии обучения:
- Развивающего обучения
- Личностно- ориентированного образования
- Игровые
- Информационные
- Деятельностного метода
В основу обновлённого содержания общего образования положена ориентация на создание у учащихся компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В связи с этим, можно выделить следующие группы компетенций, которые целесообразно развивать у учеников нашей школы и механизмы их формирования
- Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации);
Вид деятельности
1. Поиск информации в библиотеке.
2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.
3. Поиск информации в школьной медиатеке.
4. Использование информации из Интернета.
5. Создание презентации.
6. Создание буклета
2. Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни);
- Учебно-познавательные (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
- Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);
Вид деятельности
1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.
2. Выступление на конференции.
3. Выступление с сообщением.
4. Взаимоконтроль
5. Участие в дискуссии.
6. Участие в анкетировании.
7. Собеседование.
5. Ценностно-смысловые компетенции
Вид деятельности
1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
2. Участие в проектах.
3.Проведение социологического опроса, интервьюирование
- Социально-трудовые (профессиональное самоопределение);
- Общекультурные (знание духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).
Механизмы формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики. Формирование ключевых компетенций обучающихся в области предполагает создание в процессе обучения необходимых условий для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана:
- следование составленной рабочей программе;
- соблюдение объема учебной нагрузки обучающихся;
- расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной нагрузкой обучающихся;
- конкретизация и детализация дидактических единиц;
- определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала;
- административный, взаимо - ,самоконтроль за выполнением обязательного минимума содержания образования;
- составление КИМов в ориентацией на последующую сдачу ГИА в выпускных классах.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые основываются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
- Основная школа.
- Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно получать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:
- все вещества состоят из частиц;
- в жидкости и газе существует выталкивающая сила;
- кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;
- ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.
В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.
- Составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.
- Создание электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные технологии в процессе обучения.
- Вывод учащихся на новое понятие. Данная форма обучения представляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы, используемые при строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни, а значит более интересной и понятной для детей.
- Старшая школа.
- Работа на второй ступени изучения школьного курса физики строится на использовании базовых знаний, полученных в основной школе при максимальной самостоятельности учащихся. Основной формой организации занятий является групповая работа, в ходе которой каждая группа движется в своем направлении согласно индивидуальной теме. Такой подход даёт возможность активизировать интерес учащихся к предмету, рассмотреть роль физики в построении картины мира и в развитии технической цивилизации. Направления работы групп:
- история становления представлений по данной проблеме, поиск и систематизация информации;
- экспериментальное исследование проблемы;
- решение задач, моделирование процессов;
- объяснение природных явлений, исследование применения физических принципов для создания технических устройств.
- Формами контроля при такой организации занятий являются:
- результаты перекрёстных дискуссий
- отчёт группы в ходе итогового занятия
- тестовая работа по теме
- оценка работы каждого члена группы её руководителем
- лучшие в номинациях: «За лучшую находку в Интернете», «За лучшее исследование», «За лучшую презентацию к докладу» и т.д.
Организация перекрёстных дискуссий осуществляется в виде мозгового штурма. Опираясь на материал, собранный группой, учащиеся дают ответы на ряд нестандартных вопросов, выдвигая свои идеи, размышляя над проблемой.
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменные задания;
- лабораторная работа фронтальная и домашняя ;
- контрольная работа;
- тесты действия;
- составление структурно-семантических схем учебного текста;
- метод проектов;
- самостоятельная работа;
- тестирование с помощью технических средств;
- домашнее задание
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
- сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Учебник: Перышкин А.В., Е.М.Гутник Физика . 8 кл, 13-е изд. М : Дрофа, 2013
8 класс СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Раздел | Кол-во часов |
Дидактическая единица |
Требования к уровню подготовки | Перечень контрольных мероприятий |
Тепловые явления | 22 | Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин. | - знать понятия : тепловое движение, температура, внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, теплоемкость, энергия топлива, удельная теплота сгорания, удельная теплота плавления, испарение, кипение, парообразование, влажность, знать способы изменения внутренней энергии, особенности различных способов теплопередачи, закон сохранения и превращения энергии , график процессов, объяснять процесс поглощения энергии при испарении выделения ее при конденсации, устройство и принцип действия ДВС, паровой турбины; формулы для расчета количеств теплоты процессов; - уметь решать задачи на расчет количества теплоты при разных процессах, строить и читать графики, уметь работать с психрометром; пользоваться таблица удельных величин | Т(2) Л.р.№ 1,2 К.р. №1,2,3 | |
Электрические явления | 23 | Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля- Ленца. Лампа накаливания. Плавкие предохранители. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. | - знать понятие электризация, объяснять взаимодействие заряженных тел, принцип действия и назначение электроскопа; понятие эл.поле, закон сохранения эл.зарядов, строение атомов, понятия эл.ток, источники тока, условия возникновения тока; понятие эл.цепь, сила тока, напряжение , сопротивление, ед.измерения, формулы; знать закон Ома для участка цепи; знать устройство и принцип действия реостата; обозначение элементов в цепи ; понятия мощность тока, работа тока ; закон Джоуля –Ленца; - уметь находить в периодической системе химические элементы, объяснять электрические явления, действия эл.тока ,работать с амперметром, вольтметром; уметь измерять и находить показания приборов; рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление, мощность тока и работу тока; решать задачи на закон Ома и Джоуля -Ленца, рассчитывать силу тока и напряжение в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников; пользоваться таблицей уд. сопротивления; выполнять схемы электрических цепей | Т(2) Л.р № 3,4,5,6,7 К.р.№ 4,5 | |
Электромагнитные явления | 7 | Магнитное поле. Магнитные линии. Электромагниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Устройство измерительных приборов. | - знать понятие магнитное поле и его физический смысл; объяснять графическое изображение м.п. прямого тока при помощи силовых линий; устройство и применение электромагнитов; устройство электродвигателя; объяснять наличие м.п. Земли и его влияние ; -уметь объяснять природу магнетизма постоянных магнитов, Земли; работу эл.м. приборов, действие м.п. на проводник с током; | Т(2) К.р.№6 | |
Световые явления | 9 | Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений даваемых тонкой линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | - знать понятия : источники света, законы отражения, преломления, понятие о плоском зеркале, линзы, оптическая сила линзы; - уметь объяснять прямолинейное распространение света; строить изображения в плоском зеркале и линзах ; решать задачи на расчет оптической силы линз; | Т(1) К.р.№ 7 | |
Повторение | 9 | Повторение базовых понятий |
Учебно-тематический план ( 8 класс)
Примерные сроки | Раздел | Количество часов | Демонстрации | Контрольные работы | Лабораторные работы |
Сентябрь- ноябрь | 1. Тепловые явления | 22 часа | 1.Принцип действия термометра. 2.Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче. 3.Теплопроводность различных материалов. 4.Конвекция в жидкостях и газах. 5.Теплопередача путем излучения. 6.Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ. 7.Явление испарения. 8.Кипение воды. 9.Постоянство температуры кипения жидкости. 10Явления плавления и кристаллизации. 11.Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром. 12.Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. 13.Устройство паровой турбины | №1 «Тепловые явления» №2 «Нагревание и плавление» №3 «Изменение агрегатных состояний, двигатели» | 1.Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры. 2.Определение удельной теплоемкости твердого тела. |
Ноябрь- Февраль | 2.Электрические явления |
| 1.Электризация тел. 2.Два рода электрических зарядов. 3.Устройство и действие электроскопа. 4.Проводники и изоляторы. 5.Электризация через влияние 6.Перенос электрического заряда с одного тела на другое 7.Закон сохранения электрического заряда. 8.Устройство конденсатора. 9.Энергия заряженного конденсатора. 10.Источники постоянного тока. 11.Составление электрической цепи. 12.Электрический ток в электролитах. Электролиз. 13.Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников. 14.Электрический разряд в газах. 15.Измерение силы тока амперметром. 16.Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. 17.Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи. 18.Измерение напряжения вольтметром. 19.Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. 20.Реостат и магазин сопротивлений. 21.Измерение напряжений в последовательной электрической цепи. 22.Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи. | №4 «Электризация тел» №5 «Сила тока, напряжение, сопротивление. Соединение проводников» | 3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках электрической цепи. 4.Сборка электрической цепи и измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 5.Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра 6.Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра. 7.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. |
Март | 3. Электромагнитные явления |
| 1.Опыт Эрстеда. 2.Магнитное поле тока. 3.Действие магнитного поля на проводник с током. 4.Устройство электродвигателя. | №6 «Работа, мощность тока. Магнитные явления» | 8.Сборка электромагнита и испытание его действия. 9.Изучение электрического двигателя постоянного тока. |
Апрель | 4.Световые явления |
| 1.Источники света. 2.Прямолинейное распространение света. 3.Закон отражения света. 4.Изображение в плоском зеркале. 5.Преломление света. 6.Ход лучей в собирающей линзе. 7.Ход лучей в рассеивающей линзе. 8.Получение изображений с помощью линз | №7 «Световые явления» | 10.Получение изображения с помощью линзы. |
Май | 5.Повторение | 9 часов |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
В результате изучения физики 8 класса обучающийся должен
знать/понимать:
- смысл понятий : физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин : работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления : диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни : для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Литература и средства обучения
- Гутник Е.М., Перышкин А.В. Физика для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы ]/ Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.- С. 108-111.
2. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – 18-е изд. – М.: Дрофа, 2013. – 191с.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
- Курочкина Г.Л. Тесты 8кл , М: изд Школа 21в, 2003г
- Волков В.А. Тесты по физике 7-9 кл , М: ВАКО , 2009г
- Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки , М: ВАКО , 2006г
- Марон А.Е. Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2208. – 125с.
- Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания 8 кл / Е.А. Марон – Санкт-Петербург,-2207. – 88с.
- Методическое пособие с электронным приложением . Уроки физики. 7-11кл, М: Глобус , 2009г
- Виртуальные лабораторные работы 7-9кл ЗАО Новый диск , 2007г
- Фанат науки физика ЗАО Новый диск 2006г
4. Открытая физика 1.1 под редакцией пр. МФТИ С. Козела, ООО Физикон, 2001
5. Физика 7—11кл, ООО Физикон, 2005
6. Физика . Библиотека наглядных пособий под редакцией Н. Ханнанова серия 1С: Школа
7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , 2009г
8 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения | Форма контроля | |||||
По плану | По факту | |||||||||
1 четверть (18 часов) | 8а | 8б | 8в | 8а | 8б | 8в | ||||
Тепловые явления (22 часа) | ||||||||||
1 | Тепловое движение. Внутренняя энергия | 1 | §1,2 | |||||||
2 | Способы изменения внутренней энергии | 1 | §3 Стр 10 зад 1 | |||||||
3 | Способы теплопередачи | 1 | § 4,5,6 | |||||||
4 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 | §7,8,9 Упр 4(2) №1008,1018 | С.р | ||||||
5 | Практикум решение задач на расчет количества теплоты | 1 | № 1016,1030 | |||||||
6 | Лабораторная работа «Сравнение количества теплоты при смешивании воды» Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | ||||||||
7 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | §10 Упр 5 | |||||||
8 | Закон сохранения и превращения энергии | 1 | §11 № 1023 (в) | С.р | ||||||
9 | Практикум решение задач на расчет количества теплоты | 1 | № 1010,1039, 1051 | Тест №1 | ||||||
10 | Контрольная работа №1 «Тепловые явления» | 1 | ||||||||
11 | Плавление и кристаллизация | 1 | § 12,13,14 Упр 7 (1-5) | |||||||
12 | Удельная теплота плавления | 1 | §15 Упр 8(4) | |||||||
13 | Практикум решение задач на расчет количества теплоты при плавлении | 1 | Упр8 (5) , №1088 | |||||||
14 | Способы парообразования. Конденсация.Влажность воздуха | 1 | §16,17,18,19 | |||||||
15 | Контрольная работа №2 «Нагревание и плавление» | 1 | ||||||||
16 | Удельная теплота парообразования | 1 | §20 Упр 10 | |||||||
17 | Практикум решение задач на расчет количества теплоты при парообразовании | 1 | №1119 | Тест №2 | ||||||
18 | Практикум решение задач на расчет количества теплоты при различных процессах | 1 | ||||||||
2 четверть (14 часов) | ||||||||||
19 | Работа пара и газа при расширении. ДВС. Турбины. | 1 | §21,22 | |||||||
20 | КПД тепловых двигателей | 1 | §23,24 №1140 | |||||||
21 | Обобщающий урок по теме « Тепловые явления» | 1 | ||||||||
22 | Контрольная работа №3 «Изменение агрегатных состояний, двигатели» | 1 | ||||||||
Электрические явления (23 часа) | ||||||||||
23/1 | Электризация тел | 1 | §25,26 | |||||||
24/2 | Электроскоп. Проводники, непроводники. Эл.поле | 1 | §27,28 | |||||||
25/3 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. | 1 | §29,30 №1222-1228 | С.р | ||||||
26/4 | Объяснение электрических явлений. Контрольная работа №4 «Электризация тел» | 1 | §31 | Тест №3 | ||||||
27/5 | Электрический ток. Электрическая цепь. Источники тока. | 1 | §32,33 | |||||||
28/6 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока | 1 | §34,35,36 | |||||||
29/7 | Сила тока. Амперметр. | 1 | §37,38 Упр 14(1,2) №1263,1264 | Ф.д | ||||||
30/8 | Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока» | 1 | ||||||||
31/9 | Напряжение. Вольтметр. | 1 | §39,40,41 | |||||||
32/10 | Практикум решение задач на расчет напряжения в цепи | 1 | ||||||||
3 четверть (20 часов) | ||||||||||
33/11 | Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. | 1 | §42,43,44 № 1276,1277,1301 | |||||||
34/12 | Лабораторная работа «Измерение напряжения» | 1 | ||||||||
35/13 | Расчет сопротивления. Удельное сопротивление. | 1 | §45 Упр 20 |
36/14 | Реостат. Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом» | 1 | §47 № 1303, 1313, 1319 | |||||||
37/15 | Лабораторная работа «Определение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра» | 1 | № 1318, 1321 | |||||||
38/16 | Последовательное соединение проводников | 1 | §48 Упр 22(1-3) | |||||||
39/17 | Параллельное соединение проводников | 1 | §49 № 1380,1383 | |||||||
40/18 | Обобщающий урок по теме «Постоянный ток» | 1 | № 1360,1389 | Тест №4 | ||||||
41/19 | Контрольная работа№5 «Сила тока, напряжение, сопротивление. Соединение проводников» | 1 | ||||||||
42/20 | Работа и мощность электрического тока | 1 | §50-52 | |||||||
43/21 | Закон Джоуля-Ленца | 1 | §53 Упр 27 (1,2) | |||||||
44/22 | Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока» | 1 | ||||||||
45/23 | Электронагревательные приборы | 1 | §54,55 | |||||||
Электромагнитные явления (7 часов) | ||||||||||
46/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | 1 | §56,57 | Тест №5 | ||||||
47/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты | 1 | §58 | |||||||
48/3 | Постоянные магниты. Магнитное поле земли | 1 | §59,60 | |||||||
49/4 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель | 1 | §61 | С.р | ||||||
50/5 | Устройство электроизмерительных приборов. | 1 | ||||||||
51/6 | Обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления» | 1 | Тест №6 | |||||||
52/7 | Контрольная работа №6 «Работа, мощность тока. Магнитные явления.» | 1 | ||||||||
4 четверть (18 часов) | ||||||||||
Световые явления (9 часов) | ||||||||||
53/1 | Распространение света. Источники света. | 1 | §62 | |||||||
54/2 | Отражение света | 1 | §63 | |||||||
55/3 | Плоское зеркало | 1 | §64 | |||||||
56/4 | Преломление света | 1 | §65 | |||||||
57/5 | Линзы. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы | 1 | §66 | |||||||
58/6 | Построение изображений в линзах. | 1 | §67 №1611,1616 ,1598 | |||||||
59/7 | Практикум решение задач по геометрической оптике. | 1 | Упр 34 (2,3) | Тест №7 | ||||||
60/8 | Глаз, зрение. Оптические приборы. | 1 | ||||||||
61/9 | Контрольная работа №7 «Световые явления» | 1 | ||||||||
62-70 | Повторение ( 9 часов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа физика 7-9 класс
рабочая программа физика 7-9 класс...
Рабочая программа 9 класс физика
Рабочая прграмма...
Рабочая программа (физика 7 класс)
Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...
Рабочая программа .Физика 7 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....
Рабочая программа.Физика 8 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....
Рабочая программа физика 8 класс
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...