Программа «Ступени познания»: Мир физических законов
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Основная цель занятий - способствовать формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать физические явления, выполнять опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы.
Цели и задачи курса определяются требованиями МБ, новыми ФГОС и образовательными целями кафедры Естественных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdo_8_klass.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
Детская научная лаборатория
«Ступени познания»:
Мир физических законов
8 класс
34 часа в год
Составитель: Клименкова Г.Ю.
Пояснительная записка
Данная авторская программа является четвёртой ступенью в целостном практическом курсе «Ступени познания», который направлен на формирование навыков естественнонаучного исследования у учащихся общеобразовательных школ с 5 по 9 класс.
Идеологической и методической основой курса «Ступени познания» являются программы Международного Бакалавриата для основного звена (МУР). Материальной основой для данного курса должны являться лаборатории биологии, химии и физики, кабинет географии, лабораторное оборудование и медиатека гимназии. Теоретической основой курса являются примерные программы по биологии, химии, физике и географии, принятые на территории РФ: Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 класс,М.: Просвещение, 2010. – 80 с., Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 класс,М.: Просвещение, 2011. – 70 с, Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 класс,М.: Просвещение, 2010. – 75 с, «География. Земля и люди». А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева, В. П. Дронов – М. «Просвещение». 2008 .
Цели и задачи
Цели и задачи курса определяются требованиями МБ, новыми ФГОС и образовательными целями кафедры Естественных наук.
Основные цели курса:
- сформировать у учащихся навыки естественнонаучного исследования,
- научить учащихся использовать исследование как метод изучения естественных наук.
Основные задачи курса научить:
- Работать с инструкциями
- ·Выполнять реальный эксперимент
- Проводить исследование, выполнять проект
- Работать с разными видами информации
- Работать в малой и большой группе
- Представлять результаты своей работы устно и письменно
Около 60 % всего учебного времени отводится на практическую часть курса (лабораторные и практические работы) и около 20 % - на семинарские занятия и публичные выступления учащихся. Лабораторные и практические работы подобраны так, чтобы включить в изучение курса все естественнонаучные дисциплины:
Ступень курса «Ступени познания.» | Название | Класс | Базовый предмет |
I ступень | «Мой первый эксперимент | 5 | Природоведение |
II ступень | «Удивительный мир растений» | 6 | Биология «Бактерии. Грибы. Лишайники» |
III ступень | «Нерукотворный мир: планета Земля» | 7 | Физическая география |
IV ступень | «Основы научного познания мира: мир физических законов» | 8 | Физика |
V ступень | «Основы научного познания мира» | 9 | Биология, химия, физика |
Курс даёт возможность сформировать у учащихся навыки, общие для физики, химии, географии и биологии, и помочь учащимся понять и «прочувствовать» единые для естественных наук подходы к изучению живой и неживой природы.
Цели курса «Мир физических законов»:
- научить выдвигать гипотезу, планировать ход работы, систематизировать полученные данные и оценивать результат;
- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- развитие познавательных интересов, исследовательских и творческих способностей в процессе выполнения практических работ.
Программа курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой школы.
Предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще непознанного. Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории.
Выделение именно этих основных моментов при организации исследований учащихся связано с особенностями творческого процесса. Процесс научного творчества является циклическим, состоящим из звеньев: исходные факты → гипотеза → следствия → эксперимент → исходные факты.
Задания исследовательского характера вызывают интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала. При традиционной системе обучения практическая работа учащихся проводится, как правило, с целью закрепления теоретического материала и выполняется в соответствии с предложенной учителем инструкцией.
Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность привела к использованию практических работ в качестве источника новых знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемный вопрос учителя.
Основная цель этих занятий - способствовать формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать физические явления, выполнять опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы.
Работы подобраны по всем разделам и темам программы. Они органически связаны с изучаемым на уроках учебным материалом.
Задания соответствуют познавательным возможностям учащихся, усложняются постепенно, что способствует поэтапному формированию системы знаний, умений и навыков учащихся. Кроме того, они способствуют также развитию мышления учащихся, так как побуждают их к выполнению умственных операций (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.) и создают возможность для самоконтроля. Одновременно они помогают развитию самостоятельности и инициативы учащихся, пробуждают у них интерес к предмету и вырабатывают многие ценные качества: наблюдательность, внимание, аккуратность и др.
На первом организационном уроке был выработан и записан учениками в специальные тетради алгоритм проведения исследования.
Этапы проведения исследования:
- Формирование познавательной задачи (ПЗ) или проблемной ситуации
- Выдвижение гипотезы
- Предсказание явления, которое должно быть, если гипотеза верна
- Проверка предсказания (проведение эксперимента)
- Формулирование ответа на ПЗ (вывод)
Каждое занятие начинается с того, что учитель объявляет тему работы и называет оборудование. Далее учащимся предлагается с помощью алгоритма сформулировать познавательную задачу, на основе предложенного оборудования составить ход работы и предположить примерный результат. После обсуждения ребята проверяют выдвинутую гипотезу, проводят исследование и делают вывод.
В зависимости от особенности эксперимента и наличия оборудования работу выполняют либо в парах, либо в бригадах по 3-4 человека.
Календарно-тематическое планирование
Ступени познания: Мир физических законов
8 класс
34 ч, 1 ч/нед
Учитель: Клименкова Г.Ю.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
1. расширение практических знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов при выполнении исследовательских работ;
3. умение выполнить систематизировать и объяснить полученный результат.
4. Знать и понимать научную информацию в рамках изучаемой программы.
5. Следовать простым устным и письменным инструкциям
6. Получать и представлять информацию с использованием графиков, таблиц, диаграмм, рисунков и физических формул;
7. Проводить несложный эксперимент под руководством учителя и делать выводы по его результатам.
8. Определять свою роль при выполнении работы в паре или в малой группе и оценивать эту работу
9. Излагать свои соображения в форме краткого устного сообщения.
Тематический блок | Ключевые/проблемные вопросы урока или задачи | Форма организации урока/виды деятельности | Рубежный контроль | Проектно-исследов. деятелность | |
Дата | Тема урока | ||||
1 | Инструктаж по ТБ. Вводная беседа | Проект: «Методология изучения физических свойств тел | |||
2 | 1.Изменение внутренней энергии | Проверить опытным путем способы изменения внутренней энергии тела | парная | ||
3 | Вычисление изменения внутренней энергии тела | Применение физической формулы для получения окончательного результата | парная | ||
4 | Теплопроводность металлов | Проверка теплопроводности металлов | парная | ||
5 | Конвекция в воздухе | Проверка конвекции как способа теплопередачи | парная | ||
6 | Излучение | Проверка излучения как способа теплопередачи | парная | ||
7 | Сравнение теплоемкостей жидкостей | Наблюдение особенности расширения жидкостей в зависимости от их теплоемкостей | парная | ||
8 | Нагревание воды в бумажной коробке | Исследование нагревание воды в бумажной коробке и ответ на вопрос возможно ли это сделать | групповая | ||
9 | Наблюдение за плавлением и кристаллизацией льда (воска) | Исследование плавления и отвердевания твердого тела с построением графика | |||
10 | Исследование зависимости скорости испарения от температуры, площади поверхности и рода жидкости | Проверить и ответить на вопрос: от чего зависит скорость испарения | парная | ||
11 | Измерение относительной влажности воздуха при помощи термометра | С помощью обычного термометра, воды и марли определить относительную влажность воздуха в классе | парная | ||
12 | Изучение электризации различных тел. Два рода зарядов | Проверка электризации различных предметов | парная | Проект: «Методология изучения эелктричества» | |
13 | Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры | Установить зависимость сопротивления проводника от температуры | парная | ||
14 | Наблюдение химического действия тока | Исследование химического свойства тока | групповая | ||
15 | Исследование распределение силы тока, напряжения на последовательно соединенных участках цепи. Вычисление общего сопротивления цепи. | Исследование последовательного соединения проводников, проверка законов последовательного соединения | парная | ||
16 | Исследование распределение силы тока, напряжения на параллельно соединенных участках цепи. Вычисление общего сопротивления цепи. | Исследование параллельного соединения проводников, проверка законов последовательного соединения | парная | ||
17 | Наблюдение взаимодействия проводника с током и магнитной стрелкой | Исследование поведения магнитной стрелки вблизи проводника с током | парная | ||
18 | Исследование магнитного поля проводника с током | Наблюдение за магнитными линиями проводника с током | парная | ||
19 | Исследование магнитного поля катушки с током | Наблюдение за магнитными линиями катушки с током | парная | ||
20 | Исследование зависимости модуля силы, действ на проводник с током в маг. поле, от силы тока, модуля магнитной индукции и длины проводника | Установить зависимость силы, действующей со стороны маг. поля от силы тока, модуля магнитной индукции и длины проводника | групповая | ||
21 | Намагничивание стального стержня током | Проверка свойства электрического тока | объяснение принципа действия | ||
22 | Изучение движения проводника в магнитном поле | Исследование поведения проводника в магнитном поле | объяснение принципа действия | ||
23 | Сборка и испытание модели электромагнитного телеграфа | Наблюдение за работой модели электромагнитного телеграфа; объяснение принципа действия | групповая | Мини-проект: Моделирование электрического устройства | |
24 | Сборка и испытание модели эл. звонка | Наблюдение за работой модели эл. звонка, объяснение принципа действия | объяснение принципа действия | ||
25-32 | Мини исследовательские работы учащихся по заранее продуманным темам | Защита исследовательских работ | индивидуальная | Мини-исследование по выбранной теме |
Методическое обеспечение программы
лабораторное оборудование
Литература:
- Буров В.А., Кабанов С.Ф. «Фронтальные экспериментальные задания по физике»
- Компьютерный диск «Школьный физический эксперимент» - разделы: «Основы термодинамики», «Электростатика», «Магнитные явления»
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа поэлективному предмету 11 класс химияПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов, с целью подготовки их к сдаче вступительных экзаменов по химии в вузы химико-физического профиля и государственного аттес...
Программа "Ступени к Парнасу"
Программа "Ступени к Парнасу" рассчитана на обучающихся, имеющих низкую мотивацию к познавательной деятельности в предметной области "Искусство". Цель настоящей программа - создание условий для выявле...
Общеобразовательная программа "Ступени к мастерству"
Автор программы: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МОУ ДОД ДДЮ «Спектр» г. Каменки Пензенской области.Цель программы – сам...
Конспект Образовательной деятельности по усвоению знаний в области познания и физической культуры детей с ЗПР в средней группе «В гостях у тётушки Агафьи»
Целью данного занятия является использование интеграционного подхода в образовательной деятельности как средства здоровьесбережения. Данное занятие включает обширную область задач, подчиненную л...
Результаты деятельности: о апробации инновационной программы «Ступени в жизнь» и социально-реабилитационной программы "Мир чудес"
Аналитический отчёт о результатах апробации инновационной программы «Ступени в жизнь»...
презентация "Методы научного познания и физическая картина мира"
Методы научного познания и физическая картина мира к лекции "Физика в познании"...
Урок на тему: "Архимедова сила. Плавание тел. Проявление физических законов в природе". 7-й класс
Конспект урока физики на тему: "Архимедова сила. Плавание тел. Проявление физических законов в природе". 7-й класс...