Программа "Ступени к Парнасу"
рабочая программа по теме

ИВАНОВА Наталья Степановна

Программа "Ступени к Парнасу" рассчитана на обучающихся, имеющих низкую мотивацию к познавательной деятельности в предметной области "Искусство". Цель настоящей программа - создание условий для выявления, поддержки, обучения,  воспитания и развития индивидуальных задатков обучающихся, имеющих низкую мотивацию к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizkaya_motivaciya.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО                     РАССМОТРЕНО           УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по УВР           на заседании                   Директор МБОУ

МБОУ «Юркинская СОШ»    педагогического             «Юркинская СОШ»

_______ В.Н. Солодилина       совета                               _______ Т.Г. Немцева

«__»__________ 2012 г.          Протокол № ___             «__»_________ 2012 г

                                                   от «__»______2012 г.

ПРОГРАММА

«Ступени к Парнасу»

(для учащихся, имеющих низкую мотивацию

к учебно-познавательной деятельности

в предметной области «Искусство»)

(изобразительное искусство, мировая художественная культура,

музыка, театральная студия «Арлекин»)

5-11 классы

Составитель программы:

Иванова Наталья Степановна,

учитель  музыки, ИЗО и МХК

второй квалификационной категории

МБОУ «Юркинская средняя

общеобразовательная школа»

п. Юркино,

2012 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Ступени к Парнасу»

Основания для разработки программы

Программа МБОУ «Юркинская средняя общеобразовательная школа» «Учащиеся с высокой и низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности»

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков учащихся, имеющих низкую мотивацию к предметной деятельности «Искусство»

Срок реализации программы

2012 – 2015 годы

Исполнители основных мероприятий программы

Учитель музыки, ИЗО, МХК, классные руководители,  социальный педагог

Соисполнители

Учащиеся, родители учащихся

Источники финансирования программы

Местный бюджет

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение количества учащихся, имеющих высокую и повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;

 - создание индивидуальных образовательных программ;

- повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с учащимися с низкой мотивацией;

- совершенствование системы работы с учащимися с низкой мотивацией.

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Я всегда готов учиться,

но мне не всегда нравится,

когда меня учат.

У. Черчилль

     К группе учащихся с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности, как правило, относят  детей и подростков, имеющих отклонения от норм   поведения и находящихся в социально-опасном положении в семье.  Уровень культуры,  грамотности и воспитанности взрослого населения  в последние годы сильно снизился, особенно заметно это в сельской местности. В деревне  мало остается образованных, культурных людей (очень сильно на это влияет отсутствие работы на селе), молодые люди стараются найти работу в городе, где культурный и образовательный уровень выше. Поселковая среда отрицательно влияет на воспитание  и обучение детей. Школе все сложнее противостоять этому негативному влиянию. Школьные учителя часто не находят поддержки у родителей своих учеников в вопросах обучения и воспитания.

     Перед школой встает серьезная цель:  воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта;  сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.

     Предметная область «Искусство» как раз и является  той самой первой ступенькой,  преодолев которую, у детей и подростков  может начаться рост самосознания и духовного совершенствования.

     Причины низкой мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности:

     - слабая концентрация внимания;

     - низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;

     - индивидуальные типологические особенности личности.

     - несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);

     - низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;

     - низкий уровень восприятия;

     - низкий уровень развития общего интеллекта;

     - низкий уровень объёма внимания;

     - преобладающая мотивация учения – игровая

     - низкий уровень развития образного мышления.

     - низкий уровень развития общего интеллекта.

     Цель программы: создание благоприятных условий для повышения мотивации учащихся  в предметной области «Искусство».

     Задачи:  

  1. разработать диагностические исследования для выявления учащихся с

 низкой мотивацией к предметам искусства,  а также их индивидуальные и личностные качества и интересы;

  1. организовать образовательный процесс с учетом современных методов

и приемов, способствующих повышению интереса к обучению;

  1. использовать ИКТ в работе с учащимися,  имеющими низкую

мотивацию  к учебно-познавательной деятельности;

  1. проводить для учащихся с низкой мотивацией   уроки творчества,  

творческие выставки, викторины,  марафоны,  предметные КВН;

  1. проводить работу с родителями по поддержанию и развитию

мотивации к учебно-познавательной деятельности  детей как в школе, так и дома;

  1. способствовать созданию  атмосферы  психологического комфорта для

 таких учащихся;

  1. организовать  учебную  работу с такими учащимися по

индивидуальному плану;

  1. использовать в работе традиционные и нетрадиционные формы;
  2. проводить групповые занятия совместно с сильными учащимися;
  3. привлекать учащихся с низкой и пониженной мотивацией к работе

кружков, внеклассных мероприятий;

  1. использовать в работе методы проектов;
  2. привлекать к участию в районных и республиканских конкурсах и

олимпиадах;

  1. использовать ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

     

     Задачи:

  1. Выявить группу учащихся с низкой мотивацией на текущий учебный

 год.

  1. Создать банк данных учащихся, имеющих  низкий уровень учебной

 мотивации.

  1. Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую

 мотивацию к обучению.

  1. Произвести отбор педагогических технологий для организации

учебного процесса с такими учащимися.

  1. Организовать работу педагога,  направив её на обеспечение усвоения

базового уровня образования учащимися с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности.

Основные принципы построения программы:

      1. Междисциплинарность содержания

      2. Интеграция тем и проблем при изучении содержания.

      3. Умеренный  уровень насыщенности содержания.

      4. Активные методы обучения проблемно-диалогического характера.

      5. Направленность на развитие познавательной активности ребенка: развитие логического, творческого и критического мышления, способности к решению проблем.

      6. Совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися.

      7. Высокая степень самостоятельности в процессе обучения.        

  Принципы педагогической деятельности в работе учащимися с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности:

  1. принцип       максимального       разнообразия       предоставленных  

возможностей для развития личности;

  1. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  2. принцип создания условий для совместной работы воспитанников  с

максимальным  участием  педагога;

  1. принцип  работы над предметом малыми группами (учащиеся с

 нейтральным отношением к предмету с учащимися с низкой мотивацией);

  1. принцип проблемности обучения (использование проблемной мотивации, задания на каждом этапе урока)

Мероприятия по реализации программы.

  1. Школьные и районные конкурсы рисунков (плакатов), поделок,        

проектов, конкурсов и фестивалей  песни.    

  1. Участие в общешкольных творческих мероприятиях.
  2. Коллективные формы работы (как с учителем, так и с другими учащимися)

.                    

      Таким образом, работу с детьми, имеющими слабые  учебные способности можно осуществлять по следующему плану:

  1. Диагностика параметров индивидуального развития.
  2. Организация индивидуальной работы на уроке (определить меру

трудности задания, создать индивидуальный план работы, разработать систему творческих заданий)

  1. Учебная  деятельность с учетом  интересов ученика.

     Поэтому, выявив детей с низкой мотивацией к обучению, нужно  научить их думать, предпринять все возможности для развития их способностей.

     Большую помощь в повышении интереса учащихся к предмету имеют нестандартные уроки, такие как:

 - урок-практикум,

 - урок-путешествие,

 - урок-экскурсия,

 - урок-ролевая игра,

 - урок-игра,

 - урок-аукцион,

 - урок-сказка,

 - интегрированный урок.

     Уроки с элементами игры, как правило, очень сильно повышают мотивацию познавательной деятельности. Ряд проведенных нестандартных уроков позволяет держать мотивацию на высоком уровне довольно  продолжительное время. Это способствует закреплению знаний и повышению интереса к предмету.

     Интерес формируется и через внеклассные занятия, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей. В результате такой работы должна проявиться склонность к выбору профессии творческого направления.

Функции учителя музыки,  ИЗО, МХК:

  1. Выявление детей с низкой мотивацией         к учебно-познавательной

деятельности.

  1. Корректировка программ и тематических планов для работы с

учащимися с низкой мотивацией,  включение индивидуальных заданий, соответствующего уровня сложности.

  1. Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой и

пониженной мотивацией к учебно-познавательной деятельности.

  1. Создание в учебном кабинете картотеки материалов разного

 уровня сложности.

  1. Консультирование родителей таких детей по вопросам развития

способностей их детей.

  1. Подготовка отчетов о работе с учащимися с пониженной мотивацией.
  2. Организация творческих выставок таких учащихся.
  3. Предоставление необходимой информации классным руководителям.

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, содержащих сведения об различных уровнях

пониженной мотивации.

  1. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и

дифференцированных программ поддержки и развития учащихся с низкой мотивацией к учебно-познавателной деятельности, создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

  1. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания

 различных типов учащихся с низкой мотивацией.

  1. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
  1. Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.

Получение каждым ребенком базового уровня образования.

План работы с учащимися, имеющими

низкий уровень   учебной мотивации

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

на 2012-2013 учебный год

Мероприятия

Сроки

Кол-во часов

Ответственные

1

Индивидуальные задания соответствующего уровня сложности

сентябрь

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

2

Групповая работа «Интерьер русской избы» (ИЗО, 5-8 кл.)

сентябрь-октябрь

2

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

3

Участие в  предметной недели искусства

октябрь

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

4

Групповые творческие работы

Ноябрь-декабрь

2

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

5

Викторина: «Слушаю, смотрю, узнаю…»

январь

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

6

Подготовка к школьному конкурсу патриотической песни

январь

2

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

7

Кругограммы, филворды, кроссворды

январь

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

8

Урок-игра «Искусство в моей жизни»

февраль

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

9

Защита презентаций «Жизнь в искусстве»

март

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

10

Выполнение индивидуальных заданий

апрель

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

11

Проект «Костюмы к спектаклю»

октябрь-декабрь

4

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

12

Итоговое тестирование

май

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

СПИСОК УЧАЩИХСЯ,

имеющих низкую и пониженную мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Фамилия, имя учащегося

Класс

1

Охотникова Мария Сергеевна

5

2

Медведев Артем Валерьеич

7

3

Кардаков Сергей Николаевич

8

4

Мокрушин Захар Васильевич

8

5

Перов Александр Михайлович

9

6

Шеин Алексей Сергеевич

9

ЛИТЕРАТУРА

     1. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

     2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.

     3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.

     4. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.

     5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. – 476 с.

     6.Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.

     7. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с.

     8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.

     9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984. – 176 с.

     10.  Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с.

     11.  Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

     12.  Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

     13.  Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.

Приложение 1

Анкета

Фамилия, имя:

Класс:

Какое описание из ниже приведённых наиболее точно описывает твоё поведение в школе:

1.     Ты стремишься наиболее успешно выполнять все школьные требования, следуешь всем указаниям учителя. Ты ответственный, добросовестный, переживаешь, если что-то не получается.

2.     Успешно справляешься с учёбой, не испытываешь трудностей во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.

3.     достаточно благополучно чувствуешь себя в школе, чтобы общаться с друзьями. Тебе нравится иметь красивый портфель, ручки, тетради, но учебный процесс тебя мало привлекает.

4.     Посещаешь школу неохотно, предпочитаешь пропускать занятия. Часто на уроках занимаешься посторонними делами. Испытываешь трудности в учебной деятельности.

5.     Не справляешься с учебной деятельностью, испытываешь проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Отказываешься следовать тем или иным нормам и правилам поведения.

           

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посвящение в театралы "На волшебной горе Парнас"

Сценарий вечера посвящения в театралы. Проводится в театральной студии обучающимися старших групп  для детей 1-го года обучения....

"Русский Парнас"

Урок - заочное путешествие по подмосковной усадьбе Остафьево....

проверочная работа по теме "Аполлон и музы Парнаса" 5 класс МХК

проверочная работа в форме презентации по теме "Аполлон и музы Парнаса" 5 класс МХК по учебнику Даниловой Г.И. "Искусство 5 класс"...

Конкурс "Путь к Парнасу"

Положение к конкурсу "Путь к Парнасу"...

Аполлон и музы Парнаса

Сценарий внеклассного мероприятия (спектакля)...