Программа "Ступени к Парнасу"
рабочая программа по теме
Программа "Ступени к Парнасу" рассчитана на обучающихся, имеющих низкую мотивацию к познавательной деятельности в предметной области "Искусство". Цель настоящей программа - создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков обучающихся, имеющих низкую мотивацию к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nizkaya_motivaciya.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЮРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по УВР на заседании Директор МБОУ
МБОУ «Юркинская СОШ» педагогического «Юркинская СОШ»
_______ В.Н. Солодилина совета _______ Т.Г. Немцева
«__»__________ 2012 г. Протокол № ___ «__»_________ 2012 г
от «__»______2012 г.
ПРОГРАММА
«Ступени к Парнасу»
(для учащихся, имеющих низкую мотивацию
к учебно-познавательной деятельности
в предметной области «Искусство»)
(изобразительное искусство, мировая художественная культура,
музыка, театральная студия «Арлекин»)
5-11 классы
Составитель программы:
Иванова Наталья Степановна,
учитель музыки, ИЗО и МХК
второй квалификационной категории
МБОУ «Юркинская средняя
общеобразовательная школа»
п. Юркино,
2012 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Ступени к Парнасу» |
Основания для разработки программы | Программа МБОУ «Юркинская средняя общеобразовательная школа» «Учащиеся с высокой и низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности» |
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков учащихся, имеющих низкую мотивацию к предметной деятельности «Искусство» |
Срок реализации программы | 2012 – 2015 годы |
Исполнители основных мероприятий программы | Учитель музыки, ИЗО, МХК, классные руководители, социальный педагог |
Соисполнители | Учащиеся, родители учащихся |
Источники финансирования программы | Местный бюджет |
Ожидаемые конечные результаты программы | - увеличение количества учащихся, имеющих высокую и повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; - создание индивидуальных образовательных программ; - повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с учащимися с низкой мотивацией; - совершенствование системы работы с учащимися с низкой мотивацией. |
Система контроля исполнения программы | Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Я всегда готов учиться,
но мне не всегда нравится,
когда меня учат.
У. Черчилль
К группе учащихся с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности, как правило, относят детей и подростков, имеющих отклонения от норм поведения и находящихся в социально-опасном положении в семье. Уровень культуры, грамотности и воспитанности взрослого населения в последние годы сильно снизился, особенно заметно это в сельской местности. В деревне мало остается образованных, культурных людей (очень сильно на это влияет отсутствие работы на селе), молодые люди стараются найти работу в городе, где культурный и образовательный уровень выше. Поселковая среда отрицательно влияет на воспитание и обучение детей. Школе все сложнее противостоять этому негативному влиянию. Школьные учителя часто не находят поддержки у родителей своих учеников в вопросах обучения и воспитания.
Перед школой встает серьезная цель: воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта; сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.
Предметная область «Искусство» как раз и является той самой первой ступенькой, преодолев которую, у детей и подростков может начаться рост самосознания и духовного совершенствования.
Причины низкой мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности:
- слабая концентрация внимания;
- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
- индивидуальные типологические особенности личности.
- несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
- низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
- низкий уровень восприятия;
- низкий уровень развития общего интеллекта;
- низкий уровень объёма внимания;
- преобладающая мотивация учения – игровая
- низкий уровень развития образного мышления.
- низкий уровень развития общего интеллекта.
Цель программы: создание благоприятных условий для повышения мотивации учащихся в предметной области «Искусство».
Задачи:
- разработать диагностические исследования для выявления учащихся с
низкой мотивацией к предметам искусства, а также их индивидуальные и личностные качества и интересы;
- организовать образовательный процесс с учетом современных методов
и приемов, способствующих повышению интереса к обучению;
- использовать ИКТ в работе с учащимися, имеющими низкую
мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
- проводить для учащихся с низкой мотивацией уроки творчества,
творческие выставки, викторины, марафоны, предметные КВН;
- проводить работу с родителями по поддержанию и развитию
мотивации к учебно-познавательной деятельности детей как в школе, так и дома;
- способствовать созданию атмосферы психологического комфорта для
таких учащихся;
- организовать учебную работу с такими учащимися по
индивидуальному плану;
- использовать в работе традиционные и нетрадиционные формы;
- проводить групповые занятия совместно с сильными учащимися;
- привлекать учащихся с низкой и пониженной мотивацией к работе
кружков, внеклассных мероприятий;
- использовать в работе методы проектов;
- привлекать к участию в районных и республиканских конкурсах и
олимпиадах;
- использовать ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- Выявить группу учащихся с низкой мотивацией на текущий учебный
год.
- Создать банк данных учащихся, имеющих низкий уровень учебной
мотивации.
- Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую
мотивацию к обучению.
- Произвести отбор педагогических технологий для организации
учебного процесса с такими учащимися.
- Организовать работу педагога, направив её на обеспечение усвоения
базового уровня образования учащимися с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности.
Основные принципы построения программы:
1. Междисциплинарность содержания
2. Интеграция тем и проблем при изучении содержания.
3. Умеренный уровень насыщенности содержания.
4. Активные методы обучения проблемно-диалогического характера.
5. Направленность на развитие познавательной активности ребенка: развитие логического, творческого и критического мышления, способности к решению проблем.
6. Совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися.
7. Высокая степень самостоятельности в процессе обучения.
Принципы педагогической деятельности в работе учащимися с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы воспитанников с
максимальным участием педагога;
- принцип работы над предметом малыми группами (учащиеся с
нейтральным отношением к предмету с учащимися с низкой мотивацией);
- принцип проблемности обучения (использование проблемной мотивации, задания на каждом этапе урока)
Мероприятия по реализации программы.
- Школьные и районные конкурсы рисунков (плакатов), поделок,
проектов, конкурсов и фестивалей песни.
- Участие в общешкольных творческих мероприятиях.
- Коллективные формы работы (как с учителем, так и с другими учащимися)
.
Таким образом, работу с детьми, имеющими слабые учебные способности можно осуществлять по следующему плану:
- Диагностика параметров индивидуального развития.
- Организация индивидуальной работы на уроке (определить меру
трудности задания, создать индивидуальный план работы, разработать систему творческих заданий)
- Учебная деятельность с учетом интересов ученика.
Поэтому, выявив детей с низкой мотивацией к обучению, нужно научить их думать, предпринять все возможности для развития их способностей.
Большую помощь в повышении интереса учащихся к предмету имеют нестандартные уроки, такие как:
- урок-практикум,
- урок-путешествие,
- урок-экскурсия,
- урок-ролевая игра,
- урок-игра,
- урок-аукцион,
- урок-сказка,
- интегрированный урок.
Уроки с элементами игры, как правило, очень сильно повышают мотивацию познавательной деятельности. Ряд проведенных нестандартных уроков позволяет держать мотивацию на высоком уровне довольно продолжительное время. Это способствует закреплению знаний и повышению интереса к предмету.
Интерес формируется и через внеклассные занятия, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей. В результате такой работы должна проявиться склонность к выбору профессии творческого направления.
Функции учителя музыки, ИЗО, МХК:
- Выявление детей с низкой мотивацией к учебно-познавательной
деятельности.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с
учащимися с низкой мотивацией, включение индивидуальных заданий, соответствующего уровня сложности.
- Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой и
пониженной мотивацией к учебно-познавательной деятельности.
- Создание в учебном кабинете картотеки материалов разного
уровня сложности.
- Консультирование родителей таких детей по вопросам развития
способностей их детей.
- Подготовка отчетов о работе с учащимися с пониженной мотивацией.
- Организация творческих выставок таких учащихся.
- Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Ожидаемые результаты
- Создание банка данных, содержащих сведения об различных уровнях
пониженной мотивации.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и
дифференцированных программ поддержки и развития учащихся с низкой мотивацией к учебно-познавателной деятельности, создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания
различных типов учащихся с низкой мотивацией.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.
Получение каждым ребенком базового уровня образования.
План работы с учащимися, имеющими
низкий уровень учебной мотивации
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
на 2012-2013 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Кол-во часов | Ответственные |
1 | Индивидуальные задания соответствующего уровня сложности | сентябрь | 1 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
2 | Групповая работа «Интерьер русской избы» (ИЗО, 5-8 кл.) | сентябрь-октябрь | 2 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
3 | Участие в предметной недели искусства | октябрь | 1 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
4 | Групповые творческие работы | Ноябрь-декабрь | 2 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
5 | Викторина: «Слушаю, смотрю, узнаю…» | январь | 1 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
6 | Подготовка к школьному конкурсу патриотической песни | январь | 2 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
7 | Кругограммы, филворды, кроссворды | январь | 1 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
8 | Урок-игра «Искусство в моей жизни» | февраль | 1 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
9 | Защита презентаций «Жизнь в искусстве» | март | 1 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
10 | Выполнение индивидуальных заданий | апрель | 1 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
11 | Проект «Костюмы к спектаклю» | октябрь-декабрь | 4 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
12 | Итоговое тестирование | май | 1 | Иванова Н.С., учитель музыки, ИЗО, МХК |
СПИСОК УЧАЩИХСЯ,
имеющих низкую и пониженную мотивацию к учебно-познавательной деятельности
№ | Фамилия, имя учащегося | Класс |
1 | Охотникова Мария Сергеевна | 5 |
2 | Медведев Артем Валерьеич | 7 |
3 | Кардаков Сергей Николаевич | 8 |
4 | Мокрушин Захар Васильевич | 8 |
5 | Перов Александр Михайлович | 9 |
6 | Шеин Алексей Сергеевич | 9 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.
4. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.
5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. – 476 с.
6.Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.
7. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984. – 176 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с.
11. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979
12. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.
13. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.
Приложение 1
Анкета
Фамилия, имя:
Класс:
Какое описание из ниже приведённых наиболее точно описывает твоё поведение в школе:
1. Ты стремишься наиболее успешно выполнять все школьные требования, следуешь всем указаниям учителя. Ты ответственный, добросовестный, переживаешь, если что-то не получается.
2. Успешно справляешься с учёбой, не испытываешь трудностей во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.
3. достаточно благополучно чувствуешь себя в школе, чтобы общаться с друзьями. Тебе нравится иметь красивый портфель, ручки, тетради, но учебный процесс тебя мало привлекает.
4. Посещаешь школу неохотно, предпочитаешь пропускать занятия. Часто на уроках занимаешься посторонними делами. Испытываешь трудности в учебной деятельности.
5. Не справляешься с учебной деятельностью, испытываешь проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Отказываешься следовать тем или иным нормам и правилам поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посвящение в театралы "На волшебной горе Парнас"
Сценарий вечера посвящения в театралы. Проводится в театральной студии обучающимися старших групп для детей 1-го года обучения....
"Русский Парнас"
Урок - заочное путешествие по подмосковной усадьбе Остафьево....
проверочная работа по теме "Аполлон и музы Парнаса" 5 класс МХК
проверочная работа в форме презентации по теме "Аполлон и музы Парнаса" 5 класс МХК по учебнику Даниловой Г.И. "Искусство 5 класс"...
Конкурс "Путь к Парнасу"
Положение к конкурсу "Путь к Парнасу"...
Аполлон и музы Парнаса
Сценарий внеклассного мероприятия (спектакля)...