Программа факультатива по физике для 6 класса.
календарно-тематическое планирование по физике (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_fizike_6_kl.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 36» |
«Согласовано» «Согласовано»
Директор МАОУ СОШ № 36 г. Владимира ШМО учителей
_____________________ Е.Б. Кувшинова естественнонаучного цикла
«__ _»_______________ 2012 г. МОУ СОШ №36 г. Владимира
Протокол №_______
От «____»___________20____г.
Руководитель ШМО
_____________/Безукладнова Е.Д./
ПРОГРАММА
факультативного курса «Удивительная физика».
Автор программы Сергеева Е.Н.- учитель физики.
Владимир, 2012
Пояснительная записка
Факультативный курс предусматривает подготовку к изучению базового курса “Физики” в основной школе.
Школьники 10-11 лет готовы на качественном уровне понять многие явления природы, изучать которые им предстоит старших классах. В данном курсе изучение предмета начинается не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении. Ученик становится субъектом процесса обучения, учится самостоятельно и осознанно приобретать знания из различных источников – собственного жизненного опыта, дополнительной литературы, специально поставленного эксперимента, телепередачи, из рассказа учителя или одноклассников. Главное – развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания и использовать их в повседневной жизни.
Факультативный курс “Удивительная физика” рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю в 6 классе).
Цели факультатива:
- способствовать развитию мышления учащихся,
- развивать интерес к предмету,
- готовить к углублённому восприятию материала на второй ступени обучения.
Задачи:
- осуществлять первоначальное ознакомление учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире;
- обучать учащихся четкому использованию измерительных приборов;
- развивать интерес к исследовательской деятельности;
- научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;
- прививать интерес к изучению физики.
Ожидаемые результаты:
- осознание практической значимости предмета физики;
- расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
- приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
- совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п.
Программа.
№ | Тема | Лабораторные работы | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1. Измерить и перевести в СИ длину сажени, дюйма, фута, пяди и др. 2. Измерить расстояние от двери до окна в милях (перевести в СИ). 3. Определение размеров физических тел. 4. Измерения с помощью штангенциркуля, микрометра. 5. Проведение ряда измерений времени различными способами: с помощью секундомера, метронома, отсчёта пульса и др. 6. Измерение объема жидкости. 7. Измерение объема твердого тела. | 10 |
2 | Тела и вещества. | 8. Наблюдение различных физических тел. 9. Наблюдение различных состояний вещества. 10. Измерение температуры воды и воздуха. 11. Наблюдение делимости вещества. 12. Наблюдение явления диффузии. 13. Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ. | 8 |
3 | Взаимодействие тел. | 14. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации. 15. Измерение силы. 16. Измерение силы трения. 17. Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел. 18. Наблюдение магнитного взаимодействия. 19. Вычисление давления тела на опору. | 16 |
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятия. | Форма проведения занятия. |
Введение (10 часов) | ||
1. | Введение. Природа. Человек – часть природы. | Беседа. |
2. | Необходимость измерений. Измерительные приборы. | Беседа. |
3-5. | Способы измерения расстояний (размеров) | Беседа, л/р, практические упражнения. |
6-7. | Измерение времени. | Практические упражнения, л/р. |
8-10. | Измерение площадей и объёмов. | Эвристическая беседа с практическими упражнениями и переводом в квадратные метры, л/р. |
Тела и вещества (8 часов) | ||
11. | Состояния вещества | Лабораторный эксперимент. |
12-13. | Масса. Измерение массы. | Беседа, л/р. |
14. | Температура. | Лабораторный эксперимент. |
15. | Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. | Комбинированное занятие. |
16. | Движение частиц вещества. | Л/р. |
17. | Взаимодействие частиц вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел с молекулярной точки зрения. | Л/р. |
18. | Строение атома, ионы. | Комбинированное занятие. |
Взаимодействие тел (16 ч) | ||
19. | К чему приводит действие одного тела на другое. Силы. | Лабораторный эксперимент. |
20. | Действие рождает противодействие. | Комбинированное занятие. |
21. | Всемирное тяготение. | Комбинированное занятие. |
22. | Деформация. Сила упругости. | Лабораторный эксперимент. |
23. | Условие равновесия. | Беседа. |
24. | Измерение силы. | Л/р. |
25. | Трение. | Беседа, л/р. |
26. | Электрические силы. | Л/р. |
27. | Магнитное взаимодействие. | Л/р. |
28. | Давление. | Комбинированное занятие. |
29. | Задачи на вычисление давления. | Занятие-игра. |
30. | Давление в жидкости и газе. | Комбинированное занятие. |
31. | Давление на глубине. | Устный журнал. |
32. | Сообщающиеся сосуды. | Комбинированное занятие. |
33. | Архимедова сила. От чего зависит выталкивающая сила? | Беседа, л/р. |
34. | Изучение архимедовой силы. | Л/р. |
Литература
Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение,1981.
Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение,1970.
Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. – М.: Просвещение,1988.
Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2006.
Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
программа факультатива по литературе 8 класс
факультатив...
Программа факультатива по математике 5 класса
Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащим...
Рабочая программа факультатива по экологии 8 класс
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....
Рабочая программа факультатива по экологии 9 класс
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....
Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 8 класс
Факультативный курс для 8 класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике. Курс рассчитан на ...
Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 9 класс
Факультативный курс по физике для 9-го класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике, подго...