Рабочая программа факультатива по экологии 9 класс
рабочая программа по экологии (9 класс) на тему
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_ekologiya_9_klass.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Константиновская средняя общеобразовательная школа
г. Домодедово
Утверждаю:
Директор
МАОУ Константиновская СОШ
_____________ Гыбина М.Ю.
«____»____________2013 г.
Приказ №____________
Рабочая программа факультатива по экологии
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Зайцева Людмила Станиславовна
учитель экологии второй категории
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультатива «Экология» для 9 класса составлена на основе авторской программы А.Т.Зверева «Экология» и обеспечивается учебником «Экология » для 7 - 9 классов, автор: А.Т. Зверев, М: Изд-во «Оникс» , 2007 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений».
Программа составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы. Разделы программы подчинены достижению фундаментальной цели экологического образования.
Задачи:
- умение людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении;
- сохранение природы;
- уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды.
Главная цель преподавания экологии в 9 классе:
— продолжить воспитание экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество — природа»;
- раскрыть основные понятия и основное содержание современной экологии, показать причины региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодоления как на основе более рационального природопользования, так и изменения потребительского мировоззрения на экологическое.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс ( 34 ч )
Социальная экология
Раздел 1. Введение в социальную экологию (1 ч.)
Что изучает социальная экология. Основные понятия и задачи социальной экологии. Значение социальной экологии для настоящего и будущего человечества.
Раздел 2. Экология человека (16 ч. + 1 ч. практическая работа)
Окружающая человека среда. Воздействие природной, квазиприродной, искусственной и социальной среды на человека. Классификация и иерархия потребностей человека. Биоэтика и поведение человека. Скрытые возможности организма человека. Воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Вредные вещества и их воздействие на человека. Здоровый образ жизни. Вред табака, алкоголя и наркотиков. Взаимоотношения друг с другом. Эволюция личности.
Раздел 3. Исторический анализ взаимоотношений общества и природы (4 ч.)
История взаимоотношений общества и природы. Экологические кризисы в истории человечества. Экологические (хозяйственные) революции. Общие законы взаимоотношений общества и природы.
Раздел 4. Основные проблемы социальной экологии
(11 ч. + 1 ч. практическая работа )
Влияние современной хозяйственной деятельности общества на биосферу. Понятие о природных и антропогенных экологических катастрофах. Экологическая катастрофа Аральского региона. Стихийные бедствия. Рост численности населения. Урбанизация и рост городов. Экология города. Техносфера. Рациональное природопользование. Ноосфера. Устойчивое развитие общества. Общественное экологическое движение. Конституция РФ и Закон «Об охране окружающей среды» о праве человека на благоприятную окружающую среду.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 «А» класса
1час в неделю – 34 часа в год
1 четверть – 9 часов: -
2 четверть – 7 часов: 1ч – практическая работа
3 четверть – 10 часов: 1 ч– практическая работа
4 четверть – 8 часов:-
№ урока | Тема | Сроки | Скорректи-рованные сроки |
1 | Введение в социальную экологию. | ||
1. Экология человека. | |||
2 | Окружающая среда организма. | ||
3 | Воздействие природной среды на человека. | ||
4 | Значение культурных ландшафтов для человека. | ||
5 | Воздействие искусственной среды на человека. | ||
6. | Воздействие социальной среды на человека. | ||
7. | Классификация и иерархия потребностей человека. | ||
8. | Биоэтика и поведение человека. | ||
9. | Скрытые возможности организмы человека. | ||
10. | Воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека. | ||
11. | Классификация вредных вещества. | ||
12. | Здоровый образ жизни. | ||
13. | Вред курения табака. | ||
14. | Вред алкоголизма. | ||
15. | Вред употребления наркотиков. Практическая работа № 1 по теме: «О вреде курения, алкоголя, наркомании». | ||
16. | Нравственные принципы – основа взаимоотношений людей. | ||
17. | Развитие личности. | ||
18. | Проверочная работа по теме: «Экология человека». | ||
2. Исторический анализ взаимоотношений общества и природы. | |||
19. | История взаимоотношений общества и природы. | ||
20. | Экологические кризисы и экологические революции в истории человечества. | ||
21. | Общие законы взаимоотношений общества и природы. | ||
22. | Проверочная работа по теме: «Исторический анализ взаимоотношений общества и природы». | ||
3. Основные проблемы социальной экологии. | |||
23. | Влияние современной хозяйственной деятельности на биосферу. | ||
24. | Экологические катастрофы. Практическая работа № 2 по теме: «Влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека». | ||
25. | Экологическая катастрофа Аральского региона. | ||
26. | Стихийные бедствия. | ||
27. | Изменения климата за последние пять тысяч лет. | ||
28. | Рост численности населения. | ||
29. | Урбанизация и рост городов. | ||
30. | Экология города. | ||
31. | Техносфера и рациональное природопользование. | ||
32. | Ноосфера и устойчивое развитие мирового сообщества. | ||
33. | Право человека на благоприятную экологическую среду. Общественное экологическое движение. | ||
34. | Обобщение темы: «Социальная экология». | ||
Итого: 34 часа Практическая работа – 2 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 «Б» класса
1час в неделю – 34 часа в год
1 четверть – 9 часов: -
2 четверть – 7 часов: 1ч – практическая работа
3 четверть – 10 часов: 1 ч– практическая работа
4 четверть – 8 часов:-
№ урока | Тема | Сроки | Скорректи-рованные сроки |
1 | Введение в социальную экологию. | ||
1. Экология человека. | |||
2 | Окружающая среда организма. | ||
3 | Воздействие природной среды на человека. | ||
4 | Значение культурных ландшафтов для человека. | ||
5 | Воздействие искусственной среды на человека. | ||
6. | Воздействие социальной среды на человека. | ||
7. | Классификация и иерархия потребностей человека. | ||
8. | Биоэтика и поведение человека. | ||
9. | Скрытые возможности организмы человека. | ||
10. | Воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека. | ||
11. | Классификация вредных вещества. | ||
12. | Здоровый образ жизни. | ||
13. | Вред курения табака. | ||
14. | Вред алкоголизма. | ||
15. | Вред употребления наркотиков. Практическая работа № 1 по теме: «О вреде курения, алкоголя, наркомании». | ||
16. | Нравственные принципы – основа взаимоотношений людей. | ||
17. | Развитие личности. | ||
18. | Проверочная работа по теме: «Экология человека». | ||
2. Исторический анализ взаимоотношений общества и природы. | |||
19. | История взаимоотношений общества и природы. | ||
20. | Экологические кризисы и экологические революции в истории человечества. | ||
21. | Общие законы взаимоотношений общества и природы. | ||
22. | Проверочная работа по теме: «Исторический анализ взаимоотношений общества и природы». | ||
3. Основные проблемы социальной экологии. | |||
23. | Влияние современной хозяйственной деятельности на биосферу. | ||
24. | Экологические катастрофы. Практическая работа № 2 по теме: «Влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека». | ||
25. | Экологическая катастрофа Аральского региона. | ||
26. | Стихийные бедствия. | ||
27. | Изменения климата за последние пять тысяч лет. | ||
28. | Рост численности населения. | ||
29. | Урбанизация и рост городов. | ||
30. | Экология города. | ||
31. | Техносфера и рациональное природопользование. | ||
32. | Ноосфера и устойчивое развитие мирового сообщества. | ||
33. | Право человека на благоприятную экологическую среду. Общественное экологическое движение. | ||
34. | Обобщение темы: «Социальная экология». | ||
Итого: 34 часа Практическая работа – 2 часа |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 9 КЛАССА
В результате изучения экологии учащиеся 9 класса должны знать:
- основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время;
- основные экологические последствия этого воздействия;
- современное экологическое состояние экосистем;
- закономерности развития экосистем;
- основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;
- основные природоохранные мероприятия;
- принципы рационального природопользования;
- условия устойчивого развития человечества.
Учащиеся должны получить навыки и уметь:
-анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
- проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях;
- оценивать общее экологическое состояние экосистем на основе биоиндикации;
- проводить практические работы, приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде; сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).
Контроль знаний обучающихся будет осуществляться через проведение уроков повторения и закрепления знаний, выполнение практических работ по разделам: «Экология человека», «Основные проблемы социальной экологии».
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.А.Т. Зверев «Экология » учебник для 7-9 классов. М: Изд-во «Оникс» , 2007 г.
2.А.Т. Зверев, В.Н.Кузнецов, Л.А. Ачапкина. Методическое пособие «Экология» для 7-9 классов. М: Изд-во «Оникс» , 2007 г.
3. А.Т. Зверев, А.В.Ачапкина. Практикум «Экология» для 7-9 классоа. М: Изд-во «Оникс» , 2007 г.
Мультимедийная поддержка курса:
1. Видеокассеты: Экологические системы.
Экология XXI век.
Согласовано
протокол заседания методического
объединения учителей естественнонаучного цикла
№ 1 от «_____»______________2013 года
Согласовано
зам.директора по УВР
__________________
«______»___________2013 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс
Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....
Рабочая программа факультатива по экологии 8 класс
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....
Рабочие программы факультативов 8, 9 классов
Факультатив "избранные вопросы математики" для 8, 9 классов...
Рабочая программа факультатива для 5 класса Байкаловедение
Программа написана на основе методического пособия для учителя, автор программы Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Программа спецкурса для учащихся 5 (6), 6 (7) классов общеобразовательных учреждений. – ...
Рабочая программа факультатива 9-й класс русский язык
Данный факультатив актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку,к успешн...
Рабочая программа факультатива в 5 классе «Мир Левенгука»
Пояснительная записка Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основног...