Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Факультативный курс для 8 класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике. Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа факультатива "Экспериментальные задачи в физике", 8 кл. | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике - это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы учителя физики Петропавловской Ирины Витальевны – Программа факультатива по физике для 8 класса «Экспериментальные задачи в физике».
Факультативный курс «Экспериментальные задачи в физике» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике.
Рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).
Цель: дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование;
- обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;
- дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;
- научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;
- повысить интерес учащихся к изучению физики и проведению физического эксперимента.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Теплопередача и работа (6 ч.)
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Способы теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса.
Экспериментальные задачи
- Опыт «Несгораемая бумага». Почему бумага не горит на гвозде и загорается на карандаше?
- Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле?
- Измерение теплоёмкости твёрдого тела.
- Рассчитать и проверить на опыте, сколько нужно влить кипятка в холодную воду массой 200 г, взятой при комнатной температуре, чтобы получить смесь температурой 60 º С.
2. Изменение агрегатных состояний вещества (5 ч.)
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Парообразование и конденсация. Влажность воздуха. Тепловые двигатели.
Экспериментальные задачи
- Измерение удельной теплоты плавления льда.
- Как вызвать кипение воды при температуре ниже 100º С?
- Измерение влажности воздуха при помощи термометра и психрометрической таблицы.
- Измерение точки росы и влажности воздуха при помощи гигрометра и психрометра.
3. Электричество (2 ч).
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле. Электризация через влияние. Потенциал.
Экспериментальные задачи
- Определите знак заряда пластмассовой линейки, потёртой о бумагу, если в вашем распоряжении гильза на нити, эбонитовая палочка и кусок меха.
- Поставьте электрометр на пластинку изолятора. Зарядите его шар до небольшой разности потенциалов и дайте стрелке успокоиться. Коснитесь рукой корпуса электрометра. Почему угол отклонения стрелки увеличивается?
- Зарядите шар электрометра положительным зарядом и поднесите сверху к шару отрицательно заряженную эбонитовую палочку. Угол отклонения стрелки уменьшается. Подносите отрицательно заряженную палочку снизу к корпусу. Угол отклонения увеличивается. Почему? Можно найти такую траекторию движения отрицательно заряженной палочки к электрометру, когда угол отклонения стрелки не будет изменяться.
4. Сила тока, напряжение, сопротивление (9 ч.)
Электрический ток, гальванические элементы и аккумуляторы. Сила тока, амперметр. Напряжение, вольтметр. Сопротивление, измерение сопротивления. Соединения проводников – последовательное, параллельное, смешанное. Расчёт сложных цепей.
Экспериментальные задачи
- К клеммам гальванометра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепите гвоздь. Воткните медный провод и гвоздь в картофелину – стрелка гальванометра отклоняется. Почему?
- Измерить максимальное и минимальное сопротивление реостата с помощью амперметра и вольтметра.
- Решение задач на различные соединения проводников.
- Решение задач на расчёт сопротивления сложных цепей.
5. Работа и мощность тока. Электромагнитные явления (6 ч.)
Работа и мощность тока. Магнитное поле тока. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
Экспериментальные задачи
- Решение задач на расчёт мощности и работы тока.
- Измерение мощности и работы тока в лампочке за определённое время.
- Изучение принципа работы различных электромагнитных реле.
- Предложить свой проект быстрого и простого способа очистки строительного материала от железных или стальных предметов (обрезков жести, железных опилок, гвоздиков и т.п.)
- Изучение спектров постоянных магнитов. Занимательные опыты с магнитами.
6. Световые явления (7 ч).
Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Закон преломления света. Призма. Линза. Измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линзы.
Экспериментальные задачи
- Между настольной лампой и стеной при отключенном верхнем свете поместите несколько различных предметов и получите от каждого на стене тень и полутень. Объясните с помощью чертежей их образование.
- Изучение отражение света от плоского, выпуклого и вогнутого зеркала.
- Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
- Опыты с призмой и линзой.
- Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы и рассеивающей.
7. Заключение. (1 ч)
Подведение итогов работы за год; КВН.
Экспериментальные задачи
Самостоятельно придумать или подобрать, решить и защитить экспериментальную задачу по курсу 8 класса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование | Максимальная нагрузка | Количество часов | Практические занятия | ||
Практикумы решения экспериментальных задач | Зачётные занятия | ||||
разделов | тем | ||||
|
| 6 | 1 0,5 1 1 | 0,5 1 1 | |
|
| 5 | 1 0,5 0,5 1 | 1 0,5 0,5 | |
|
| 2 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | |
|
| 9 | 0,5 1 1 0,5 1 1 | 0,5 0,5 2 1 | |
|
| 6 | 1 1 0,5 | 2 1 0,5 | |
|
| 7 | 0,5 0,5 1 0,5 1 | 0,5 0,5 1 0,5 1 | |
|
| 1 | 1 | ||
Всего: 34 ч Зачётные занятия: 1 | |||||
Практические занятия | |||||
| 0,25 0,25 1 1 1 0,5 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25 0,5 0,5 2 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 |
Ожидаемые результаты:
1) осознание практической значимости предмета физики;
2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».
Литература для учащихся
- Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.
- Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973.
- Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988.
- Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. - М.: Просвещение,1986.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
- Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972.
- Пёрышкин А.В. физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.
Литература для учителя
- Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. - М.: Просвещение,1981.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.
- Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение,1970.
- Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. - М.: Просвещение,1988.
- Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2006.
- Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Физика в школе: Сб. нормат. Документов / Сост. Н.А. Ермолаева, В.А. Орлов. - М.: Просвещение,1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»
Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...
Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса
Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. ...
рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 8 класса
Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направле...
Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 9 класс
Факультативный курс по физике для 9-го класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике, подго...
Программа учебного курса «Решение экспериментальных задач по физике» (8 класс)
В системе школьного обучения физике особое место занимают экспериментальные задачи. К которым относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с раз...