Семь штрихов к профессиональному портрету
статья по физике на тему

Адамова Лариса Валерьевна

Итоги работы кафедры математики, физики, информатики БОУ г. Омска «Гимназия №12» за 2008-2012 годы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семь штрихов к профессиональному портрету

(Итоги работы кафедры математики, физики, информатики БОУ г. Омска «Гимназия №12» за 2008-2012 годы)

Адамова Л. В., руководитель кафедры математики, физики, информатики  БОУ г. Омска «Гимназия №12»

Сегодня за окном 2013 год. За последние годы изменились  мы, изменилась и наша работа. Потому что наши учителя всегда в поиске, всегда идут в ногу со временем, внедряя  инновационные идеи.

Штрих первый… Наша кафедра учителей математики, физики и информатики отличается стабильностью кадров, созвездием опытных педагогов: Поплавская Лариса Олеговна, Метелищенко Елена Васильевна, Шестухина Валентина Владимировна, учителя математики;  Адамова Лариса Валерьевна, учитель физики и яркими звездочками - молодыми учителями: Гигель Анна Сергеевна, Кочуб Марина Александровна, учителя информатики; Вяденко Татьяна Александровна, учитель математики. С сентября  2012 года к нам в гимназию пришла Бурлакова Наталья Викторовна, учитель информатики и математики, и   наша кафедра пополнилась опытным педагогом.

Симбиоз опыта и молодости  педагогов позволяет эффективно развиваться всем учителям кафедры, участвовать в   инновационной деятельности, повышать качество знаний.

Штрих второй…Главной целью кафедры математики, физики и информатики  является создание условий  для развития профессиональной компетентности педагога, возможности участия его в инновационной  деятельности, оказание помощи в анализе, обобщении  и распространении педагогического опыта. Достижение этой цели осуществляется в результате:

1. Планирования, обсуждения и корректировки  плана работы кафедры математики, физики, информатики на следующий  учебный год.

2. Применения  на заседаниях кафедры таких форм и методов, как коллективное решение проблемных ситуаций,  дискуссии или мозговой атаки  по совершенствованию профессиональных умений, методов обучения предмету. Изучение и  внедрение в практику новых методик и образовательных технологий (проектное обучение, информационные технологии). Обсуждения образовательных программ (программ второго поколения) и методических комплектов.

3. Прохождения курсов повышения квалификации (в этом огромная заслуга администрации гимназии).

Можно выделить несколько наиболее важных направлений работы учителей.  Рассмотрим каждое направление в отдельности.

Штрих третийУчителя кафедры на протяжении нескольких последних лет работают над темой: «Формирование и развитие компетенций обучающихся на уроках физики, математики, информатики». Данное   направление является одним из главных в условиях современной школы и поэтому отражено в   методических темах учителей:

  • Гигель А.С., «Развитие компетенций обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ»;
  •  Метелищенко Е.В., «Формирование ценностно-смысловой компетенции на уроках математики»;
  •  Поплавская Л.О., «Формирование и развитие творческого стиля деятельности обучающихся на уроках математики»;
  •  Шестухина В. В.,  Кочуб М. А., «Развитие информационной компетенции на уроках информатики»;
  •  Адамова Л.В., «Развитие учебно-познавательной компетенции обучающихся   при решении  задач по физике»;
  •  ВяденкоТ.А., «Развитие учебно-познавательной компетенции обучающихся  при решении математических задач».

         Только потребность в непрерывном профессиональном совершенствовании является мотивом включения педагогов в инновационную деятельность, является стимулом  принимать участие в конкурсах профессионального мастерства, демонстрировать опыт по формированию и развитию компетенций обучающихся на уроках, принимать активное участие в творческих группах педагогических работников. Информированность педагогов об этих конкурсах  является одной из важных задач кафедры математики, физики, информатики.

Итак, в 2010 году Адамова Л. В., учитель физики стала лауреатом заочного тура второго этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России».

Два учителя кафедры в 2011 году стали победителями муниципальных

профессиональных конкурсов:

Гигель А. С.  в конкурсе «Открытие молодых специалистов», в номинации

«За эффективное использование проектной деятельности на уроках

информатики» по теме «Развитие компетентностей обучающихся средствами

проектной деятельности на уроке информатики и ИКТ»,   печатная работа по этой теме опубликована   на портале http://www.informio.ru);

  Адамова Л. В.  в конкурсе педагогических работников муниципальных

учреждений города Омска «Призвание» по теме «Развитие учебно-

познавательной компетенции обучающихся   при решении  задач по физике и

во внеклассной работе».

 В 2012 году   Кочуб М. А. стала участником конкурса молодых

специалистов «Открытие» по теме «Формирование

учебно-познавательной компетенции на уроках информатики».

В 2012 году Адамова Л. В. стала победителем, а Гигель А. С. , активным участником  областного  телекоммуникационного  проекта «Компетентностно - ориентированный урок» для учителей, магистров, аспирантов педагогических вузов. Данный проект проходил дистанционно на образовательном портале «Школа» Омского государственного педагогического университета. Учителями Адамовой Л. В. и Гигель А. С. были разработаны уроки и компетентностно - ориентированные задания по физике и информатике, которые вошли в сборник печатных работ (Электронная версия сборника компетентностно – ориентированных заданий и компетентностно -  ориентированных уроков представлены на сайте http://school.omgpu.ru).

С  целью повышения  квалификации по данному направлению учителя кафедры принимали  активное участие в работе городских творческих групп и семинарах.

Приведем несколько примеров.

1.Городское методическое сообщество по теме  «Образовательная программа Исследователь».

Итогами  этой работы стали  программы  дополнительного образования для школьников в 2011-2012 годах.  Адамова Л. В.  разработала образовательную программу «Исследователи природы»  по физике  для 7-9 классов, Поплавская Л. О.  - «Эти удивительные функции»  по   математике для обучающихся 8 классов, Гигель А. С.-  «Логознание»  по  информатике для 8 классов.

2. Творческая  группа учителей физики «Использование образовательных технологий при формировании и развитии ключевых компетентностей школьников»» в 2009-2010 годах. (Адамова Л. В., учитель физики).

3.  Городской семинар для молодых педагогов «Формирование общих умений обучающихся как условие освоения компетентностного подхода в обучении» в 2011году. Метелищенко Е. В. выступила с докладом «Формирование общих умений обучающихся на уроках математики», Адамова Л. В. выступила с докладом «Использование компетентностного подхода на уроках физики».

2 педагога прошли обучение на курсах «Технология и бизнес», «Технология и местное сообщество», «Технология и профессии» по программе Intel «Путь к успеху» (Гигель А. С., Адамова Л. В.)  Этими педагогами несколько  лет успешно проводятся дополнительные занятия кружка  по информатике  с применением  проектной  технологии.

Штрих четвертыйОсобое внимание уделяется совершенствованию  методики преподавания предметов, методов работы с одаренными детьми.

Работа учителей кафедры математики, физики, информатики в этом направлении отражена в следующих фактах и цифрах:

Поплавская Л. О., в 2008 году являлась участником городской творческой группы учителей математики «Особенности преподавания математики в профильных классах». Стала разработчиком тестов по основным разделам алгебры и геометрии 10-11 классов. В 2012 году   Метелищенко Е. В., Поплавская Л. О. были участниками  семинара «ЕГЭ и ГИА по математике: рекомендации по подготовке выпускников к итоговой аттестации на завершающем этапе. Особенности проверки и оценивания работ выпускников основной  и старшей школы» (ОГПУ)

В 2010 году Адамова Л. В., выступила по теме «Особенности преподавания школьного курса физики» на семинаре для молодых педагогов «Методическое сопровождение педагогов в реализации образовательных стандартов по физике на базовом уровне».

В 2010-2012 годах все педагоги приняли  участие в фестивале городских методических объединений педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Омска «Педагогический меридиан».

В 2012 году - в городской конференции «Муниципальная система образования города Омска в условиях реализации федерального проекта модернизации образования », подсекции «Особенности современного урока в условиях модернизации образования», где ими был представлен опыт работы в данном направлении.

Подтверждением ежедневной работы учителей кафедры математики, физики, информатики в данном направлении являются учебные достижения обучающихся по математике, физике, информатике.  Обученность -100% и качество знаний  в   2008-2009 г. - 68, 4% , 2009-2010 г. - 69%, 2010-2011 г. -74, 1%, 2011-2012 г. -  71, 45%.

 

За 2011-2012 год результаты достигли следующих значений:

  • информатика:  95,5% (Кочуб М. А.); 94,6% (Гигель А. С.);
  • алгебра и геометрия: 64,8% (Вяденко Т. А.), 60% (Поплавская Л.О.), 54,2% (Метелищенко Е. В.);
  • физика: 59,6% (Адамова Л. В.).

О профессионализме наших педагогов говорит и то, что Поплавская Л. О, Метелищенко Е. В.  каждый год являются членами  жюри в городских олимпиадах по математике.

Под руководством учителей кафедры обучающиеся приняли участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах, научно- практических конференциях, турнирах, играх  школьного, муниципального, областного, всероссийского  и международного уровня,  о чем говорят следующие цифры:

Мероприятие

2010-2011

2011-2012

Количество человек

Количество человек

Школьная олимпиада по физике, математике, информатике

94

85

Всероссийский игровой  конкурс «КИТ - компьютеры, информатика, технологии»

27

96

Международные  математические конкурсы «Кенгуру», «Кенгуру выпускникам»

180

174

Городской заочный интеллектуально-творческий конкурс по естествознанию «Через тернии - к звездам»

15

5

Областной турнир им. М. В. Ломоносова

42

45

Межрегиональная заочная  Олимпиада  «Авангард»

4

10

Всероссийская дистанционная интернет-олимпиада по физике, г.  Санкт- Петербург

7

Всероссийская межвузовская олимпиада по физике «Будущее Сибири (заочный/очный тур)

17/7

Городской интеллектуальный марафон «В пределах разума»

12

15

Всероссийский  молодежный физический чемпионат, г. Пермь

18

Всероссийская дистанционная олимпиада по физике, г. Воронеж

5

Всего участников

379

472

 В 2010-2011 году активное участие  в  телекоммуникационных проектах приняли следующие обучающиеся:

3 место в   телекоммуникационном  проекте  «Кому угрожает опасность?» Адамова Надежда,  Катанцева Ольга,  Мерзлякова Елизавета, 102 класс, Мороз Ольга,  Канаев Александр, Кулаженко Алексей,  8 2 класс,  руководитель АдамоваЛ. В., координатор ГигельА. С.;

  3        место         в конкурсе         компьютерной        графики «Омск-Кассиопея или отроки во Вселенной» Бугреева Ярослава,  Носков Дмитрий, 7 2 класс руководители ГигельА. С.

Участник  конкурса         компьютерной        графики «Омск-Кассиопея или отроки во Вселенной»  Компанец Татьяна, обучающаяся 102  класса, руководитель Адамова Л. В., координатор ГигельА. С.;

Лауреаты телекоммуникационного проекта «Вредный хруст?!» Мороз Ольга Григорьевна, Селезенок Юлия Сергеевна, 82 класс, руководитель Адамова Л. В., координатор Гигель А. С.;

4 место в телекоммуникационном  проекте «Мифики» Духовская  Ирина, Кузнецова Дарья, Бугреева Ярослава, Мартынова Диана, Литвинов Владимир, Саусис Константин, Носков Дмитрий, Шаяпов Алмаз обучающиеся 72 класса, руководитель АдамоваЛ. В., координатор Гигель А. С.;

5 место в телекоммуникационном  проекте «Математический калейдоскоп»,  Вяткина Анастасия,  Решетникова Анастасия, Редина Дарья, Жибатенко Анастасия, Крамских Виктория, обучающиеся 8 1 класса, руководители Шестухина В.В., Адамова Л. В., координатор Гигель А. С.;

 Участники проекта «Великие математики- учителя», обучающиеся  91, 71 класса, (15 человек) руководители Поплавская Л. О., Метелищенко Е. В.;  Участники Всероссийского  творческого конкурса для школьников «Дедлайн-2010» в номинации  «Свой мир мы строим сами» Адамова Надежда, Мерзлякова Елизавета, обучающиеся 102 ,   руководитель Адамова Л. В.;

Победители конкурса «Компьютерная графика и анимация» руководители Кочуб М. А., Гигель А. С.

Обучающиеся гимназии подготовили научно-исследовательские доклады под руководством   учителей кафедры Метелищенко Е. В., Адамовой Л. В. и выступили на  школьной научно-практической конференции, городской НПК «Шаги в науку», областной  НПК «Поиск», областной НПК «Россия - космическая держава», на  16 Межрегиональном экологическом фестивале детско-юношеского творчества «Белая береза» учебно-исследовательской конференции «Сохранение культурного наследия».

Мороз Ольга, Селезенок Юлия  ,  82 класс  с работой «Осторожно, чипсы!?» стали победителями в 16 Межрегиональном экологическом фестивале детско-юношеского творчества «Белая береза» учебно-исследовательской конференции «Сохранение культурного наследия», руководитель  Адамова Л. В.;

Лобачев Андрей , 91класс  с работой «Фракталы в природе»  победитель школьной научно-практической конференции, городской НПК «Шаги в науку»  руководитель  Метелищенко Е. В.;

Носков Дмитрий, 72 класс  с работой «Тополь как индикатор чистоты воздуха», стал лауреатом  заочного и очного  тура городской НПК «Шаги в науку», областной  НПК «Поиск», победителем в 16 Межрегиональном экологическом фестивале детско-юношеского творчества «Белая береза» учебно-исследовательской конференции «Сохранение культурного наследия», руководитель Адамова Л. В.

 Нарынбаев Кирилл, Швецов Максим,  72 класс  с работой «Сравнение климатических данных города Омска полученных спутником и метеостанцией» стали лауреатами в 16 Межрегиональном экологическом фестивале детско-юношеского творчества «Белая береза» учебно-исследовательской конференции «Сохранение культурного наследия», городской НПК «Шаги в науку», руководитель  Адамова Л. В.;

Нарынбаев Кирилл 72 класс  с работой «Исследование области распространения промышленных загрязнений в окрестностях города Омска по спутниковым данным» стал лауреатом областной НПК «Россия - космическая держава», руководитель  Адамова Л. В.;

Лобачева Валерия ,71 класс с работой по естествознанию  «Влияние алкоголя на крыс» стала лауреатом в 16 Межрегиональном экологическом фестивале детско-юношеского творчества «Белая береза» учебно-исследовательской конференции «Сохранение культурного наследия»,  городской НПК «Шаги в науку», руководитель Адамова Л. В.

В 2011-2012 году:

1, 3  места в телекоммуникационном проекте «Социальная активность в Интернете»  Кулаженко Алексей, Кинько Валерия, Канаев Александр, 92 класс,  руководители Гигель А. С., Кочуб М. А., координатор Гигель А. С.;

Лауреаты телекоммуникационного проекта «Дорога к звездам» Носков Дмитрий, Водолазский Даниил, Григорьев Дмитрий, Швецов Максим,  82 класс, руководитель Адамова Л. В., координатор Гигель А. С.

Стали участниками проектов:

«Вы поедите на … Марс?»  Дронов Максим, Дубровина Ангелина, Любавин Ефим, 51 класс, руководители Гигель А. С., Кочуб М. А,  координатор Гигель А. С.;

«Протяни руку помощи»  Исупова Валия, 101класс, руководитель Гигель А. С.,  координатор Гигель А. С.;

«В царстве чисел» Теплоухов Никита, Ваганова Соня, Беляков Роман, Кулеев Равиль,  6 класс, руководитель  Метелищенко Е. В.,  координатор Гигель  А. С.

В городских и областных конференциях стали лауреатами:

Бугреева Ярослава, 82 класс с работой по информатике «Компьютерный сленг обучающихся БОУ г. Омска «Гимназия №12» стала лауреатом заочного тура городской НПК «Шаги в науку», лауреатом  заочного тура НПК «Поиск»,   руководитель  Кочуб М. А.;

Носков Дмитрий, 82 класс, с работой по математике «Вокруг теоремы Пифагора»  стал  лауреатом заочного тура городской НПК «Шаги в науку», руководитель Метелищенко Е. В.;

Лобачева Валерия , 81 класс с работой по естествознанию  «Изучение влияния внешних факторов на активность α-амилазы слюны при расщеплении крахмала» стала лауреатом заочного тура городской НПК «Шаги в науку», лауреатом  заочного тура НПК «Поиск», лауреатами очного  тура НПК «Поиск»,   руководитель Адамова Л. В.

Лобачева Валерия , 81 класс  с работой по медицине «Исследование памяти школьников» приняла участие в городской научно-практической конференции   «Здоровые дети - счастливая семья», руководитель Адамова Л. В.;

Ященко А., 101 класс с работой  «Виды искусственных спутников земли  и их применение» стала победителем  в VII НПК имени  Клинышкова «Россия – космическая держава»,  руководитель  Адамова Л. В.

Активными участниками  VII НПК имени  Клинышкова «Россия – космическая держава»  стали:

Степанов А., 101 класс «Использование космических аппаратов при исследовании излучения Солнца и солнечно-земных связей»;

Швецов М., 82 класс  «Сравнение климатических данных в г. Омске , полученных спутником Aqua и метеостанцией»;

Михеев Семен, 91 класс  «Виды ракетных двигателей».

2010-2011

2011-2012

Телекоммуникационные проекты

8 проектов

5 проектов

НПК

15 человек

11 человек

С каждым годом растет количество учеников, желающих  участвовать в олимпиадах разного уровня. За последний год появилось много дистанционных олимпиад, доступных для учеников с 5 по 11 классы, а количество телекоммуникационных проектов уменьшилось. Но в них стали участвовать больше команд  наших учеников. И как показывают результаты, не безуспешно!

Штрих пятый… Компьютеризация образования.

Техническое оснащение классов проектной техникой, компьютерами, мобильными классами и интерактивными досками позволило учителям нашей кафедры активно использовать это в своей работе. Более того, подключение по локальной сети каждого кабинета к Интернету, использование ресурсов Интернета позволило расширить  возможности педагогов. Использование интерактивных методов обучения помогает добиться большей эффективности на уроке.

В 2011 году  4 учителя нашей кафедры  прошли обучение на курсах повышения квалификации        по теме  «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в основной школе по математике, физике, информатике» (Кочуб М. А., Вяденко Т. А., Поплавская Л. О., Адамова Л. В.)- 108 часов.  В  2012 году  все педагоги кафедры  прошли обучение «Дистанционное образование школьников на основе применения системы «МООДУС»». Это позволило педагогам Метелищенко Е. В., Поплавской Л. О., ВяденкоТ. А., Адамовой Л. В. принять участие в разработке дистанционного курса по алгебре, геометрии и физике на портале Дистанционного обучения Омской области (http://do.omskedu.ru/)  сентябре - декабре 2012 года, что само по себе является инновационным. В октябре 2012 года  методическая работа Бурлаковой Н. В. в информационной среде «Дневник. Ру» в качестве администратора гимназии позволило всем коллегам быстро освоить новые возможности сайта.   Кочуб М. А., Разумовская А. С.  прошли обучение «Алгоритмизация и программирование (СПО): инновационная технология обучения по Комплексной образовательной программе «Школьный университет»»; Метелищенко Е. В., по программе  ИРООО «Проектирование образовательного процесса по математике  при переходе на ФГОС», что также позволило педагогам применить новые технологии на практике.

Штрих шестой… В нашей гимназии уделяется огромное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся. В связи с этим  одним из направлений работы нашей кафедры является создание условий для духовно-нравственного развития  обучающихся на уроках физики, математики и информатики.

В 2010- 2011 годах учителями кафедры были представлены различные наработки по этой теме, как на городском, так и на всероссийском уровне.

В рамках реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках физико-математического цикла учителя кафедры разработали и реализовали проекты «Мы - дети Сибири».

Учителя кафедры поделились опытом на  десятых городских этических чтениях «Нравственность и духовность в развитии общества» по теме «Патриотическое воспитание на уроках физики» (Адамова Л. В.), «Воспитание гражданственности через внеурочную деятельность по математике» (Поплавская Л. О), печатная работа по этой теме опубликована   на портале http://www.informio.ru.

 Подготовили победителей в шестом городском фестивале творческих и исследовательских проектов «Держава»,  на  десятых городских этических чтениях  «Нравственность и духовность в развитии общества» (Нарынбаев Кирилл, Швецов Максим, Шаяпов Алмаз, 72 класс). Приняли участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические и социальные аспекты благополучия современного ребенка по теме «Духовно-нравственное  воспитание на уроках естественно-математического цикла» (Гигель А. С., Кочуб М. А., Адамова Л. В., Ермохина Т. А.).  Адамова Л. В.  выступила по теме «Роль семьи в духовно-нравственном развитии ребенка» на  III Всероссийской научно- практической  конференции «История образования и просвещения в Сибири и Казахстане».

Штрих седьмойПроведение  ежегодной весенней  декады математики, физики, информатики. Предметная декада - это  комплексная форма работы всех   педагогов кафедры  физики, математики и информатики. Кроме того- это возможность для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика. Это пример сотрудничества учителей разных предметов, а самое важное - это пример тесного взаимодействия учителя и ученика. Декада - это триумф науки, творчества, восхищения. Это возможность заинтересовать, увлечь, приблизить всех учеников к граням науки. Это огромный стимул для тех, кто хочет увидеть за сухими цифрами поэзию, музыку и красоту естественно-математических наук.

            Темы декады всегда разные: «По просторам математики, физики, информатики», «В мире точных наук»,«50-летие  полета Ю. А. Гагарина в космос», «М. В. Ломоносов- гений земли русской», к  300-летию   Михаила Васильевича Ломоносова. Это викторины, интеллектуальные игры, нестандартные уроки, тематические плакаты и газеты, КВНы, интересные беседы и конференции.

Главным результатом деятельности кафедры  учителей математики, физики и информатики становится оценка педагогом своих достижений, возможность

сравнить их с достижениями других, планирование каждым учителем

дальнейшей работы по повышению своего профессионального

мастерства. Творчество педагогов, их желание работать по- новому – основа инновационной деятельности в работе кафедры, а если интересно работать педагогу, то интересно учиться и школьникам.

Итак, это небольшие  штрихи к  нашему профессиональному портрету!  Надеемся, что они позволят вам представить портрет  учителей кафедры математики, физики и информатики  гимназии №12  города Омска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка

Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка...

Тест по МХК "Штрихи к портрету"

Учебный атериал для промежуточного контроля знаний по теме "Боги и герои Древней Греции"...

Доклад "Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольников"

Доклад на родительском собрании о ранней профессиональной ориентации дошкоьников и роли родителей....

"Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»...

Проект. Ономастикон школы: штрихи к многонациональному портрету Кубани

Возникла идея изучить происхождение фамилий учащихся нашей школы с целью показать, как прекрасна и многонациональна Кубань.Работа актуальна, поскольку направлена на развитие интереса к изучению истори...

Родительская гостиная. Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребенка (10 класс)

Классикой в профориентации можно считать модель выбора профессии. Её упоминают практически в любой статье, в любом выступлении на тему профориентации. Данная презентация основана на трех китах в модел...

Выступление на методическом совете 01.11.2022 на тему: «Взаимодействие Центра и семьи в процессе профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ»

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только школьников с нормой интеллекта, но и подростков с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей, выпускникам Центра оч...