Проект. Ономастикон школы: штрихи к многонациональному портрету Кубани
проект по русскому языку (7 класс) на тему
Возникла идея изучить происхождение фамилий учащихся нашей школы с целью показать, как прекрасна и многонациональна Кубань.
Работа актуальна, поскольку направлена на развитие интереса к изучению истории своей семьи, толерантное отношение к людям другой национальности.
Цель исследования - сформировать представление о модели многонационального мира через исследование ономастикона (фамилий учащихся) нашей школы.
Мы выдвинули гипотезу о том, что по фамилии можно узнать о судьбе рода. И поставили перед собой ряд задач, чтобы её подтвердить:
- узнать этимологию (то есть происхождение) фамилии;
- выделить основания для классификации фамилий по лексическому признаку;
- определить национальную принадлежности фамилии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozgovaya_v._onomastikon_shkoly.docx | 103.76 КБ |
Предварительный просмотр:
(Г- ЛИНГВИСТИКА) МОЗГОВАЯ Виолетта Дмитриевна,
БЕЛАЯ Екатерина Витальевна, МЕНЬШИКОВА Аделина Альбертовна,
СУХОМЛИНОВА Ангелина Владимировна,
ШЕВЧУК Анна Евгеньевна, ЯКОВЛЕВА Наталья Александровна
Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медвёдовская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Луначарского муниципального образования
Тимашевский район, 8 класс
ОНОМАСТИКОН ШКОЛЫ: ШТРИХИ К МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМУ ПОРТРЕТУ КУБАНИ.
Научный руководитель: Хмелёва Оксана Михайловна, учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ № 2
Введение
Что побудило нас к разработке проекта? На одном из уроков мы знакомились с историями о происхождении фамилий семьи, и вопрос педагога: «А знаете ли вы, что обозначают ваши фамилии, от чего они произошли?» - застал нас врасплох.
Это озадачило нас, и к следующему уроку каждый подготовил небольшое сообщение о происхождении своей фамилии. На материале фамилий класса нам удалось установить «национальность» каждой из них и выделить основание для классификации. Так, например, украинские фамилии Демиденко, Фисенко, Сулименко, русская - Ефремова и таджикская – Муратов произошли от имён; фамилии Шевчук, Чумак, Сухомлинова даны нашим предкам по роду занятий. Козловские получили свою фамилию по названию географического места, откуда они родом. Оказалось, что проводить исследование интересно и что этим занимается специальная наука – ономастика.
Возникла идея изучить происхождение фамилий учащихся нашей школы с целью показать, как прекрасна и многонациональна Кубань. Работа актуальна, поскольку направлена на развитие интереса к изучению истории своей семьи, толерантное отношение к людям другой национальности. Благодаря нашему проекту мы также осознали вклад Великой Победы в поддержание национального разнообразия мира.
Мы выдвинули гипотезу о том, что по фамилии можно узнать о судьбе рода. И поставили перед собой ряд задач, чтобы её подтвердить:
- узнать этимологию (то есть происхождение) фамилии;
- выделить основания для классификации фамилий по лексическому признаку;
- определить национальную принадлежности фамилии.
Этапы работы:
- была сформирована проектная группа из шести участников;
- отобран материал для исследования: списки фамилий учащихся с 5-го по 11-й класс (около 500 фамилий);
- каждый исследовал этимологию фамилий учащихся по параллелям;
- затем в ходе общего обсуждения рабочих материалов были выявлены основания для классификации фамилий на основе лексического и национального признака;
- далее мы произвели сравнительный анализ национального состава Кубани и школы;
- а также разработали дизайн «Фамильного диплома».
Объект исследования – «национальные» черты фамилий, предмет исследования – ономастикон школы.
Методы, используемые в работе: описательный, сравнительно-сопоставительный, статический, этимологический анализ имён собственных. Инструментарий исследования – словари, энциклопедии, методическая литература, Интернет-источники.
Часть 1
1.1 Ономастика – раздел языкознания и совокупность собственных имён
В языкознании выделяется особый раздел - ономастика (греч. оnomastike - "искусство давать имена"; onomastikos - "относящийся к имени"), занимающийся изучением собственных имен. Ономастикой называется и совокупность всех собственных имен.
Ономастика связана со всеми сферами человеческой жизни и деятельности. Везде человек употребляет собственные имена как наиболее удобный способ выделения объекта.
Ономастика изучает основные закономерности истории, развития и функционирования собственных имен. Доминирует в ономастике лингвистический компонент потому, что каждое имя - это слово, развивающееся по законам языка и информация каждого имени "добывается" с помощью лингвистических средств. Однако ономастику выделяют в особую дисциплину. Специфика её в том, что этнографический, исторический, географический, социологический, литературоведческий компоненты помогают лингвисту выделять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именованием. Кроме того, в ономастических исследованиях используются данные археологии, истории материальной и духовной культуры, биологии, теологии, философии, логики, психологии и т.д. [1].
1.2 Методы ономастических исследований
В современной ономастической науке используются разные исследовательские методы.
Описательный метод, который используется во всех общественно-исторических и естественных науках, характеризуется чётким представлением об избранном предмете изучения, последовательностью описания, систематизации, группировки или классификации, характеристики материала в соответствии с поставленной исследовательской задачей.
Задачей сравнительно-сопоставительного метода является сопоставление как всего ономастического пространства, так и его отдельных зон. Сопоставлению подлежат разнообразные явления плана содержания и плана выражения. Результаты сопоставления могут быть выражены в качественных и количественных характеристиках.
Использование статического метода основано на том, что у объекта изучения, помимо его качественной стороны, имеется сторона количественная [2].
В своей проектно-исследовательской работе мы активно применяли этимологический анализ имён собственных, который позволил определить связь имени с его исходным денотатом (обозначаемым предметом) [3], то есть выявить в какой форме и с каким значением, на базе какого языкового материала возникло имя. Предмет этимологического анализа – реконструкция первичных форм и значений имени.
Часть 2
Итак, какие же закономерности удалось установить в исследуемых фамилиях.
Первым основанием для классификации стало лексическое значение фамилий [4,5]. Здесь мы выделили несколько признаков:
- патронимический, когда фамилия образуется, как правило, от имени отца, но бывает и матери: Абдуллаев, Михайлова, Иванко, Лагута, Яковлева. Эти фамилии составляют 26% от общего количества);
- «особые приметы предка», когда в фамилии отражаются антропологические или внешние данные предка: Диковская, Белая, Чернов, Коротких (указывает на буйный нрав или, напротив, стеснительность предков, особенности их внешности) (11% от фамилий школьников);
- признак принадлежности кому-либо (князю, помещику) или привязки к местности, месту: Цебулевская (от названия городка Цибулевск), Козловский (от местечка Козловск) (5%);
- профессиональный признак, когда фамилия указывает на ремесло или род занятий предка: Золотарёв, Бондарев, Шевчук, Козленкова, Кузнецов – 26% от общего числа фамилий;
- признак прозвища или хлёсткого имени, данного по месту жительства или в семье: Меньшикова (от «меньшик» - меньший в семье), Чечкин (от «чечка» - игрушка), Колтунова (от «колтун» - словоохотливый человек), Чуб (клок волос, хохол), Мозговая (от «мозговать» - обдумать, а в южных, псковских, тверских и смоленских говорах «мозготать» значит «молоть вздор, толковать по пустякам») – 16%;
- признак флоры и фауны, времени года, погоды: признак флоры и фауны, времени года, погоды: Гусев, Козлова, Коровина, Дубов, Хмелёв, Рябинина, Ветров -11%;
- признаки местных (областных) говоров, наречий, диалектов: Дуля (диалектное слово «кукиш»), Товпеко (от «товпига» - промысловая рыба, толстолобик), Бабенко (от «прихвостень», «волокита»), Куртуков( от «куртук» -«валяться в пыли, пачкаться», из красноярских говоров). Такие фамилии составляют порядка 5%.
Затем мы анализировали морфемный состав собственных имен, ведь часто по суффиксам можно определить принадлежность фамилии к определённому языку, а человека, носящего данную фамилию, - к представителю определённой нации [4,5]. Среди этой группы мы выделили фамилии с так называемым «прозрачным», то есть понятным, значением словообразовательного форманта и со скрытым значением.
1) Большинство русских фамилий имеют суффиксы –ин, -ев, -ов, -их, -ых, - ский: Мухин, Херувимова, Беляев, Коротких, Козловский. Принадлежность к русской нации мы обнаружили у 79% исследуемых фамилий школьников.
2) Украинские фамилии образованы в основном при помощи суффикса – енко:Борисенко, Денисенко, Черненко. Лев Гумилёв предполагал, что этот суффикс тюркского происхождения. На языках адыгской группы «и ко» звучит как «его сын». Есть менее употребительные суффиксы –ак, -ечк, -ий, -ук, -ар (-арь), которые также указывают на признак украинской : Бугрий, Бречко, Бондарь, Чумак, Шевчук. Учащиеся, которые носят украинские фамилии, составляют около 12%.
3) Армянские фамилии, представленные в ономастиконе нашей школы, имеют суффикс –ян: Багдасарян, Терзиян, редко – суффикс – ов: Арутюнов. Составляют около 5% от общего количества исследуемых фамилий.
4)Фамилии, имеющие тюркское происхождение, обычно имеют суффикс –ов, -ев: Муратов, Хотамов, Давронова. Это представители узбекской, таджикской национальности. Представителей этих национальностей в школе около 0, 5%
5) Арабские корни имеют фамилии Абдуллаев (от имени «Абдулла», Сайфутдинов (от тюркского «меч», арабского «вера» - переводится как «меч религии»). Такие фамилии составляют 0,3%
6) Около 3% приходится на фамилии греческого происхождения, цыганские, венгерские, африканские фамилии и другие.
Ономастикон школы в процентном соотношении практически повторяет основной национальный состав Кубани (Приложение 1).
Самые многонациональные классы: 10 «Б», 6 «Б», 8 «А». Скорее всего, поэтому они такие темпераментные. Ведь в характере классных коллективов можно усмотреть черты горячей кавказской крови, особенности украинского уклада, русской души. Эти черты и представляют национальный портрет Кубани, в состав которой входит около 124 национальностей.
Заключение
Существует несколько оснований для классификации фамилий:
- классификация фамилий на основе словообразовательных формантов (так мы узнали «национальность» фамилии);
- классификация фамилий на основе лексического значения (выделены группы фамилий по происхождению: от имени или прозвища предка, рода занятий, места проживания и др.).
В ходе исследования было установлено, что в процентном соотношении «национальности» фамилий учащихся школы и национальный состав жителей Кубани совпадают. Ономастикон школы вносит неповторимые штрихи в многонациональный портрет Кубани.
Был разработан оригинальный дизайн фамильного диплома – это является продуктом проектной деятельности.
Список использованной литературы
Современные русские прозвища Ленского района Архангельской области // http://xreferat.com/31/828-1-sovremennye-russkie-prozvisha-lenskogo-raiyona-arhangel-skoiy-oblasti.html
- Суперанская А.В., Сталтмане В.Э. Теория и методика ономастических исследований. – м.: Астрель, 2009.
- http://les.academic.ru/298
4. Прибытко-Калюжный Ю. О смысловом значении фамилий. – Донецк, 2005
5. Федосюк Ю.А. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь// http://e-libra.ru/read/353205-russkie-familii-populyarnij-eetimologicheskij-slovar.html
6. Ведина Т.Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения//http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/102788/Vedina_-_Enciklopediya_russkih_ familiii._Taiiny_proishozhdeniya_i_znacheniya.html.
7. Словарь современных русских фамилий. – М.: Астрель, 2001.
8.AnalizFamilii.ru
9.Felomena.com
10.Onomastikon.ru
11.Ufolog.ru
(Г- ЛИНГВИСТИКА) МОЗГОВАЯ Виолетта Дмитриевна,
БЕЛАЯ Екатерина Витальевна, МЕНЬШИКОВА Аделина Альбертовна,
СУХОМЛИНОВА Ангелина Владимировна,
ШЕВЧУК Анна Евгеньевна, ЯКОВЛЕВА Наталья Александровна
Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медвёдовская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Луначарского муниципального образования
Тимашевский район, 8 класс
ОНОМАСТИКОН ШКОЛЫ: ШТРИХИ К МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМУ ПОРТРЕТУ КУБАНИ.
Научный руководитель: Хмелёва Оксана Михайловна, учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ № 2
Приложение 1
Процентный состав национальностей Кубани и МБОУ СОШ №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальные проекты в школе. Проект "СМИ. Школьная газета "Звонок""
Созданный проект даёт возможность узнать , как делается школьная газета от начала и до признания....
Урок-проект "Портретная характеристика" по картине Серова "Портрет М.Н.Ермоловой"7 класс
Методическая разработка урока-проекта "Портретная характеристика" Выработка умения работать с картиной, Обогатить речь учащихся изобразительно-выразительными средствами русского языка, помогающим...
Семь штрихов к профессиональному портрету
Итоги работы кафедры математики, физики, информатики БОУ г. Омска «Гимназия №12» за 2008-2012 годы...
Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"
Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...
Презентация к проекту Ономастикон школы
Возникла идея изучить происхождение фамилий учащихся нашей школы с целью показать, как прекрасна и многонациональна Кубань.Работа актуальна, поскольку направлена на развитие интереса к изучению истори...
Внеклассное занятие по кубановедению в школе I, II вида "Имя Кубани. Виктор Захарченко"
Разработка классного часа в школе для глухих и слабослышащих учащихся....
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова
Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...