Доклад "Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольников"
материал на тему
Доклад на родительском собрании о ранней профессиональной ориентации дошкоьников и роли родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_roditelskom_sobranii.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на родительском собрании
д/о «Играя, познаем себя»
«Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника»
Каждый прыгун знает, что прыжок будет значительно лучше, если сделать хороший разбег. Рано или поздно ваш ребенок вырастет и выберет свой жизненный путь, выберет свой способ добычи хлеба насущного, то есть профессию. Однако в этом вопросе, как и в прыжках, важен хороший разбег, который придаст прыжку дополнительный импульс и верное направление. Чем раньше будет сделан выбор будущей профессии вашим ребенком, тем больше у него время для разбега, тем больше можно успеть в подготовке его к будущей профессиональной деятельности, к трудовому прыжку.
Тем не менее, слишком рано делать этот выбор тоже не стоит, т.к. здесь слишком велика цена ошибки. Не все таланты, способности и склонности ребенка можно раскрыть сразу, часто на это требуется длительное время. И будет очень обидно, если все детство ребенка будет посвящено Миру Музыки, а потом выяснится, что настоящим его призванием является футбол.
Некоторые дети с самого раннего возраста уже знают, кем они будут, когда вырастут. Одни бредят небом или даже космосом; другие – дальними странами, морями-океанами; третьи видят себя полководцами; четвертые – врачами, учителями, милиционерами. Мало кто из детей видит себя в будущем клерками, бухгалтерами и юристами, все мечтают, как правило, о героических и романтических профессиях. Однако, таких детей мало. Большая часть детей хотят быть теми, о ком был самый последний просмотренный мультик или прочитанная книжка. После сериала о «черепашках-ниндзя» они хотят быть ниндзя, но потом они смотрят эпопею про Гарри Поттера и уже хотят быть волшебниками и т.д. Вот они-то, обычно, и становятся клерками, бухгалтерами и юристами. Случается, что дети из первой группы переходят во вторую и наоборот.
Все работы, как писал поэт, хороши – выбирай на вкус. Однако очень важно сделать правильный выбор.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Наша задача - в процессе реализации программ осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учётом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.
Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы.
В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. В первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду.
Для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) подойдут наблюдения за трудом продавца (парикмахера, водителя и др.), формирующие первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, совместные игры детей и взрослых, отражающие простейшие трудовые операции. Следует обратить внимание детей, что труд взрослых направлен на заботу о людях. При чтении детской художественной литературы советуем отмечать положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.
С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) полезными будут наблюдения, рассматривания, чтение литературы (художественной и энциклопедий), беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека. В целях знакомства с трудом людей творческих профессий (художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства) рекомендуем посещать с детьми выставки, музеи, мастер-классы, театральные постановки.
Важное место отводится знакомству с профессиями родственников, примерами трудовых династий через рассматривание альбомов с фотографиями, личные беседы и рассказы. Практика показала, что дети не знают где и кем работают родители. На вопрос «Где работает твой папа», некоторые дети отвечают «На работе». Дети не знают, какие предприятия находятся в городе, какую продукцию выпускают. Это говорит о том, что родители мало говорят о своих профессиях.
На занятиях мы не только говорим о труде, профессиях людей, но и дети рассказывают о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек. Говорим о важности этих профессий, какую пользу приносят они людям, какую профессию они хотели бы выбрать, что для этого нужно.
Анализ рассказов детей о будущей профессии, проведённый в группе показал, что 14% детей выбрали на данном этапе профессии своих родителей; 72% детей выбрали профессии людей, с которыми часто встречаются в повседневной жизни; и 14% - не определились с выбором. Особо востребованная профессия – профессия врача – 43%, 1 ребенок ответил, что профессию врача он выбрал «потому что папа сказал, что врач – это хорошо». Были названы профессии: пожарный, полицейский, ветеринарный врач, хирург, таможенник.
Важно понимать, что интересы детей в разные возрастные промежутки времени не окончательны. Даже среди взрослых людей лишь некоторые всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Многие по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Тот выбор, который люди делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, интерес ребёнка к определённому роду профессий будет не постоянен, и через некоторое время его предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что приоритеты в выборе профессии были поставлены неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
На интернет - форумах было проведено анкетирование, где один из вопросов звучал так:
Расставьте по важности для вас преимущества вашей работы.
И предлагалось 14 критериев. В итоге, после обработки 40 анкет получилось следующее:
1. Интерес к своему делу
2. Моральное удовлетворение от выполняемой работы
3. Дружный, приятный коллектив
4. Высокая зарплата
5. Хороший социальный пакет, условия труда, гибкий график
6. Хорошие отношения с руководством
7. Близость от дома
8. Возможность карьерного роста
9. Социальная важность вашей работы.
10. На работе раскрываются ваши таланты и способности
11. Престижность вашей работы
12. Большие связи в интересующих вас кругах
13. Работа вас не напрягает, не отнимает много времени
14. Работа позволяет развеяться от домашних забот.
Итак, на первом месте, с большим отрывом идет интерес к своему делу. И это вполне ожидаемо, мало людей согласится посвящать свою жизнь и свое время тому, что им не интересно, пусть даже это приносит хороший доход.
На втором месте идет отдача от своего дела – моральное удовлетворение. И это тоже вполне ожидаемо и понятно – интерес должен поощряться отдачей, иначе он быстро угасает. Причем интересно, что моральная отдача ценится в среднем выше материальной.
На третьем месте – комфортный коллектив, что подчеркивает, что человек – существо социальное и важно не только что и как он делает, важно также с кем он это дело делает. Отношения с окружающими людьми, с коллегами играют очень важную роль для большинства участников анкетирования. Все мы, прежде всего люди, а лишь потом функциональные элементы той или иной системы.
На четвертом и пятом месте – материальная отдача от работы. Тоже вполне ожидаемый результат. Ведь кушать, как говорится, хочется всегда, и если любимое дело не приносит дохода, приходится его делить с чем-то еще и, в конце концов, человек может просто разочароваться и сменить свое любимое дело на другое, также любимое, но еще и доходное.
А вот раскрытие собственных талантов и способностей оказалось на одном из последних мест. Увы, но это так. На мой взгляд, это один из негативных результатов отсутствия профессиональной подготовки и помощи со стороны родителей, которые отметили почти все опрошенные. Вот здесь есть повод задуматься.
Каковы типичные ошибки родителей в выборе критериев?
Во-первых, во многих семьях и вовсе никаких критериев выбора нет. Некоторым родителям просто лень заниматься ребенком вообще, а уж о его профессиональной ориентации они думают в самую последнюю очередь. Это приводит к случайному выбору профессии. Хотя иногда этот выбор оказывается удачным.
Во-вторых, существуют семейные традиции. Например, прадед был врачом, дед был врачом, отец был врачом. Кем же еще быть сыну? Вопрос даже не стоит. Это – династические профессии. И опять же иногда это приводит к успеху. Ребенок с детства погружен в соответствующую среду, общается с представителями своей будущей профессии, имеет преимущества в виде помощи и связей родителей, их опыта и протекции.
В-третьих, часто на первый план выводятся деньги или престиж профессии. Мне все равно, где ты работаешь, лишь бы ты зарабатывал много, купил крутую тачку, квартиру и нас, родителей, обеспечивал, - такова позиция многих отцов и матерей.
Наконец, многие чадолюбивые родители призывают ребенка найти такую работу, чтобы много не напрягаться. Где бы ни работать, лишь бы не работать! Во всех этих случаях, ребенок вполне может найти то, что ему нужно и быть вполне успешным и счастливым, но такие случаи, скорее исключение, чем правило. Это как выигрыш в лотерею – кому-то везет, но далеко не всем.
Опрос показал:
Не удовлетворены оплатой своего труда 50% опрошенных. Около 20% не удовлетворены избранной профессий. 38% сменили бы свою профессию и даже сферу деятельности, если бы поступило более выгодное предложение. Около 5% не интересна выполняемая работа. 14% не используют на работе свои таланты и способности. И только 10% отметили, что их таланты и способности полностью раскрылись в избранной профессии.
Как узнать, что выбор профессии сделан верно? Очень просто: если человек идет на работу, как на праздник, если дело «горит» в его руках, если он полностью раскрывается в своем деле, реализует свои скрытые таланты, быстро становится мастером в своем деле, испытывает чувство удовлетворенности своей работой, достигает успеха в своих делах. Если работа одновременно является и его хобби – вот признаки успешного выбора профессии.
Соответственно, выбор профессии сделан неверно, если человек на работе выматывается, идет на работу, как на каторгу, мечтает об обеде, конце рабочего дня, пятнице, отпуске…, часто меняет работу (не место работы, а именно работу, специализацию, направление деятельности), не растет профессионально и не испытывает потребности в этом, имеет разнообразные хобби, занимающие в его жизни куда более значительное место, чем работа.
Несомненно, может случиться так, что человек, сделавший неверный выбор, когда-нибудь найдет то, что ему по душе. Но это может произойти слишком поздно и будет «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Великий живописец Гойя, нашел свое призвание в изобразительном искусстве в весьма почтенном возрасте, где-то в 40 лет. Сколько бы он смог сделать, найди он себя в живописи еще в юности!
Итак, подготовить ребенка к будущей профессии, помочь ему сделать правильный выбор – одна из важнейших задач для любящих и дальновидных родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ранней профессиональной ориентации коллективное музицирование (фортепианный ансамбль) 8 год обучения
Программа рассчитана на 1 год обучения (VIII класс), которая позволяет решить поставленные задачи, приобрести опыт концертных выступлений, коллективной игры. Количество часов в неделю дается в соответ...
Презентация "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника"
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...
Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Ранняя профессиональная ориентация
Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Ранняя профессиональная ориентация, срок реализации - 1 год...
Доклад на педагогическом совете на тему «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника»
В докладе мною освещена актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Также в докладе представлены формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках указанной тем...
Доклад на тему «Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся»
Роль классного руководителя в выборе профессии учащихся....
Программа по предмету "Сольное пение" является частью дополнительной программы ранней профессиональной ориентации "Музыкальное исполнительство", срок реализации - 1 год.
Учебный предмет "Сольное пение" занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе хорового отделения. Основная направленность настоящей программы - расширение у обучающи...
Ранняя профессиональная ориентация детей в системе дополнительного образования. Перспективные направления развития
Материал отражает возможные перспективные направления деятельности педагогов дополнительного образования в вопросах, касающихся ранней профессиональной ориентации детей и подростков.Рассмотрена важнос...