Развивающие творческие задачи как средство развития личности учащихся на уроках физики
презентация к уроку по физике
Развивающие творческие задачи как средство развития личности учащихся на уроках физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._chteniya.pptx | 182.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современном мире сегодня в первую очередь пользуются спросом специалисты, которые проявляют самостоятельность мышления, творческую активность Тезис работодателя – «Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого». Поэтому одной из актуальных проблем нынешнего образования является развитие творческих способностей школьников. Физика обладает большим потенциалом для развития творческой активности, а именно умственной активности, смекалки, изобретательности, самостоятельности в выборе и решении задач, способности видеть главное.
Цель: способствовать развитию творческих способностей обучающихся на уроках физики. Задачи: развивать интерес к изучению физики; р азвивать логическое мышление, воображение; учить мыслить широко, перспективно; показать практическую направленность знаний.
Тип развивающих творческих задач по физике с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении; с неопределенной постановкой вопроса; задачи, решение которых связано с использованием подручных средств в несвойственной им роли; на поиск причин; на выбор наиболее рационального решения.
Задача с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении Например, этот тип задач я использую при закреплении темы «Скорость неравномерного движения» в 7 классе. Эти задачи учат учащихся задуматься о достоверности данных. Задача. Мотоцикл двигался в течение 15 с со скоростью 5 м/с, в течение 10 с со скоростью 8 м/с и в течение 6с со скоростью 20 м/с. Нужно найти среднюю скорость движения мотоциклиста. Ученик, решая задачу, использовал формулу и получил ответ 11 м/с. Правильно ли решил ученик задачу? Решение. Задача решена неверно. Правильное решение будет таким: , оттуда .
Задача с неопределенной постановкой вопроса При решении этих задач я учу учащихся принимать решения, когда нет ясности в том, что должно быть решено конкретно. Этот тип задач применяется мной при обобщении знаний. Пример. При погрузке древесины на грузовое судно нерассортированные по породам деревьев бревна из сосны, березы, дуба и осины стягивали тросами в произвольных комбинациях в пучки и уже потом доставляли подъемным краном на судно. Очень часто при такой постановке дела судно вскоре накренялось, и ватерлиния на одном борту оказывалась в воде, на другом – над ней. Погрузку прекращали, кое-как выправляли дело, и судно отправляли с «недогрузом». Как улучшить работу погрузочного узла? Варианты решения : Перед погрузкой сортировать лес по породам древесины (каждая порода древесины имеет свою плотность). Вначале грузить породы древесины с наибольшей плотность, равномерное размещая по погрузочной площадке, и тогда центр тяжести будет занимать наинизшее из возможных положений. Судно станет более устойчивым.
Задача, решение которых связано с использованием подручных средств в несвойственной им роли При помощи этих задач мы с обучающимися учимся находить выход из таких ситуаций, при решении которых приходится использовать смекалку, находчивость. Задача. Представите себе, что однажды вы решили на грузовике отправиться в лес за валежником. И ваш грузовик застрял в грязи. Вокруг не единой души, ждать помощи не от кого. У вас имеется только топор и веревка. Как вытащить машину из грязи, применив свои физические знания? Вариант решения: Один конец веревки привязать к грузовику, а другой – к дереву, которое необходимо рубить, чтобы оно упала в противоположную сторону от машины. Так сила тяжести и энергия падающего дерева решат эту проблему.
Задача на поиск причин Предлагая детям этот тип задач, я помогают им научиться объяснять знания о природе, применяя знания по физике. Например. На кануне вечером бушевал ветер, скорость которого достигала 50 м/с. Последствием данного природного бедствия стали поваленные стволы елей. В тоже время сосны и дубы не пострадали. Ваши пути поиска причины этого? Вариант решения: Изучить корневую систему деревьев. У сосны и дуба корни уходят глубоко в землю, у ели – поверхностная корневая система. Ствол сосны, дуба и их корни – типичный рычаг. Они оказывают огромное сопротивление опрокидыванию в отличие от ели.
Задача на выбор наиболее рационального решения С помощью этих задач, мы находим выход из ситуации, которая встречается в жизни. «Проигрывая» различные варианты, выбирается наиболее разумный. Задача. Однажды зимним днем вашу библиотеку затопило водой, потому что у соседей сверху прорвало трубу. Книги все промокли. Их возможно просушить двумя способами: горячим или холодным воздухом. Какой вариант более рациональный и почему? Вариант решения: Горячий воздух – быстрее испарении воды приведет к тому, что книги будут покороблены. Холодный воздух – вода сначала замерзнет, а потом будет медленно испарятся и не навредит книга. Второй вариант более рациональный.
Главная идея составления или подборка развивающих творческих задач такова: они должны мотивировать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, формированию своей точки зрения, к проявлению творчества. Такие задания не должны встать в ряд традиционных, а максимально возможно выполнять свою развивающую функцию. Используя в своей работе развивающие творческие задачи, я способствую формированию творческих способностей учащихся.
Литература Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. подходы, компоненты, уроки, задания/ сост. И под ред Э.М. Брверман , 2003. http:// collegy.ucoz.ru/load/5-1-0-8972 https:// nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/01/07/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-uchashchikhsya-na-urokakh-fiziki
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики
В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....
Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС
В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...
Внеклассная работа по предмету как средство развития личности учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя.
Презентация к выступлению на педагогическом совете....
«Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития личности учащихся»
Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросом: что необходимо сделать мне, как педагогу, чтобы улучшить процесс обучения и воспитания?Какие эффективные формы, методы и технологии приведут к повы...
Творческие работы как средство самореализации личности учащегося на уроках английского языка.
Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития уча...
«Сетевой, телекоммуникационный проект как средство развития личности учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности»
Наше общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в гру...