Программа элективного курса: "Столицы государств современного мира"
учебно-методическое пособие по географии (9 класс) по теме
Программа элективного курса для 9-классников разработана в общеобразовательной школе крупной городской агломерации России городе Санкт-Петербурге с учетом приобщения учащихся к современной общественно-социальной ситуации в мире, к расширению границ туризма, профессиональной деятельности человека в мире. Ученик XXI века должен ориентироваться в окружающем мире, определить в нем свое место и роль на основе научно-географического познания действительности, выявлять аналогичные аспекты жизни горожанина в любом крупном мегалополисе. Для этого необходимо сформировать представления о жизни граждан других государств мира, их проблемах, решениях этих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса по географии: "Столицы государств современного мира" | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Столицы государств современного мира.
Составила: учитель географии ГБОУ СОШ № 221 Бобровская Юлия Витальевна.
Программа допущена к использованию экспертным научно-методическим советом АППО Санкт- Петербурга.
Пояснительная записка.
Актуальность: программа элективного курса для 9-классников разработана в общеобразовательной школе крупной городской агломерации России городе Санкт-Петербурге с учетом приобщения учащихся к современной общественно-социальной ситуации в мире, к расширению границ туризма, профессиональной деятельности человека в мире. Ученик XXI века должен ориентироваться в окружающем мире, определить в нем свое место и роль на основе научно-географического познания действительности, выявлять аналогичные аспекты жизни горожанина в любом крупном мегалополисе. Для этого необходимо сформировать представления о жизни граждан других государств мира, их проблемах, решениях этих проблем. На уроках географии у ребят повышенный интерес вызывают вопросы, связанные с экономическими и культурными аспектами жизни других государств и их связи с Россией.
Современные тенденции миграционных процессов современного мира показывают стремление населения к концентрации в крупных городах каждого государства. Главным центром притяжения в любом государстве является столица – своеобразная визитная карточка.
Уровень информационного пространства настолько возрос, что необходимо знать и уметь ориентироваться не только в городе, в котором живешь и иметь представления о столицах других государств. Это позволит в дальнейшем «открыть» границы для международного сотрудничества во всех сферах жизни.
Цель: знакомство учащихся с особенностями столиц современного мира: социальными, экономическими, культурными и экологическими.
Основные задачи курса:
- передать учащимся необходимые систематические знания о столицах современных государств;
- формировать у школьников представление о ценности окружающего мира, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои общие и специфические особенности в разных странах;
- способствовать формированию уважения к истории и культуре не только своей Родины, но и других стран и народов;
- способствовать экономическому, этическому и эстетическому воспитанию школьников.
- подготовить новое поколение граждан России к быстрой ориентации в разных социальных явлениях города;
- научить подростков разбираться в материалах периодической печати и выбирать необходимую информацию;
- использовать возможности географии для ознакомления учащихся с миром столицах профессий.
Курс называется: "Столицы государств современного мира".
Он предназначен для учащихся 9 классов.
Продолжительность курса 34 часа в режиме два часа в неделю в течение полугодия.
Представленная программа предполагает проведение теоретических занятий и практических работ с использованием энциклопедической и периодической печати.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, эвристический, частично-поисковый, метод проблемного обучения.
Контроль знания осуществляется через результаты практических работ и итоговую творческую работу по курсу. Итоговая работа предполагает составление туристического маршрута по столицам стран одного или нескольких регионов (с комментариями и картой).
Автор программы: Бобровская Юлия Витальевна.
Учебно-методический комплекс учащегося: энциклопедическая литература, источники периодической печати, данные системы Интернет.
Введение – 1 час.
Знакомство с целями и задачами курса. Понятие «столица государства», ее функции. Значение столицы для государства.
Столицы стран Европы – 12 часов.
История основания и заселения столиц Европы. Особенности культуры и экономики. Местные традиции. Туристические маршруты.
Столицы стран Азии – 8 часов.
Особенности структуры «восточного города». Азиатская столица, ее роль в развитии государства. Туристические маршруты.
Столицы стран Америки – 8 часов.
История основания и заселения столиц Северной Америки и Латинской Америки. Столицы в современном мире. Туристические маршруты.
Столицы стран Африки – 3 часа.
«Визитная карточка» столиц стран Африки. Особенности культурного и экономического развития.
Столица Австралии – 1 час. Туристические маршруты.
Особенности столицы Австралии, ее место в Мировом Сообществе.
Заключительный урок – 1 час.
Защита итоговых работ учащихся.
Поурочно – тематическое планирование.
Тема | Урок | Основное содержание и практические работы |
1. Введение. 1час | 1.Что такое столица государства | 1.Знакомство с целями и задачами курса. |
2. Столицы стран Европы. Столицы Северной Европы. 2 часа | 2.Рейкьявик – столица Исландии 3.Хельсинки | 2.История основания и заселения столицы; особенности жизни населения Рейкьявика и Исландии в целом. 3.Особенности столицы северного государства. |
3. Столицы Западной и Восточной Европы. 6 часов | 4-5. Карликовые государства Европы.
6-7. Париж – центр Западной Европы.
8-9.Варшава. | 4-5. Особенности положения карликовых государств и их столиц в современном мире; культура, традиции населения. Практическая работа № 1. Составление "визитных карточек" карликовых государств.
6-7. Знакомство с Парижем , используя источники периодической печати. Выступления учащихся по опережающим заданиям. Практическая работа № 2. Составление "визитной карточки" Парижа. 8-9. История основания и заселения столицы Польши; особенности экономики и культуры. |
4. Столицы Южной Европы. 4 часа | 10-11. Мадрид. 12-13. Рим. | 10-11.Формирование образа столицы Испании с помощью энциклопедической и периодической печати. 12-13. История основания и заселения столицы Италии; жизнь современного римлянина. |
5. Столицы стран Азии. 8 часов | 14-15.Пекин. 16-17.Токио – "восточная столица" Японии. | 14-15.Особенности структуры "восточного" города; история основания и заселения столицы Китая. 16-17.Создание образа столицы Японии через самостоятельную работу учащихся с периодической печатью. |
18-19.Дели – один из древнейших городов мира. 20-21.Эр-Рияд – "нефтяная" столица. | 18-19. Образ жителя индийской столицы. Особенности культуры. Влияние колониального прошлого. 20-21.Несоответствие уровня жизни населения и уровня развития страны. | |
6. Столицы стран Северной Америки. 4 часа | 22-23. Оттава. 24-25. Вашингтон – научный и культурный центр США. | 22-23. История основания и заселения столицы Канады, жизнь современных канадцев. 24-25. Создание образа столицы США через самостоятельную работу учащихся с периодической печатью. Практическая работа № 3. Составление "визитной карточки" Вашингтона. |
7. Столицы стран Латинской Америки. 4 часа | 26-27. Мехико – крупнейший город мира. 28-29. Бразилиа – "полюс роста" Бразилии. | 26-27. История основания и заселения столицы Мексики, особенности экономики и культуры. 28-29.Особенности структуры города, определение его роли в жизни страны. |
8. Столицы стран Африки. 3 часа | 30-31. Претория – столица страны с двойной экономикой. | 30-31.Создание образа столицы ЮАР через самостоятельную работу учащихся с периодической печатью. Практическая работа № 4. Составление "визитной карточки" города. |
9. Столица Австралии. 1 час | 33.Канберра. | 33. Определение места столицы Австралии в современном мире с помощью источников периодической печати. |
9. Столица Австралии. 1 час | 33.Канберра. | 33. Определение места столицы Австралии в современном мире с помощью источников периодической печати. |
9. Столица Австралии. 1 час | 33.Канберра. | 33. Определение места столицы Австралии в современном мире с помощью источников периодической печати. |
32. Каир | 32.Особенности культурного и экономического развития. | |
9. Столица Австралии. 1 час | 33. Канберра. | 33.Определение места столицы Австралии в мире с помощью источников периодической печати. |
10. Заключительный урок. 1час | 34.Защита итоговых работ учащихся |
Список литературы для учителя и учащихся:
- Большой Энциклопедический словарь.- М: БРЭ,1997.
- Бурова И.И. Великобритания. – СПб.: Лениздат 1999.
- Журнал ГЕО.
- Журнал «Вокруг света».
- Журнал «Всемирный следопыт».
- Лаппо Г.М. География городов. – М.: ВЛАДОС 1997.
- Максаковский В.П. Географическая культура. –М: ВЛАДОС 1998.
- Народонаселение: энциклопедический словарь. – М.: БРЭ 1994.
- Перцик Е.Н. Города мира. – М.:Международные отношения 1999.
- http://verhovtseva.ucoz.ru/load/videokollekcija/geografija/15-5-2
- http://www.mirgeografii.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе "В мире народных сказок"
Рабочая программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательну...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....
Элективный курс Физика в современном мире
Календарно тематическое планирование элективног курса" Физика в современном мире"...
программа элективного курса Человек в современном мире
Программа элективного курса для подготовки к итоговой аттестации...
Рабочая программа элективного курса История государства и права России
Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование элективного курса по праву "История государства и права России"....
Методическая разработка к уроку "Типы государств современного мира" в 10 классе
Презентация к уроку "Типы государств" в 10 классе по учебнику Ю.Н.Гладкого (УМК "Полярная звезда")...
Рабочая программа элективного курса "Глобальная география современного мира"
Элективный курс по географии 10-11 класс...