Конспект урока по теме «Явление электромагнитной индукции», 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Конспект открытого урока по теме "Явление электромагнитной индукции", 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Явление электромагнитной индукции»
Цели:
- Оперативные учебные цели:
- активное овладение новыми теоретическими знаниями:
явление электромагнитной индукции, индукционный ток.
- формирование умений применять знание условий возникновения явления электромагнитной индукции для решения качественных и экспериментальных задач.
- Развивающие учебные цели:
- Формирование аналитической способности выявлять сходства и различия при объяснении механизма возникновения индукционного тока в различных опытах.
- Развитие скорости выполнения действий при выполнении устных заданий.
- Оперативные воспитывающие цели:
- Формирование умений учащихся концентрировать внимание как необходимого условия успешности выполнения задания.
- Воспитание целенаправленного осознанного отношения личности к выполняемой работе посредством формирования навыков предельной внимательности при анализе ответов учащихся.
- Воспитание положительного отношения к труду посредством создания условий для возникновения положительных эмоций у учащихся от правильности, успешности и быстроты решения заданий при закреплении знаний.
План урока
№ п/п | Этап урока | Достигаемые цели урока на данном этапе | Деятельность учащихся и учителя | Время |
1. | Проверка усвоения уч-ся ранее изученного материала | 3.1 | 1. Ученик у доски решает интерактивный Тест к уроку "Магнитный поток" (http://class-fizika.narod.ru/9_class.htm). 2. Учащиеся выполняют по вариантам тест по теме «Магнитный поток» (Приложение № 1) 3. Разбор теста. | 12 мин |
2. | Усвоение нового материала | 2.1 2.2 1.1 1.2 | 1. Анализ учащимися слайда (приложение № 2):
2. Формулировка учителем темы и целей урока (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf) 3. Демонстрация порождения магнитного поля электрическим током (DVD – модель электромагнита). 4. Постановка перед учащимися проблемы – можно ли с помощью магнитного поля получить электрический ток? 5. Демонстрация опыта Фарадея. 6. Формулировка определения явления электромагнитной индукции. 7. Демонстрация виртуальных опытов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf 8. Фронтальный эксперимент: Цель – выяснить на опыте от чего зависит направление и сила индукционного тока. 9. Формулировка выводов на основе проведенных опытов. | 2 мин 1 мин 2 мин 1 мин 3 мин 3 мин 5 мин 7 мин 2 мин |
3. | Закрепление материала | 1.2 3.1 3.2 3.3 | Разбор тестовых заданий, предлагаемых на ГИА и ЕГЭ по теме «Электромагнитная индукция» (Приложение № 2). | 5 мин |
4. | Домашнее задание | § 49 упр.39 Посмотреть видео фильм «Майкл Фарадей» (Майкл Фарадей (1791-1867) - Класс!ная физика) | 2 мин | |
Ход урока
- Проверка усвоения учащимися ранее изученного материала.
Учитель. На предыдущем уроке мы, продолжая изучение раздела «Электромагнитное поле», ввели новую характеристику магнитного поля – магнитный поток. Давайте проверим, как вы усвоили это понятие.
Ученики.
1. Ученик у доски решает интерактивный Тест к уроку "Магнитный поток" (http://class-fizika.narod.ru/9_class.htm).
2. Учащиеся выполняют по вариантам тест по теме «Магнитный поток» (Приложение № 1)
Учитель: Разберем тест, который вы решали.
- Изучение нового материала.
Учитель. Проанализируйте слайд, представленный на экране:
- Назовите, изображенные на слайде технические устройства.
- Ответьте на вопрос: «Что объединяет эти устройства?»
(приложение № 2)
Учитель. В основе действия всех представленных на слайде технических устройств лежит явление электромагнитной индукции, с которым мы сегодня познакомимся. Формулировка учителем темы и целей урока (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf)
Учащиеся. Записывают в тетради тему урока - «Явление электромагнитной индукции».
Учитель. В прошлом году вы изучали устройство и принцип действия электромагнита. Давайте вспомним этот материал, посмотрев видео опыт.
Учащиеся. Смотрят опыт (DVD – модель электромагнита).
Учитель. Данный опыт в очередной раз подтверждает, что электрический ток порождает магнитное поле. А возможен ли обратный процесс? Можно ли с помощью магнитного поля получить электрический ток?
Учащиеся. Высказывают свои предположения.
Учитель. В 1821 году английский физик Майкл Фарадей (демонстрация портрета М. Фарадея) записал в своем дневнике «Превратить магнетизм в электричество». На решение поставленной задачи у него ушло 10 лет.
Учитель. Давайте повторим некоторые опыты Фарадея. (Демонстрация – в катушку, соединенную с гальванометром вносят и выносят постоянный магнит).
Учитель. Постоянный магнит можно заменить катушкой с током. (Демонстрация виртуальных опытов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee83-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_3.swf)
Учитель. Используя понятие магнитный поток, сформулируйте вывод о том, когда в катушке возникает электрический ток?
Учащиеся. Делают выводы о возникновении электрического тока при изменении магнитного потока, пронизывающего катушку.
Учитель. Явление возникновение электрического тока в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур, и называется явлением электромагнитной индукции, а сам ток называют индукционным.
Учащиеся. Записывают определение явления электромагнитной индукции в тетрадь.
Учитель. Выясним в ходе фронтального эксперимента, от чего зависит направление и сила индукционного тока.
Учащиеся. Выполняют дифференцированный фронтальный эксперимент.
(Оборудование: катушка-виток, соединенная с миллиамперметром, постоянный полосовой магнит)
Задание учащимся 1 ряда
- Внесите в катушку-виток магнит южным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
- Выносите из катушки-витка магнит южным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
- Сделайте вывод, от чего зависит направление индукционного тока.
Задание учащимся 2 ряда
- Внесите в катушку-виток магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
- Выносите из катушки-витка магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите направление индукционного тока в катушке.
- Сделайте вывод, от чего зависит направление индукционного тока.
Задание учащимся 3 ряда
- Медленно внесите в катушку-виток магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите силу индукционного тока возникающего в катушке.
- Быстро внесите в катушку-виток магнит северным полюсом. По отклонению стрелки микроамперметра определите силу индукционного тока возникающего в катушке.
- Сделайте вывод, от чего зависит сила индукционного тока.
Учащиеся. Формулировка и запись в тетрадях выводов на основе проведенных опытов:
- Направление индукционного тока зависит от направления магнитных линий и от того, как изменяется магнитный поток – увеличивается или уменьшается.
- Сила индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока.
3. Закрепление изученного материала.
Учитель. Вы познакомились сегодня с явлением электромагнитной индукции. Для закрепления изученного материала, выполним небольшой тест, который я составила из заданий, предлагаемых учащимся при сдаче ГИА и ЕГЭ.
Учащиеся. Устно разбирают тестовые задания, комментируя их.
Тест «Электромагнитная индукция»
- Домашнее задание
Учитель.
- Дома вы читаете § 49.
- Письменно выполняете упражнение № 39.
- Посмотреть видео фильм «Майкл Фарадей» (Майкл Фарадей (1791-1867) - Класс!ная физика)
- По желанию приготовить презентацию о применении явления электромагнитной индукции в технике.
Приложение № 1
Тест по теме «Магнитный поток»
- Магнитный поток зависит от
- Модуля вектора магнитной индукции
- Площади контура
- Ориентации контура по отношению к линиям индукции магнитного поля
- Всего перечисленного в 1,2 и 3 пунктах
- Как должна располагаться плоскость витка по отношению к линиям магнитной индукции, чтобы магнитный поток был равен нулю?
- Перпендикулярно линиям
- Параллельно линиям
- Под некоторым углом к линиям
- Магнитный поток не зависит от расположения контура
- Как должна располагаться плоскость витка по отношению к линиям магнитной индукции, чтобы магнитный поток был максимальным?
- Перпендикулярно линиям
- Параллельно линиям
- Под некоторым углом к линиям
- Магнитный поток не зависит от расположения контура
- На рисунке показано направление линий магнитного поля. В этом магнитном поле перемещают замкнутый виток проволоки сначала вертикально вверх так, что плоскость витка параллельна линиям индукции магнитного поля (на рисунке – ситуация А), затем в горизонтальном направлении так, что плоскость витка перпендикулярна линиям индукции магнитного поля ( на рисунке – ситуация Б). При каком движении рамки происходи изменение магнитного потока?
- Только в А 3) И в А, и в Б
- Только в Б 4) Ни в А, ни в Б
- На рисунке показано направление линий магнитного поля. В этом магнитном поле перемещают замкнутый виток проволоки сначала вертикально вверх так, что плоскость витка параллельна линиям индукции магнитного поля (на рисунке – ситуация А), затем вращают вокруг горизонтальной оси ( на рисунке – ситуация Б). При каком движении рамки происходи изменение магнитного потока?
- Только в А 3) И в А, и в Б
- Только в Б 4) Ни в А, ни в Б
Приложение №2
Приложение № 3
Тест «Электромагнитная индукция»
А 1 | Фарадей обнаружил | |||||||||
1) отклонение магнитной стрелки при протекании электрического тока по проводу 2) взаимодействие параллельных проводников с током 3) возникновение тока в замкнутой катушке при опускании в неё магнита 4) взаимодействие двух магнитных стрелок | ||||||||||
А 2 | В металлическое кольцо в течение первых двух секунд вдвигают магнит, в течение следующих двух секунд магнит оставляют неподвижным внутри кольца, в течение последующих двух секунд его вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток?
| |||||||||
А 3 | Какой процесс объясняется явлением электромагнитной индукции? | |||||||||
1) отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током 2) возникновение силы, действующей на движущуюся заряженную частицу в магнитном поле 3) взаимодействие двух проводов с током 4) появление тока в замкнутой катушке при удалении из неё постоянного магнита | ||||||||||
А 4 | Одно проводящее кольцо с разрезом поднимают из начального положения вверх над полосовым магнитом, а второе сплошное проводящее кольцо из начального положения (рис.) смещают вправо. При этом индукционный ток 1) течет только в первом кольце 2) течет только во втором кольце 3) течет и в первом, и во втором кольце 4) не течет ни в первом, ни во втором кольце | |||||||||
А 5 | На рисунке показаны два способа вращения рамки в однородном магнитном поле. Ток в рамке
| |||||||||
А 6 | Один раз полосовой магнит падает сквозь неподвижное металлическое кольцо южным полюсом вниз, а второй раз – северным полюсом вниз. Ток в кольце | |||||||||
1) возникает в обоих случаях 2) не возникает ни в одном из случаев 3) возникает только в первом случае 4) возникает только во втором случае |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: «Явления электромагнитной индукции»
Цели урока:- Обучающая – ознакомить с понятием явления электромагнитной индукции и ее применение на практике.- Развивающие –развивать умение...
Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.
Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/07/picture-1370039-1638901798.jpg)
План-конспект урока по физике "Явление электромагнитнй индукции" 9 класс
В данном материале представл план - конспект классической формы проведения урока....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/06/picture-904454-1583496911.png)
Урок по теме "Явление электромагнитной индукции"
Урок-исследование явления электромагнитной индукции. 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/15/picture-1452779-1707967496.jpg)
Технологическая карта урока на тему "Явление электромагнитной индукции"
Тип урока: урок открытия нового знания.Вместе с технологической картой урока приложены готовые таблицы для выполнения лабораторной работы на уроке....