План-конспект урока по физике "Явление электромагнитнй индукции" 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс)

Ираида Боронтова

В данном материале представл план - конспект классической формы проведения урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: «Явление электромагнитной индукции»
  2. Класс - 9
  3. Учитель: Боронтова И.А., учитель физики МБОУ «Школа № 73»

Тип урока: урок получения нового знания

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая

Цель урока:

  • образовательная 

Ученики должны знать: - явление ЭМИ заключается в возникновении индукционного тока в замкнутом проводящем контуре при

 изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур;

                                                - явление ЭМИ возникает в следующих случаях (при движении магнита относительно катушки, и катушка относительно магнита, при замыкании и размыкании ключа в электрической цепи, при вращении катушки внутри магнита и магнита внутри катушки).

  • развивающая: 

     Ученики должны уметь: - пользуясь рисунками в учебнике и инструкцией проводить самостоятельно опыты;

                                                        - анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы;

                                                        - обобщать результаты опытов;

                                                        - использовать ранее полученные знания для получения нового знания.

                                     - работать в группе.

воспитательная:

 Ученики должны понимать:

                                              - значение нового знания для развития человеческой цивилизации;

                                             - совместная деятельность помогает эффективнее решать поставленные задачи.

Этап урока

Длительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

1 мин.

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих на уроке, настраивает на активную деятельность на уроке, формулирует цель урока

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на активную деятельность на уроке

2.Актуализация знаний

3 мин.

Учитель задает вопросы

1.Что называют электрическим током?

2.При каком условии в цепи возникает электрический ток?

3. Что такое магнитное поле? При каком условии существует магнитное поле?

4. Что характеризует магнитный поток?

5. Какими способами можно изменить   магнитный поток?

Ученики отвечают на вопросы

1.Электрическим током называют направленное движение заряженных частиц под действием электрического поля.

2.В цепи возникает электрический ток, если есть источник тока, провода, потребители и цепь замкнута.

3.Магнитное поле — это особый вид материи.  Магнитное поле

существует вокруг движущихся зарядов, проводников с током или вокруг постоянных магнитов.

4. Магнитный поток характеризует магнитное поле, пронизывающее замкнутый проводящий контур.

5. Магнитный поток, пронизывающий контур изменяется при изменении модуля вектора магнитной индукции, площади контура и при вращении контура.

3. Изучение нового материала

 а)  Постановка проблемного вопроса

б)  Постановка проблемного опыта

в) теоретическое обоснование результатов опыта

г)экспериментальная работа в группах

д) совместное обсуждение результатов работы в группах

е) получение нового знания

27 мин.

Учитель задает проблемный вопрос

Возможно ли наличие тока в проводнике без источника тока?

Учитель демонстрирует проблемный опыт

 

Учитель задает вопросы

1. Почему стрелка гальванометра приходит в движение? Что является причиной?

2. Какова причина появления тока?

3.Может ли магнитное поле «создать» электрический ток? На этот вопрос мы ответим, когда каждая группа проведет исследование.

Учитель контролирует выполнение задания

Учитель организует совместное обсуждение результатов работы в группах

Учитель контролирует и корректирует ответы учеников

Учитель задает вопросы с целью обобщения результатов опытов и получения вывода на поставленный проблемный вопрос

1.Что общего можно выделить во всех трех опытах ?

2.При каких условиях в замкнутом проводящем контуре возникает ток?

3.Ответьте на предыдуий вопрос, используя понятие «магнитный поток».

4.  Возможно ли наличие тока в проводнике без источника тока? При каких условиях?

Учитель подводит итог исследований

Явление, которое вы наблюдали называют электромагнитной индукцией (ЭМИ). Это явление впервые было обнаружено Майклом Фарадеем в 1820 году. «Превратить магнетизм в электричество» – так записал в своём дневнике в 1822 году М. Фарадей. Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею для решения этой задачи. Ток, возникающий в замкнутом контуре, называется индукционным.

Ученики высказывают  свои предположения с  обоснованием

  • да и т.д.....
  • Нет и т.д.....

Ученики наблюдают

Ученики отвечают на вопросы

1.В цепи протекает электрический ток.

2.Ученики, обсуждая результаты опыта, выясняют, что они не знают ответа.

Ученики проводят эксперимент.

Класс разбивается на 6 групп.

Группы 1,4. Задание: Собрать установку по рисунку 119 учебника. Привести в движение магнит относительно катушки, и катушку относительно магнита. Выявить зависимость силы тока в цепи от скорости движения магнита (катушки). Сделать выводы и записать их в тетрадь.

Приборы: полосовой магнит, соединительные провода, миллиамперметр, катушка.

Группы 2,5. Задание: Собрать установку по рисунку 120 учебника. Замыкать и размыкать ключ. Сделать выводы и записать их в тетрадь.

 Приборы: источник тока, 2 катушки, соединительные провода, миллиамперметр.

Группы 3,6 Задание: Собрать установку по рисунку 121  учебника. Привести во вращение катушку внутри магнита. Выявить зависимость силы тока в церии от скорости вращения. Сделать выводы и записать их в тетрадь.

Приборы: подковообразный магнит, рамка, соединительные провода, миллиамперметр, катушка.

Представители групп докладывают о результатах проведенных опытов

Группы 1,4. При движении магнита относительно катушки, и катушки относительно магнита стрелка гальванометра отклоняется, следовательно в цепи протекает электрический ток. Сила тока в цепи зависит от скорости движения магнита (катушки). Чем с большей скоростью двигают магнит (катушку), тем большее значение силы тока.

Группы 2,5.

При замыкании и размыкании ключа стрелка гальванометра отклоняется, следовательно в цепи протекает электрический ток.

Группы 3,6

При вращении катушки внутри магнита стрелка гальванометра отклоняется, следовательно в цепи протекает электрический ток.   Чем с большей скоростью вращается магнит, тем большее значение силы тока в цепи.

Ученики отвечают на вопросы

1.Магнитное поле изменяется.

2.В замкнутом проводящем контуре возникает ток при изменении магнитного поля, пронизывающего контур.

3.В замкнутом проводящем контуре возникает ток при изменении магнитного потока, пронизывающего контур.

4. В замкнутом проводящем контуре может возникать электрический  ток при изменении магнитного потока, пронизывающего контур.

Ученики записывают вывод в тетрадь

Явление ЭМИ заключается в возникновении индукционного тока в замкнутом проводящем контуре при

 изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур.

Закрепление изученного  материала

а)  ответ на поставленный вопрос под руководством учителя

б) самостоятельное решение качественной задачи

7 мин.

Учитель предлагает решить качественную задачу

В стальной сердечник трансформатора, подключенного к напряжению 220В (РНШ) вносят замкнутый контур с лампочкой. Почему загорается лампочка при этом? Объясните наблюдаемое явление

   

Учитель контролирует и корректирует выполнение задания

Ученики под руководством учителя решают качественную задачу

Через катушку протекает ток. Катушка с током аналогична полосовому магниту, есть два полюса. Вблизи магнита поле сильнее, при удалении — ослабевает При приближении замкнутого проводящего контура к катушке с током в нем возникает явление ЭМИ, протекает индукционный ток. лампочка загорается.

Ученики самостоятельно отвечают на вопрос в учебнике (упр.36, №2)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1 мин.

Учитель задает вопросы

1.Какое новое знание на этом уроке вы открыли для себя?

2.Какие  умения вам потребовались для получения нового знания?

3. Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Ученики отвечают на вопросы

1. …...

2. …..

3. …..  

6.Организационный

1 мин.

Комментирует домашнее задание

Параграф 36, выучить определения, подготовить сообщение и презентацию (3 слайда) по одной из тем:

  • Майкл Фарадей -жизненный и научный путь;
  • применение ЭМИ в трансформаторах;
  • поезда на магнитной подушке;
  •  металлоискатели (детекторы металлов);
  • запись и информации на магнитные носители и чтение с них.

Записывают домашнее задание в дневник

Параграф 36, выучить определения, подготовить сообщение и презентацию (3 слайда) по одной из тем:

  • Майкл Фарадей -жизненный и научный путь.....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

Конспект открытого урока  по английскому языку. Тема урока:  "Путешествие".  ...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока -  “Going shopping”....

План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока

Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.

Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...