Урок по теме "Явление электромагнитной индукции"
методическая разработка по физике (9 класс)

Трускова Оксана Сергеевна

План урока, презентация, практическое задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yavlenie_emi1.pptx2.97 МБ
Файл prakticheskoe_zadanie.docx1.58 МБ
Microsoft Office document icon urok_elektromagnitnaya_induktsiya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение по теме «Магнитное поле»

Слайд 2

Повторение по теме «Магнитное поле»

Слайд 3

Повторение по теме «Магнитное поле»

Слайд 4

Выберите варианты правильных ответов: 1 . Магнитное поле существует … а) вокруг проводника с током б) вокруг движущихся заряженных частиц в) вокруг неподвижных зарядов г) вокруг магнита

Слайд 5

2. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле ? а ) Эрстед б) Ньютон в) Архимед г) Ом

Слайд 6

3. Проводник, показанный на рисунке, притягивается к магниту, потому что: а ) проводник медный б) на проводник действует сила Ампера б) проводник наэлектризован в) проводник слабо натянут

Слайд 7

4. Определите направление силы Ампера: N S а) вверх б) вниз в) влево Г) вправо д) к нам е) от нас

Слайд 8

5. Чтобы увеличить магнитный поток нужно: а) алюминиевую рамку заменить железной б) поднимать рамку вверх в) взять более слабый магнит г) усилить магнитное поле

Слайд 9

Может ли магнитное поле создать электрическое?

Слайд 10

Майкл Фарадей (22.09 .1791 - 25.08.1867) 1821 год - " Превратить магнетизм в электричество"

Слайд 11

ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ

Слайд 12

Майкл Фарадей (22.09 .1791 - 25.08.1867) 1821 год - " Превратить магнетизм в электричество" 29 августа 1831 года – открытие явления электромагнитной индукции

Слайд 13

Опыты Фарадея Постоянный магнит Гальванометр Катушка Соединительные провода

Слайд 14

Индукционный – «наведенный»

Слайд 15

До Утверждения После 1. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда магнит двигается относительно катушки. 2. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда катушка движется относительно неподвижного магнита. 3. Направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее. 4. Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше значение индукционного тока.

Слайд 16

Опыт 1 Вывод : ток в цепи катушки существует только во время движения магнита относительно катушки.

Слайд 17

До Утверждения После 1. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда магнит двигается относительно катушки. 2. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда катушка движется относительно неподвижного магнита. 3. Направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее. 4. Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше значение индукционного тока.

Слайд 18

Опыт 2 Вывод: и ндукционный ток возникает когда движется катушка, а магнит остается неподвижным.

Слайд 19

До Утверждения После 1. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда магнит двигается относительно катушки. 2. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда катушка движется относительно неподвижного магнита. 3. Направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее. 4. Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше значение индукционного тока.

Слайд 20

Опыт 3 Вывод: направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее.

Слайд 21

Вывод: Направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее. До Утверждения После 1. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда магнит двигается относительно катушки. 2. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда катушка движется относительно неподвижного магнита. 3. Направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее. 4. Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше значение индукционного тока.

Слайд 22

Вывод: Направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее. До Утверждения После 1. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда магнит двигается относительно катушки. 2. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда катушка движется относительно неподвижного магнита. 3. Направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее. 4. Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше значение индукционного тока.

Слайд 23

Явление ЭМИ: возникновение индукционного тока в замкнутом проводнике при всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника.

Слайд 25

На уроке мне было трудно Немного затруднялся, но всё понятно На роке было интересно, я все понял


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 9  классе. Учитель физики Трускова Оксана Сергеевна

Тема урока:
 Явление электромагнитной индукции.

Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала».


Дидактическая цель: изучение практической направленности знаний физических законов и формирование умений их применить на практике.

Образовательная цель: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции, установить связь между магнитными и электрическими полями, показать значение этого явления для физики и техники.

Развивающая цель: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная цель: на примере великих ученых показать нравственные и культурные ценности человеческой жизни, идеалы и принципы творческой личности.

Форма организации познавательного процесса – групповая

Этап урока 1. Организационный

(включение в деловой ритм, подготовка класса к работе)

Этап урока 2.Проверка знаний,  умений,  ответить на вопросы по раннее изученной теме.

(выполнение самостоятельной работы( тестирование) по изученным ранее темам)

Этап урока 3. Тема и цель урока.

(объявление темы и цели урока, знакомство учащихся с  планом урока)


Этап урока  4  Вызов

(создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Моя деятельность направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. 

Предлагаю начать урок с небольшого социологического исследования. Вы согласны? Поднимите руку те, кто всегда носит с собой мобильный телефон. Для чего чаще всего используете мобильник? Мобильный телефон стал сейчас для многих необходимой вещью. Можно и с друзьями пообщаться, и музыку послушать, и найти нужные сведения в интернете, и поиграть, но все это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если вы находитесь, например, в походе? Как поступить в подобном случае? Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные варианты. 

Предлагаю учащимся ответить на вопрос «Что может объединять Майкла Фарадея, который жил в 19 столетии и беспроводное зарядное устройство для мобильного телефона и устройства для зарядки телефона без источника питания, которые были изобретены в 21 веке.


Показываю зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо внешнего источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает? 

Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит. Я открою вам секрет, в основу работы положено явление
электромагнитной индукции, которое и будет темой  нашего урока.


Эрстед  доказал, что вокруг

проводника с током существует магнитное поле. Значит, имея электрический ток, можно получить магнитное поле.

А нельзя ли наоборот, имея магнитное поле, получить электрический ток? Что для этого нужно сделать?

Такую задачу поставил перед собой Майкл Фарадей и решал ее почти 10 лет. Предлагаю попробовать решить ее сегодня на уроке. Согласны?


Давайте вместе сформулируем цели урока


Деятельность учащихся направлена на:

- вспоминание того, что им известно по данному вопросу; выдвижение предположений; систематизацию информации до изучения нового материала; формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы.

Пытаются разрешить проблемную ситуацию, 



идет обсуждение принципа работы данного устройства

 

Понять в чем заключается сущность явления
Уметь описывать и объяснять физическое явление; 
привести примеры практического использования физического явления.


Учащиеся определяют цель урока


- диагностика имеющихся знаний построенная на ассоциативном методе с использованием образно-критического мышления, дает учащимся свободу выбора, использует разные методы и формы памяти: речевую, зрительную, слуховую (воспроизведение учителем). 

- создана проблемная ситуация: как подзарядить мобильный телефон, не имея источника тока







- эврическая беседа, выдвижение гипотезы создание поисковой ситуации, установление взаимосвязи между явлениями.


Этап урока 5 - Осмысление 
(сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Провожу опыт с магнитом и катушкой.

Что происходит при движении магнита?

О чем говорит отклонение стрелки гальванометра?

Когда появляется ток в катушке?

Если магнит неподвижен, что показывает гальванометр?

Из понятий:

магнит

катушка

электрический ток

изменение магнитного потока

гальванометр

какое понятие  является ключевым для нашей темы?

Так, когда возникает ток в катушке?

Физическое явление  Электромагнитной индукции заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменении магнитного потока, пронизывающего данный контур. Причина возникновения электрического тока в замкнутом контуре – изменение магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур.


Самостоятельная работа по учебнику

А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы поняли явление электромагнитной индукции. Для этого откройте учебники на стр. 164 -165  и попробуйте через 2 мин. объяснить опыты, изображенные на рис.127 и рис.128. При этом можно общаться друг с другом, пользоваться текстом учебника, но через две минуты, я хочу, чтобы вы объяснили эти опыты у доски. Самому отважному – оценка 5. Помните, что магнитный поток зависит от числа линий магнитной индукции, от площади контура и от ориентации контура в магнитном поле.

Учитель показывает опыты возникновения индукционного тока при замыкании и размыкании цепи, при перемещении одной катушки относительно другой, при перемещении ползунка реостата.




учащиеся делают вывод о том, что неподвижный магнит не создает тока, а движущийся создает.

Учащиеся делают вывод, что создать электрический ток в катушке можно при изменении магнитного поля





Работают в группах с учебником, объясняют опыты, находят причину возникновения индукционного тока в каждом случае.

Учащие объясняют у доски, почему при замыкании и размыкании цепи, при перемещении катушки и ползунка реостата возникает индукционный ток.


Демонстрация эксперимента учащимся у доски с логическим выводом. Создание проблемной ситуации (при каких условиях возникает ЭМИ)

 Сопоставление, сравнение, обоснование. Построение рассуждений, самостоятельный вывод определения явления электромагнитной индукции.


Самостоятельная работа с текстом учебника направленная на формирование умения самостоятельно обрабатывать информацию, логически, образно мыслить. 


Этап урока 6  - Развитие коммуникативных  универсальных учебных действий 

(формирование умения работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других)

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание

Учащиеся получают задание по группам:

- объяснить принцип работы зарядного устройства на основании явления электромагнитной индукции;

- объяснить принцип работы трансформатора;

- объяснить отклонение алюминиевого кольца при внесении в него магнита.

Учитель заслушивает ответы на поставленные вопросы.


Итак, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Так что же  объединяет Майкла Фарадея и беспроводное зарядное устройство для мобильного телефона и устройства для зарядки телефона без источника питания данной теме.

Сегодня на уроке мы с вами
изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;                               

Достигли ли мы поставленной цели?


через сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания урока) учащиеся в группах попытаются объяснить принцип устройства и работы зарядного устройства, трансформатора и поведения кольца  в магнитном поле на основе изученного явления электромагнитной индукции



Все это объединяет явление электромагнитной индукции.

Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового

Рефлексия

Оцени свою работу на уроке!

Мои умения и навыки

😐

Я умею проводить и объяснять опыты Фарадея

Я знаю, от чего зависит возникновение индукционного тока в проводнике

Я знаю, что такое индукционный ток

Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике

Общее впечатление от урока



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"

Данный урок «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея» - является продолжением темы «Электромагнитные явления» в 9 классе. Очень интересная тема  с исторической, теоретической и практической точк...

Презентация к урокам "Магнитное поле", "Электромагнитная индукция"

Данная презентация используется  на повторно - обобщающем уроке, в качестве повторения и обобщения материала.После повторения дается тест на 2 варианта....

Урок-презентация "Явление электромагнитной индукции"

«Превратить магнетизм в электричество»- записал Фарадей  в своем дневнике. 1821г. И только через10 лет он смог решить эту задачу. Мы с вами откроем, то, что Фарадей не мог открыть 10 лет, за неск...

Презентация к уроку по теме "Электромагнитная индукция" 11 клас

Презентация подготовлена в соответствии с рабочей программой общеобразовательной средней школы и может быть использована  как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего занят...

Презентация к уроку "Открытие явления электромагнитной индукции" 9класс

Урок-открытие, на котором открытие явления электромагнитной индукции происходит самими учащимися,  выяснение, что гипотеза и эксперимент являются методами научного познания....

Открытый урок по теме: Электромагнитная индукция. «От производной к производству или история одного открытия»

Открытый урок по теме:Электромагнитная индукция.«От производной к производству или история одного открытия»...