Применение технологии открытого пространства для активизации познавательной деятельности студентов
статья

Котова Татьяна Юрьевна

Модернизация среднего профессионального образования в Российской Федерации вносит изменения не только в структуру, управление и оценку качества профессионального образования (далее - ПО), но и в процесс обучения, структуру учебного занятия и методику его организации. Одна из главных задач стратегии развития системы подготовки рабочих кадров  и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации - это обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики [3]. Отсюда следует, что образовательные результаты не должны сводиться к простой комбинации знаний и навыков, а быть ориентированы на решение реальных задач, их формирование должно быть на продуктивном уровне (практико-ориентированный подход).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_top_statya_kotovaav_1.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии «открытого пространства» для активизации познавательной деятельности студентов.

Котова Т.Ю.

Малышева А.В.

Модернизация среднего профессионального образования в Российской Федерации вносит изменения не только в структуру, управление и оценку качества профессионального образования (далее - ПО), но и в процесс обучения, структуру учебного занятия и методику его организации. Одна из главных задач стратегии развития системы подготовки рабочих кадров  и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации - это обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики [3]. Отсюда следует, что образовательные результаты не должны сводиться к простой комбинации знаний и навыков, а быть ориентированы на решение реальных задач, их формирование должно быть на продуктивном уровне (практико-ориентированный подход)[2].

Продуктивный уровень усвоения деятельности отличается тем, что он не основывается на воспроизведении - «делай как я». Продуктивный уровень – это формирование умений применять усвоенную информацию в нестандартных ситуациях и при решении нетиповых задач, в том числе практических, прикладных.

Говоря о дидактических особенностях формирования знаний на продуктивном уровне, следует отметить, что применяемые педагогические технологии должны активизировать познавательную деятельность обучающегося.

Исследованием активизации познавательной деятельности занимались многие советские и российские ученые.

Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова изучали познавательную деятельность учащихся в рамках самостоятельной работы.

Познавательную активность в рамках творческо-поисковой деятельности учащихся исследовали Б.И. Коротяев, В.Г. Разумовский, А.В. Усова и др.

Поиск рациональных методов и приемов познавательной деятельности и вооружение ими учащихся осуществляли  Б.И. Коротяев, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.

Формирование познавательных интересов учащихся в общедидактическом аспекте раскрыли Г.И. Щукина, Л.И. Божович и др.

Активизации учащихся в учении как необходимое условие повышения качества знаний учащихся посвятили свои работы Л.П Аристова, М.И. Еникеев, И.Ф. Харламов [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что познавательная деятельность учащихся – это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на продуктивном уровне способами деятельности.

Очевидно, что познавательная деятельность является важным компонентом образовательной деятельности обучающихся. При этом стоит отметить, что у студентов среднего профессионального образования она развита на достаточно низком уровне.  Проблема активизации познавательной деятельности студентов является одной из важнейшей в системе современного образования и её решение является актуальным.

Традиционно активизируют познавательную деятельность учащихся технологией проблемного обучения и игровыми технологиями.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

- рецензировать ответы товарищей;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- заниматься обучением отстающих;

- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

-  создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

-  решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

На мой взгляд, в практике преподавания дисциплины «Экология» наиболее эффективной является технология открытого пространства («Open Space»).

Технология открытого пространства  рассматривается как способ организации различных людей с целью создания интенсивной коммуникации между ними. При этом происходит отказ от традиционных практик лидерства, каждый участник процесса вне зависимости от своего статуса получает возможность предлагать тему для обсуждения и высказывать собственное мнение. Изобретателем термина и самого подхода считается Харрисон Оуэн.

Применительно к образовательной сфере технология «Open Space» может применяться как форма проведения учебного занятия, как аналог ставшим традиционными конференциям и круглым столам. Относительно учебного процесса данный метод показывает свою эффективность при изучении общественно-значимых предметов, таких как экология.

Открытое образовательное пространство, являясь основным условием реализации  технологии открытого образования, включает в себя:

- тип деятельности, при котором возможны новые действия и новые понимания,  обучающийся должен увидеть результат своего действия непосредственно, а не только через внешнюю оценку;

- правила социальных отношений, в рамках которых допускается и даже приветствуется, что обучающийся делает нечто, чего ещё не делал, обсуждает своё понимание и готов обсуждать с другими их понимание;

- символические формы, позволяющие обсуждать версии замысла действий и версии понимания.

Лучше всего технология работает в случае, если:

- заявленная тема вызывает живой интерес у участников;

- присутствует активная позиция аудитории: импульс обсуждения исходит от нее – ничего не произойдет, если все будут сидеть и ждать;

- окружающая среда относительно нейтральна, она обеспечивает условия для самоорганизации;

- высокий уровень сложности и многоплановость проблемы, делающие невозможным ее решение одним человеком;

- разнообразие мнений, перспектив и навыков участников относительно заявленной темы;

- наличие реального или потенциального конфликта, который будет двигать обсуждение вперед [4].

В рамках своей предметной области «Экология» для применения технологии открытого пространства я выбрала тему «Автомобильный транспорт и окружающая среда». Данная тема является актуальной для каждого, потому что автомобильный транспорт, генерирующий шум и загрязняющий атмосферный воздух, является одним из основных источников загрязнения окружающей среды в крупных городах и населенных пунктах, а также представляющих угрозу жизни человека. Целью урока являлось формирование новых образовательных результатов: знаний и общих компетенций.

В ходе методической разработки занятия были выделены следующие этапы урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Целеполагание.
  3. Формирование групп по плану работы и инструктаж.
  4. Основной этап-формирование новых образовательных результатов:
  • Индивидуальная работа по формированию образовательных результатов;
  • Обсуждение, результатов в группе.
  1. Презентация, контроль и оценка результатов познавательной деятельности.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

Согласно технологии открытого пространства «встреча» с учащимися начинается без заранее составленного круга вопросов. Формулируется лишь центральная тема, вокруг которой участники создают свою собственную повестку урока для параллельной работы в группах. Таким образом, обозначив тему урока «Автомобильный транспорт и окружающая среда», учащиеся смогли обозначить важный для себя круг вопросов (создание проблемного поля), которые необходимо решить, работая как индивидуально, так и в группах. Так был организован этап мотивации к учебной деятельности и этап целеполагания.

Учащиеся после выдвижения проблемного поля делятся на соответствующие группы по обсуждаемым вопросам. В случае, если учащийся  решил участвовать в обсуждении нескольких групп, работающих параллельно, он может свободного перемещаться от одной группы к другой, в этом также реализуется принцип открытого пространства. Каждая группа в ходе обсуждения ведет протокол, суммирующий все высказываемые участниками тезисы и аргументы. На данном этапе происходит формирование нового образовательного результата, при этом каждый учащиеся работают как индивидуально, так и в группе.

По окончании основного этапа протоколы объединяются в один документ, который тиражируется и вручается каждому из участников, - презентация познавательной деятельности.  

Проведя контроль и оценку, можно заметить, что обучающиеся проявили самостоятельность в формировании выводов и обобщений, аргументированность собственных суждений, критичность, смогли самостоятельно рефлексировать свою деятельность с учетом поставленных задач на всех этапах познания.

В ходе анализа проведенного урока с применением технологии открытого пространства можно утверждать, что студенты проявили инициативность, энергичность; проявили положительное отношение к познанию, в том числе и в ситуации преодоления трудностей, творчество и оригинальность мышления.

Таким образом, создание в процессе обучения открытого образовательного пространства, обеспечивающего вариативность и избыточность содержательного компонента обучения, является современной технологий активизирующей познавательную деятельность учащихся.

Применение технологий, активизирующих познавательную деятельность учащихся способствует формированию знаний на продуктивном уровне.

Список использованных источников

1. Ерошенко, С.Н. Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях // Вестник ОГУ 9. Научно-методический журнал, 2004. С. 81-82

 2. Коган, Е.Я., Посталюк, Н.Ю. Организация образовательных ресурсов высшей школы: ответ на вызовы современной экономики. // Экономика образования. Научно-методический журнал, 2008. том 4. С. 110-115

3. Министерство образования и науки Российской Федерации Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн

4. Средняк, К.В.  Технология открытого пространства: как и когда работает?  // Вестник НГТУ им. Р.Э. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». Научно-методический журнал, 2014. С. 23-27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках математики и информатики

Презентация к проекту "Активизация познавательной деятельности на уроках математики и информатики"...

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках физики

В процессе приобретения студентами знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею.  Активно управляемый процесс направлен ...

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...

«Применение инновационных технологий на уроках биологии. Активизация познавательной деятельности учащихся».

Нет ничего более ценного, чем обмен опытом, желание совершенствоваться, стремление наполнить жизнь детей добром, радостью открытий, желанием узнавать мир, счастьем. Каждый ребёнок - это целый мир. И к...

«Персональный сайт преподавателя как инструмент активизации познавательной деятельности студентов»

Статья содержит опыт практического применения пресонального сайта преподавателя в образовательном процессе...