Урок физики на тему "Закон Архимеда"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Цель урока: сформировать понятие Архимедовой силы, изучить действие жидкости на погруженное в них тело, экспериментально исследовав зависимость выталкивающей силы от других физических величин;
способствовать формированию умений делать выводы и обобщения; развивать навыки самостоятельной работы;
продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать дисциплинированность, аккуратность и коммуникабельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_arkhimeda.docx | 49.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сынып Класс | Ф-7 |
Күнi Дата |
Сабақ №
Урок № ______
Сабақтын такырыбы:
Тема урока: Архимедова сила
Cабақтың максаты
Цель урока: сформировать понятие Архимедовой силы, изучить действие жидкости на погруженное в них тело, экспериментально исследовав зависимость выталкивающей силы от других физических величин;
способствовать формированию умений делать выводы и обобщения; развивать навыки самостоятельной работы;
продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать дисциплинированность, аккуратность и коммуникабельность.
Сабақтың түрi:
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы: проблемно-поисковый.
Көрнекi кұралдар:
Оборудование урока: наборы тел, динамометры, емкости для жидкости, компьютер, экран, сосуд с водой, раствор соли.
Презентация урока, раздаточный материал (тест, рабочие листы для оформления результатов исследования, рефлексия).
САБАҚТЫҢ БАРЫСЫ
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте. Садитесь.
- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы «Архимедова сила», для этого наш урок построен таким образом (слайд )
Постановка цели урока.
II. Мотивация
Перед вами 5 фигур, расположите их перед собой в одну линию.
- Возьмите одну из них и впишите туда свое имя.
Это ваши бейджики. Прикрепите их на грудь.
ЗАДАНИЕ 1.
Учитесь чувствовать к себе признательность за все, что бы вы не делали. Поднимите правую руку и погладьте себя по голове хотя бы за то, что вы согласились поучаствовать в мастер-классе: “Какой я молодец!”
ЗАДАНИЕ 2.
Найдите текст, где буквами написано название Вашей геометрической фигуры.
Прочтите его.
Вы узнаете себя?
Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
Вот сегодня мы это и выясним.
III. Актуализация знаний
Но прежде чем мы ответим на данный вопрос давайте вспомним материал предыдущих уроков
- Какой ученый вывел закон, который утверждает: “Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа”. (Паскаль.)
- Каким прибором измеряют силу. (Динамометр.)
- Куда направлена выталкивающая сила? (Вверх.)
- С погружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая величина характеризует увеличение давления в жидкости? (Глубина.)
- Математическая величина, которая характеризуется произведением длины, ширины и высоты. (Объем)
- Какая сила, действует на опору или подвес. (Вес.)
- А ну-ка, быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости... (Давление.)
- Что получилось по вертикали в выделенных клетках:
Скажи, какой великий человек
Прославил свой далекий, древний век
Тем, что открыл для жидкости закон,
Тем, что навек был в физику влюблен.* (Архимед.)
IV. Изучение нового материала
А Архимед это как раз тот человек, который поможет нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Открываем тетради, записываем число и тему сегодняшнего урока «Архимедова сила»
Сиракузы. III век до нашей эры.
Автор: Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона,
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались — корона!
Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много —
Сколько нужно — в самый раз.
Ювелиру на заказ.
Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон,
Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро можно к золоту хитро,
А того и хуже — медь
(если совесть не иметь)…
Гиерон: Вот корона, Архимед,
Золотая, или нет?
Архимед: Чистым золотом сверкает.
Гиерон: Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро можно к золоту хитро,
А того и хуже — медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то:
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить…
Автор: И задумался ученый,
Что известно? ВЕС короны,
Ну а как найти ОБЪЕМ?
Думал ночью, думал днем.
И однажды в ванне моясь
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода —
Догадался он тогда,
Как найти ОБЪЕМ короны
И помчался к Гиерону
Не обут и не одет…
А народ кричит вослед:
Что случилось, Архимед?
Может быть, землетрясенье?
Или в городе пожар?
Всполошился весь базар!
Закрывали лавки даже.
Шум, и крики, и смятенье!
Он промчался мимо стражи.
Архимед: Эврика! Нашел решенье!
Автор: Во дворец примчался он
Архимед: Я придумал, Гиерон!
Во дворце
Архимед: Эврика! Раскрыл секрет!
Гиерон: Ты оденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон,
И расскажешь все полом!
Архимед: Пусть весы сюда несут
И с водой большой сосуд…
Все доставить Гиерону!
(Слуги все приносят)
На весы кладем корону
И теперь такой же ровно
Ищем слиток золотой…
(Находит кусок золота, по весу равный короне)
Гиерон: Все понятно!
Архимед: Нет, постой!
Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда —
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю.
Гиерон: А корону?
Архимед: Вынимаю.
В воду золото опустим…
Гиерон: В воду золото? Допустим…
Архимед: Поднялась опять вода
Метку ставлю я …
Гиерон: Куда?
Архимед: Ну конечно же по краю.
Гиерон: Ничего не понимаю.
Лишь две черточки я вижу:
Эта — выше, эта — ниже.
Но какой же вывод главный?
Архимед: Равный вес.
Объем — не равный!
Понимаешь, Гиерон.
Я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой:
Тело вытеснит…
Гиерон: Постой!
Говоришь, объем не равный?
Мастер мой — мошенник явный!
За фальшивую корону
Он ответит по закону!
Автор: На этом прервалась беседа…
Немало воды утекло с стой поры,
Но помнят закон Архимеда
Работа в группах.
Отчего зависит Архимедова сила?
Чтобы ответить на этот вопрос проведем работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на поставленный вопрос.
Задание первой группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема и разной плотности (алюминиевый и медный цилиндры), нить.
1.Определите вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= Н
2.Определите вес алюминиевого цилиндра в воде. Р2= Н
3.Найдите архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр. Р1 - Р2= Н
4.Определите вес медного цилиндра в воздухе. Р3= Н
5.Определите вес медного цилиндра в воде. Р4= Н
6.Найдите архимедову силу, действующую на медный цилиндр. Р3 - Р4 =
7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Ответ: архимедова сила …………………………………от плотности тела.
Задание второй группе
Определите зависимость архимедовой силы от объема тела.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема (алюминиевые цилиндры), динамометр, нить.
1.Определите вес большого цилиндра в воздухе. Р1= Н
2. Определите вес большого цилиндра в воде. Р2= Н
3.Найдите архимедову силу, действующую на большой цилиндр. Р1 –Р2= Н
4.Определите вес маленького цилиндра в воздухе. Р3= Н
5. Определите вес маленького цилиндра в воде. Р4= Н
6.Найдите архимедову силу, действующую на маленький цилиндр. Р3 –Р4= Н
7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от объема тела.
Ответ: архимедова сила …………………………………от объема тела.
Задание третьей группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной водой и соленой водой, шар.
1.Определите вес шара в воздухе. Р1= Н
2. Определите вес шара в пресной воде. Р2= Н
3.Найдите архимедову силу, действующую на шар в пресной воде. Р1 – Р2 = Н
4.Определите вес шара в воздухе. Р1= Н
5. Определите вес шара в соленой воде. Р3= Н
6.Найдите архимедову силу, действующую на шар в соленой воде. Р1- Р2 = Н
7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.
Ответ: архимедова сила …………………………………от плотности жидкости.
Задание четвертой группе
Определите зависимость архимедовой силы от глубины погружения.
Оборудование: динамометр, нить, мензурка с водой, алюминиевый цилиндр.
1.Определите вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= Н
2. Определите вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 5 см. Р2= Н
3.Найдите архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр в воде.
Р1 – Р2 = Н
4.Определите вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= Н
5. Определите вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 10 см. Р3= Н
6.Найдите архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр во втором случае.
Р1 – Р3 = Н
7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Ответ: архимедова сила …………………………………от глубины погружения тела.
Задание пятой группе
Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, кусочек пластилина.
1.Кусочку пластилина придайте форму куба.
2. Определите вес пластилина в воздухе. Р1= Н
3. Определите вес пластилина воде. Р2 = Н
4.Найдите архимедову силу, действующую на кусочек пластилина. Р1 – Р2 = Н
5.Кусочку пластилина придайте форму шара.
6. Определите вес пластилина в воздухе. Р3= Н
7. Определите вес пластилина воде. Р4= Н
8.Найдите архимедову силу, действующую на кусочек пластилина. Р3-Р4= Н
9.Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от формы тела.
Ответ: архимедова сила …………………………………от формы тела.
После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем – на доске в виде таблицы:
Архимедова сила | |
не зависит от: | зависит от: |
1) формы тела; 2) плотности тела 3) глубины погружения. | 1) объема тела; 2) плотности жидкости. |
Мы узнали о том, что архимедова сила зависит от объема тела и плотности жидкости. Как теоретически объяснить действие жидкости на погруженное в неё тело. Опыты показывают, что действие жидкости направлено вверх.
Физкультминутка
Значение выталкивающей силы можно определить используя прибор, который находится перед вами.
Прибор носит название "ведерко Архимеда". Это пружина с указателем, шкала, ведерко, цилиндр, того же объема, отливной сосуд, стакан.
Здесь пружина выполняет роль динамометра.
На основании этого опыта делаем вывод: выталкивающая сила равна весу жидкости, вытесненной телом.
Формулируется закон Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная по величине весу жидкости, вытесненной телом.
Итак, опыт подтвердил, что архимедова (или выталкивающая) сила равна весу жидкости в объеме тела, т.е. FA = РЖ = g m ж.
Массу жидкости m ж , вытесняемую телом, можно выразить через её плотность (ρж) и объем тела (Vт) погруженного в жидкость (так как Vж – объем вытесненной телом жидкости равен Vт – объему тела, погруженного в жидкость , Vж = Vт), т.е. mж = ρжVт.
Тогда получим
FА = gρжVт.
V. Первичное закрепление
Определить выталкивающую силу, действующую в морской воде на камень объемом 1,6 м3.
Дано: V = 1,6 м3 g = 9,8 Н/кг ρж = 1030 кг/м3 | Решение: FА = gρжV. FА = 9,8 м/кг. 1030 кг/м3. 1,6 м3 = 16 480 Н ≈ 16,5 кН. Ответ: FА = 16,5 кН. |
FА - ? |
VI.Закрепление знаний учащихся.
ТЕСТ
№ | Вопрос |
| Варианты ответов | Ответ |
1 | На какое тело действует большая архимедова сила? | А) На первое |
| |
2 | На какое тело действует меньшая выталкивающая сила? | А) На третье |
| |
3 | На какое тело действует большая архимедова сила? | А) На первое |
| |
4 | К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт? | А)Перевесит цилиндр в спирте |
| |
5 | Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3 | А) 10Н |
|
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Решали самостоятельно поставленные перед вами проблемы. Делали правильные выводы.
Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Я надеюсь, что полученные вами знания об архимедовой силе вы будете использовать не только на уроках по различным предметам, но и будете применять их в повседневной жизни.
Как вы считаете, мы ответили на поставленный вопрос в начале урока? Почему собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места.
Рефлексия.
на листе бумаги обведите свою ладошку.
каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
- большой –для меня это важно и интересно …
- указательный- я получил конкретные рекомендации…
- средний- мне было трудно ( не понравилось)…
- безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец- для меня было недостаточно…
Задание на дом.
§ 44, упр. 25 (4)
Творческое задание: написать сочинение на тему: “Если бы Архимедова сила исчезла…”.
Легенда об Архимеде была взята с сайта - http://podelise.ru/docs/index-26522498-2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."
Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...
Урок физики" Сила Архимеда. Закон Архимеда." в 7 классе с использованием ЭОР.
Методическая разработка урока физики в 7 классе с использованием ЭОР....
Урок физики в 7 классе по теме "Закон Архимеда"
Методическая разработка урока физики в 7 классе "Закон Архимеда". Тип урока - урок исследование, содержит экспериментальную работу учащихся по группам. Каждая группа выполняет свои задания, посл...
Урок физики 7 класс "Сила Архимеда"
Урок физики "Сила Архимеда"...
Урок физики "Закон Архимеда"
Урок по теме «Закон Архимеда» я провела, стремясь претворить в жизнь завет К. Д. Ушинского: главная цель обучения и воспитания – «дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу»...
Технологическая карта урока физики «Сила Архимеда».
Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая труктурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...